Страна фьордов
В этом порту нам грузили в судовые трюма алюминиевую пудру, которую мы должны были отвезти в Норвегию.
Пудра представляла собой продукт серебристо-серого цвета и обладала особыми свойствами, которые объясняются поверхностными свойствами дисперсных материалов. Порошки, гранулы, в том числе и сама алюминиевая пудра широко используются в металлургии, строительстве, атомной, военной технике, химии, энергетике, и иных областях промышленности.
Характеристики балкера «Slavnik»:
Судно Bulk Carrier, японской постройки 1998 года, DWT: 46 570 tons, Gross tonnage 25 537 tons, длина 183 метра, ширина 30 метров, осадка 6,3 метра, скорость 15 узлов..
Строитель Oshima Shipbuilding Saikai, Japan, судовладелец, немецкая компания Dohle Schiffahrt, порт приписки Monrovia, флаг Либерия, класс Регистра Bureau Veritas, Manager Splosna Plovba.
На судне установлен Главный двигатель типа DU Sulzer 6RTA48 T? 7487 kv (10100э.л.с.), 114 RPM, работает на мазуте IFO-380, три вспомогательных двигателя типа Yanmar D6N18L-SN4, 600 э.л.с. каждый.
Ёмкость танков для мазута 1953 тонны и дизельного топлива 147 тонн, балласт 24074 т.
На судне четыре электрогидравлических крана грузоподъёмностью 25 тонн каждый.
Имеется 5 грузовых трюмов с гидравлически закрытием крышек.
Раньше судно называлось: «Glen Mooar», после смены чартера называется «Slavnik».
Через две недели стоянки в порту Святая Елена нам заполнили все трюма алюминиевой пудрой, закончили погрузку и мы покинули берега Бразилии.
В Норвегии предстояло предъявление судна на класс регистра Бюро Веритас и пришлось на переходе выполнить большой объём работ, чтобы подготовить необходимые документы, сделать фотографии и произвести обмеры, которые мы выполнили заранее.
Существовала такая практика, что если механизм, который должен был предъявляться Регистру, был разобран, отремонтирован, заменены дефектные детали и произведены фотосъёмки всех этих работ, приложены произведённые обмеры деталей - тогда можно всё это представить Регистру.
Если Регистр уверен в компетентности старшего механика и представленные документы правдиво отображают произведённые работы и осмотры - в таком случае все эти механизмы принимаются как предъявленные и делается отметка в судовых реестрах.
В начале декабря 2009 года на балкере «Slavnik» мы прибыли в Норвегию, в порт Тронхейм, третий по населению город Норвегии и здесь я закончил свой последний маршрут в своей морской биографии.
Стали у причала и начали выгрузку алюминиевого порошка чрез аккуратные всасывающие шланги, которые отправляли порошок прямо на склад, так что вокруг судна было чисто и не висело облако алюминиевой пыли, как в Бразилии.
На борт пришли представители Регистра Бюро Веритас, норвежцы, которые оказались приличными людьми. Я имел ввиду, что требовательность они проявляли, но в разумных пределах и мы предъявили им всё, что необходимо согласно документов.
Проверка началась утром и к вечеру мы получили все документы.
Я вздохнул с облегчением, так как теперь мог с чистой совестью улетать домой.
Так закончился мой ПОСЛЕДНИЙ МАРШРУТ!
Через двое суток нам предоставят билеты на самолёты из аэропортов Бергена и Осло.
Мне и ещё нескольким филиппинцам, у которых тоже закончился контракт, теперь нужно будет ехать автобусом в Берген, оттуда самолётом в Осло.
Из Осло филиппинцы полетят в Манилу, а мне лететь в Таллинн.
Я передал дела своему второму механику, и у меня теперь были свободные два дня, которые можно было посвятить знакомству с Тронхеймом.
Тронхейм (историческое название Нидарос) - расположен в устье реки Нидельвы на берегу Тронхеймского фьорда.
Тронхейм - один из старейших городов Скандинавии, древнейшая столица Норвегии.
Здесь коронуются монархи, здесь по сей день хранятся королевские регалии страны и здесь же находится древнейший кафедральный собор, крепость с загадочной историей.
Самое сильное впечатление в Тронхейме на меня произвёл кафедральный собор Нидарос, расположенный недалеко от городской ратуши, который сохранился от времён викингов. Построенный в XI веке, собор является самым исторически важным и впечатляющим церковным зданием Скандинавии.
Он расположен в центре города Тронхейм, недалеко от Ратуши. В соборе погребены норвежские короли средневековья и расположен маленький музей, где представлены сокровища королевской власти Норвегии, а также два органа.
Норвежцы говорят, что Тронхейм - это город саг и народных сказаний, центр Норвегии, город, где встречаются два поколения и два времени - старое и новое.
Тысячелетний город с богатыми традициями и в то же время современный город с университетами и исследовательскими центрами.
Это город полный приключений и заманчивых предложений: рестораны, ночная жизнь, магазины, интереснейшие достопримечательности и культурные развлечения.
Мне не хотелось бродить по историческим местам этого прекрасного города, и я не стал сопротивляться своим желаниям, которые только усилились от свежего, прямо-таки пьянящего запаха моря, а отправился в один из местных ресторанчиков, в меню которого почётное место было отдано блюдам из рыбы - лососю и крабам с креветками.
После Португалии и Бразилии, испытываешь странные ощущения наблюдать за жизнью северного народа. Наблюдая за норвежцами к особенностям национального характера можно отнести некоторую медлительность, невозмутимость и способность реагировать на всё, не повышая голоса даже в сложных ситуациях.
Мне, прожившему почти всю свою сознательную жизнь в Эстонии, было приятно сидеть под тентом, укрывшись от накрапывающего дождя, когда тебя обдувает свежий морской ветер, никуда не торопясь есть самое вкусное крабовое мясо или креветки - мечта любого жителя суетливого большого города или знойного юга.
Захотелось заказать под эти дары моря что-нибудь из напитков, но оригинальное - типа грог, пунш и глинтвейн - необычно и загадочно, от того так притягательно…
Заказал себе пунш и мне принесли его в стеклянном бокале с ручкой.
В переводе с древнеиндийского слово «пунш» означает «пять». Напиток готовится с обязательным присутствием пяти компонентов: ром, вино, сок фруктов, сахар и пряности.
Пунш должен быть горячим, но не обжигающим, а температура готового напитка должна быть 60-70 градусов.
Это очень уютная и красивая страна, хоть и безумно дорогая, в чём я и убедился, когда мне принесли счёт за ужин.
Сразу идти на судно мне не очень хотелось, да и вечерний город манил своими разноцветными огнями, негромкой музыкой, которая иногда прорывалась через открывшуюся дверь прибрежного кафе.
Спокойная и прекрасная река Нидельва протекает через сердце города, и я получил огромное удовольствие, пройдясь вдоль реки к центру города.
Благодаря действию тёплого течения Гольфстрим, климат в Тронхейме довольно мягок. Зимой температура не падает ниже отметки минус 2 градуса по Цельсию.
Выйдя из ресторанчика, через некоторое время вышел на одну из самых старых торговых площадей города.
Центр площади украшает величественная статуя основателя Тронхейма - Олафа II, который прославился разбойными нападениями на страны Европы.
Он сделал очень многое для проповеди христианства в Норвегии и, фактически, завершил её крещение.
Как бы ни были прекрасны норвежские «картинки», но непривычная морская свежесть ветра и долгое нахождение под его непрерывным воздействием, заставили меня закончить ночную прогулку и вернуться на судно.
Завтра последний день нахождения на этой железной коробке и мы отправимся домой. Добираться до аэропорта Бергена мы будем сложным маршрутом, так как прямой дороги от Тронхейма в Берген не существует, а придётся пользоваться местными паромами.
Сеть водного транспорта в Норвегии развита очень хорошо. Экспресс-катера и паромы для перевозки автомобилей соединяют все города и посёлки на побережье, а также крупные и мелкие острова.
Ранним утром к борту судна подъехал микроавтобус, и мы с филиппинцами дружно стали загружать в него свои вещи.
Было очень тихо, тепло, не верилось, что стоит середина декабря, что закончился мой контракт, что через несколько часов мы доберёмся до Бергена, потом самолётом в Осло, а там и до Таллинна рукой подать…
И вот свершилось, все заняли свои места, микроавтобус медленно отъехал от борта судна и его силуэт стал постепенно уменьшаться в размерах, пока совсем не исчез в белой дымке утреннего тумана!
Прощай «Slavnik», ты был нашим постоянным и гостеприимным домом несколько месяцев, спасал нас от штормов, жары и здесь мы познали много тяжёлых, счастливых и прекрасных минут своей морской жизни!
Филиппинцы запели какую-то свою народную песню, а я сидел у окна и любовался прекрасными видами сказочной страны Норвегия. То справа, то слева дорога окаймлена величественными скалами и бескрайними девственными лесами. Но прежде всего фьорды - красивейшие заливы с чистейшей водой. Фьорд с норвежского переводится как залив. Фьорды Норвегии - это очень длинные и узкие океанские заливы, окружённые скалами.
Они являются отличительной чертой Норвегии, её «жемчужиной», а многие считают их душой Норвегии
Норвежские фьорды сформировались в ходе нескольких ледниковых периодов - это произведение искусства, созданное самой природой в те времена, когда ледники стали отступать, а морские воды заполнили долины. Как правило, длина фьорда в несколько раз превосходит его ширину. Благодаря тёплому течению Гольфстрим, климат норвежских фьордов мягок, а вода почти никогда не замерзает.
Дороги в Норвегии не для слабонервных, очень много серпантинов, крутых поворотов и в то же время, во многих местах, они такие узкие, что не разъехаться двум машинам.
Водителю нельзя расслабляться ни на секунду, какая бы красотища не была вокруг!
В любой момент движения нашего микроавтобуса по этой извилистой дороге из за поворота дороги навстречу может выехать какой-нибудь другой автомобиль или автобус!
Трудно передать ощущения, когда за поворотом не видно продолжения дороги, навстречу едет огромный автобус, а машину непреодолимо тянет в пропасть!
Но зато какое удовольствие быть пассажиром и любоваться этой первозданной природой и забыть о судовых проблемах!
Проехали по суше несколько десятков километров - это крутой серпантин, по краю дороги пропасть - дух захватывает, и подъехали к первой паромной переправе, где уже создалась очередь из автомобилей. Все очень хорошо организовано.
Подъехав к парому, увидели длинную парковку, разделенную пронумерованными линиями - это загончик для автомобильной очереди. Сначала машины заполняют линию с номером 1, затем 2 и так далее. На паром, соответственно, загружаются в том же порядке - сначала первая линия, затем вторая, затем, если осталось место, третья.
Вскоре подошёл паром, открыли аппарель и спокойно, без суеты, на палубу парома стали заезжать автобусы, автомобили и прочий транспорт.
Когда плывешь на пароме, понимаешь, за что это место внесли в список наследия ЮНЕСКО. Действительно величественно, а больше всего поразили фермы по берегам,на клочках ровной земли или на высоте 300-400 над фьордом.
Для меня, жившего много лет среди кубанских полей было удивительно и странно понимать, что люди могли там жить и возделывать землю!
Только очутившись на пароме посреди этой дикой нетронутой природы, глядя на зеркальную гладь ледниковой воды, слушая вздохи ветра, заблудившегося в расщелинах скал, и протяжные крики чаек, начинаешь искренне верить в существование мистических гномов-троллей.
В пасмурный туманный день легко представить себе как в этих таинственных заводях близко от тебя неторопливо проплывет корабль древних викингов.
Норвегия покрыта бесконечными дремучими лесами, где в лунные ночи светятся озёра, от величественности мрачных гор захватывает дух.
На сегодняшний день снег и льды покрывают эту страну шесть месяцев в году. Когда-то, давным-давно на её месте лежал огромный ледник, покрывавший всю территорию страны многие тысячи лет. Постепенно, с потеплением климата, ледник отступал на Север, а люди, которые здесь остались жить, назвали себя «норманнами», людьми Севера.
Мне приходилось раньше много слышать о таинственных существах (Троллях), которые населяли леса и горы Норвегии.
Из всевозможных источников и литературы привожу сведения о Троллях, которыми полны норвежские сказки и легенды.
Норманны в скором времени заметили на этой Земле многочисленных странных созданий, которые обладали сверхъестественной силой, но были очень осторожны и не давали себя обнаружить. Люди стали звать их Троллями и постепенно Тролли стали появляться в сказках. Тролли могут быть маленькими разновидностями гномов, а могут быть такими же огромными как горы. Единственно в чём легенды не противоречат друг другу, это то, что Тролли были отвратительны и безобразны, но встречаются и добрые Тролли.
Все Тролли живут внутри гор, или поблизости в пещерах, где прячут свои сокровища.
Выходят только ночью, поджидая незадачливых путников, а питаются мясом, похищая скот и людей. Тролли - существа холодные, и лишь тепло человеческой крови может их согреть. Солнечный свет губителен для них, и утром, если Тролль не доберётся до укрытия, он умрёт, превратившись в камень.
Но и на Троллей есть управа. Если задать Троллю загадку, то он будет должен разгадать ее. Если он не сможет разгадать, то умрет, но если разгадает, то в ответ задаст свою загадку и так будет до тех пор, пока кто-нибудь не проиграет.
В такой ситуации вам нужно постараться загадками занять Тролля до рассвета, ведь с первыми лучами солнца Тролль тут же превратиться в камень и это будет вашим спасением, иначе он разорвет вас.
Вот такие страшные существа жили и живут в Норвегии, но, смотря на окружающую нас красоту, в это не хочется верить! Сказки, только норвежские!
На пароме центральную часть палубы заполняют большегрузные машины, а слева и справа от них - автомобили поменьше, в том числе и наш микроавтобус.
Пассажиры могут подниматься на верхнюю палубу и размещаться в салонах.
В салонах все удобства, мягкие кресла, большой экран телевизора и магазин-кафе, где можно заказать себе горячее блюдо, всевозможные напитки.
Но сидеть в салоне, когда проплываешь мимо таких красивейших берегов, невозможно.
Крутые берега фьордов, уходящие под воду, создают атмосферу суровой местности.
Подводные стены заселены водорослями, кораллами, губками и ракообразными
Пейзажи норвежского побережья захватывают дух. Большинство фьордов имеет множество ответвлений, что делает их еще более привлекательными, а открывающиеся пейзажи - захватывают. Облака цепляются за вершины гор!
Повсюду на берегах фьордов разместились небольшие горные поселения. Их аккуратные церкви и деревянные дома видны, словно на ладони. Часто встречаются дома, на крышах у которых растёт трава. Нам объяснили норвежцы, что это национальная особенность строительства - маскировка под местность!
Следует заметить, что за всё время путешествия в Берген нам пришлось несколько раз менять паромы, причём всё это происходило так спокойно, без спешки, прекрасно организованно, что совершенно забывалось, что мы «меняем паромы как перчатки!».
Незаметно прошли несколько часов нашего путешествия на паромах и вот мы снова на автомобильной дороге, которая уже петляет по пригородам города Бергена.
Теперь в моей памяти останется то, что пришлось увидеть в Норвегии за такое короткое время, причём его невозможно описать словами.
Это стоит только увидеть.
Северная норвежская природа вообще сама по себе далеко за пределами наших привычных реалий. Она вообще отличается от южных курортов и теплых пляжей.
Прежде всего - она девственна. Она чиста. Нигде уже этого давно нет.
Прощай страна фьордов, страна норманнов и загадочных Троллей!
Из Бергена мы самолётом полетим в Осло, а потом разойдёмся с филиппинцами.
Они улетают в Манилу, а мой авиарейс пролегает по маршруту Осло - Таллинн.
Свидетельство о публикации №212110400894
Однажды перед выходом в рейс на мой БМРТ, где я был старпомом, пришёл Регистр и начал проверять судно. На шлюпочной палубе мы ходили втроём:
Регистр, стармех и я. Регистр подошёл к спасательной шлюпке и потрогал винт этой шлюпки, этот винт отвалился и остался у него в руках, а на голову посыпалась ржавчина, вместе с морской пылью.Это была немая сцена из комедии, потому что сначала Регистр, молодой человек, испугался, что сломал судно перед отходом.Мы со стармехом смотрели друг на друга, соображая, чьё это хозяйство,шлюпка вроде моя, а вот винт? Стармех первый сообразил и сказал, что этот узел у него в плановой замене и пока другое смотрим, будет готов.Мы подошли к этой шлюпке снова через 30 минут, новый винт был на месте и работал, как часики.Документы были подписаны.
На судне был рыбацкий стармех экстра- класса.
Альберт Шаров 2 28.01.2013 00:30 Заявить о нарушении
Анатолий Акулов 07.02.2013 22:24 Заявить о нарушении