Исторический экскурс

Исторический экскурс.

Вступление.

Осуждать социализм, как тупиковый путь развития человечества и превозносить капитализм, как путь истинный и прямой, давно стало просто «хорошим тоном». Действительно, как можно обсуждать то, что с упёртостью магнитофона повторяют все? Вчерашние знания не в счёт. Всё, чему учила в школе Советская власть – неправильно.
Пусть так. По крайней мере, касательно истории человечества. Действительно, в последнее время, в ходе раскопок и других исследований  ученые обнаружили немало интересных и очень неоднозначных фактов. Непонятно лишь, почему пересмотр надо вести  «с хвоста» истории. А не с её начала?
Из учебника истории мы помним такую схему смены фаз развития человеческого общества:
А) Бесклассовое общество:
1. Человеческое стадо
2. Родо – племенной строй.
Б) Классовое общество:
3. Рабовладельческий строй.
4. Феодальный строй.
5. Капитализм.
А) Бесклассовое общество:
6. Социализм.
7. Коммунизм.
Круг замкнулся.
Многие мои читатели не одобрят такое начало по поводу, например двух последних пунктов. Замечу им в утешение, что перед нами всего лишь схема, которую мы, к тому же, собираемся опровергнуть целиком. Как это получится – другой вопрос. Поэтому прошу: не спешите с возражениями.

Часть 1. Доклассовое общество.

Достоверный факт: человеческие общества, живущие по принципу стада на Земле не сохранились. Сама возможность существования стада у людей выведена эмпирически. Так что за неимением достоверных фактов обсуждать здесь нечего. Тоже можно сказать и о седьмой фазе: о коммунизме. Никто его не видел, никто с ним не встречался, следовательно разговор беспредметен..
 Родо – племенное общество сохранилось на Земле до наших дней, как в чистом виде, так и виде фрагментарных элементов, встроенных во все остальные, более высокоразвитые человеческие системы, что свидетельствует о высокой устойчивости человеческих отношений этого типа, об их высокой экономической эффективности. О глобальном распространении родо – племенного строя в прошлом свидетельствуют как письменные документы, так и археологические находки.
Это пещеры с наскальными рисунками, многовековые поселения, орудия труда, для изготовления которых требовались усилия нескольких людей, групповые захоронения и огромные мегалитические сооружения, постройка которых кажется фантастической и невозможной даже для нашей техники. Мегалитические сооружения существуют по всему миру, упрямо свидетельствуя, как об инженерном таланте наших далёких предков, так о тогдашнем, высоком производительном потенциале и о превосходной внутренней организации очень крупных племенных союзов, охватывавших огромные территории. Единственный термин, годный для определения столь крупномасштабной организации людей, это термин ГОСУДАРСТВО.
«Государство? В доклассовом обществе?» – удивитесь вы. А почему нет, если об этом свидетельствуют факты?
Почему именно начался распад бесклассовых государств? Не знаю Тема эта вне сферы нашего исследования. Факт в том, что бесклассовые государства, имеют тенденцию к распаду именно в период подъема, а не деградации, как это происходит с другими общественными системами. И на их месте начинает образовываться… Кстати, а что именно образуется на их месте?

Часть 2. Рабовладение = Феодализм?

В чём различие Рабовладельческого общества и феодализма?
В рабовладельческом обществе – главная производительная сила – раб. Чаще всего, это иноплеменник, захваченный в результате ведения непосредственных, военных действий. Или –  такой же пленник, но купленный на рынке. Раб лишён всего: имени, прав, семьи, собственности. Он – расходный материал. Его выжимают и заменяют. Т.е. рабовладельческая экономика требует постоянного притока живых ресурсов извне.
При феодализме – главная производительная сила – номинально свободный общинник. Это мелкий собственник, живущий своим домом, в своей семье, владеющий орудиями труда, толикой скота и (или) участком земли. В личной собственности или на правах аренды – не суть важно. Рабочая сила при феодальном устройстве общества самовоспроизводится, и это обуславливает меньшую агрессивность феодализма по сравнению с рабовладельческим строем.
Так какой строй образуется после распада родо–племенного общества?
Древний Египет: на полях и в мастерских трудятся свободные общинники – египтяне. Не иноземцы. Они главные производители, опора строя и государства. Рабы есть, но они заняты обслуживанием высших слоёв общества и, по сути, ничего не производят.
Вавилон, Ассирия – та же картина.
Древняя Персия – те же признаки феодализма. Даже кодекс чести, изложенный в «Шах–Наме» чисто рыцарский кодекс.
Индия, Китай, Япония… Рабы, как производительная сила нигде не заметны.
Даже древние греки и македоняне жили родо–племенными общинами – филами, владели наделами и мастерскими и сами трудились. Рабы – или ничего не производящая обслуга, или заняты на неквалифицированных, подсобных работах: мнут глину, мелют муку, носят воду, и т.д.
В Спарте порабощённое коренное население – илоты вообще жили общинами, в своих домах, семьями, обрабатывали землю и отдавали часть продуктов хозяевам – спартанцам. Это же феодализм чистой воды.
Мне могут возразить, что самые плодовитые летописцы Древнего мира: греки – называли жителей соседних, неэллинских, государств рабами. На это я замечу, что, во-первых что ранние государства античного мира очень похожи на раннефеодальные, вольные города – республики Европы (на Руси – Новгород, например). А во-вторых, эллины традиционно считали любую царскую власть априори тиранической и беззаконной. Естественно, по их мнению, терпеть над собой царя мог только законченный раб. Так что это слово в древнегреческих летописях следует рассматривать не как научный термин, определяющий социальное положение человека или народа, а как синоним слова «варвар» т.е. «другой» (а то и просто как ругательство).
 Однако где же чисто рабовладельческий строй? Где рабы – главная производительная сила? Был ли он? Правильно. Древний Рим в период олигархического и императорского управления.
Но вернёмся к Древним и культурным Афинам. Именно здесь было положено начало настоящему рабовладению. Именно в Афинах серебро добываемое руками рабов составляло важную статью дохода Афинского государства. Когда же рудники истощились – влияние Афин на Пелопоннесе сошло на нет.
Рим тоже начинал своё развитие как раннефеодальное государство: родовая знать, свободные общинники – производители. Победа над Карфагеном не только открыла моря для торговли, но и усилила родовую знать, и дала толчок к массовому сгону свободных общинников с их родовых земель. На освобождённых (читай приватизированных) землях их хозяева создавали крупные, сельскохозяйственные производства, основанные именно на рабском труде.
Особую статью в Древне – Римском бюджете составляла, (как и в Афинах) добыча серебра в Италии, а потом – добыча золота в Испании. Процесс золотодобычи описан Сенекой и поражает как своей эффективностью, так и человекозатратностью.
Постоянные войны, серебряная, а потом и золотая монета (мировая валюта того времени) – обеспечивали Древне – Римскую экономику «свежей кровью» – быстро изнашивающейся рабской силой.
Так продолжалось до тех пор, пока серебро и золото не истощились, и огромная римская армия не раздавила своей массой людоедскую экономику страны. Недостаток дешёвой, рабской силы привёл к переориентации сельскохозяйственного производства на номинально свободных земледельцев – колонов и частично освобождённых рабов. И те, и другие жили в своих домах, семьями и общинами, владели орудиями труда и обрабатывали свои личные или арендованные у крупных землевладельцев участки, отдавая, как плату за землю и налоги часть урожая. Римское общество вернулось на общечеловеческий путь развития. К феодализму.
Выводы:
1. Рабовладельческий строй не может считаться необходимым этапом развития человеческого общества. Он возникает в исключительных, благоприятных для него условиях. Когда же условия прекращают свое действие – рабовладельческое общество возвращается к исходному феодализму.
2. Переход от одной экономической формации к другой не является одновариантным, предусматривая кроме главного пути, по меньшей мере, ещё один, альтернативный путь.
3. Альтернативный путь не является тупиковым, и общество, ступившее на него, в случае неудачи, просто возвращается на главный путь, продолжая развиваться в русле общемировых экономических законов.
4. Отличительная черта альтернативного пути от пути главного лежит в сфере самодостаточности.

По последнему выводу поясню: исторические факты свидетельствуют, что и в условиях родо – племенного строя и в условиях феодализма, человеческое общество может существовать и развиваться сколь угодно долго за счёт внутренних ресурсов. А вот рабовладельческий строй существует лишь в исключительных условиях, обеспечивающих ему неограниченный приток рабочей силы извне. Т.е. за счёт разрушения и истощения окружающих его сообществ. Неважно, как это разрушение осуществляется: экономическим путём (золото или серебро) или через прямую агрессию (внеэкономический путь).

Часть 3. Капитализм – Социализм.

Как бы там нибыло, но феодализм себя исчерпал (причины этого явления вне темы нашего исторического экскурса). На смену ему приходит капитализм и… социализм. Не поочерёдно, сменяя друг – друга во времени, а почти одновременно. Это факт, из которого следует, что двойственность пути в процессе развития человеческого общества – не исключительный случай, а норма.
Заметьте, нигде страны с развивающимся капиталистическим укладом не переходят на путь социализма, а вот государства, переросшие феодализм, с зачатками капиталистических отношений (т.е. находящийся в переходной стадии развития), – вступают на социалистический путь достаточно легко: Россия, Китай, Куба, Корея, Вьетнам, Чили, Никарагуа…
Так что обвинение Великой Октябрьской Революции в незаконности и неправильности можно смело считать либо следствием махрового евроцентризма и неспособности большинства европейских учёных мыслить вне усвоенных с детства штампов, либо их откровенной ангажированностью. Но мы опять отклоняемся от темы.
Таким образом, социализм и капитализм – не сменяющие друг-друга формации, а два параллельных пути развития человеческого общества, переросшего феодализм. Один из них прямой, глобальный, обязательный для всех сообществ Земли (какими были родо – племенной уклад и феодализм), а другой – альтернативный, возникший и способный существовать в узком спектре «особых экономических условий» и в последствии, неизбежно возвращающийся к главному пути.
Какой из двух? Посмотрим на факты.
Факт первый: Социализм пал. И не только в России. В том же Чили, например. Но процесс падения не был самопроизвольным и естественным. Римская Империя например тоже столкнула с феодального пути на путь рабовладельчества немало государств и просто человеческих сообществ. Ну и что? Когда экономика рабства сожрала себя, вместе с Римской империей, всё вернулось на круги своя.
Факт второй: Феодализм – поистине глобальный уклад через которые неизбежно проходят все человеческие сообщества, а капитализм таким не является. Развитые капиталистические страны препятствуют естественному развитию капитализма в странах развивающихся (именно в этом причина последних военных конфликтов), упорно заталкивая их обратно, в феодализм.
Факт третий: Производительность труда. Сейчас общепризнанным считается факт превосходства капитализма над социализмом именно в сфере производительности труда. Подсчитано, что один работник в развитой стране при капиталистическом способе производства приносит больше прибыли, чем такой же работник в условиях социалистического производства. Но, во-первых, экономика это не один работник. Современные производства давно уже существуют в условиях разделения труда между странами. Причем операции, требующие 80% сил, времени и затрат и приносящие 20% прибыли давно переведены в «развивающиеся», т.е. по сути своей феодальные государства. Учёт производительности для капиталистических государств ведётся по операциям, которые они оставили для себя, т.е требующим 20% затрат и приносящим 80% прибыли. В Странах же с социалистическим укладом учёт производительности ведётся по всему производственному процессу целиком. При таких методах подсчёта сомнение вызывает не то что превосходство капитализма  над социализмом, в плане производительности, но и превосходство капитализма над феодализмом.
Вторая ловушка такой статистики: производительность труда определяется по норме прибыли. Мошенничество здесь в том, что высокие прибыли при капиталистическом способе ведения хозяйства происходят за счёт бессовестного нарушения паритета цен при рыночном обмене. С чего начинались сверхприбыли капиталистической экономики? С обмена зеркалец, стеклянных бус и грубого коленкора на золотой песок, слоновую кость и жемчуг по весу. Если же аборигены отказывались от такой торговли, в ход шла военная сила – т.е. нерыночные, внеэкономические способы принуждения.
Сейчас капиталистический Запад через военное вмешательство сбивает цену на «чёрное золото» нашего времени. На нефть. Времена, может быть, и меняются, но нравы капитализма всё те же.
Кстати, применение внерыночных механизмов в процессе торговли – для капиталистического строя – норма. Та же агрессивная реклама – является абсолютно внерыночным, и внеэкономическим способом воздействия на покупающую сторону, так как заставляет её по завышенной цене приобретать часто ненужные вещи.
Не стоит забывать и про самодостаточность. Самодостаточен родо – племенной строй. Не зря он сохранился до нашего времени. Самодостаточен феодализм. Самодостаточен социализм. А вот рабовладельческий строй и капиталистическо – империалистический строй не самодостаточны. Без постоянно растущего притока ресурсов извне они существовать не могут, что и определяет их крайнюю агрессивность, по сравнению с другими экономическими укладами. Но если рабовладельческий строй в древние времена разрушил и истощил человеческие ресурсы средиземноморья, после чего скончался сам, империализму вполне под силу, вместе с цивилизацией классового общества, разрушить экосистему всей Земли. И если человечество уцелеет то, что ждёт его после? Только бесклассовое общество. Родо – племенной строй? Социализм? Эти уклад самодостаточны и доказали свою жизнеспособность в самых, экстремальных условиях. Другой вопрос: стоит ли дожидаться такого, вынужденного возврата человечества на магистральный путь развития?
Р.S. Я закончила, уважаемые читатели. Жду Ваших возражений.
Николаева Т.
11.11.11.


Рецензии
Любая теория развития общества подразумевает,что последующие стадии лучше удовлетворяют потребности каждого конкретного члена общества чем предидущие.Называя нынешнюю систему в развитых странах Европы капиталистической ,мы почему то забываваем,что она гораздо более социалистическая в смысле уровня жизни, чем была система в СССР,хотя в СССР она называлась социалистической.Так что главное не название, а содержание.

Александр Ресин   18.06.2015 04:06     Заявить о нарушении
Есле бы дело было только в количественном отличии. Как заметил один мудрый политик: "Сто лягушек не заменят одного лосося".Условия жизни рядовых родичей при родоплеменном строе по качеству намного превосходила условия при феодализме, когда синьор вешал крепостных за охоту или запрещал им самим молоть зерно ручными жерновами.Но Вы же не будете утверждать, что родоплеменной строй прогрессивней феодализма.

Тамара Мизина   18.06.2015 14:47   Заявить о нарушении
Пример с лягушками ведь дело вкуса.Кому то лягушачьи лапки вкуснее лосося.А родово племенной строй отнюдь не баловал людей,ведь распределение пиши было как в животной стае.Сначало сильные,потом уж что осталось,если осталость.

Александр Ресин   18.06.2015 15:25   Заявить о нарушении
Стая это стая, а строй это строй. При родо-племенном строе люди жили семьями. Точнее семья и была производящей единицей. Всё или почти всё необходимое производилось внутри семьи. Слабые старики занимали главенствующее и потому привилегированное положение,слабые дети тоже не голодали (родители не допускали).Производительность труда возможно оставляла желать лучшего, но люди не платили ни налогов ни податей. Были конечно неурожаи, голодные годы, но ведь от них и классовые общества не застрахованы.
Не стоит видеть в прошлом сплошные кошмары. Это граничит с историческим шовинизмом, суть которого можно выразить: "До нас была сплошная дикость, после нас будет сплошной кошмар. Одни мы живём в правильное время",
А Про лягушек и лосося сказал Великий Фридрих.

Тамара Мизина   18.06.2015 19:04   Заявить о нарушении
К сожалению наука, нигде не отмечала в племенно-родовой форме ,которая пришлась в основном на первобытно- общинный строй, уважение к старшим.Ведь такие племена напрямую наблюдала современная наука.От стариков, как только условия чуть становятся хуже просто избавляются.

Александр Ресин   18.06.2015 22:10   Заявить о нарушении
Конкретней можно? Какие племена и при каких именно условиях избавляются от стариков? Я знаю лишь про чукчей и энвенков. В 19 в. при полном отсутствии добычи, старые люди сами уходили в тундру и детям запрещалось родителям препятствовать. Т.е., как вы видите, ситуация неординарная. Нельзя сказать чтобы люди шли на самоубийство при малейшем ухудшении условий жизни.

Тамара Мизина   18.06.2015 22:41   Заявить о нарушении
Почитайте вот это http://lib7.com/folklor-i-etnografija-narodov-mira/1843-o-drevnem-obychae-v-folklore-tadzhikov.html

. стариков и бросание их на произвол судьбы - столь же распространенный обычай, Старый, дряхлый человек, которому трудно передвигаться вместе со своими сородичами, отягченный болезнями, является тяжелым бременем для людей, вся жизнь которых зависит от случайной добычи, от быстрых переходов и перекочевок со стадом или от ловкости и силы каждого индивида. Чтобы избавить себя от тяжелой обузы и самих стариков от излишних и долгих страданий, их убивают или выводят в уединенное место и оставляют на произвол судьбы. В некоторых обществах обычай этот применялся в самых широких размерах, как, напр., на о-вах Фиджи, где во многих местах невозможно было встретить человека старше 40 лет, потому что все перевалившие за этот возраст были убиты. Чаще всего этот обычай встречается на материке в Австралии, где трупы убиваемых даже поедаются, весьма обыкновенен у сев.-американских индейцев, далее в Африке, напр. у бурунов Нигриции (объясняющих этот обычай тем, что "старики уже успели съесть весь свой хлеб в этом мире"), у готтентотов, у кафров, в Азии, на Суматре, где пожилых людей заставляют взбираться на дерево, которое раскачивают, напевая при этом "время уже приспело, плод уже созрел, пора его стряхнуть", и затем их убивают и съедают, у коряков, камчадалов, чукчей и т. п. На нашем севере таким же образом поступают лопари, покидающие на произвол судьбы не только стариков, но и всякого захворавшего при следовании за стадом. Об индусском племени падеев рассказывает Геродот, что у них убивался всякий заболевший, которого торопятся поскорее убить, чтобы мясо его не испортилось вследствие истощения во время болезни. В законах Ману советуется каждому состарившемуся царю передать правление сыну, а самому пойти искать себе смерти на войне или уморить себя голодом. О германцах имеется много свидетельств в преданиях, сагах и у историков, что они убивали стариков, дряхлых и хворых. О существовании этого обычая у балтийских славян имеется свидетельство о том, что некто Шуленберг спас одного старика из рук его односельчан, которые собирались отправить его "к богу", и этот старик, приставленный им привратником к замку, прожил после этого еще 20 лет. Удивительнее всего, что еще в недавнее время этот обычай практиковался в Малороссии. "Людей старых, - говорит г-жа Литвинова, - не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задержались на скате, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага. Отсюда выражения: "сажать на лубок", "пора на лубок". Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду умирали. Такой случай имела возможность наблюдать сама г-жа Литвинова в 80-х годах в д. Землянке Полтавской губ. Но универсальность обычая У. стариков, как и детей, подлежит большому сомнению, потому что известна масса самых первобытных народностей в настоящее время, которые не знают этих обычаев. И во всяком случае мотивы его далеко не лежат в жестокости природы первобытных людей, а значительно связаны с религиозными воззрениями и верой в загробную жизнь, которая так жива у анимиста, что цивилизованный человек с трудом себе может ее представить. Дикарь в цвете лет с легким сердцем налагает на себя руки в полной уверенности в немедленный переход в царство блаженных. Чукча или коряк, почувствовав приближение смерти, сам просит об освобождении его от тягостей медленного, болезненного умирания, и сын решается исполнить его просьбу только после долгих колебаний и мучений. На Фиджи, прославившихся свой жестокостью, сцены убийства стариков менее всего говорят о жестокости. Путешественник Гёнт, приглашенный присутствовать на похоронах матери одного знакомого фиджийца, был крайне удивлен, увидев, что мнимая покойница преспокойно участвовала в кортеже, весело и беззаботно болтала с окружающими. На все убеждения оставить это бесцельное У. сын отвечал, что старуха - его мать и он - ее сын и обязан предать ее смерти, на что старуха охотно согласилась. Только глубокая реальная вера в загробное существование может создавать такое странное отношение к жизни собственной и своих близких. Ср. Ploss, "Das Kind in Brauch und Sitte der V ö lker" (Штутгарт, 1876); Klemm, "Allgemeine Culturgeschichte"; Bastian, "Der Mensch"; Lecky, "History of European morals" (3 изд., 1877); Waitz, "Anthropo logie der Naturwö lker"; Mc Lenan, "Primitive manage"; Леббок; "Начало цивилизации"; Спенсер, "Основания социологии"; Letourneau, "La sociologie"; M. Kyлишер, "Очерки сравнительной этнографии и культуры" (СПб., 1887, гл. IV и V и литер. ссылки к ним).

Александр Ресин   19.06.2015 01:48   Заявить о нарушении
Я специально попросила уточнить, чтобы самой не перечислять всю эту информацию. А теперь по сути явления:
1. племена, перечисленные Вами относятся к охотничьим, оттеснённым на обочину цивилизации, т.е. с одной стороны они вынуждены избавляться от маломобильных членов с другой лишились за счёт этого "простого" решения шансов на дальнейшее развитие. Иначе они не были бы тем, что они есть. Т.е перед нами неправильные исключения. В Африке, например, до сих пор существуют сообщества, убивающие всех новорождённых детей и поддерживающие свою численность за счёт "усыновления" подростков, из разграбленных деревень. Но это не племена, не род и такое поведение не может считаться нормой.
2.Пример Малоросии никакого отношения к родоплеменному обществу не имеет.Там описано феодальное общество со всеми отягощающими семью, непомерными налогами.
3. Пример Геродота потому и производил сильное впечатление на читателей, что даже в те времена такое поведение выглядело как дичайшее исключение из повсеместной практики. Иначе автор его бы не упомянул.

Тамара Мизина   19.06.2015 02:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.