Претендующие на гениальность

Защита Лужина                Владимир Набоков

Сплошная лажа  Лужина, но поданная под таким слоем его исключительной гениальности, что читаешь – в надежде хоть что-то человеческое в этой архигениальности откопать.
Ну, есть у него этот дар – чувствовать шахматы- ходы и выходы, и переходы – и что с того?!

Кому от этого стало лучше?

Мир всегда ищет лучшего, непревзойденного, готов таскать его на руках.
Пока он победитель, лидер. И вот – это лидер иссякает. И иссякает интерес.

И этот интерес снова возникает только тогда, когда на нем можно снова поживиться.
Снова сталкиваются микромиры. Снова мы читаем одну из вероятных воззрений существующей реальности.
Есть притягательность в этих отношениях, которые сложились около супергениального шахматиста?
Один туман.

Что хочет показать нам автор этого произведения?
Отношения общества и подобной личности, не способной  жить в обычном мире и стремящейся  в мир иллюзий, в мир выдуманных партий, где нет реальных соперников – есть только головокружительная высота собственных побед.
В жизни – они тоже есть. Но это же, опять же, плод тех же умственных иллюзий, пусть и приукрашенных  вымыслом чарующих звуков.

Возможно, что есть и такой срез игры.
 Вспоминается  Герман Гессе со своей «Игрой в бисер». Вот уж наметал, так наметал. Явно прослеживается связь с  "Защитой...". Тоже – произведение, претендующее на гениальность.

Да так их и можно назвать: ПРЕТЕНДУЮЩИЕ НА ГЕНИАЛЬНОСТЬ.
Претенденты  во всем. На любую роль. Но только не на человеческую.
Им кажется, что они ведают о жизни все, поэтому устраняются от тех, кто их окружает; они не вписываются в этот обычный мир с их необычным восприятием. И вынуждены уходить в свой воображаемый мир. Блистающий мир. Да и то – ненадолго.
Главная героиня, которая пожертвовала своей жизнью – так и отзывается о нем – у него все  не всерьез. Чтение книг – НЕ всерьез, общение с людьми – НЕ всерьез.
Только одна игра захватывает его мозг.
А всерьез или, все-таки, снова НЕ всерьез?

Стоит ли продолжать анализ дальше?
Главный герой уже осознает, что мир шахмат стал его единственным источником жизни и ее поглотителем. Своеобразный наркотик. Он ищет выход из создавшегося тупика, из бесконечного поиска решений, которые никуда не ведут.

И вот – он находит выход.
Какой? Решает  выйти из-под власти мира шахмат?
 Но странно находит выход. Только распрощавшись с жизнью – он познает то, что ему виделось спасением.

И в чем оно – это спасение.

И  в полете в неизвестность (в бесконечную или еще какую) - на мостовую,  пока на нее, он осознал:

Последние строки романа:
 
«В тот миг, что хлынул  в рот стремительный ледяной воздух, он увидел, какая именно вечность угодливо и неумолимо раскинулась перед ним»


«Никакого Александра Ивановича не осталось».

А что осталось?
У меня ничего. Кроме мути в голове. А у вас?

Я знаю на сайте человека, который очень горячо отстаивал право Лужина на существование, и даже собирается набраться опыта, чтобы подарить миру свой супергениальный роман.

Кто это будет?
Лужин?
Да и нет. Еще  один Лажин-Лужин. Высохнет эта лужа под лучами солнца.
Так же - как мостовая - после того, как уберут остатки гениального товарища.
По-моему - у авторов есть только одно желание - козырять всеми своими наработками потустороннего мира. А выход - они и сами не видят.


Так долго и мучительно описывать превосходство мира шахмат, а потом показать, что этот мир – вымысел, и он уже не нужен никому. Вернее, ему, Лужину.
Так – на какой, извините, ляд, описывать это на сотнях страниц?!

Это опять напоминает – как показывают мир, который дает потребление наркотиков. А потом сказать – Нет, не надо туда погружаться. Нам можно,  а вам – не надо. Там – так хорошо, что сюда уже не хочется.

Ему было хорошо в своем мире? Великолепно было. Распрекрасно.
Временами, правда, когда  он совсем терял связь с миром, он пытался выбраться из этого состояния.
А мог? И для чего? Как человек – он абсолютно беспомощен, ни к чему не приспособлен. Этакий большой ребенок с головой  шахматного короля. Или, все-таки, пешки, которая никогда не станет чем-то большим.

Одни вопросы?

***
ниже - одна из рецензий на мой гениальный опус и наш диалог.
Люблю размышлять и вам того же желаю.

  Рецензия
- Осуждающий человека осуждает Бога.
Я не могу сказать, что Защита Лужина мой любимый роман, но и с тобой согласиться не могу. Вообще-то, гениев никто не любит, по крайней мере за их гениальность, которая частенько граничит с безумием. Мир шахмат, мир науки, мир виртуальный - они отличны от обычной жизни, как впрочем и мир стихов.
Я не совсем могу понять твой настрой, желание всем объяснить как надо... что ? жить? любить? творить? Я частенько читаю твои мысли... И часто молчу просто.
С уважением


- я тоже не понимаю. Назвать черное - черным - ты считаешь - осуждение. Он - пародия на человека. И назвать его человеком - не поднимается рука.Гений - это не умст. способности, это способности быть милосердным. А там - одни шахматные изыски.
Написать свое мнение - еще не осудить, а высказать суждение.
Конечно, я не прошу со мной соглашаться и тем более - не требую. Но часто мы думаем так, как научили. Приручили. И ты - не исключение, ты только вылезла из садика, пришла в 1 класс, глазки восторженные, мир красок чарует, природа завораживает, ко всем только с добром, с теплом, с улыбкой. И думаешь, что и у всех должна нарисоваться на лице улыбка.
У меня - ухмылка. Так же, как и у тебя - недоумение после моих опусов.

-  Ну вот и мне досталось... Ну не обличаю я природу за ее цветочки, и она, природа, такая неприличная, не обличает людей за их лень и нерадивость... На том и порешим. С улыбкой


- Естественный отбор, кому - цветочки, кому-ягодки, а кому и ядовитые.
Не все коту - масленица.Покатилась...
Мир прекрасен, я не спорю, но мир людей - в большей части - мир зверюшек.
Я понимаю, что лучшее в людях победит. Но пока победит... И одним упованием на лучшее. Вешать их я не собираюсь, но написать,что улетать на небеса..тоже не с руки. Еще только начали работать над собой, и уже - взлетаем!
Он сказал:-Поехали...До встречи. Молчание - золото.Я пока еще посеребрю дорожку.


Рецензии
Если в вашем понимании мир людей- мир зверюшек.То вы блоха, которая кусает умершего льва.

Наталия Фрехтман   12.11.2012 17:01     Заявить о нарушении
а вы не хотите быть зверюшкой? Я так признаЮ - кем только я себя ни чувствую, то - львицей, то козлом, то кобылицей...
А вот человеком стараюсь и стараюсь, но я никогда не признаю, что кто-то хуже или лучше - только потому, что ему с детства засунули серебряную ложку или ему достались гениальные способности, и он теперь доказывает это всем, а если не признают - печалится...И если бы только печалился...
А самое скверное в этой истории, что общество подыгрывает...
И вы - в их числе.

Симмона Михпетова 2   13.11.2012 10:06   Заявить о нарушении
в большей части...
Разве не так?!
Рвут друг у друга, обманывают, все пытаются убедить себя, что имеют право...

Симмона Михпетова 2   13.11.2012 10:23   Заявить о нарушении
А зверюшки -то причём. Я понимаю, если бы фигуры на шахматной доске жизни. И нет защиты безысходности Лужина, с его душевной странностью и возвышенным даром от столкновения с тоскливо-примитивной толпой.

Наталия Фрехтман   13.11.2012 16:37   Заявить о нарушении
тоскливо-примитивная толпа - звучит , конечно, лучше, возвышеннее, но это - еще хуже зверюшек. Раскройте глазки и отверзните уста свои, а не чужие.
Вы. конечно, по другую сторону примитивной толпы. А я - ее часть, но стараюсь в этой массе сохранить свое лицо и поддержать тех, кто не может. А вы пытаетесь возвысится над нею и еще возвыситься за счет других, оправдывая их пагубность. Не хило!

Симмона Михпетова 2   14.11.2012 04:14   Заявить о нарушении
Я когда-то негодовала, по поводу высказываний Льва Николаевича Толстого о Шекспире.Я понимаю, когда глыба судит глыбу...
Вы на сайте недавно. Дам совет, сначала познакомьтесь с этикой сайта.А про блоху, за ваш дешёвый эпатаж на моей страничке.

Наталия Фрехтман   14.11.2012 10:42   Заявить о нарушении
Этика - понятие условное. А про знаменитости я много писала, если человек не на слуху, то это еще ни о чем не говорит.
Вы защищаете привычное, обнародованное - то, что можно ценить, потому что его оценили знаменитые. А я?
-Глыба-то, глыба...
Только вы ножки боитесь промочить, чтобы эту глыбину измерить.
Я - блоха, я приняла. что же вы так других, походя, живых обзываете,
а тех, кто признан, условно, гениальным, защищаете. А я не претендую на гениальность, вот они - претендуют.
И мне Лужина - просто жалко, вот он - лужа, понимаете, а все его принимают за океан человеческих страстей, способностей..А он беспомощен, он просто, живет только в своем измерении, а другие даже не меряет, но считает, что его не ценят, потому что не принимают его высочайшее измерение.

Симмона Михпетова 2   14.11.2012 11:42   Заявить о нарушении
легко защищать абстрактное, а вот понять рядом идущего и пишущего...

Симмона Михпетова 2   14.11.2012 11:43   Заявить о нарушении
дешевка меня давно не интересует.

Симмона Михпетова 2   14.11.2012 11:47   Заявить о нарушении
Так в этом и гениальность романа, что Вам жаль этого изгоя обыденности, непонятного обывателям гения, который пребывая в своём мире, уже и не человек, а автомат. И тема крутая: несовместимость профессионального искусства и жизни.

Наталия Фрехтман   14.11.2012 14:23   Заявить о нарушении
крутая... Как соединить человечность и гениальность?

Симмона Михпетова 2   14.11.2012 15:52   Заявить о нарушении
Из его стиха:
Не презирая грёз бывалых
старайся лучше создавать.
У птиц и трепетных и малых,
учись, учись благославлять

Наталия Фрехтман   14.11.2012 16:17   Заявить о нарушении