Сусанин. Это он завёл нас в праздник!

    Народ любит праздники, можно не работать и выпивать. А власть любит только те праздники, которые прославляют величие государства. Поэтому некоторые праздники приходится отменять, а некоторые придумывать. Вот тут между властью и народом пробегает… Кстати, вы Сусанина не видели? Нет? Кто же тогда оппозицию на Болотную завёл?

    Народ хочет назад, в СССР, к 7 ноября, а власть посылает народ куда подальше – в великую смуту! Искать краеугольный камень, вокруг которого можно объединить всех: власть и народ, богатых и бедных, мужчин и женщин, русских и украинцев, полицию с оппозицией. Точкой обратного отсчёта для путешествия в «прекрасное далёко» выбрана дата 4 ноября по новому стилю.

    Многолетняя эпоха правления Президента Путина получила название «стабильность». А раз в стране стабильность, то народ не должен  отмечать праздник очередной годовщины хоть и Великой, но революции. Силовой захват власти, эпохальный переворот, вооружённые матросы и солдаты, переметнувшиеся на сторону оппозиции – опасное напоминание о бренности любой власти, даже тоталитарной. Для власти, желающей править страной вечно, нужны герои, готовые жертвовать всем ради любви к власти.

    В 2003 году российская власть поставила перед историками грандиозную задачу, практически невыполнимую: найти героя без единой червоточины, спасителя Отечества. Технические условия власть выдвинула жёстче, чем при формировании оборонзаказа. Герой должен быть не военным человеком. И ни капли благородной дворянской крови. Должен быть трудолюбивым семьянином, верующим христианином. Герой должен любить родину больше жизни. А самое главное, имя у него должно быть простым, русским, чтобы каждый россиянин при его упоминании мог воскрикнуть: этот герой – только наш герой!

    А где найти такого «Ваню», коли все герои уже давным давно быльём сказок поросли? Илья Муромец? Алёша Попович? О них уже мультфильмы успели снять. Да и враги у этих героев были какие-то не натуральные: то соловей-разбойник, то змей-горыныч! Разве можно в праздник единства народного поднимать тост за победу над трёхглавым змием? Такая дерзость россиян только разобщить может! Навсегда!

    В помощь историкам были брошены силы из различных контор и ведомств: те, кто копать глубоко умеют, и те, кто бурить обучены на большие глубины архивных пластов. Когда все надежды на извлечение героя из недр истории были потеряны, из библиотеки Московского Кремля раздался чих запылённого пылью веков историка: «Нашёл! Именно такой, какой вам и нужен! Он за родину и за власть!»

    Может быть экология виновата, или заморские некачественные продукты, но идеального героя с простым русским именем «Ваня» удалось отыскать лишь в начале 17 века. Отыскали его аккурат в том переходном пласту, в котором российская сторонушка пыталась выбраться из времени смутного во времена стабильности и процветания. Как раз то, что заказывали!

    О смуте 90-х годов двадцатого века читатели помнят хорошо, а вот что за муть всплыла в начале 17 века, наверняка подзабыли. После смерти Ивана Грозного Государство Российское начало постепенно разваливаться. Сын Грозного Фёдор правил, но не управлял. Окружение «величайшего и мудрейшего Грозного» устало от 50-летнего челобитья одним и тем же ногам. Во время царствования Фёдора бояре неприкрыто нагло искали ему замену.

    После смерти Фёдора в 1598 году при поддержке «оппозиционеров» на трон был возведён первый «не рюрикович» - Борис Годунов, которого больше интересовала внешняя политика дружествования с теми, кого обидел Царь Иоанн Грозный. Претензии на возврат считающих своими территорий выдвигали все, кому не лень: шведы, поляки, литовцы, крымский и астраханский ханы. Все требовали отделения земель от России и большей «самостоятельности».

    Зароптал и народ русский. Начало XVII века совпало с климатическими катаклизмами, которые привели к не урожаю и голоду. За короткий период погибает полмиллиона человек, в основном крестьян и дворовых людей. Со всех сторон в Москву потянулся голодный люд за горсткой хлеба. Повсеместно слышались крики «грабят», «убивают», «караул».

    Неразберихой решили воспользоваться соседи. Польские политтехнологи отыскивают молодца, похожего на сына  Грозного - Дмитрия, по версии историков убитого всё тем же Годуновым. Сочиняют для него более менее правдоподобную «легенду чудного воскрешения», нарекают Димитрием Первым и вместе с войском отправляют на войну с Годуновым. В скором времени Годунов умирает то ли своей, то ли насильственной смертью и российский трон остаётся пустым. Самозванец Димитрий въезжает в Москву, его коронуют жезлом Годунова. А через год убивают. Уже как официального Лже Димитрия. Непостижимость русской души!

    Свято место пустовать не может и возле царского трона опять же при содействии неугомонных поляков начинает отираться уже Димитрий Второй, такой же самозванец, как и Первый. Страна опять в опасности!

    К власти приходит знаменитая Семибоярщина – совет из семи богатых дворян, которые должны организовать выборы нового царя. Вместо этого бояре открывают ворота Кремля нараспашку и встречают хлебом солью польского князя Владислава, которому и присягают, как Царю Российскому. Их устраивает заморский царь, лишь бы не очередной русский самозванец! В Москву вводятся польские войска. Начинаются погромы, грабежи, изнасилования. Народ ропщет, но выступать против басурман заморских без предводителя не решается.

    И только 1 ноября 1612 года патриотически настроенные ополченцы под предводительством Минина и Пожарского атакуют сначала Китай-город, а затем и Кремль. К 5 ноября поляки подписывают  акт о безоговорочной капитуляции. В Москве начинается подготовка к выборам нового, законно избираемого Царя Государства Российского.

    Выборы начались в январе 1613 году. Проходили они сложно, но демократично. Представители городов выбирали царя из четырёх предложенных кандидатур от России и двух от «братьев» польских и шведских. Предвыборные штабы всех кандидатов бурлили, агитировали, но явного перевеса не было ни у одного из кандидатов.

    В лидерах предвыборной гонки были князья Шуйский, Михаил Романов и Трубецкой, которого поддерживал герой «смутного времени» князь Пожарский. Требовались альянсы, союзы, компромиссы. Начались трудные «подковёрные» переговоры.

    Примечательно, что Михаил Романов в выборах прямого участия не принимал и никаким административным ресурсом воспользоваться не мог. Во время выборов он вместе с матерью находился далеко от Москвы, в Костромской волости. На тот момент ему исполнилось всего шестнадцать годков.

    Как это ни странно, но в выборах Царя Российского решающую роль сыграли всё те же поляки, заключившие секретный договор с отцом князя Михаила Романова, известным Патриархом Филаретом. В конце января, в самый разгар предвыборных дебатов, в Москву прибыл гонец из Костромы, скакавший без отдыха целые сутки. Он не прокричал, он прохрипел: «Святейший князь Михайло Фёдорович в опасности! Шляхтичи вторглись в Кострому!»

    Народ русский с криками «наших бьют» - ударил в набат! Все распри мгновенно были прекращены, обиды забыты. Какие счёты, когда враг у ворот? Каждый из кандидатов на трон сформировал свой отряд для спасения «несовершеннолетнего» князя Михаила Фёдоровича. Сводная дружина под командованием князя Шуйского выступила на Кострому.

    Прибыв в Кострому, Шуйский обнаружил странную картину «жестоких боевых действий». Живой и здоровый князь Михаил, изрубленный на куски крестьянин Сусанин, убитая женщина, оказавшаяся женой Ивана Сусанина. Был и ещё один участник «драмы» - живой, но сильно напуганный Богдан Собинин, родственник Сусанина. А вот поляков и след остыл!
    Шуйский опросил свидетелей нападения поляков на князя Михаила. Со слов Богдана Собинина дело было так.

    Отряд польских диверсантов пробирается к Костроме, к деревеньке, где в монастырской тиши думает о русском народе младой князь Михаил Фёдорович. Не терявшие ориентиров до самой Костромы, поляки у самой цели начинают кружить, ходить вокруг монастыря, да около. Поплутав пару дней, диверсанты наконец-то понимают, что без местного проводника им к цели не выйти. Они врываются в дом Сусанина, берут в заложники его жену и требуют провести их через болота к Ипатьевскому монастырю. Сусанин вынужден идти. Воспитанный в духе «служения царю и отечеству не щадя живота своего», Сусанин заводит поляков в болотную топь. Он понимает, что погибнет сам, что поляки убьют его жену, но не может поступиться «правом служить».

    Родственник Сусанина по имени Богдан Собинин (современные историки склоняются к произношению фамилии как Собянин), которого поляки почему-то не арестовывают, бежит прямой дорогой к монастырю и предупреждает Михаила Фёдоровича о грозящей опасности. Князь высылает  гонца в Москву, а сам попыток к спасению не принимает, остаётся в монастырской крепости. Вверяет себя в руки Божьи! И Бог не оставляет его! Поляки не решаются идти на штурм монастырских стен и спешно отступают.

    Шуйский в версию «о Божественном» спасении не верит и проводит собственное расследование. Опросив свидетелей и смотрев место происшествия, князь Шуйский понимает, что покушение на Михаила – грубая инсценировка, организованная сторонниками самого Михаила. Шуйский, как ищейка, берёт «польский болотный след». Который уже давно простыл!

    Малочисленный отряд поляков был замечен лишь в одном месте, в деревушке, где и жил Сусанин. Жители деревушки рассказали, что предводитель польских разбойников громко заявил, что он послан для расправы над  князем Михаилом. Поляки знали, что Михаил скрывается в известном на всю волость Ипатьевском монастыре, но найти туда дорогу почему-то не могли. Поляки взяли в заложницы жену Сусанина, а ему самому приказали быть проводником. Вывезя Сусанина в лес, к болоту, его попросту изрубили на куски. Жену Сусанина также убили, как не нужного свидетеля. А вот брата жены Сусанина, того самого Богдана Собинина, поляки задерживать не стали. Он беспрепятственно добежал до монастыря и предупредил Михаила о напасти.

    Больше поляков в Костроме никто не видел, они исчезли так же таинственно, как и появились. Вот так простой русский крестьянин Иван Сусанин стал пешкой в большой политической игре, но вошёл в историю – как главная фигура спасителя Отечества!
Шуйский поспешил в Москву  с сенсационными разоблачениями, но народ московский, уже прослышавший о божественном спасении Михаила, скандировал: «Михаил! Михаил! Хотим Михаила на царство!»

    Слушать доводы Шуйского никто не стал, его обвинили в «грязных предвыборных технологиях», в завистничестве, в клевете. Именно в это время родилась фраза, ставшая крылатой: «Шуйский! Мы вас заставим Родину любить!» 

    Совет бояр призвал народных представителей «объединить все здоровые силы государства российского» вокруг князя Михаила. 7 февраля 1613 года представители городов избрали Царём Государства Российского князя Михаила Фёдоровича. Эпоха смутного времени заканчивалась.

    О  том, что клан «рюриковичей» сменил клан «романовых», Михаил узнал лишь на следующий день после выборов. В Москву он не спешил, продолжая грустить в монастыре. Михаил, меланхоличный по природе, вообще не любил спешки. Процедура «венчания на царство» или «инавгурация» состоялась лишь 11 июня 1613 года, в Успенском соборе Кремля. Именно с этих времён и зародилась традиция смены власть имущих не сразу после выборов, а спустя некоторое время.

    А что же Иван Сусанин? Его останки похоронили с государственными почестями? Караул салютовал на его могиле? Ему возвели памятник в Костроме? Как бы не так! Благодарность Царей имеет свои государственные границы. Царь Михаил своей грамотой (хранящейся в архивах Московского Кремля) жалует Богдану Собинину половину деревни и всего лишь кратко упоминает об Иване Сусанине:

    «Мы, царь Михаил Фёдорович, в прошлом году были на Костроме. И в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди. А его, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и пытали великими немерными муками. А пытали у него, где в те поры мы, царь Михаил Фёдорович, были. И он, Иван, ведая про нас, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас тем польским и литовским людям не сказал. И польские и литовские люди замучили его до смерти …»

    Вот и вся благодарность спасителю Царя и Отечества! После коронования Михаила о «подвиге» Сусанина и вовсе предпочли забыть. На долгие сто пятьдесят лет.
В 1762 году в России случается очередной государственный переворот и на трон вступает Екатерина Вторая. Нужно спасать отечество от врагов и просвещённая Екатерина сразу же вспоминает о самоотверженности Сусанина, жизнь положившего за царя. Его имя вписывают в учебники истории, о нём модно вспоминать при дворе.

    Смерть Екатерины вновь вычёркивает имя Сусанина из «новостных лент». Но забытье длится не долго, в 1830 году Николай Первый подавляет восстание поляков. А где поляки, там и Сусанин! Ему устанавливается первый памятник.

    Образ народного героя лакируется биографами, писателями, художниками. Для уважительности к имени добавляется отчество и Сусанин становится Иваном Осиповичем, хотя упоминаний об отце героя нет ни в одной летописи. Повышается его статусность: из простого крестьянина он превращается в волостного старосту, а затем и в волостного приказчика.

    Семейная жизнь Сусанина также подвергается чистке, он превращается во вдовца ещё при жизни жены. Дворцовые летописцы посчитали, что некоторые сомневающиеся всезнайки могут посчитать, что Сусанин поставил спасение Царя Государя выше жизни жены. Тем самым возможные обвинения, что ради любви к родине Сусанин обрёк жену на верную гибель, были заранее сняты. Нет жены, нет и выбора!

    Двадцатый век не прибавил спокойствия духу Сусанина. Ульянов – Ленин, решив разрушить мир насилья, вместе с ним порушил и культ Сусанина. Образ «самопожертвователя» был восстановлен из праха только в 1937 году. Сталину, проводящему зачистку элиты, нужно было запудрить мозги народу. А кто лучше Сусанина может подойти на эту роль? Опера «Жизнь за царя» спешно переименовывается в «Ивана Сусанина», пишется новое либретто, где Сусанин спасает уже не Царя, он спасает землю  русскую, не только от внешних, но и от внутренних врагов.

    Время летит быстро, уже заканчивается двадцатый век. Опять развал страны, революционная смена власти. На смену семибоярщины приходит семибанкирщина. И нужно опять менять царя. Преемник назначен, но народ о нём ничего не знает. Что рассказать о себе, если рассказывать нечего? На помощь нужно призвать летописцев, хорошо помнящих историю государства российского. И вот на щите нового царя красуется понятный народу девиз: «Православие, самодержавие, народность»! А в героях у царя кто? Да всё он же, знаменитый Иван Сусанин.

    Старые праздники, доставшиеся новой власти в наследство, напоминали о прежней жизни. Потребовалось вычеркнуть из памяти людей не нужные воспоминания о хорошей жизни. Нужен был новый праздник.

    Долго думать не пришлось. В 2003 году случилось чудо! Не верьте материалистам, что чудес не бывает! Костромские краеведы исследовали останки, обнаруженные на территории Ипатьевского монастыря. Генная экспертиза установила, что останки на 99,9% принадлежат Ивану Сусанину! Патриарх посчитал находку знаком свыше. Сам Господь подталкивает мирян к объединению. А когда объединяться? Так 4 ноября, когда же ещё? Именно в этот день ополченцы Минина и Пожарского освободили Москву от польских интервентов, продемонстрировали героизм, сплочённость народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и социального статуса.

    Читатели спросят, что за генный материал послужил образцом для сравнения? Патриархия отмалчивается, но в народе распространена версия, по которой биоматериал предоставил нынешний мэр Москвы Собянин. Помните, как исторические летописцы сомневались в прочтении фамилии родственника Сусанина, Богдана Собинина или Собянина? Москвичам не следует удивляться, если на будущих выборах мэра Собянин предоставит своё генеалогическое древо, где житие его начинается от крестьянина Богдана Собянина, брата жены Сусанина.

    Что касается ответа на главный вопрос «А был ли Ваня?», то дискуссия на этот счёт бессмысленна. Сусанин жил, Сусанин жив, Сусанин будет жить! Он нужен власти, и он нужен народу! Не только российскому! Буквально несколько лет назад украинские историки «доказали», что Сусанина звали не Иваном, а Никитой. И был он вовсе не Сусаниным, а Галаганом. Не крестьянином, а казаком. Жившим не в Костроме, а в Корсуне, что в Украине. Спасал казак Галаган разумеется не царя Михаила Фёдоровича, а гетмана Богдана Хмельницкого! Как вам такая версия? Быль или легенда?

    Сусанин ушёл в историю, он стал былиною, частью народной. Выходит, не так уж неправа власть, что установила Праздник в честь памяти Ивана Сусанина? Многие люди в этот день сядут за круглый стол. Первый тост, второй. А потом…
    «А помнишь, как Сусанин книгу решил написать? А ты помнишь, где он был впервой? А про турфирму? А про то, как он карту рисовал?»

    Нам нужно поблагодарить Михаила Фёдоровича Романова и всех российских правителей за Ивана Сусанина! Если бы они «забыли» про него, сколько  смеха лишился бы народ? Сколько анекдотных героев у россиян? Илья Муромец, Чапаев, Штирлиц, Брежнев, Красная Шапочка, Золотая Рыбка, Вовочка… По пальцам пересчитать. Потерять Сусанина – потерять часть себя, часть нашей истории. Пока живёт власть и народ, будет жить и Сусанин! Как объединитель власти и народа.

    Как знать, может быть в недалёком будущем историки "откопают" новую сенсацию: крестьянин Сусанин и казак Галаган были близнецами-братьями, разлучёнными после рождения польско-литовскими супостатами? И отмечать 4 ноября мы будем День Единства народов России и Украины? Не праздника власти ради, а радости народной для! Дай Бог!


Рецензии
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.