Воспитание, что это?
«Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним…
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом…
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.»
В 2008 году в изданной мною книге «Информационная система «Человек» я поместил статью «Воспитание". Привожу её.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, изд. Москва 1983 год этот термин определён как навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой.
Недостатков в этом определении, на мой взгляд, несколько. Поскольку «навык» управляется рефлекторно (подсознательно), то понятие «привитые навыки поведения» более обосновано применять в отношении «воспитания» животного. Поведение же человека зависит от процесса мышления, поэтому понятие «воспитание человека» должно быть иным, отличающимся от дрессуры. Воспитание – это не «навыки», а процесс, в ходе которого собственно и осуществляется воспитание. Для животного – это формирование навыков поведения, а для человека – это формирование личных законов поведения. Это постепенный процесс настройки своего Разума на принятие решений в какой-либо ситуации.
В этом процессе участвуют воспитатель и воспитываемый. В роли воспитателей выступают, в качестве объективных факторов, природные условия и общественные отношения в стране проживания. В качестве субъективных факторов – нравы людей, сформировавшиеся под влиянием общественно-экономической формации, её общественные ценности, общественные ценности равной по возрасту с воспитываемым человеком среды и пропаганда, представляющая в качестве ценностей заказную информацию. К воспитателям от пропаганды относятся средства массовой информации, школа, общественные организации, церковь и семья.
Объективные факторы не преследуют воспитательных целей, но воздействуют на мышление человека и учитываются им при выработке поведенческих реакций на конкретные ситуации. Эти факторы являются первичными и играют ведущую роль в воспитании. В отличие от объективных факторов субъективные преследуют в воспитании те или иные цели, от благородных и благоприятных до низменных и вредных для человека.
Воспитатель в процессе воспитания может быть или Данко, или бараном-палачом – третьего не дано. Данко – это один из героев рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль». Когда его племя заблудилось во мгле лесов, и ему грозила гибель, Данко вырвал из груди своё сердце и, освещая им путь, вывел людей из тьмы к свету, к жизни. «Баран-палач» - это психологический приём, применяемый на скотобойне: в стадо овец внедряется дрессированный баран, который по определённой команде увлекает за собой стадо к местам забоя. Этому барану на скотобойне даруют жизнь, чтобы не дрессировать нового, остальным – нет.
Кто-то из читателей этой статьи вздохнёт и скажет: «Как тяжело быть бараном». Вторя вздохом ему, другой подумает: «Как хорошо, что в племени людей оказался Данко, как жаль, что там он был один».
Но, перейдём от воспитателей к воспитанникам, ведь именно они, их Разум, являются основным предметом темы. Если Разум человека будет пассивен, то перспективу его жизни будут определять или Данко, или баран-палач. Причин пассивности Разума может быть несколько, важнейшими из них являются: неуважение человеком Человека в самом себе, пассивность в познании мира, скудность мировоззрения и информационных баз учёности, а также неопрятность и допущение в свою память разрушающей, сбивающей с толку вредной информации.
ВОСПИТАНИЕ – это процесс формирования человеком своего «Поведенческого кодекса» под воздействием воспитателей.
При формировании «Поведенческого кодекса» человек должен критически анализировать любую информацию.Любую!!! Выявлять в ней полезную для себя, брезгливо отметать бесполезную информацию, а вредную не запоминать и не допускать к мышлению. На этом статья в книге окончена.
В заключение общения с моим читателем хочу обратить его внимание на современное понимание термина «воспитание». Посмотрите на определения, приведенные в начале этой статьи. Видите? - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её… это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека… это ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Человек здесь, в лучшем случае, - техническое средство, а в худшем – баран. Его формируют, а не он формирует. Конечно, это не страшно – в любом случае свой «Поведенческий кодекс» человек формирует сам. Но много слов будет пущено воспитателями на ветер при расхождении их с реальностью и много человеко/часов будет посвящено не благой цели. В этой статье есть и такая фраза «В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи…».
Читатель, какой «идеал человека данной исторической эпохи» ты хотел бы назвать? Конечно, если ты сыт и денег должно хватить до получки.
На сайте КПРФ опубликовано: «Антинародное буржуазное государство будет заниматься патриотическим воспитанием общества?» 2012-10-21 07:53 kprf.ru
В статье говорится: «Президент Путин своим указом создал новый орган власти – управление по общественным проектам. Которое будет существовать в рамках администрации президента России, сообщает newsru.com. Данный шаг предпринят в рамках мер по совершенствованию государственной политики в области патриотического воспитания и укрепления духовно-нравственных основ российского общества, передает РИА Новости».
Эти сведения вызвали ряд вопросов: 1. Если первой целью являются аппараты президента и премьера, то зачем создавать управление? 2. Если целью являются безработные и бомжи, то как и где думают их воспитывать? 3. Если целью являются профессора и преподаватели Бауманского университета, то как и когда будут замаскированы стяжатели в администрации ВУЗа? 4. Если целью являются учителя школ и дети, то им не позавидуешь, тем более, если в руководящих структурах государства задача воспитания патриотизма не будет решена. 5. Если целью являются владельцы капитала, то неужто в стране есть те, кто их будет воспитывать? 6. Если целью являются люди, отбывающие тюремный срок, то это действительно им во благо – что-то новенькое.
Воспитатель! Ты Данко или Баран-палач?
Свидетельство о публикации №212102401718
государства. Сегодня вместо нравственного воспитания идёт
духовное разложение общества. Россия находится в глубочайшем
кризисе. Жадность и коррупция, как ржавчина, разъедает
всё общество. Выход из сложившейся ситуации есть, но
с большим потрясением всех существующих устоев и жизненных
ситуаций. Об этом я пишу в статье: "Глобальный кризис
системы воспитания". Нужны совершенно другие жизненные
ориентиры.
Юрий Иванов 4 16.06.2013 14:57 Заявить о нарушении
Николай Мурашев 23.06.2013 23:14 Заявить о нарушении