Татьяна Лещенко-Сухомлина. О мужчинах и о себе

  На снимках:
  Французский писатель Жорж Сименон
  и Татьяна Ивановна Лещенко-Сухомлина

  Т. И. Лещенко. Москва. Октябрь 1935 г.               

                ЛЮБЛЮ ЭТУ ПОРОДУ!
   
     С Татьяной Ивановной Лещенко-Сухомлиной (умерла в 1999 г.) сначала я познакомилась заочно. Увидела в одной из телевизионных передач.
   Мне нравятся такие люди: прямая спина, чувство собственного достоинства в речи и во всех движениях, полное отсутствие комплексов (на тебя смотрят миллионы!), которые внешне проявляются в почёсывании носа или головы, потирании рук, ёрзании на стуле.
   Она вела себя, как аристократка. Всю жизнь.

   Потом выяснилось, что у нас есть общий знакомый, он мне дал её телефон, я позвонила, с тех пор мы и дружили.
   Последние свои годы Татьяна Ивановна жила в районе метро «Сокол» в Москве. Её небольшая однокомнатная квартира была обставлена скромно. Но зато было много книг, пластинок; на стене висел большой её портрет, и, конечно, гитары.

    Никакие житейские проблемы не могли омрачить настроение Татьяны Ивановны. Позже вы поймёте почему. Она была несколько раз замужем, родила дочь и сына.
   Общение с такими людьми, как Татьяна Ивановна, обогащает. Кого она только не знала, где только не жила! Говорила по-французски, по-английски, по-немецки. Первая переводчица на русский язык произведений французского писателя Жоржа Сименона; хранила его портрет, на котором благодарность писателя: «Моей первой переводчице…».
   Именно она «проталкивала» Сименона в СССР, так как печатать его книги не хотели.
   Она первая перевела роман У. Коллинза «Женщина в белом».
   В 1990 году впервые в Советском Союзе вышел роман английского писателя Дэвида Герберта Лоренса (Лоуренса) «Любовник леди Чаттерлей», а перевела его на русский язык ещё в 30-х годах прошлого века именно Татьяна Ивановна.

   А потом жизнь её покатилась под откос. Тогда она с мужем - скульптором Д. Ф. Цаплиным жила на улице Тверской (но, возможно, уже в те годы центральная улица Москвы носила имя пролетарского писателя; я не уточняла). Двери их квартиры были открыты для друзей и почитателей  её супруга, и тех, кому нравилась Татьяна Ивановна, как певица. Время проводили весело.
   Как-то именно в такой дружеской и весёлой компании Татьяна Ивановна и сказала фразу: «Сталин не заботится о простых людях». В компании оказался доносчик. Татьяну Ивановну арестовали, и она провела восемь лет в лагерях в  Воркуте. Как выжила эта ниже среднего росточка, худенькая женщина, одному Богу известно.
  Интересно, каются ли перед смертью доносчики?

   Иногда я бывала на концертах, в которых охотно принимала участие Татьяна Ивановна. Она пела под гитару свои песни и песни на стихи разных поэтов, романсы.
   При первой возможности  я её навещала (мы познакомились, когда Татьяне Ивановне было около 90 лет), говорили о разном. Однажды заговорили об отношениях мужчин и женщин. Эта  сударыня была счастлива, как женщина, жена и не скрывала этого. Считала, что женщины в своих несчастьях часто виноваты сами.
   Итак, вот её мнение. С годами, как мне кажется, оно не потеряло своей привлекательности.

    - Татьяна Ивановна, что вы думаете о мужчинах? Действительно, они уж такие плохие, как считают наши женщины – жёны, возлюбленные? То и дело слышишь: такой-сякой, эгоист, детьми не занимается, семью прокормить не может.
   - Я всегда относилась к мужчинам с большим уважением и считаю, что наши женщины не правы. Часто придираются к беднягам. А наши мужчины замучены, они несчастны. Их жалеть надо.
    Я люблю эту породу людей. Люблю и жалею. Считаю, что советская власть много дала женщинам, и очень много отняла у мужчин. Отняла у них самое главное- инициативу.

   - Согласна, у них отняли возможность себя, свои таланты выражать.
   - Наши мужчины не могут сами собой распоряжаться. Чуть  проявит инициативу – его стараются осадить; что-то изобретёт – не внедряют… Потому они и начинают пить, своё горе заливают.
   А женщины должны их жалеть и помогать им. Хотя, конечно, и женщина кое-где очень угнетена. Мне рассказывал один цыган, как он относится к жене. Он уронил сигарету, а она должна поднять. Она для него вещь, он может, как говорил, сделать с ней, что захочет. Надеюсь, что теперь отношения и в цыганских семьях изменились.
   А вот в арабских странах отношение к женщине другое. Мужчина мог иметь несколько жён (сколько прокормит вместе с детьми), но все эти женщины уважаемы в его доме.
   К сожалению, в России не было культа прекрасной дамы.

   - Как не было? Сколько прекрасных слов посвящено женщине!
   - Я много об этом думала в последнее время, и пришла к выводу, что на Руси была огромная разница между интеллигенцией и простым народом. Совершенно другие отношения между людьми, другие понятия о жизни!
   Культа прекрасной дамы не существовало. Была вопиющая жестокость у русских мужиков по отношению к женщине. Они нещадно били своих жён. А какие уничижающие поговорки: «Бабий ум короток», «Жену бить – значит, жену любить»…

   - Татьяна Ивановна, была ещё одна поговорка. Точно не помню, но что-то так: «Курица - не птица, баба – не человек».
   - А как женщина тяжело работала! Как ужасно обращались с ней свекровь и свёкор! Как к рабыне. Я пою русские народные песни. Вспомним «Лучинушку». Свёкор невестку с утра до вечера ругает, а свекровь велит всю ночь прясть.
   Русская женщина много терпеливая, много страдальная.

   А что касается отношений современных мужчин и женщин, то я должна твёрдо повторить: очень многое зависит от женщины, от того, как она себя ведёт.
   Вспоминаю такой случай. Мои первые недели в Воркуте. Я иду в лагерную поликлинику через мужскую зону. Ничего не боюсь, потому что я ещё ничего не знаю.
   Вдруг появляется мужчина, хватает меня и начинает куда-то тащить. Я понимаю, что он меня тащит в мужской барак и говорю: «Не надо! Нельзя! Ни в коем случае нельзя!». Мужчина задумывается: либо он меня сейчас должен придушить, либо моё «нельзя». Говорит: «Почему нельзя? Тебе будет хорошо. Я буду тебя кормить».
   Я отвечаю: «Нет, нельзя. Я хочу остаться верной мужу».
   Вы знаете: эти слова, как гром среди ясного неба, остановили его. Думаю, что он был потрясён: она хочет в этих условиях сохранить верность мужу! Сохранить верность!
   Мужчина проводил меня к калитке, к женскому отделению. И больше меня никто никогда в том лагере не тронул.

   Хотя чего только в лагерях не было!
   Первые годы в Воркуте я играла в театре, пела. От театра мы ездили с концертами на автобусе по страшным снежным дорогам  к далёким шахтам, тоже каторжанским, где работали мужчины.
   Как-то после концерта ко мне подошёл один из тех, кто «не сидел», а охранял, и пригласил: «Мы хотим вас угостить. Пройдите к нам в кабинку».
   Я говорю Вале Онищенко, была такая прекрасная украинская певица, молоденькая женщина: «Валечка, пойдём со мной». Она согласилась.
   Мы зашли в маленькую комнатушку, там было четверо или пятеро мужчин. А на столе – невиданная давно еда: колбаса, белый хлеб и ещё что-то. Уж не знаю, где они это всё достали, но угостились мы хорошо.

   Потом мне говорили: «Татьяна Ивановна, вы же были в пасти у льва! Они могли вас изнасиловать, поиздеваться». И вот я хочу сказать: очень многое в отношениях женщины с мужчиной зависит от того, как она себя ведёт. Вы можете так себя поставить, что никакому мужчине не придёт в голову ничего низменного.
   Я вела в той комнатушке беседу на высшем уровне. Читала стихи – Пушкина, Лермонтова, Блока… Это было инстинктивно.
   Я ещё мало знала о тех лагерях, мало понимала, но у меня было своё поведение, и на него никак не влияло то, как вели себя другие.
    Многие ругались, а я даже слово «дура» не могла произнести. И не потому, что не знала грубых слов. Не хотела! Это было моё право на свободу: не делать то, что делают другие. За эту свободу я крепко держалась. И в отношениях с мужчинами.

   - Татьяна Ивановна, вы согласны, что нашим женщинам во все времена доставалось много трудностей, хлопот? Однако это не даёт им (части из них, конечно) право вести себя в семье агрессивно, быть диктатором.
   - Я согласна с вашим мнением. Но… Я старый человек. Опыт моей жизни говорит, что в отношениях мужчин и женщин огромную роль играет половая жизнь. Если мужчина не удовлетворяет женщину, то ничего хорошего между ними не будет.
   А наши мужчины в этом отношении не воспитанные, им не внушено, что это необходимо, и что это зависит именно от любви к женщине, от желания сделать ей приятное.

   И женщина становится озлобленной, затаившей обиду. А сказать ему об этом она стесняется. И правильно делает, между прочим, потому что любое подобное замечание травмирует его.
   Конечно, говорить надо. Обязательно! Но такие разговоры должны быть очень деликатными, не грубыми, не оскорбляющими; говорить обо всём надо ласково.
   Однажды я разговаривала с юристом, который мне сказал, что почти все разводы имеют под собой эту почву: половое несоответствие.
   Хорошо, что сейчас об этом стали открыто говорить, какие-то советы мужчины и женщины могут прочитать в газетах и журналах. Французы, которых я хорошо знаю, на этом воспитаны с юности. И не только французы.
   Надо просвещать людей, тогда меньше будет сложностей в семейной жизни.

   - Когда я говорю, что муж должен быть хорошим любовником, мои приятельницы чуть ли не в обморок падают от смеха: « Как это, муж-любовник? Муж не может быть любовником. Любовник – это некто другой».
   - Я написала слова одного романса, редко его пою. А недавно встретила людей, которые его помнят, он им нравится. Попробую вспомнить слова:

   Та, что со мною рядом спит,
   Уже давно немолода.
   Её состарила нужда,
   А красоту смели года.
   Она больна, она худа, она печальна…
   Но всех дороже мне она,
   Мой друг, сестра, моя жена.
   Когда ночами рядом с ней,
   Седой любовницей моей,
   И наши бедные тела
   Объединит седая мгла…
   Я обретаю веру вновь
   В добро и нежность, и любовь.
      Понимаете, «с седой любовницей моей»! Так что вы правы: муж должен быть любовником, а жена – любовницей.
   
   - Что мы можете пожелать женщинам, которые хотят быть в браке счастливыми?
   - Девушка должна заранее учиться быть женой. Хорошо, если мама, старшие подруги дают необходимые советы.
   Да, большинство наших женщин измучены работой, всевозможными бытовыми делами. Она и работница, и хозяйка, и мать, и воспитатель, жена и любовница. Много ролей.
   Кому-то они не под силу. А под силу только очень умным женщинам. И очень добрым; женщинам, которые любят своих партнёров.
   Это ведь тоже не всём даётся – любить. Я поняла, что это также дар Божий – уметь любить. Как и другие таланты – дар Божий.
   Возможно, кто-то примет моё мнение за старомодное, но я считаю, что главная карьера женщины – сделать счастливым того мужчину, который рядом с ней, сделать счастливыми своих детей.

   Татьяна Ивановна написала «Советы мужчинам, желающим пленять женщин» (для любого возраста):

  * С каждой женщиной, кем бы она ни была, обращайтесь как с леди, особенно с мамой и сёстрами.
  * Ведите себя со своей подругой, словно вы первый мужчина в её жизни, уверенный в её неизменной кротости, даже, если она была уже неоднократно замужем.
  * Посвящайте ей стихи, предпочтительно собственные, какие ни есть… Без них не обойтись. На всякий случай – учите наизусть любовную лирику всех народов мира. Авось пригодится!

  * Делайте ей, как можно чаще, подарки: от пучочка укропа до стиральной машины, или афганского щенка цвета «беж», или подмосковной дачи с садиком.
  * Учитесь играть на гитаре. Пойте лучше чужие песни, например, Дольского, но сократив их. Не орите во весь голос.
  * Действуйте, пусть и нелепо, но пылко!
  * Не пытайтесь сразу же целоваться. Погодите четыре - семь дней, смотря по её возрасту.

  * Не докучайте ей ревностью и интеллектуальными излияниями. Не попрекайте прошлым. Старайтесь скрыть от неё низменную вашу натуру. Не лезьте при ней в драку ни при каких обстоятельствах (исключение – если кому-то грозит опасность).
  * Следите за своей фигурой и осанкой. Брейтесь ежевечерне. Бельё, носки меняйте ежедневно.
  * Подлаживайтесь под её родителей.

  * Ежедневно говорите ей ласковые слова, восхищайтесь её внешностью и кулинарным талантом. Хвалите её за всё беспрестанно.
  * Будьте трезвенником, ибо женщины терпеть не могут пьяниц. Не курите и не злоупотребляйте физическими излишествами (битьё посуды и прочее).
  * При ней не обращайте ни малейшего внимания ни на одну другую женщину, какой бы красоткой она ни была, хоть, как Вера Холодная.
  * Любите вашу подругу, как единственную в целом мире женщину для вас – бережно, самозабвенно, страстно!
                -------------------------    ---------------
  Опубликованные выше фотографии взяты из мемуаров Т. И. Лещенко-Сухомлиной "Долгое будущее" (Санкт-Петербург. Марафон. 1993 г.)

                ***

   В книге американского специалиста  в области человеческих отношений, как называют Дейла Карнеги, «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» я нашла следующее:
     «В июньском номере за 1933 год журнал «Америкэн мэгэзин» опубликовал статью Эммета Крозиера «Почему браки распадаются?».
   Ниже воспроизводится вопросник, заимствованный из этой статьи. Возможно, что вы найдёте целесообразным ответить на эти вопросы, выставляя себе по десять очков в тех случаях, когда сможете дать утвердительный ответ.

                ДЛЯ  МУЖЕЙ

   1. Продолжаете ли вы ухаживать за женой, приносите ли ей время от времени цветы, помните ли о дне её рождения, о годовщине вашей свадьбы, оказываете ли ей неожиданные знаки внимания, проявляете ли внезапно нежность?
   2. Всегда ли остерегаетесь критиковать её в присутствии посторонних?
   3. Даёте ли вы ей деньги, помимо предназначенных для ведения домашнего хозяйства, чтобы она могла тратить их исключительно по собственному усмотрению?

   4. Пытаетесь ли вы понять свойственные женщине перемены в её настроении и помочь ей в периоды усталости, нервозности и раздражительности?
   5. Проводите ли вы со своей женой хотя бы половину своего свободного времени?
   6. Хватает ли у вас такта воздерживаться от того, чтобы сравнивать, как ваша жена готовит еду и ведёт домашнее хозяйство, с тем, как это делает ваша мать или жена некоего Билла Джонса, если только подобное сравнение не в пользу вашей жены?

   7. Проявляете ли вы явный интерес к её интеллектуальной жизни, к её клубам и обществам, к книгам, которые она читает, и к её взглядам на общественные проблемы?
   8. Способны ли вы позволить ей танцевать и получать дружеские знаки внимания от других мужчин, не проявляя ревности?
   9. Используете ли вы каждую возможность похвалить её и выразить восхищение ею?
   10. Благодарите ли вы её за небольшие услуги, которые она оказывает вам, например, за пришивку пуговиц, штопку носков и отправку вашей одежды в чистку?».

   А ещё в этой же книге Карнеги есть перечень книг на одну тему: «Брак и сексуальная гармония», «Сексуальные отношения супругов», «Фактор секса в браке», «Идеальный брак», «Сексуальная сторона жизни», «Супружеская любовь», «Секс в супружеских отношениях», «Подготовка к браку» и другие.
   Что-то подобное публикуется уже давно в свободной России, в которой секс есть.
   Получается, хоть ты русский (русская), хоть американец (американка), а проблем в браке немало.
   


Рецензии
Замечательная публикация - глубокая, жизненная, полезная. Спасибо Вам, за обстоятельный труд, осветивший очень важную тему. До встречи.

Петров Сергей Петрович   24.01.2015 20:15     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Сергей Петрович, за интерес к моим публикациям и за доброжелательный отзыв. Я стараюсь!
Желаю Вам во всём удач!

Лариса Прошина   27.01.2015 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.