Про один червивый гриб

Его же бо любит Господь, наказует; биет
же всякого сына, егоже приемлет. Евр. XII, 6
(Ибо Господь, кого любит, того наказывает;
бьет же всякого сына, которого принимает)
 
В это осеннее утро Андрей Шорохов проснулся, как обычно, раньше всех в своей семье. Жена и малютка дочь трехлетняя Соня спали и никак не отреагировали на тихий звонок будильника в сотовом телефоне.
За окном только-только начинало светать. Город, железобетон – это стройка напротив, голые ветви деревьев… Андрей с тяжелым чувством прижался лицом к теплому плечику дочери и надолго замер. Внутри он плакал, потому что считал, что слезы на лице не делают чести мужчинам. Закончился шестилетний этап его жизни. Семьи как таковой уже не было, и он уходил.
Если смотреть со стороны непристальным взглядом, то жизнь Шорохова была приближенной к идеальной. Наверно, о чем-то подобном пел Виктор Цой: «Тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли станет думать о чём-то другом». Позади были школа, поступление в институт, женитьба на последнем курсе, неплохое трудоустройство и рождение дочери.
Когда собираешь грибы, бывает так, что тебе попадается гриб и он – такой красивый с виду и крепкий, но когда его срезаешь, то с неприятным чувством обнаруживается, что он весь изнутри червивый и подгнивший. Вот и, по мнению Андрея, вся его жизнь, за исключением раннего детства, была подобна этому грибу. В одном из фильмов он однажды услышал фразу:  «Всюду люди рвут на себе волосы от отчаяния». Тогда Шорохов подумал, что и действительно – крайне редко ему встречались люди, не жалующиеся на свою жизнь.
«Что было не так, да и было ли не так? Где, на каком повороте я ошибся?». Эти мысли вертелись и сейчас в голове молодого человека, который шел в сумраке городских джунглей среди других таких же серых теней.
С некоторых пор Шорохов стал замечать за собой особенность: всегда было трудно. В школьное время на улицах, где старшие подростки отнимали деньги, дома, где родители и бабушки не понимали молодого бунтаря. В институте, когда приходилось работать по ночам сторожем на стройке и учиться очно, пить по-черному с друзьями и заниматься спортом, дружить с двумя девушками одновременно и иметь несчастье всем сердцем безответно влюбиться.
Всегда было трудно. И всегда ожидалось: ну вот еще немного потерпеть, собраться с силами, преодолеть и что-то изменится, станет лучше. Андрей терпел, крепился, но лучше не становилось. А в последнее время становилось все хуже и хуже. И это порождало внутреннюю тревогу.
Шорохов был неглупым человеком, правдоискателем и моралистом. Каждый человек не любит ошибаться и начинать сначала, но Андрей особенно этого избегал, потому что все, чего он достигал, как правило, доставалось ему с большим трудом. Есть люди, которые идут по жизни легко, играючи, беззаботно, они смеются в автобусах, легко сходятся и расходятся, комфорт и роскошь воспринимают как само собой разумеющееся. Андрей был не из их числа. Поэтому когда после свадьбы в его семейной жизни все пошло как-то не так, он не стал уходить и хлопать дверью.
Чего Шорохов искал в семейной жизни? Наверно того же, чего ищут почти все: тепла, любви, уюта, заботы. Получил ли он их? Вроде да… Но опять-таки жизнь его стала походить на тот самый негодный гриб!
Как и у многих молодых людей у Шорохова была иллюзия, что семейная жизнь – это нечто простое и естественное, главное была бы любовь, а там все сложится. А любовь была. Но реальная жизнь оказалась более сложным явлением, нежели эта незатейливая модель. Неприятных сюрпризов оказалось много.
У Андрея своего жилья не было, и новая семья поселилась в квартире, принадлежавшей родителям жены. И оказалось, что Шорохов «женился» не только на своей второй половине, вместе с ней ему еще достались ее родители и брат, которые считали само собой разумеющимся часто по вечерам приезжать и проводить время у молодых в своей квартире. Надо отметить, что только  тесть с тещей помогали финансово молодой семье в начале ее становления.
Потом открылось, что друзья Шорохову не нужны, то есть для семейного человека – это ненужная отрасль и даже дурной тон. Наивный Андрей предполагал, что заботливая жена будет ему стирать вещи, гладить рубашки и штопать носки. Но выяснилось что это анахронизм для современной семьи, и Шорохов по выходным мыл полы и пылесосил ковры, а жена вытирала пыль. Вечерами он часто мыл посуду и готовил еду. А насчет «стирать вещи, гладить рубашки и штопать носки» – понятное дело – «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Правда, Шорохов делал поправку на плохое здоровье супруги и этим себя успокаивал. Было много и других тонких штрихов, которые молодой муж старался не замечать. Наконец, жена со временем открыла Шорохову глаза на то, что он эгоистичный, неотзывчивый и черствый человек и не спился, как его отец, только благодаря ей. Нельзя сказать, что в этом совсем не было правды, но Андрей никак не мог понять, почему ему не делались эти замечания до свадьбы, ведь характер-то у него не изменился и раньше он был таким же независимым и эгоистичным. Сначала Шорохов смирился с тем, что не все в этой жизни ему дано понять, потом понял что его беда в том, что у него не пластичный характер, трудно поддающийся к изменению. Еще Андрей с прискорбием понял, что своей семьи у него нет, супруга осталась дочерью своих родителей и слушалась их, а не мужа, а его поставили в положение не главы семьи, а дополнительного и, как часто казалось, даже и необязательного приложения к дружной семье родителей жены.    
Когда факты чудной семейной жизни Андрея открывались на работе, то один коллега ему тогда высказал мысль о том, что жену надо воспитывать, ставить на место. Шорохов же интуитивно понимал, что начни он этим заниматься и семьи не станет, а ведь он так не любил делать неверных шагов по жизни. Андрей продолжал терпеть. С точки зрения житейской мудрости это было глупо, надо было попытаться или исправить ситуацию внутри семьи или уйти. Но Промысел Божий всегда выше, чище и благостнее любой самой мудреной житейской мудрости. Поступи тогда так Шорохов, и не появилась бы на свет его дочь Софья – удивительное, прекрасное и неповторимое создание.
Кстати, на появление ребенка и какие-то изменения, в связи с этим, к лучшему Андрей тогда очень надеялся. Но получилось все как раз наоборот. Здоровье супруги после родов окончательно расстроилось, и теща стала жить с ними. Теперь открывать глаза Шорохову на его недостатки жена стала вместе с тещей. Надо сказать, что Андрей был терпеливым человеком, но не робким и не кротким и, как настоящий русский долго запрягал, но вез быстро.  Начались скандалы, громкая ругань с тещей. Конечно, теща потом, через пару месяцев, уехала, но…
Андрей ради дочери продержался еще три года, сколько смог, сколько сил хватило. Ничего к лучшему так и не изменилось, ждать было больше нечего.
И вот этим утром он уходил в неизвестное будущее с твердым намерением не бросать в этой жизни дочь.

1.11.2012 г.   


Рецензии
Все хорошо написано, просто, доступно, читается легко. Такая банальная история. Тысячи похожих мы знаем со слов, многим сами были свидетелями, многие - просто наши собственные. Потому, наверное, и близко написанное, и понятно. Но во всем этом какая-то безисходность. Хоть какая-то подсказочка нужна-бы. Хоть намек - все будет хорошо. Все еще обязательно будет хорошо. Ведь "Промысел Божий всегда выше, чище и благостнее любой самой мудреной житейской мудрости". А?

Ольга Гаркуша   27.11.2012 20:29     Заявить о нарушении
Согласен история, пожалуй, и обычная. Таких много и, наверное, из-за их множества мы порою уже и не видим их трагичности, боли людей, своих ошибок, немилосердия и нетерпимости к людям... не видим из-за такого явления в наших душах, которое в Православии называется окамененным нечувствием.
Насчет, безысходности, позвольте, с Вами не согласиться. Почитайте для сравнения рассказ Василия Макаровича Шукшина "Жена мужа в Париж провожала". Темы похожие, окончания разные.
А будет ли все хорошо? Я не знаю - еще не дожил, недосмотрел. Может, досмотрю - допишу. А почему в Вас не вселяет оптимизм последнее предложение рассказа, я как-то рассчитывал, что должно бы?


Александр Черемных   28.11.2012 03:32   Заявить о нарушении
Понимаете, Саша (можно Вас так называть?), решение не бросать дочь - это не совсем оптимистическое решение, ведь по сути он ее уже бросил. Пусть и невольно. Оставляя женщину одинокой, мужчина закрепляет за ней право снова выйти замуж. Отчим - это... Короче, я прошла через это в детстве. Никому не пожелаю. А трения в семье - у кого их нет? в новой семье ничего не изменится. Герою надо менять себя. А впрочем, я, похоже, навязываю Вам собственную развязку сюжета. Это неправильно. Простите. Рассказ хороший. Жизненный. Мне, правда, очень понравился. Ведь в жизни, чаще всего бывает именно так, как пишете Вы. А не так, как хотелось бы мне. И потом, у Вас есть законное право - доверить недосказанное читательским фантазиям.

Ольга Гаркуша   28.11.2012 19:04   Заявить о нарушении
Понимаете, в чем тут дело. Мой герой бросает женщину, а не своего ребенка. И ведь мужчины уходят по-разному: одни бегают от алиментов и забывают когда день рождения у ребенка, а другие всю жизнь помогают и заботятся, не оставляют... И что лучше для ребенка жить с постоянно ругающимися родителями, ставшими по сути друг другу чужими людьми или как-то иначе... Кстати, у меня самого родители разошлись и, верите или нет, если в детстве и юности я и не понимал их, то теперь ясно вижу - они принципиально разные люди и останься они вместе, только мучились бы всю жизнь. Я их не осуждаю.
Есть у апостола Павла по этому поводу такие слова:
"Если же неверующий(ая) [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь." 1Кор 7:15.
К миру, понимаете... Даже в народе говорят "лучше худой мир, чем хорошая война".


Александр Черемных   29.11.2012 04:02   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Саша. Да, я с Вами не спорю. Тут все, как в жизни. Но вот, Вы знаете, как-то я задала моему Духовному отцу вопрос - почему Бог часто так несправедливо парует людей: Хорошему парню обязательно достанется стервь, хорошей девушке - какой-нибудь пропойца. И он мне ответил - а чтоб хорошие спасали плохих. Если паровать исключительно хороших с хорошими - у плохих не остается никакго шанса. Нет? Наш с мужем брак тоже пробалансировал на грани разрыва в свое время. Из-за пьянки. Но я его у Бога отмолила. Вот уже 17 лет я - счастливая жена. Часто нам просто не хватает чуточку терпения. Одного рывка. А еще, наверное - мало любим, себя жалеем, Богу не доверяем. Но все это к Вашему рассказу не относится, просто - рассуждения на тему. С Вами интересно общаться.

Ольга Гаркуша   29.11.2012 21:34   Заявить о нарушении
Здравствуйте, с Вами тоже интересно общаться. Знаете в Евангелии есть такой момент, когда Иисус Христос несет Крест, то Богочеловек не выдерживает и падает. И даже Ему помогает нести Крест, проходящий мимо иудей. А уж, что говорить о нас малосильных и малодушных...
Да, не надо, конечно, юлить и оправдываться, мой герой и падает под тяжестью своего креста и не поднимает его... И в какой-то степени оказывается в состоянии богооставленности, но смотрите эпиграф рассказа...

Александр Черемных   30.11.2012 03:18   Заявить о нарушении
А насчет парования хороших и плохих для спасения плохих... Это как-то крайне упрощенно что ли... Хотя апостол Павел говорит, что неверующий муж может спатись верующей женой. Но мало ли случаев, когда плохие губят хороших? Мысль интересная, конечно, но, во-первых, пути Господни неисповедимы. Во-вторых, для Бога нет хороших и плохих, кто хорош в глазах Господа - это большой вопрос, особенно, если вспомнить, что первым в рай вошел исповедовавший на кресте Христа разбойник. И у святых отцов есть мысль, что лучше быть кающимся грешником, чем тщеславным праведником. В третьих, и хорошие не спасаются без скорьбей, которые к ним приходят и от плохих... В, четверых и я могу много умничать, но умнее Бога не окажусь :)
А вот Вы еще говорили, что моему герою надо меняться - вообще-то это касается всех людей, кроме достигших святости - и, наверное, чисто по женски, не замечаете, что хорошо бы и другим героям рассказа задуматься над своим поведением.

Александр Черемных   30.11.2012 04:10   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Саша. Вы заметили, чт наше с Вами общение уже несколько вышло за рамки Вашего рассказа и перешло в плоскость дискуссии на богословскую тематику? Меня это устраивает, если и Вас тоже, то приведу и еще один из отрезков собственного опыта. Как-то случилось мне подискутировать с пастором пятидесятников. У них, знаете-ли принято, чтоб верующие вступали в брак только с верующими. Непослушание - чревато... Я возразила. Ведь для неверующего супруга верующая половинка - это шанс. Тогда он привел аргумент: представь, что ты, верующая,стоишь на столе, а твой неверующий муж - на полу. Ты постараешься втянуть его на стол, а он стянуть тебя со стола. У кого получится перетянуть? И я ответила - у меня! Почему? А потому, что он один, а нас двое - я и Бог. Ну вот как-то так. В остальном посностью поддерживаю Вашу точку зрения.

Ольга Гаркуша   30.11.2012 22:30   Заявить о нарушении
Интересный пример :) "Покоряйтесь, языки, яко с нами Бог..." Спасибо Вам за интересное общение.

Александр Черемных   03.12.2012 03:03   Заявить о нарушении
И Вам спасибо

Ольга Гаркуша   03.12.2012 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.