Розанов о месте христианства в истории

        Розанов в статье о месте христианства в истории  пишет:

"Два великих племени почти исключительно занимают поприще всемирной
истории - арийское и семитическое. Если мы проследим за характером этих
двух племен на всем протяжении их существования, мы будем поражены глубоким
различием, которое повсюду и во всем обнаруживается между ними." Далее:
"арийцы преисполнены жизнерадостного чувства, любят природу и поклоняются
красоте, и, не заглядывая в отдаленное будущее, всецело отдают настоящему
свои душевные силы... Ум, чувство, воля - все силы душевные у арийца
направлены к внешнему, навстречу впечатлениям, идущим снаружи."

Отсюда, по Розанову, следует, что лишь арийцы именно вследствие такого
склада своего характера и такого устройства своего душевного мира и
направленности разума на внешнее создали всю мировую науку, философию,
искусство, создавали государства и устанавливали права.

Что же касается семитических народов, то они, опять же по Розанову,
никогда не смотрели с интересом на окружающий мир,  у них никогда не
возникала наука. Высокое понятие, которое сложилось о науке арабов и долгое
время держалось, при ближайшем ознакомлении с делом оказалось ложным. Они
повсюду являются или продолжателями, или комментаторами, но никогда и ни в
чем - начинателями, творцами. Далее он дает примеры из медицины,
математики, философии, искусства, подтверждающие сказанное.

После столь уничижительной критики семитов он обращается к той стороне их жизни, которую до этого в своих рассуждениях не затрагивал - к религии.

"Первый вопрос, который, естественно, возникает здесь, состоит в том,
почему из всех народов земных одним только семитам, и именно евреям, дано
было Откровение? Почему другие народы были лишены его?" "Дух семитов, -
рассуждает он далее, - который всегда был обращен внутрь себя, который не
чувствовал природы и отвращался от жизни, один в истории сохранил чистоту
свою, никогда не переставал быть дыханием Божества."
Далее у Розанова получается, что евреи, осознав свою избранность,
возгордились ею до такой степени, что их пророки говорили с Богом запросто,
критиковали его неудачные по их мнению решения, а другие народы и в грош не
ставили, не говоря уже о том, что не несли  им Откровения, как того ожидал
от них Бог. Вот за это Боженька их и наказывал многократно, унижал, и
потом, когда терпение его кончилось, а евреи уже опустились дальше некуда,
Бог понял, что миру пора давать Новый Завет, для чего он и командировал на
землю сына.

Кстати, любопытная мысль с этими заветами у Розанова: Старый завет для
евреев был очень строг, построен был на всяких устрашениях и совершался
через обезание, которое имело (и имеет) великий символический смысл: Бог
обрезал Авраама в известной чувствительной точке, открыв его к высшему
назначению - продолжению рода, и еще наказав ему, что он после такой в
общем- то несложной операции как бы получает пожизненный знак верности
единому Богу. Евреи придают расширенное значение обрезанию, -  у них в
Талмуде имеется, например, выражение "обрезанное сердце", то есть сердце,
обращенное к Богу.

Новый же Завет был полон радости, понятен и симпатичен простым людям,
содержал простые и разумные правила, пришелся как раз по складу характера
жизнелюбам-арийцам, и вот - христианство начало победное шествие по
арийскому миру, а обиженные евреи и прочие семиты остались при своем Ветхом
Завете, и Иисус для них не авторитет, о чем они сразу заявили еще Понтию
Пилату, и по сей день так считают, демонстративно обрезаясь в знак верности
единому Богу: насчет сына Он Аврааму ничего не говорил.
Июнь 2004


Рецензии
Такую тему я комментировать не могу - слишком мало знаний.
Всего доброго, Владимир.
С уважением,

Марина Клименченко   06.05.2018 14:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.