Темп, tempus - этимология

Время (ЕТ) любить, и время (ЕТ) ненавидеть;
время (ЕТ) войне, и время (ЕТ) миру
Екклесиаст 3:8


1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -темп-. Значение - быстрота протекания какого-либо действия, процесса.
Этимология – нет; других данных – нет.

б) Словарь Макса Фасмера

Впервые у Петра I; см. Смирнов 289. Через нем. Теmро или непосредственно из ит. tеmро от лат. tempus, род. п. -oris.

в) Словарь Даля

Темп м. лат. франц. мера времени, в дробных частях, размер; в музыке: такт, мера; || военное прием ружьем, раз или разы. На-караул делали прежде в три, а теперь в два темпа.

г)  Викисловарь (лат.). Tempus (лат.)

* Этимология 1. Из прото-индо-европейского * темпами  (растяжения), от корня * Темп-  (чтобы stetch, строка), откуда также Templum  (храм) и Tempora. Первоначально это слово означало "то, что растягивается, растяжения" > "растянуть (времени)" > "время, случай".

* Этимология 2. Из прото-индо-европейского * десять  (храм головы), связанные с латинского Templum  (храм, храм головы).

* Этимология 3. Наверное, от Tempus  (Время).

д)  Примеры  применения термина

Самый ранний - 63 г. до н.э., Цицерон, «Первая речь против Катилины»: «O tempora! O mores!» (О времена! О нравы!).

2) Обобщение и вывод

Очевидно «фоновое» понятие, есть в основных европейских языках: англ., фран., нем., итал., исп.; производят от лат.  tempus – время.

* Связь между содержанием понятия (время) и графикой (знаками) – не комментируется; объяснение строится по принципу «наверное».

* Нет примеров применения понятия, не понятна связь Templum (храм в Риме) – Tempus (время) - разные категории философии. Невразумительна и конструкция «прото-индо-европейского»  истолкования (как это, кто носитель, где тексты???).

Вывод

В фоновом понятии «темп»  надо искать значение «время»  и какую-либо  определяющую его характеристику, например – количество движения в единицу времени, ритм движения.

Время — одно из основных понятий философии, условная сравнительная мера движения  материи, необратимое течение (протекающее в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.

Так как окружающий мир осмысливался в античное и средневековое время в связи с Божеством, то и язык термина должен иметь связь с признанным официально  сакральным  языком. Религия евреев (а соответственно и язык иврит) была признана официально в Римской империи (евреи - «друзья римского народа»).


3) Терминология  иврита и библейский образ

Итак, темп - степень быстроты исполнения чего-либо: музыкального произведения, произнесения слов в потоке речи, движений, из которых состоит какое-либо  спортивное упражнение, и др.; движение материи в единицу времени.

Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни.

TEMP, прочитаем слово наоборот, как в иврите - PMET = PM+ET понятие – латинизировано, скорее всего, аббревиатура (сокращены гласные). TEMPUS, TEMP – корень TEMP; возможно US = ивр. АСА, УСА делать; был сделан.

При выделении корней у нас моментально появляются термины иврита ПААМ и ЕТ.

а) П.М. = ивр. ПААМ биться, стучать, пульсировать; ПААМ раз (количество движения), шаг, биение, стук; ПААМА шаг, ритм (скорость протекания процессов), такт (муз.).

* Викисловарь (перевод Гугл)

Ивр. ПААМ (pa'am). Значения - время: экземпляр, явлением; шаг, ритм; экземпляр ступая ногой; ход, бить, как сердцебиение.

б) ЕТ = ивр. ЕТ время, срок, пора (момент). В прямом значении - «время», употребляется в Библии  226 раз; т.е. термин хорошо известен.
 
Очевидно, что представленные термины иврита полностью соответствуют значению понятия «темп» – движению (чего-либо, материи) в условную меру времени (отрезок бытия). Шаг во времени, стук (отсчет, сигнал) во времени - все движение совершается во времени; время – единица движения чего-либо. Таким образом, латинский термин «темп»  составлен из двух корней иврита, транслитерация (передача терминов другим алфавитом).

4) Библейский образ

а) ПААМ ритм

* Судей 13:25: «И начал Дух Господень действовать (ПААМ) в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом».

* Бытие 33:3: «А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз (ПААМ), подходя к брату своему»; (7 раз поклонов за единицу времени = ритм, скорость протекания процессов).

* Екклесиаст 7:22: «ибо сердце твое знает много случаев (ПААМ), когда и сам ты злословил других».

б)  ЕТ время

* Левит 26:4: «то Я дам вам дожди в свое время (ЕТ), и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой».

* Екклесиаст 3:1: «Всему свое время, и время (ЕТ) всякой вещи под небом».

Источники

См. стронг иврита 6471, ПААМ
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_386.htm

См. стронг иврита 6265, ЕТ
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_372.htm

5) Влияние идеологии иудаизма в Древнем Риме

Все работы автора рассчитаны на объём знаний «среднего» человека, на «стандартную» школьную или Вузовскую программу, в которых роль иудеохристианства и иудаизма в развитии Римской империи представлена не полно (мягко говоря).
 Внесём разъяснение в эту проблему - а были ли евреи во времена Цицерона в Риме, а если были то, каково их влияние? В Риме жили люди разных  национальностей, каждая из диаспор имела  определенное влияние в римских институтах власти, не так ли?

* Историки сообщают, что в I веке до н.э. в Риме (городе) проживало в разные периоды века от 8000 до 20 000 евреев, они занимались  ремеслом и торговлей, среди них были врачи, актеры, писатели, поэты и музыканты; много было синагог, историками приводятся примеры о переходе знатных римлянок в иудаизм.

* Обратим внимание на речь Цицерона «В защиту Флакка» (59 г. до н.э.), которая была произнесена в защиту пропретора провинции Азия, присвоившего золото евреев (деньги Иерусалимского храма).
Цицерон сообщает: «Далее следует известная ненависть к еврейскому золоту. Неудивительно, что это дело обсуждается недалеко от Аврелиевых ступеней. Именно из-за этого обвинения, Лелий, (обвинитель Флакка) ты выбрал именно это место и эту толпу; ты знаешь как велика эта шайка, сколько в ней спайки, как она сильна в наших народных собраниях. Я буду говорить это пониженным голосом, чтобы только судьи могли услышать. Ибо нет недостатка в тех, которые подстрекают этих презренных против меня и против каждого из лучших граждан. …

Когда от имени евреев стали ежегодно высылать в Иерусалим из Италии и всех наших провинций золото, Флакк запретил эдиктом экспортировать золото из Азии. Разве среди вас, судьи, кто-нибудь на самом деле посмеет не одобрить это? Сенат часто еще прежде и в мое консульство строжайшим образом запрещал экспортировать золото. На самом деле противостоять их варварскому суеверию было актом твердости, а пренебрежение толпой евреев, разжигающих страсти в наших народных собраниях, было делом глубочайшей ответственности во имя Республики».

Местом политических акций в Риме были Аврелиевы ступени (трибунала) - одно из центральных мест на Форуме, сюда собирались любители политических баталий; когда какой-либо лидер хотел добиться поддержки у толпы – он приходил на «ступени».   Цицерон отчетливо указывает на степень влияния еврейской диаспоры в Риме. 

Надо отметить, что до Цицерона в Риме собственно  не существовало латинской философской терминологии, пользовались греческой; сами  римляне считали его своим главным учителем философии, поскольку именно он стал создателем латинской
философской терминологии.

Таким образом, понятие «те+мп» (пм+ет) сформировалось в результате тесного материального и духовного контакта семитской (Финикия, Израиль) и греко-латинской культур - фоновое знание Средиземноморской цивилизации. 

9.12.2014, уточнено 28.2.2018 г.


Рецензии