Артроз суставов. Болезнь наезженной колеи?

 
  Главный  довод и право писать на медицинскую тему -   брошенные мной костыли, трость и что я стал жить нормальной жизнью мужчины. Снова стал бегать по утрам, снова выполнял все домашние работы и полный комплекс работ на даче, хотя уже не был молодым  человеком. Когда меня настиг артроз, мне было семьдесят лет.

  Артроз, системное заболевание суставов рук , ног, позвоночника. Считается, что заболевание  чаще встречается у людей пожилого возраста,  хотя болеют и молодые. Здесь  расскажу, как я боролся с артрозом тазобедренного сустава, хотя это может быть использовано и при болезни других частей тела.

   Знак вопроса в заголовке рассказа означает, что это мой собственный, взгляд на болезнь и допускается, что может быть другое объяснение, тем более, что образование у меня техническое. Конечно, сначала, я выполнял все предписания врачей, читал о болезни в Интернете и убедился, что многие из них являются действенными. Но после пятилетних испытаний на себе выяснилось, что эти рекомендации часто не полные и не конкретные.

 В семьдесят лет,  утром, я ежедневно пробегал  около километра и 15-20 минут делал интенсивную  зарядку на улице. Словом был старичок-бодрячок. Но сам себя, или кто-то, меня сглазил. На ровном месте поскользнулся и оборвал четырехглавую мышцу бедра. Для тех, кто не знаком со спортом и медициной поясню, что это одна из самых мощных мышц, которая соединяет колено и бедро. Травма очень тяжелая. Сначала хирурги натянули оборванную мышцу и пришили ее снова к колену. После операции заковали всю ногу в гипс. Два месяца костыли. Четыре месяца трость. Больше чем полгода восстановление. Но через год, когда я стал ходить без палочки, вдруг почувствовал острую боль в бедре. Диагноз - артроз тазобедренного сустава. Ходить не мог. Спать не мог, любой поворот тела сопровождался  болевым «выстрелом»  в ногу. Пришлось принимать болеутоляющие лекарства, но начались боли в желудке. В Интернете узнал, что артроз начинается с суставного хряща. Происходят его истончение, теряются его амортизационные свойства. Начал пить лекарства, применял мази. Не помогало. Тупик!

   А голова все время искала выход. Наверное многие замечали, когда очень долго и настойчиво что-то планируешь и очень хочешь, жизнь подбрасывает разные варианты для проверки фантазий, а глаз цепляется за такое, на что  в обычной жизни никогда бы не обратил внимание.

   В нашем доме  живет женщина, преподаватель вуза. Несколько лет назад я обратил внимание, что   она идет к станции метро заметно хромая.  Она мне рассказала, что у нее артроз тазобедренного сустава. Через два-три года,  она  снова попалась мне на глаза, когда медленно шла на метро и очень удивила своей походкой - женщина раскачивалась из стороны в сторону, как будто шла по горячим углям. Я задал себе вопрос:  почему удобнее ей ходить вразвалку, какое облегчение получает организм, человек же не может себе делать хуже? Меня это очень заинтересовало.

  Но это был не единственный вопрос. Когда я медленно прогуливался по улице,  опираясь на трость, боль в бедре заставляла делать частые остановки. Но если движение после отдыха я начинал более широким шагом, то боли были меньше и организм меньше уставал. Эту нелепость я тоже не мог объяснить.

  Эти вопросы я себе задавал везде. Ночью, когда боль не давала уснуть, на прогулке, за обедом. Но ответы на все вопросы получил в машине, когда сын меня вез по кольцевой дороге, где на двух крайних рядах, с  более интенсивным движением, было видно деформацию асфальта, колею. И тогда я понял, что вот эта колея позволяет ответить на все вопросы и позволяет найти способ уменьшить боль при артрозе суставов.

   После операции, когда я долго не ходил, но все-таки
опирался на больную ногу, коленный и тазобедренный суставы практически не работали. Хрящ, между сопрягающими  частями сустава сжимался практически только в одной точке и поэтому продавливался.
Когда ноги здоровы, то во время ходьбы давление на хрящ распределяется уже по широкой кольцевой полосе. А если при той же ходьбе, человек наклоняет туловище в стороны, то след воздействия сустава на хрящ будет еще шире и будет иметь форму восьмерки, как след на асфальте не привинченного автомобильного колеса. Чем больше площадь  следа на хряще, тем меньше он разрушается и меньше боли. Вот почему соседка так странно стала ходить и почему мне было удобнее делать широкий шаг.

  В одной их медицинских статей я прочитал:
«Большинство ученых считает, что пусковым механизмом является нарушение кровообращения в суставе». С этим предположением я был согласен, но в статье не было рекомендаций, как восстановить кровоток.
 
  Одно было ясно, что кровоснабжение  может осуществляться через мышцы, прикрепленные к суставу. Таких мышц , окружающих тазобедренный сустав, около десятка, но в повседневной жизни пожилого человека используется  меньше, чем на половину. Я предположил, что это и является причиной уменьшения кровотока в суставе у пожилых людей.

 Об  этом я подумал, когда однажды смотрел трансляцию соревнований по художественной гимнастике. Во время упражнений с предметом спортсменка поднимала прямую ногу вертикально впереди  туловища, сбоку и за спиной. Значит эти мышцы есть у всех людей, но они не используются и недоразвиты. Это особый, предельный случай, но показывающий в каком направлении надо действовать.

 НАДО ТРЕНИРОВАТЬ НЕ РАЗВИТЫЕ, "СПЯЩИЕ" МЫШЦЫ,КОТОРЫЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ МЫ НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ. Это главная мысль, в этом новизна , это позволило мне  и позволит другим преодолеть недуг.

 На этом можно было бы закончить, ибо все остальное дело техники , требующей терпения и дисциплины.

 Методика нагрузок тазобедренного сустава отрабатывалась долго. Было много ошибок и срывов. Долгое время не было  улучшения. Но через два месяца упорных, каждодневных занятий почувствовал незначительные сдвиги и надежду на успех. А через полгода стал бегать.
 Сейчас не буду подробно рассказывать об этой методике  и упражнениях, которые я выполнял. Напишу отдельно,если у кого-то будет интерес.

  Остановлюсь лишь на общих принципах. Надо просто скорректировать образ жизни, во многих случаях не надо никаких тренажеров, просто надо по другому себя вести. Вот некоторые простые советы:

1.Надо постепенно изменить походку с тем, чтобы уменьшить «удар» в тазобедренном суставе при ходьбе. С возрастом ширина шага у людей становится меньше. В основном из-за ухудшения гибкости позвоночника и  увеличившейся жесткости связок ног. Если шаг не широкий, то прямая нога как бы врезается в землю и толчок, удар  передается по ноге на «опору» - в тазо-бедренный сустав. Чтобы уменьшить удар, следует переднюю ногу выбрасывать вперед чуть согнутой  в колене, а шаг делать более широким. Увеличение шага лучше  достичь  за счет поворота таза, как это делают ходоки спортивной ходьбы. Уменьшение боли почувствуете сразу. Но для  пожилых, особенно мужчин, потребуется время, чтобы это вошло в привычку. Это  длительная, кропотливая работа.

2.Полезно как для лечения, так и для профилактики воспользоваться домашним «тренажером», который есть практически у всех, кто живет в многоэтажных домах. Это - лестница в вашей парадной. Вот уже несколько лет, где бы я не был, никогда не спускаюсь на лифте.  Живу я на втором этаже и чтобы нагрузить суставы, еду на лифте на девятый этаж, а спускаюсь пешком. Лестница заставляет сустав поворачиваться на больший угол, что не бывает при ходьбе. По этой  же причине, я стараюсь  не ехать, а шагаю по ступеням  спускающегося эскалаторе метро.

3.Надо ежедневно, ходить бодрым шагом до усталости. Полезно фиксировать время ходьбы и пройденное расстояние с тем, чтобы следить за состоянием здоровья и своевременно вносить изменения.Если позволяет здоровье , чередовать ходьбу с бегом, так как при беге и ходьбе мышцы работают не одинаково.

Обязательно, параллельно с нагрузкой мышц, надо увеличивать их эластичность, растягивать. В первую очередь икроножные и задние мышцы бедра.

5. Мы все разные. И боли у всех не одинаковы, как и лекарства и мази, которые мы исползуем. Надо выбрать  эффективные для ВАС болеутоляющие мази. Так, например, в нашей семье используется мазь «Найз» и ««Випросал»
 
6.Мазь надо втирать не по всей ноге, а только в БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ на бедре и голене. Точки находят легким «скольжением» смазанного маслом пальца по болезненной области бедра и, спускаясь вниз, на голени, стопе и пальцах ног.
Эффективно снижают боль квадратики перцового пластыря, наклеенные на болевые точки на один-три дня.

7.Выполнение всех рекомендаций поможет решить проблему не только артроза, но положительно скажется на работе сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.

8.Кроме проверенной эффективности, это лечение не требует денежных затрат.Успехов Вам и надежды!


Рецензии
Действительно, очень полезный совет...непременно
воспользуюсь )))

Соломония   17.11.2012 20:16     Заявить о нарушении
А уже надо? Я же написал только общие рекомедации и не написал,что и как надо делать. Когда решитесь начать лечение, возникнут вопросы готов помогать.

Давид Слободник   17.11.2012 22:17   Заявить о нарушении
Благодарю за предложение )))

Соломония   17.11.2012 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.