Глава 9. Попутчик

Дорога от полевого лагеря 25 бригады до КПП "Дитятки" прямая и не очень долгая. Машиной за 20 минут - неспешно. Ничего особенного: выезжаешь из лагеря - сразу въезжаешь в сосновый лес. Выехал из леса, сразу - КПП.

В тот раз я ехал на ГАЗ-66. В тентованном кузове машины сидело около 3х десятков солдат из моей дезактивационной команды.  Обычно нас в кабине сидело 2 офицера, но тогда я был один.

Серая лента дороги блестела в утреннем солнце между желтыми стволами сосен и была пустынна. Утром движение было в основном только в сторону Чернобыля. Встречная машина в 7 утра была большой редкостью, а попутные или уже далеко обогнали нас или плелись сзади. Поэтому, одинокую фигурку, вышагивающую вдоль обочины, я заметил еще издали. Все-таки обзор в ГАЗ-66 лучше, чем БРДМ!

Через пару секунд стало ясно, что по дороге идет старенький дедушка. Сгорбленная фигурка в новом стеганом ватнике и "парадной" кепке, достаточно резво продвигалась в сторону Зоны отчуждения, хоть и опиралась на палку.

Я приказал водителю притормозить. Ясно, что старый человек идет в сторону КПП и  мы его можем подбросить, ведь эта дорога здесь одна такая, трасса Киев-Чернобыль.

Услышав шум мотора приближающейся машины, дедушка отошел с дороги на обочину, стал у жёлтого знака "На обочину не съезжать -Радиация!" , упершись руками и грудью на самодельный посох, чтобы переждать пока мы проедем мимо.

Мы притормозили. Я открыл дверцу и обратился к нему :"Дедушка, Вам куда?" Он назвал село, которое находилось внутри зоны.

-Садитесь, мы до КПП Вас довезем, но дальше Вы пройти не сможете.

-Ой дякую, хочь так! - обрадовался он.


Схватившись крепкими, узловатыми пальцами за дверцу и поручень, он залез в кабину. Я, потеснившись, помог ему, взяв его палку - отполированный с сучками крепкий ореховый дрын - герлыгу.
Дед, пыхтя, устроился поудобней, по-хозяйски захлопнул дверь в кабине и мы двинулись дальше.

***

- Я - Петро, - и протянул мне ладонь для рукопожатия, - домой йду.

Предвосхищая мой вопрос громко, почти торжественно, произнес старичок.

- Нічого, проживу один, хай одна там кукує.
 А то сидить, скиглить, плаче. Всю душу мені попиляла, як та, як та ...

Дедушка замолчал, подбирая слово, а потом часто часто заморгал и отвернулся от меня...
Я понял, что это он про жену.

-Вас эвакуировали? - спросил я.

-Так, вивезли,  та як те старе лахміття кинули!

Завершение  каждой своей фразы дед отмечал громким ударом дрына в пол машины,  будто ставил громкую и последнюю точку.

-Нас, зі старою відвезли до (он назвал какую то деревню под Киевом). Може знаєш?
Я отрицательно помотал головой.

-Ти звідки, синок? З Харкова? Велике місто, велике...
Так от, у всіх з нашого села хозяї люди, як люди, а нам попалася чиста гадюка! Поселила нас зі старою в курнику. Там у дворі не ступни, воду з колодязя не пий, бо - заразні, бач, радіація, а в неї діти. Тьфу!

Я почав був із нею сваритися, та з жінкою ругаться що ссцяти проти вітру!
Кажу своїй: "Пішли до хати!"
Боїться, радіація! Тьфу!

Ось ти синку,бачив тую радіацію?
Бачив?! Та ти молодий от і бачив!

 А я - старий! Нема на мене такої радіації, щоб з хати мене вигнати могла!

Дед угрожающе замахал своей палкой. То ли радиации, то ли хозяйке-"гадюке".

- В мене хата гарна, під залізом! Три роки, як перекрив, - с нескрываемой гордостью заявил он.

- Коза біла є - Манька.
Сир любиш? Ні, ну тоді ти - телепень! Козій сир силу дає, чоловічу силу.
 Та ти ще молодий, потім зрозумієш...
 
Он на секунду призадумался.

-Проживу, риба буде, сир буде, на городі чогось виросте... Проживу!

Мы уже доезжали.

Я сказал дедушке, что высажу его, чтобы не видели на КПП. Предупредил его, что всю зону уже огородили колючей проволокой, а по дорогам патрули.

Дед невозмутимо мне сказал:
- Тю, колючка...
 Знаєш яка тут у нас партизанка була? Партизанка була і в 18-му, і за Сталіна була партизанка.
 Я за німців, в сорок другому, ходив в партизанку.
 Німецькі патрулі були - ОГОГО! А тут наші... Тьфу!
Опять стукнул палкой в пол машины и, хитренько так , подмигнул...

 Тут такі стежки є по болотах , що тільки я знаю, ніхто мене не побачить і не зупинить! Я ДОДОМУ ЙДУ.

Водитель остановил машину, не доезжая до КПП метров 300. Дедушка кряхтя вылез из кабины.
- Спасибі тобі, синок! Щасти! Храни вас Боже!

Мы тронулись потихоньку. В зеркало заднего вида я видел, как старичок с палочкой, в стеганной фуфайке снял новую кепку и, перекрестив бойцов в кузове нашей машины, поклонился в пояс нам.

А потом, будто растаял в воздухе, исчез...

Говорят, что Апостол Петр держит в своих руках ключи от Рая.

Продолжение http://proza.ru/2009/11/17/591


Рецензии
Здравствуйте, Евгений!
Иду с Вами дорогой дорогами ада...
А старичок идёт, стремится домой!
Здесь его рай.

Как хорошо, удивительно хорошо Вы пишете, Евгений!

Вспомнила фильм. "Год собаки" - И.Чурикова и И.Скляр.
Со смешанным чувством смотрела фильм и с тем же чувством
читаю Вас, уважаемый, Евгений.

Счастья Вам! Благодарная,

Дарья Михаиловна Майская   09.08.2021 00:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.