Кто сеет щедро?

               
  Когда-то Вольтер призывал «Раздавить гадину!», имея в виду религию.
И сегодня есть любители обозвать патриарха «попярой», а всё христианство - сумасбродством или шарлатанством.
Страстные высказывания  о роли церкви в нашей жизни  ценны тем, что создают полное впечатление искренности. Причём, сам накал эмоций невольно принимается за доказательство правоты.  Несдержанность и неразборчивость в выражениях принимаются, как простительные и симпатичные слабости  человека, у которого «накипело» на душе.
                Во все века – и не без оснований – церковь, прежде всего, обвиняли в хищной корысти.
Марк Твен писал: «У дьявола нет ни одного оплачиваемого помощника, тогда как у Противной Стороны их миллион».
Вся сила этой фразы исчезает от одного простого замечания: помощники дьявола очень часто трудятся на ниве той самой «Противной Стороны». И это не должно удивлять, потому что все мы предупреждены о волках, которые рядятся в овечьи шкуры.
    В еженедельной газете «Понедельник» есть рубрика «Спроси у священника». Там, рядом с анекдотами и астрологическими прогнозами публикуют вопросы и ответы на тему церковной жизни.
В  №42 за октябрь 2012 года вопрос звучал так: «В нашем посёлке церковь построена на пожертвования воров и убийц из украденных материалов. Как к этому относится РПЦ?»
  Отвечает священник отец Василий: «Если человек хочет сделать доброе дело, даже если он ведёт греховную жизнь, что же, запрещать ему сотворить добро? Грешник жертвует на строительство храма не только для самого себя, но и для других людей, которым храм жизненно необходим. Да и кто может сказать, что эти «воры и убийцы» грешнее, чем все остальные люди?»
О. Василий счёл себя вправе отвечать от имени РПЦ.
Но его личное мнение по этому вопросу  сильно отличается от позиции древних пророков и отцов церкви:
 «Как! Вы крадёте, убиваете… и потом приходите и становитесь перед лицеем Моим… и говорите: «Мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости!» (Книга пророка Иеремии.7.9)
В другом месте Библии читаем: «Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое и дары беззаконных неблагоугодны; не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых» (Сир.34.18)
Вот что говорил И.Златоуст о людях, дающих взаймы под проценты: «Разве не знаешь, что это запрещено было и в Ветхом завете?  Но что ещё говорят многие: а возьму проценты, и подам бедным… Только Богу не угодны такие приношения. Лучше совсем не подавать, нежели подавать приобретённое такими средствами…
Милостыня от хищения неприятна Богу…
Хотя бы отдали даже всё, что похитили у других, для нас не будет никакой пользы…
Иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению».

Строительство храмов приобрело характер модного явления. Почти за каждой новостройкой стоит имя весьма состоятельного гражданина. А иногда имён не называют, но не из скромности, а по другим соображениям.
 «От трудов праведных не построишь палат каменных» - гласит народная поговорка.
И на лепты вдов их не построишь. На десятины от доходов прихожан можно купить разве что несколько подсвечников.
Церковь принимает дары благодетелей, не исследуя их происхождение или делая это не слишком придирчиво. Сегодня жители городов, не слишком фанатичные в своих вероисповеданиях, не скрывают недоумения от того, что огромные средства тратятся на строительство храмов в то время, когда не решены проблемы реального милосердия: не благоустроены школы, больницы, детские дома, дороги, жилой фонд…
Протесты граждан против насаждения храмов имеют уже и чисто бытовую основу: никто не хочет слушать рядом с домом пение колоколов и наблюдать похоронные процессии к отпеванию.
Это рядовые кандидаты  на избрание в органы власти в порядке благотворительности латают крыши ветхих домов и строят детские площадки.
Более состоятельные и влиятельные люди строят храмы и водружают на них колокола.
Но в одном о. Василий прав: действительно, трудно узнать, из каких доходов даётся милостыня.  Не устраивать же дознание с пристрастием. Кроме того, в идеальном случае, милостыня должна совершаться тайно. И презумпцию невиновности нельзя отвергать.
Есть большая проблема сегодня и в том, что считать воровством:
 нарушение уголовного или божественного закона? Если божественного, то все состояния, нажитые за счёт банковских процентов и баснословных прибылей – «лихвы» - должны считаться грабежом.
Известный банкир и олигарх господин Потанин, например, имеет 6 наград  РПЦ. Причём награждают уже не только за подвиги, а по случаю юбилеев. Награждены также М. Прохоров, бывшая жена Р. Абрамовича, губернаторы и градоначальники и, даже, владельцы  компаний, производящих алкогольную продукцию.
Церковные лавки и магазины продают свои товары с прибылью более 100 процентов…   
Они торгуют изделиями из золота, не имея на то лицензий на право торговли драгметаллами и драгоценными камнями. Есть свидетельства того, что проба драгметаллов в продаваемых изделиях или не обозначена или занижена относительно заявленной.
                Короче говоря, о. Василий из «Понедельника» признал , что «принюхиваться» к пожертвованиям  на церковь, практически, не имеет смысла: милостыни, как и деньги, «не пахнут».  На всём, начиная от свечек с церковным вином и кончая драгоценными украшениями  патриарха и епископов, лежит печать бизнеса с его далеко не божескими законами.

Достаточно ли всего этого для максимализма и непримиримости в оценках роли церкви в нашей жизни?
В интернете и СМИ поток критики христианства,  «разоблачений» РПЦ, оскорблений  и ругательств в адрес их служителей такой неиссякаемый, что руководитель конференции католических епископов выразил своё сочувствие патриарху в том, что «РПЦ приходится терпеть поношение и поругание».
Конечно, не справедливо многие полагают, что патриарх  должен носить часы марки «Победа» московского завода, ездить если не на «Москвиче», то, в крайнем случае, на «Волге» и безотказно благословлять парады геев.
Даже то, что он не выглядит измождённым постом, передвигается без посторонней помощи, позволяет себе жизнерадостные интонации и оценки политических событий, раздражает некоторых его ненавистников, считающих, что монах должен воздыхать, печаловаться и скорбеть.
 М. Прохоров, например, не смотря на церковные награды, публично и грубовато посоветовал патриарху  Кириллу не  «вмешиваться в политику».   
           А он, говоря о «перестройке», заявляет: «То, что страна прошла в
90-е годы, сопоставимо со смутой 17 века, наполеоновским нашествием, с гитлеровской агрессией и с гражданской войной».
Кто же враг?
Вспоминая смуту 17 века, патриарх отметил, что не народ, а самые высокопоставленные бояре вступили в сговор с поляками, уверовав в превосходство европейских ценностей.
Элита государства предала свой народ.
В другом выступлении, уже о проблемах наших дней, он помянул и нашу современную элиту: 
 «Возвращение государству его законных источников дохода, а народу – социальной справедливости  должно стать задачей российской элиты».
Другими словами, патриарх заявил, что некая «элита» украла у государства источники доходов, а  у народа - справедливость.
На такие заявления осмеливались только коммунисты…
Не за такие ли заявления мстят церкви её критики и ругатели? 
 
Патриарх Кирилл призвал общество «не руководствоваться психологией стада и критически оценивать поток информации в Интернете и СМИ». 
«Когда мы слышим нападки на церковь, … то имеем дело с врагами, которые хотят всех нас погубить». Это, конечно, имеет вид заявления о непогрешимости церкви…
Но что думать, когда нападки на «церковь» звучат от её служителей?
Трое священников из Удмуртии разместили в интернете обращение к патриарху, где  обвиняют руководство церкви в раздаче наград политикам и олигархам, квалифицируя это, как развал церкви изнутри.
Все трое были запрещены в служении…

Да, церковь, можно сказать, осталась в стороне от бедствий, которые повлекли за собой для основной массы народа  события, названные перестройкой. Именно в годы наибольшего обнищания всех бюджетов начали возрождаться и строиться храмы. Церковь не взяла на себя ту роль, которую выполнил патриарх Гермоген в смутное время прошлых веков.  Иногда что-то расплывчатое и безадресное говорилось про падение нравственных устоев в то время, когда страну грабили организаторы первой волны приватизации. Патриарх Кирилл, как никто из его предшественников, в своих проповедях и обращениях стал  громко заявлять об ответственности бизнеса и власти  за обнищание народа и его нравственную деградацию, хотя это не мешало принимать РПЦ пожертвования от тех, кто эту приватизацию осуществил.
Представим себе, что церковь призвала бы народ восстать против власти…
Причём «восстать» не гапоновским крестным ходом, не молитвенно, а с реальной целью смены политической власти…
Во-первых, не факт, что её поддержит в этом большинство…
На повторных выборах президента Ельцина очень многие отдали ему свой голос только потому, что все другие варианты угрожали смутой и гражданскими столкновениями. Во всяком случае, так полагали многие избиратели…
В истории известен случай, когда народное восстание вдохновлялось церковной проповедью.
Вот что говорил Т.Мюнцер (1489- 1525), один из первых критиков католического вероисповедания в Европе: «Главная причина ростовщичества, воровства и разбоя – наши господа и князья. Они захватывают себе, что вздумается: рыбу в воде, птицу в воздухе… И после этого они распространяют среди бедняков заповеди божьи и говорят: «не укради!» Народ жалеют меньше, чем бешеную собаку…» («Защитная речь»).
В каждой части фразы можно увидеть реалии наших дней… А про собаку – будто наш КЗОТ читали, в котором убийство человека наказывается почти также, как собаки.
«Если единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им не следовало и браться за дело… Боритесь за дело божье и выходите на борьбу. Время настало… Железо горячо, куйте его. Пусть ваши мечи не остывают от тёплой крови. Пока злодеи живы, вы не освободитесь от человеческого страха» («Разоблачение ложной веры»).
Как эти слова напоминают Ленинское «Промедление смерти подобно»!
Разве не бальзам на душу эти слова некоторым из современных правдоискателей, переполненных революционным духом?
М.Лютер (1479-1530) отвечал Мюнцеру примерно так: «Этот человек уже доказал во многих местах, что от его деятельности нельзя ожидать иных плодов, кроме убийства восстания и кровопролития…
Мятеж – не простое убийство, но подобен большому пожару, который воспламеняет и опустошает страну. Поэтому, всякий, кто может, должен их (восставших крестьян) бить, 
душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежники. Его (Мюнцера) надо убивать, как бешеную собаку».
Из 8000 сторонников Мюнцера 5000 были убиты. Сам он казнён отсечением головы…
               В одном из выступлений патриарх отметил, что Россия не знала религиозных войн в отличие от Европы…
             КПРФ и ЛДПР более 20 лет критикуют партию власти. Их предводители хорошо научились изображать гнев на лице и в интонациях. Но не было сделано ни одного практического шага в сторону реального сопротивления курсу власти.
И это с их-то опытом политического руководства и разжигания «пламени из искр»…
Так можно ли ставить в вину церкви её дипломатию?
             …  Да если бы церковь ругали только за то, что она сегодня, будто бы, отстранилась от судьбы народа.
А её ругают за то, что она есть, что упрекает падением нравов, надоедает напоминаниями об истории,  пытается учить…
Неужели  существование церкви - это наиболее отвратительное и нетерпимое среди всего негативного, что принесли в нашу жизнь перестроечные годы?
Значит, ещё можно потерпеть обвал всех показателей благополучия страны,  «революцию» в нравах,  миллиардеров - соотечественников, угрозу потери суверенитета, надругательство над экологией, разбазаривание недр, растущую мощь криминала – в 130 раз увеличилась преступность граждан Кавказских и Среднеазиатских республик !
А проповедь христианства – это уже выше всякого терпения - нож у горла и «возвращение к мракобесию»?
Договорились до того, что православие назвали «тормозом»  в развитии страны и причиной её нынешних бед…. В.Познер сожалеет, что Россия – не часть благоденствующей Европы, а православные не перешли в протестанты. Сожалеет, возможно, и о том, что не было у нас своей «Варфоломеевской ночи»… Конечно, об этой теории Познера можно дискутировать. Но вместо дискуссий идёт явно организованная кампания «разоблачения» РПЦ и патриарха во всех грехах.
И невозможно отрицать, что некоторые поводы для нападок кажутся справедливыми.
               
В.Потанин выделяет  благотворительному фонду около 10 млн долларов в год,  что
составляет 0,25 процента от его состояния.
Он входит в число тех 7 банкиров, которые контролируют более половины Российской экономики, финансировали предвыборную кампанию Б.Ельцина и привели его к победе.
В 1996 году  президент Ельцин объявил ему благодарность за активное участие в организации выборов и назначил его 1-м заместителем председателя правительства.
В 2010 году  он заявил о намерении завещать свои трудовые сбережения не прямым наследникам, а РПЦ.
Трудно сегодня в СМИ найти что-либо такое, что бросало бы тень на щедрых спонсоров церкви ( одна из причин в том, что часть их им же и принадлежит).
А вот швейцарские часы патриарха и его причастность в табачному бизнесу обсуждаются с упоением который год…

Если кому-то кажется, что резкие – не столько по содержанию, сколько по форме -  высказывания против церкви и христианства отражают сложившееся общественное мнение и являются суммой случайных, не связанных друг с другом искренних порывов души, то это, может быть, и наивное, но глубокое заблуждение.
Люди,  представляющие сегодня движущую силу всех преобразований, предпочитают  не пропагандировать свою идеологию. Но по делам  их можно догадываться, что она из себя представляет.
«Первыми христианами были воины и мученики; это боевое учение проводили в жизнь и проповедовали сильные и здоровые люди. Сегодня на нём паразитируют калеки, ущербные, убогие  телом и умом». 
Кажется, что в этих словах – сожаление об утрате идеала… Но дальше без доказательства следует вывод: «Бог умер!».
 «Идеал, который исчерпал себя, может быть убит только циническим анекдотом… Надо просто приземлить идеал и его святого носителя на плоскость физиологии… Христианская мораль должна быть цинически высмеяна в её нынешнем виде»
- Всё это завещал своим последователям Ф.Ницше.
Он советовал также обязательно смотреть не только на содержание учения, но и на тех, кто его проповедует.
И в этом стоит с ним согласиться, потому что сам он в возрасте 45 лет сошёл с ума после 15 лет тяжёлых болезней, в которые и были написаны все его «размышления».
При всём желании не поддаваться «опиуму» религии и критически относиться к православным традициям, нельзя не замечать, что слухи о смерти Бога преувеличены: кто-то так торопится с выводами, не гнушаясь ничем, что говорить приходится не о похоронах Бога, а об Его убийстве. 

           Одна из причин, по которой на сторону критиков и ругателей  РПЦ склонны перейти люди,  далёкие от воинственного атеизма,  состоит в том, что церковь  сегодня,
действительно, раздаёт свои самые почётные награды именно тем, кто стоял у истоков грабительской приватизации.
Почему именно в те годы, когда «у государства отнимали его источники доходов, а у народа – социальную справедливость», началось возрождение церкви? Зачем понадобилась церковь неправославным Чубайсу, Грефу,  Ходорковскому, Берёзовскому, Гусинскому, Фридману, Авену и многим другим «ударникам перестройки»?   
Что это, со стороны  спонсоров возрождения православия - «замаливание» бывших и будущих грехов или изощрённое лицемерие?
 А со стороны иерархов, принимающих щедрые дары  и расплачивающихся за них орденами и грамотами?
Зачем Ю.Лужкову был нужен храм Христа Спасителя, если сегодня вместе с РПЦ его арендуют гараж, автомойка, шиномонтаж,  торговые ларьки, ЧОПы, столовая и банкетные залы?
Или именно поэтому он и назван «символом возрождения православия»?
И разве не символично, что главный инициатор его строительства, имеющий награды РПЦ,  изгнан с поста градоначальника и сбежал за границу?

Обращение трёх священников  к патриарху через интернет оценят не все одинаково: кто-то осудит их за нарушение субординации и устава, а кто-то поймёт и одобрит их желание быть услышанными.  Награды олигархам не только дискредитируют достоинство наград, но и противоречат проповеди Иисуса Христа о совершении милостыни втайне.
Уж, слишком бросается в глаза, что возрождение церкви, как будто,  более всего нужно тем,  кто захватил в годы перестройки так много власти и богатств…
Деньги олигархов  и представителей власти, брошенные в церковную «кружку», похожи на разбрасывание монет богачами  с высокого крыльца  перед толпой народа.   
А знаки благодарности церкви за это выглядят, как целование щедрых рук и, если не одобрение, то прощение всего того, с чем сравнивал патриарх бедственные годы перестройки.
Во всяком случае, «дружба» церковной власти с политиками и олигархами кажется множеству простых людей явным извращением и лицемерием, в которых никто не спешит каяться, надеясь на незыблемость своего авторитета или пренебрегая возможными последствиями его падения.
Мы были свидетелями того, как почти до последнего дня своего существования поддерживался миф о великой державе СССР. Словно по воле искусного режиссёра, её престарелого «вождя» демонстративно водили под руки и награждали орденами.
На несколько лет вся страна была погружена в суету и эйфорию проведения Олимпийских игр в Москве… Вся страна под трогательную мелодию умилялась слезам улетающего в московское небо резинового символа олимпиады.  Умели сценаристы и постановщики выжать из зрителя слезу …
- Всё рухнуло.   И многим казалось, что внезапно и без видимых на то причин.
И сегодня церковь раздаёт грамоты, медали и ордена. На праздничных богослужениях телеоператоры показывают в толпе президента, спонсоров и местную элиту… Хор  поёт не хуже, чем в оперных театрах…  Патриарх блещет ораторским искусством. Иногда на лицах «прихожан»  –  слёзы умиления.
И сами храмы, словно румянец на лице тяжело больной страны.
А признаков выздоровления всё нет.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.