Аффект, affectus - этимология
оправдывают негодяев, объясняя всё
болезненным состоянием и аффектами,
между тем эти оправдательные приговоры,
это очевидное послабление и потворство, к
добру не ведут
Чехов, «Рассказ старшего садовника», 1894
Прав великий психолог Антон Павлович – «очевидное послабление и потворство, к добру не ведут», актуальная тема для современного общества; в СНГ конкуренция и незащищённость личности в коллективах в последнее время значительно выросла, столкновения между людьми на обыденной бытовой почве происходят постоянно. Распространенное явление в момент перехода к новой системе социальных отношений, старая система ценностей отвергнута, новая еще не создана или не стала законом общества. Нередко интересы индивидуума ущемляются, пытаясь защитить свои ценности (часто в ущерб обществу), человек выходит за рамки разумного поведения и выдаёт неуправляемую психическую реакцию.
С демократией появились элементы западной культуры, фильмы, где сцены АФФЕКТА постоянное явление в отношениях между героями; своё недовольство и гнев люди в них выплескивают на компьютерную технику, мобильные телефоны и телевизоры, которые с удовольствием разбиваются о стены. Эти примеры буйного поведения оказались заразительными и были подхвачены нашей ПОПСОВО-МУЗЫКАЛЬНОЙ культурой и «крутыми» политиками, ТВ стало часто фиксировать сцены «дискуссий», где действующие лица, поливают друг друга из всего, что попадается под руку, и схватываются в рукопашную. В советское время люди держали себя в руках, т.к. выплескивание своих эмоций, мягко говоря, не приветствовалось, посуду и телефоны (несколько лет в очереди на подключение) никто не бил - дорого, а уж указание начальнику направление движения (иди ты…) вообще считалось «покушением на управление обществом».
В данной статье мы попытаемся проникнуть в смысл понятия «латыни» AFFECTUS (чувство, страсть), термин является ФОНОВЫМ (общим)термином в европейских языках, и известен со времен Овидия (43 до н.э – 18 н.э.); изучением человеческих страстей и эмоций занимались все крупные поэты, писатели, философы и психологи: Сенека, Апулей, Эразм Ротердамский, Барух Спиноза и др.; перечисление одних фамилий займет несколько страниц. Мы не собираемся комментировать этих гениев европейской культуры, исследовавших аффективные состояния людей с различных сторон, а всего лишь попытаемся найти логическую связь между «латинским» термином и идеологией (языком) ИУДАИЗМА, ведь никто не будет отрицать общность иудеохристианской МОРАЛИ на пространстве европейской цивилизации.
Итак, АФФЕКТ – что это такое?
Большая Советская энциклопедия: «Аффект (от лат. affectus) - душевное волнение, страсть, бурная кратковременная эмоция (гнев, ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель». На бытовом уровне, попросту говоря – неадекватное выяснение отношений между людьми, не соответствующее вызвавшей его причине; часто с необоснованным применением физической силы (дорожные разборки, скандалы соседей, эйфория у подростков и т.п.).
1) Существующая этимология
Термин имеется во всех европейских языках.
Словарь Макса Фасмера
«Возбужденное состояние, душевное волнение», со времени Петра I; см. Смирнов 51, согласно которому через польск. afekt – то же. Судя по ударению, скорее всего через нем. Affekt из лат. affectus "страсть".
Википедия
«Аффект — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля». В психологии, психиатрии и уголовном праве понятие имеет при общем значении свои особенности.
Подведем итог
- термин считают латинским, никто из исследователей не связывает понятие «аффект» с еврейским языком;
- как набор знаков (букв, корней) термин не объяснён;
- в обыденной жизни выделяется следующие формы аффекта: ГНЕВ (гневливость, ярость - «вспыхнул от гнева»); приступ страха (замер от страха); эйфория (музыка); любое чувство может переживаться в аффективной форме, наиболее заметное и распространенное в быту явление – ГНЕВЛИВОСТЬ.
Вывод
Очевидно, что понятие «аффект» надо рассматривать как КРАЙНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГНЕВА, ЯРОСТИ - ГНЕВЛИВОСТЬ; остаётся найти соответствующие термины в еврейском языке и связать эмоции духа с идеологией иудаизма.
2) Аффект или гневливость в библейской и талмудической литературе
Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её; чувство сильного яростного возмущения, злость.
Словарь терминов агрессии Д.В. Жмурова; vocabulum.ru/word/112/.
«Безусловно, общая агрессивная направленность личности не может не заявить о себе в состоянии сильнейшего эмоционального волнения. Другие исследователи связывают проявление агрессии в аффекте с типом личности и характером эмоциональной реактивности».
Гневливость осуждалась Библией и прямо приравнивалась к ГЛУПОСТИ: «Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых»; еврейский вариант – «Ибо гнев пребывает в лоне глупца» (Еккл. 7:9).
В трактатах Талмуда тема гневливости получила дальнейшее развитие: «И у гневливого — много преступлений” (Недарим 22б). И наказание ему весьма велико, как сказано: «Обладающий великим гневом понесет наказание» (Мишлей 19; 19)». «Не гневайся и не согрешишь» (Брахот 29б). И сказали: «По трем вещам познается человек, и одно из этих — гнев его» (Эйрувин 65б). Ибо в состоянии гнева познается человек. Если гнев пересиливает разум и в состоянии гнева человек совершает поступки, не поверяя их разумом, — в этом познается его гнев. Если же разум пересилит гнев, и человек не скажет и не сделает в гневе ничего более того, что сказал бы и сделал без гнева, — в этом познается его мудрость. И сказали: «Троих любит Всевышний, и один из них тот, кто не гневается» (Псахим 113б).
3) Гнев в христианстве
Архимандрит Никифор, Библейская энциклопедия: «сильное, возбужденное состояние духа против ближнего, которое греховно, или безгрешно смотря по побуждению и по своей цели и степени. Гнев благочестивых людей означает их крайнее отвращение и негодование против греха. В этом смысле праведники могут гневаться и не согрешать. Сам Господь всегда прогневляется деяниями нечестивых. Греховное чувство гнева против ближнего порицается в Свящ. Писании. «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4:13); да не, зайдет солнце в гневе вашем», говорит ап. Павел, т.е. не питайте в себе этого чувства долгое время, иначе оно может обратиться в злобу и отмщение».
Греховный гнев в православии считается одной из восьми греховных страстей, в католичестве - одним из семи смертных грехов.
4) Этимология иврита
AFFECTUS
АФ+ФЕКТ = АФ гнев; ОФИ характер, нрав + ТАКАФ нападать, атаковать; ТАКЕФ действительный, имеющий силу; корень понятия иврита прочитан наоборот - ФКТ; отметим, что при транскрибировании слов с одного языка на другой каких-либо четких правил не было до сер. XIX века.
Компьютер выдаёт количество употребляемых понятий иврита АФ (гнев, нос) в Библии:
-всего – 276 (значительная терминология, указывающая на то, что в древнем обществе была проблема ГНЕВЛИВОСТИ);
-гнев – 214;
- нос, ноздри – 25;
- сердиться – 4, долготерпение – 4;
- лицо, морда, лоб – 3; другие значения – 26.
Очевидно, что понятие АФ (гнев) широко применялось в текстах Ветхого Завета, а, следовательно, было знакомо культурной элите Средиземноморской цивилизации в связи с распространением культа Бога Яхве; (Пс 89:11): «Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою, по мере страха Твоего?».
В Библейские и талмудические времена медицина у евреев была тесно связана с исполнением религиозного закона, каждый раввин или законоучитель обладал медицинскими познаниями, которые получали в ходе религиозного обучения (изучалась медицинская Галаха – Галахот рофэ). Любой религиозный деятель умел визуально определять наличие болезни (религиозную чистоту), кроме этого в Израиле в каждом городе законом предписывалось иметь врача-профессионала; проводились также и медицинские исследования для объяснения врачебных решений, в Евангелие от Фомы, содержится требование Иисуса к ученикам - «лечить людей».
Таким образом, корни составного понятия АФФЕКТ указывает на его еврейское происхождение; ИУДЕОХРИСТИАНСТВО создавалось высокообразованной группой врачей-психологов, Иисус и большинство апостолов занимались излечением психических болезней, в т.ч. и аффективных состояний (изгоняли «бесов»).
Свидетельство о публикации №212102801454