Чешский луна-парк. от Б. К

В детстве я ходил в польский  луна-парк и в чешский.  Они ничем не отличались -  только жвачкой.  Все там было одно и то же.  Вроде по - разному а все одно – одно.  И только сейчас я понимаю, что этот луна-парк – это и была модель жизни в миниатюре. И мое посещение луна-парков – лишь часть подготовки моей к этой сложной штуке, которую мы и называем жизнь. Я даже не буду пояснять – все сами увидите.
 
Когда вы заходите в луна-парк – все сверкает и переливается. Буйство красок, музыки, веселье и радостные лица.  И ты идешь и думаешь: как прекрасен мир и как прекрасно это место.  И только немного осмотревшись, я понимаю и вижу, что весь этот луна-парк  состоит из многих связанных между собой, но в тоже время отдельных частичек.
 
Сначала вместо того, чтобы сразу идти и кататься на каруселях, мать почему-то сразу тянет меня к окошку кассы. И мы стоим в очереди даже. И тут я впервые понимаю, что за все надо платить. Ничего не бывает даром. Да еще и очень дорого. Ведь аттракционы луна-парка это вам не просто детского парка какого.  И еще не просто платить, а еще и стоять в очереди, чтобы эти деньги отдать.  И тут я еще ребенком вижу, что зарплата учительницы и луна-парк – вещи мало сопоставимые. И что изо всей этой феерии красок мира мне могут перепасть лишь жалкие крохи. И мне приходится делать выбор.  На какие карусели и аттракционы мне идти. На те, или на эти.
Я бесхитростно пытаюсь обмануть судьбу и делаю попытку выбрать и те и эти. Но мне тогда говорят, что третий выбор – обратный поход  домой. А как я могу сделать выбор, если я ни разу на этих аттракционах еще не был.  И тут или ориентироваться по названиям наудачу или тупо ткнуть пальцем в те что кажутся с виду интересны.
 
Итак – некоторые ощущения от некоторых жизненных аттракционов луна-парка:
 
«Пещера страха».  Офигительный аттракцион прежде всего тем, что все об этом говорят как там страшно еще до того как я туда въехал. И естественно, я уже накрутил себя и представил страсти и ужасы.  И вот я еду по рельсам и ожидаю страшностей разных. А  они почему-то не происходят. И ты едешь с ощущением, что тебя надули. Что это не стоит тех оторванных от бюджета денег. Лучше б на «Ромашке» простой 10 раз прокатился.  И вдруг, мои ожидания внезапно совпадают с внезапно выпрыгнувшим персонажем, который действительно пугает меня. И я  истошно ору.  И мне страшно. Но потом я понимаю, что это прошло и чувствую себя каким – никаким а героем. Ведь я прошел это.  Лишь один раз я испытал действительный ужас. Когда посредине аттракциона внезапно отключили свет и мы пробирались пешком через железяки. Медленно в черной тишине по извилистому тоннелю. И вдруг я увидел свет. Свет в конце тоннеля. А потом я увидел мир. И он продолжал играть  яркими красками и весельем. И никто не заметил в этом мире, что я на время его покинул. И не заметил, что я туда вернулся.
 
«Пин-понг». В разных лунапарках он называется одинаково. А по сути своей  - разный. Но правила одни. Кидаешь шарики и выигрываешь что-то красивое или полезное. Игрушку или жвачку. Я заметил тут такую закономерность: вот я кидаю шарики и попадаю в какие-то лунки с цифрами. И цифры все разные всегда, а призы – одинаковые. В основном – жвачка. Я конечно не отказываюсь. Для мальчишек в наше время она была ого го каким богатством. Это сейчас я вижу несколько по-другому. Иногда следильщик за аттракционами сам предлагает: возьмите жвачку. Приз у вас – фигня.  И я беру и радостно жую. И не хочу выяснить, а что там было на самом деле.
 
«Волшебный шнурочек» Еще один аттракцион-халява.  Висит очень  много шнурочков в пучке. И если ты дернешь за веревочку – то вдалеке один из призов подвешенных начинает дергаться. Значит, я выиграл именно его.  Всегда висит много хороших машинок,  оружий для мальчиков. И куколок  красивых  для девочек.  И я радостно  подпрыгивая думаю: вот сейчас я дерну за веревочку и мне  будет счастье. Но сколько ни дергаю – какая-то муть: пластмассовые колечки, стремные волчки, мелочь какая-то или та же жвачка.
 
«Карусель с лошадками».  (Или с машинками. Или с жирафослонами. Или еще с кем-то).  Играет  музыка. Яркие краски. Я сажусь на лошадку и еду. И вижу, что лошадка вся поцарапанная. Ухи у ей отломлены. И в нашем детском парке лучше. И карусель тупо и медленно едет с маленькой скоростью. И на третьем круге понимаешь – что прогадал с аттракционом. Повелся со стороны на красное  и пролетел.
 
«Электрические машинки».  Мечта каждого мальчика. Да и некоторых девочек.  Всегда – самая большая толпа.  Всегда не дешевые билеты. Когда запускают на площадку – то те, кто половчей – захватывают самые блестящие и красивые машинки. А еще став на короткое время обладателем такой машинки я вдруг понимаю, что совершенно не умею ей управлять. Я сталкиваюсь, пытаюсь уклониться. А время идет. А те, кто управляются лучше, стараются врезаться в тебя и смеются над твоей неуверенностью. Можно конечно сбоку найти место и просто крутиться, но я понимаю – что вся прелесть езды – пропадает. И только освоив все это уверенно можно чувствовать себя. А для этого нужны время и деньги.
Есть и еще разные аттракционы. «Тир» – где сложно попасть.  «Лифт» - детский аттракцион  для взрослых. Смысл его мне до сих пор непонятен.  И разновсякие другие. Но думаю, то о чем я уже говорил – подтверждает мое видения луна-парка, как жизненного полигона для детей.
 
Еще я заметил, что почему-то все работники луна-парка  постоянно жуют жвачку. У них ее всегда полный рот и они ее не считают и без зазрения совести выплевывают прям на землю и тут же вставляют в рот новую.  А мама за каждую пластинку отваливала этим чехам, более похожим почему-то на рязанских югославов, по пол рубля! Я спросил ее – почему так? А она как-то среагировала не так и ушла от ответа. Наверно потому, что раньше не принято было говорить об обмане или воровстве как факте ненаказанном. Но это я так потом подумал.
 
И все равно – действо это и буйство – завораживает. И несмотря на все неувязки мне снова хочется туда пойти. Ведь там – жизнь.
 
П.С.  Недавно к нам в город снова приехал чешский луна-парк.  Я специально походил и посмотрел.  Все как-то убоговато выглядит.  И жвачку никто не продает. И очередное поколение детей штурмует те же аттракционы что и  сорок лет назад. И я подумал: А ведь мне тут было интересно.  А ведь я познавал тут жизнь. А сейчас? Наверное, просто зажрался.


Рецензии