Лёнька

Страницы из жизни подполковника Щура Леонида Васильевича.

Первые числа ноября 1952 года выдались тёплыми и дождливыми, совсем не осенними, а скорее весенними и от дождей на ухабистых сельских дорогах  стояла тёмная вязкая  жижа.  А где-то далеко от Черниговской области на севере земля - матушка уже покрылась белым снегом, как  передавала Москва из чёрного рупора на огромной сельской площади, куда  мальчишки часто бегали слушать репортажи Синявского о футбольных матчах. 
Райцентр, под названием Холмы, раскинулся от края до края на несколько километров и насчитывал в себе более тысячи дворов.  Со всех сторон к селу подступали сосновые, дубовые и берёзовые леса - отроги брянских лесов.   Благодаря этому лесу во время войны селяне выжили, питаясь подножным кормом.
Вот и Лёнька помнит, как босоногим мальчишкой бегал в ближний лесок с пацанами за грибами и ягодами, и когда сильно сводило живот, питался  щавелем  и какой-то  съедобной  горьковатой травой.   
Прошло семь лет, селяне потихоньку оправлялись от ужасов войны.  Почти в каждой хате уже  была скотина, птица. Село по тем меркам считалось очень богатым:  был свой спиртзавод,  лесопилка и кирпичное производство «цегельня", от украинского слова «цегла» - кирпич.
Семья Лёньки, мать и четверо детей, жили бедно, как и все в то послевоенное, трудное время, но дружно. Отец же погиб на фронте весной 1944 года при форсировании реки Даугавы в Латвии.
И вот, май 1945 года. Закончилась война. Старший брат Лёньки Владлен бросил школу, не закончив шестой класс, пошёл работать на спиртзавод помощником кочегара, приходил домой только спать. 
Рано почувствовав ответственность за свою большую семью, Лёнька же в свои одинадцать лет стал пастушонком. Каждое лето, с восходом солнца, он гнал десятка три соседских коров на луга и только затемно, усталый, возвращался домой. За лето его лицо сильно загорало, отчего был похож на цыгана,  руки и ноги покрывались  вечными цыпками.
Зато ближе к зиме каждый двор бурёнки оплачивал  Лёнькин  труд;  давали пуд картошки,  пуд зерна, пуд крупы и пятьсот рублей деньгами. 
Позже, повзрослев, Лёнька снова кормил свою  семью. С утра до обеда ходил по дворам: рубил дрова, чистил хлева. За это приносил в семью: хлеб, молоко, реже яйца, а иногда и лакомство – сахар, а к двум часам дня бежал в школу. Вбегая в класс с вопросом: "Что задавали?", потому что вечер был плотно занят: хор, вокальный ансамбль, драмкружок, духовой оркестр, а то и танцы - везде успевал! Переписывал у ребят задания и если не вызывали сразу, то к дальнейшим перепетиям был готов. На подготовку уроков дома времени не хватало.    
 Этой осенью 1952 года Лёнька пошёл в десятый класс и  шёл ему в ту пору восемнадцатый год. Сам не понимая почему, с раннего детства, его тянуло к искусству. Вот уже несколько лет в сельской школе он занимался хоровым пением, на спиртзаводе играл в духовом оркестре на баритоне, но больше всего Лёньку манило в сельский клуб в драмкружок, где руководителем был бывший  артист МХАТа Александр Дмитриевич Нежинский. Как и почему он попал в село остаётся загадкой, только поговаривали на селе, что  списали его из театра по какому-то делу. И здесь, в далёком украинском селе, он связал  свою жизнь с театралкой Сарой Абрамовной, которая  заведовала сельской столовой. Александр Дмитриевич,  талантливейший  человек, слыл ещё своей порядочностью и добротой, очень увлекался  драматургией и поставил её на такой высокий уровень, что заразил всех жителей Холмов и окрестных деревень.
На сельской сцене под его руководством  регулярно  ставились спектакли,  которые  принимались с большим пониманием и уважением населения.
В этот ноябрьский день утром в клубе школьными артистами состоялся прогон  нового спектакль с названием «Под каштанами Праги» по рассказу К. М. Симонова, в котором разворачивались действия борьбы патриотической чешской молодёжи  против немецких захватчиков.
Клуб располагался в центре села, недалеко от спиртзавода и, уже несколько дней на дверях клуба висело объявление с непонятным названием спектакля Черниговского драмтеатра.  Сами же селяне удивлялись  приезду столь высоким гостям.   Оказывается, в те далёкие годы, в стране была программа – пропагандировать искусство на периферии.
На склоне дня селяне, после  тяжёлых трудовых дней, вереницей шли в клуб.   Мужики в ватниках и  в сапогах:  кто в резиновых, кто в кирзачах, навеселе, для настроения, опрокинув пару стопочек домашнего самогона.   Бабы, в праздничных,  цветастых платках, достав их из сундуков по случаю приезда столичных артистов. Безбилетная детвора, перегоняя взрослых, спешит занять лучшие места на полу перед сценой. 
Руководство Сельсовета было гостеприимным, и по обычаю, приезжим новичкам полагалось  смыть дорожную пыль в заводском душе, а выход из душа – через ректификаторскую, где собирался выработанный спирт.
В итоге, получилось, что после принятия душа и приёма горячительного напитка, четырёх артистов без чувств вынесли на руках.
В помещении  клуба, с широкими деревянными лавками,  битком набилось народу. Мужики курили самокрутки, бабы лузгали семечки прямо на пол, в воздухе стоял смок и гул. 
Билеты все проданы, а представление срывалось.
Тогда Александр Дмитриевич вышел  на авансцену, сказал: «Люды добри, четыре наших артыста захворилы.  Селяне, шо будемо робыты, гроши повертаты чи  шо?» 
Из зала посыпалось: « Давай наших!».
Школьные артисты  в полном составе сидели в третьем ряду. После этих слов,  несколько мальчишек и одна девочка, тут же с радостью сорвались  с места и кинулись в другую крохотную комнатёнку переодеваться.   
Комсомольцам для спектакля не требовалось сценического костюма, а у Лёньки, немецкого офицера, была настоящая немецкая гимнастёрка и фуражка, которую Лёнька недавно выменил у соседки бабы Гаши за самогон, тайно от родителей в сенцах отлив из бутыли полулитровку, долив туда столько же  воды.  Потом баба Гаша вдогонку, жалея немецкую фуражку,  всё причитала: "А куды ж я тепер буду курчат садиты?"
Но, самое главное впервые в жизни их гримировали настоящим гримом. Он вкусно пах ароматом, не то, что раньше школьные артисты мазали свои лица мелом, сажей и порошком со стержней цветных карандашей.    
Сельских артистов встретили бурными аплодисментами. 
В середине спектакля  фашист Лёнька с яростью допрашивал комсомольцев: Толика, Наталью, Виталика и Володю. Но Толик, руководитель чешской комсомольской ячейки, не сдавался.   
Накал достигал верхних пределов и, как раз накануне этого действия баба Гаша вскакивает и кричит: «Толя, вриж йому». И Толя в азарте врезал так, что Лёнька вылетел за кулисы. Получилось так эффектно, что зрители дружно зааплодировали и закричали: «Ура…..!!!»
Лёнька рассердился на друга, но, Александр  Дмитриевич сказал: «Здесь настоящие артисты и надо по-настоящему,  всё правильно, не обижайся.» 
По завершении спектакля на сцену поднялись все приезжие артисты. Руководитель труппы сказал Александру Дмитриевичу: "Спасибо тебе, дорогой! Спас ты нас от позора, ваши зрители освистали бы наших артистов с нашей халтурой, а вот этих ребят после окончания школы привези ко мне, я их повезу в Киев в театральный институт «им. Леси Украинки» и их зачислят без вступительных экзаменов». 
А Лёнька рассуждал: «Да, что там артист, вот лётчик, танкист - это да!» 
После войны люди в военной форме были очень  уважаемыми и, все мальчишки мечтали стать непременно военными.
Лёнька, Володя и ещё пять ребят из их класса стали военными. Витя Омельченко дослужился до генерала. Толя Полегенький закончил Киевский архитектурно - строительный институт. За разработку проекта детского лагеря отдыха "Солнечный" в Крыму недалеко от Артека он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.   
Из всей их компании артистом стал только Виталий Расстальной, пройдя славный путь от рядового до Народного артиста Украины. Главная его роль - маршал Тимошенко в эпопее "Война на Западном направлении". У Виталика было портретное сходство  с маршалом. Посмотреть на него даже приезжала из Франции дочь Тимошенко. На съёмках фильма бывший генерал его штаба внедоумении принял стойку "смирно" и отдал честь.

А худенькая девочка, сельская актриса  Наталья, впоследствии, стала женой Лёньки.

Р.S. Заветная Лёнькина мечта сбылась. Он стал офицером (достойным офицером) - сначала окончил Сумское военное техническое училище,  затем Минское высшее. Честно служил Отечеству в разных уголках нашей Родины, награждён многими орденами и медалями СССР и РФ. Ныне, уважаемый  Леонид Васильевич, подполковник в отставке, но и сейчас занимается общественно - полезной работой и очень гордится, что был Советским Офицером. 


Рецензии
Давняя, и настолько давняя история, как Нижнее царство в древнем Египте.
Вот только про доходы пастушка прошу уточнить - это с каждого двора, или за всё стадо?
А то, не податься ли в пастушки?
Двадцать лет проработал нос к носу с ровесницей и землячкой Вашего Лёньки, вот я её и допрошу про порядки в послевоенном Чернигове...
Лёнька.

Лео Киготь   16.12.2012 21:04     Заявить о нарушении
Добрый вечер, уважаемый Лео! Спасибо Вам большое за рецензию. Сейчас я позвонила "Лёньке" и уточнила его доходы пастушонка. Всё правильно, так и было. С каждого двора за весь сезон пуд картошки, пуд зерна, пуд крупы и 500 руб деньгами. Леонид Васильевич сказал, что закрома у него, дома в те послевоенные годы были полны и пропитания хватало до нового урожая. Не подавайтесь в пастушки, сейчас так не платят, потому что в сёлах нет коров. А если ваша землячка жила в городе Чернигове, то она не в курсе, но можете её и допросить. Буду Вам признательна, если Вы напишите мне результат допроса. Теперь мне интересно почитать ваши рассказы. Обязательно прочту. Поздравляю Вас с Наступающим Новым Годом! Счастья Вам, здоровья и всех благ! С уважением Лилия Гнатюк.

Лилия Гнатюк   16.12.2012 22:11   Заявить о нарушении
Вот ведь хохлы хитромордые! Научил их голодомор.
Я-то считал, что 45-47 годы это голод почти, а тут пуд крупы...
У меня на странице пока только один рассказ на послевоеннную тему, -
"Полковая разведка" http://proza.ru/2011/01/05/576

Или ещё один -
"О пользе пьянства" http://proza.ru/2011/01/13/277

Прошу прочитать, Вам должно понравиться...
Лилия, я рад тому, что у Вас патентованное чувство юмора.
Я нисколько не хотел обидеть ни Вас, ни Вашего героя.
И вообще, я не такой уж и балбес!
Война, она прошла тяжёлым катком по каждой семье, и по моей тоже.
Но Ваша судьба, она уникальна!
А Сталинку я обязательно допрошу. Ей есть, что рассказать.

Лео Киготь   17.12.2012 19:09   Заявить о нарушении
Добрый день, Лео! Поздравляю вас с ненаступлением Конца Света! Начнём Новую Жизнь и Новые Произведения! Почитайте мои два последних рассказа. С уважением Лилия.

Лилия Гнатюк   21.12.2012 15:38   Заявить о нарушении
Не знаю, как у Вас, а у нас кровь лилась рекой, у доноров корпоративчик был новогодний, два ведра крови затарили.
Поэтому конца света никто не заметил, не до того было...
Лео.

Лео Киготь   21.12.2012 18:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.