Иудаизм как онтология

Разве не знаете?
Разве не слышали вы?
Разве не сказано вам от начала?
Неужели не размышляли вы об основаниях земли?                (Йешаягу, 40:21)

Философское изучение онтологических представлений любой  религии -  вещь  чрезвычайно сложная. Христианская онтология изучена достаточно подробно, онтология иудаизма светской философией практически не изучалась. Исключением являются лишь работы В. Соловьева,  метафизика которого, на наш взгляд, содержит заимствования из основ иудаизма, которые он профессионально изучал . Иудаизм, первая монотеистическая религия, создал сложную и совершенную онтологию,  близкую системам Платона и Гегеля.  Текст Торы, основной священной книги иудаизма, содержит все онтологические построения, но в зашифрованной, закодированной форме. В наиболее отчетливом и явном виде онтология иудаизма представлена в  произведениях великих еврейских теологов и каббалистов  рабби Акивы, Симона бен Иохая, Исаака Лурии, Моше Хаима Луццато.
Каббала – мистическое учение и мистическая практика иудаизма, первоначально сохранявшаяся устным преданием. Мнение о возрасте Каббалы расходятся более чем на 3000 лет – от времен Авраама до 13 в. н.э.  По сути, Каббала представляет собой эзотерическую часть иудаизма, "Сокровенное", Нистар. Согласно одному из основных положений иудаизма, Моисей (Моше) получил всю Тору, как письменную, так и устную от Всевышнего, причем в одно мгновение. Огромный раздел устной торы, посвященный процессу Творения мира и устройству духовных миров, и получил название Каббала.
Каббалу разделяют на умозрительную и прикладную. Умозрительная Каббала состоит из двух главных частей, "дел": маасэ берешит (дела творения, космогония) и маасэ меркаба (буквально – дела колесницы или выезда Божия, теософия).  Главные письменные памятники умозрительной Каббалы – "Сефер Иецира" ("Книга Творения") и "Зогар" ("Сияние", "Блеск") . Первая приписывается праотцу Аврааму, а  иногда даже Адаму, хотя независимыми исследователями относится к началу средних веков. В XI в. на нее уже писались комментарии как на старинный авторитет. Вторая приписывается каббалистами ученику знаменитого раби Акива раби Симону бен Иохаю (I в.н.э.), но содержит указания на события, позволяющие датировать ее примерно 1300-м годом, а автором считать испанского раввина Моисея Леона. Обе книги напечатаны первый раз в Мантуе в 1558-1562 гг. Кроме этих основных текстов в образовании умозрительной системы Каббалы особое значение имели комментарии некоторых известных средневековых раввинов.
Онтология иудаизма исходит из идеи сокровенного неизреченного Божества, которое будучи выше всякого рода определений может быть названо только "энсоф", Бесконечное или ничто. Чтобы дать в себе место конечному существованию, энсоф должен дать себя ограничить. Самоограничения или самоопределения Абсолютного и дают в нем место различным мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом но дают ему возможность проявляться, т.е. быть и для другого.
Первоначальное основание или условие для другого есть то пустое место, которое образуется внутри Абсолютного в результате его самоограничения или "стягивания". Благодаря этой пустоте бесконечный свет энсофа получает возможность эманации, "лучеиспускания". Это умопостигаемый свет, а его первоначальные лучи –  32 "пути премудрости", основные формы или категории бытия:    10 цифр (сфирот) и 22 буквы иврита, из которых каждой соответствует особое имя Божье. Как посредством десяти цифр можно исчислить все, а двадцати двух букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так и неизреченное Божество посредством тридцати двух путей открывает всю свою бесконечность. Именно тридцатью двумя таинственными стезями неизреченный Господь сотворил Свой мир. Сефирот служат Ему орудиями (келим), каналами (цинорот), через которые Его деяния передаются миру Лиц.
Различие между сфиротами и буквами состоит в том, что первые выражают сущность Божества в другом, или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена  - обусловленные этой эманацией субъективные самоопределения Бога (отраженные лучи). Вот названия 10 сфирот: 1)  Венец (Кетер), 2) Мудрость (Хохма); 3) Ум, распознавание (Бина); 4) Милость (Хесед); 5)Сила, строгость, крепость (Гевура); 6) Красота (Теферэт); 7) Торжество, великолепие (Нецах); 8) Величие, признание, слава (Год); 9) Основание (Йесод) и 10) Царство (Мальхут) . Мыслимые как части одного целого, сфироты образуют форму совершеннейшего существа – первого человека, Адама.
Девять первых сфирот  разделяются на троицы, содержащие, каждая два противоположных начала и одно уравновешивающее. Это «весы Книги Творения». Первая троица (1,2,3) представляет метафизические атрибуты  Бога или мир невещественный. Вторая троица (4,5,6) - мир нравственный. Третья (7,8,9) - мир физический. Последняя, десятая, сефирот есть заключение прочих и образует гармонию мира. Главное значение сефирот  представлено первой сефирой –Венец, создавшей другие сфирот , а поэтому весь мир. Так как она почти такая же  неуловимая и не материальная как и Сам Б-г,  то ее называют иногда бесконечной или небытием. Во всяком случае, она есть первая ступень (отсутствие пространства и материи), первая материя, «святое изображение», «Большое Лицо». Она есть также воля Б-га, лишь бы эта воля была не в самом Б-ге и  с ним не тождественна. Троица, во главе которой стоит первая сефира, есть план вселенной, троица мира. Следующие семь сефирот  стоят ниже первых, они только сефирот  исполнения, строения.
По другим источникам, три троицы, от 1 до 9, представляют взаимно те три мира, которые соответствуют  трем частям  души человеческой, как она рассматривается у самого Платона и неоплатоников неоплатоников: разум (nous), сердце (psyche) и душа растительная (physis). Кроме разделения сефирот на параллельные троицы, сверху вниз, их различают также и по цветам: правая группа -белая, левая -красная, средняя – промежуточных цветов (синего, желтого и зеленого). Сефира 6 соединена необыкновенным образом с боковыми сефирот, что составляет различные сочетания, образуя гармонию мира.
Сефирот, как утверждает Сефер Йецира, «без ничего». Они есть абст-ракции, или, иначе говоря, нематериальные начала, которые образуют форму для отливки всех первоначально созданных вещей. Десять сефирот по сути  представляют logoi  или идеи – матери мира. Они составляют вместе мир, идущий  непосредственно от Б-га, который в противоположность низшим мирам, от него происходящим, называется миром истечений или излучений (Ацилут). Буквы же, напротив, являются первопричиной материи, которая благодаря слиянию с формами дает вещественный мир. Вот как описывается роль, которую буквы еврейского алфавита  сыграли в момент Творения. Все буквы распадались на три группы, представителями которых были 1) мягкий придыхательный «алеф» , 2) немой «мем»  и 3) шипящий «шин». Три эти буквы символизируют три первоначальные сефирот. До тех пор, пока не были произнесены эти три буквы, три данные сущности обладали лишь нематериальным бытием. С произнесением букв сефирот получили материальный субстрат, который сделал возможным сотворение мира. Мир был сотворен когда с помощью остальных шести сефирот было создано бесконечное пространство. Космическое значение, приписываемое буквам еврейского алфавита содержится в раннем мишнаистком памятнике- «Перкей Авот» (Поучения Отцов), где сказано «Десятью глаголами  создан мир»(5,1). Это выражение в свою очередь восходит к словам псалмопевца, который утверждает: «Словом Превечного сотворены небеса и дыханием уст его - все воинство их» (33,6).
Божественные глаголы включают все буквы еврейского алфавита. Различные сочетания этих букв составляют священный язык (иврит), язык Творения, точно так же, как совокупность цифр от 0 до 9 дает в своих различных комбинациях все существующие числа. Язык и число вместе понимаются как орудия, с помощью которых Б-г сотворил вселенную, во всем присущем ей бесконечном разнообразии комбинаций и проявлений.
     Через последовательные эволюции образовались три другие мира, также имеющие по десять сефирот :1)Мир творения (Брия), который представляет также мир небесных сфер.2)Мир формирования или образования (Иецира), мир ангелов или духов, оживляющих сферы. 3)Мир конечный (Асия) или мир материальный видимый: это оболочка других миров. До сотворения теперешнего мира Б-г создавал много миров. Наш мир изображает  непрестанную деятельность творческой силы, никогда не отдыхающей, или теорию оптимизма по которой этот мир лучший из возможных миров. Этот мир, однако, содержит в себе зло, неразлучное с материей. Зло это происходит от последовательного ослабления небесного света, который своей лучезарностью или эманацией сотворил миры; оно есть отрицание или недостаток света, или остаток миров предыдущих, найденных негодными. Такие остатки суть скорлупы; зло всегда представлялось корой. Есть даже мир зла, населенный падшими ангелами, составляющими также скорлупу (Келипот).
Сфироты суть общие основные формы всякого бытия, аналогичные гегелевским ступеням развития Абсолютного духа. Обусловленная этими формами, конкретная Вселенная представляет различные степени удаления божественного  света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Богом находится Мир Сияний. Далее  идут мир "творения", т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов; мир "создания", область душ или живых существ; мир "делания", сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собой внешним образом, а включены друг в друга подобно концентрическим сферам. Низшие миры реализуют то, что идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, принимая из божественного источника влияния, передают их низшим, служа сосудами или каналами благодати.
Иудаизм строит и последовательную антропологию. Соединение десяти сефирот  составляет человека- прототипа: Адама высшего, Адама вечного, который есть макрокосм, прообраз мира материального. Человек принадлежит сразу  к нескольким мирам, однако непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединен с Божеством. Сефирот  делятся на правые (2,4,7) и левые (3,5,8) и средние (1,6,9). Находящиеся справа представляют элемент мужской, считающиеся выше другого и лучше его. Это активное начало, имеющее свойство доброты и милосердия. С левой стороны помещен элемент женский, начало пассивное со свойствами сосредоточенной мысли и строгой справедливости. Средняя группа является согласованием противоположных начал. Три единицы, его составляющие, представляют взаимно, начиная сверху: мир моральный и мир чувственный или материальный.  Все 613 заповедей иудаизма, как запрещающих, так и предписывающих, глубоко символичны и несут серьезную онтологическую нагрузку.
Важной категорией иудейской онтологии являются "корни". Корнями всего созданного, нематериального (духовного) и физического, являются действия Всевышнего. Из них «выросло» все мироздание, видимое и скрытое. Моше Хаим Луццато так описывал их:  «И вот одна из фундаментальных идей: для любого существа, созданного   в мире нижнем, отыщутся наверху отдельные   силы, из которых по определенной цепочке, в определенной последовательности, назначенной Высшей Мудростью, выходит данное существо, оно само и его свойства.  Эти силы оказываются корнями всех существ мира нижнего, а существа нижнего мира – ветвями и производными тех сил, и одни с другими (верхние и нижние) соединены, как звенья в цепи » (Дерех Гашем, 1:1:5). Началом всех творений являются трансцендентные силы, и из них развиваются материальные объекты. И материальные вещи во всех своих деталях соответствуют тому, что переходит на них из высших сил во всех их аспектах, и нет большого или малого в материальных вещах, не имеющего причины и корня в каком-нибудь аспекте трансцендентных сил. Корни, о которых идет речь,  не являются действиями Творца.  Их место между существованием Всевышнего, являющегося корнем всех миров, и той видимой частью творения, в которую мы помещены. Каждый объект, с которым мы в жизни непосредственно связаны, имеет духовный (нематериальный) прообраз в тех корнях. «С любой вещью физического мира наверху (вне физического мира) соотносятся такие  «силы», из которых, в результате поэтапного спуска (последовательности преобразований), образуются все вещи физического мира, они сами и их свойства. Эти «силы» оказываются корнями материальных вещей, а эти вещи рассматриваются как ветви и производные тех «сил», и одни с другими связаны, как звенья цепи» (Дерех Гашем, 1:5:2). В процитированном  сейчас отрывке  Моше Хаим Луццато знакомит  нас с «силами», которые создал Творец и поместил вне Себя. Эти «силы» - составная часть мира, от которого Он решил Себя скрыть. Этот мир имеет несколько уровней, верхний из которых «заселен» этими «силами». Поскольку этот уровень – верхняя часть творения, лежащая вне Творца, а все что ниже, развилось из него, то разумно назвать эти «силы» корнями всего, с  чем мы сталкиваемся, будь то окружающие предметы или их свойства. Главное в существующем мире, его истинное состояние – в этих верхних «сила», а   материальность- производная от них. В соответствии с этими «силами», связями, определенными между ними, и границами, установленными для них, будет и то, что  возникает из них   в конце концов, в результате нисхождения , по закону спуска, установленному волей Творца. И, в соответствии с тем, что нового возникает  в них, также возникает новое в физическом мире.  И  Господь надзирает над всем этим в порядке создания, а именно - сначала над трансцендентными силами и над всем, что развивается из них, как оно есть; и также Он надзирает над служителями, назначенными Им над реалиями,   поддерживая их существование и их функции и непрерывно давая им силу для выполнения их действия.
  Итак, в иудаизм создает онтологию, близкую к платоновой. Бог есть источник жизни и Творец вселенной, Он бесконечен, недоступен, непознаваем, по сути тождественен таким философским категориям как Абсолют, Идея идей, Абсолютный дух или Мировая Душа..  Множественные миры иудейской онтологии практически образую ту "преемственную лестницу творений", о которой писал Аристотель. Все творения, как высшие, так и низшие, были сотворены, поскольку Высшая Мудрость видела в них необходимость и пользу для общей цели творения. И все их природные законы были установлены Высшей Мудростью так, чтобы они наилучшим образом соответствовали намерению, с которым были сотворены. И по той же самой причине, по которой созданы творения, надлежит, чтобы они и продолжали существовать все время, пока в них есть польза для всего Творения.
 

 
 
 
 
 
 


Рецензии
так какое же намерение творца? Моше Хаим Луццато Симха Бен Моше Хаим Луцкий это не один и тот же человек?

Владимир Жовнерчук   13.02.2013 12:09     Заявить о нарушении
Отвечу я, т.к. наша девушка Вера никому уже не отвечает. Намерение Творца ни один Хаим, да и сама Вера, не знают. Чтобы знать - надо, мало того, чтобы быть глубоко верующим человеком, этого мало, надо быть ещё и духовным. И тогда намерения Творца (и надо иметь уважение хотя бы, и писать с большой буквы) - легко станут ясны для сознания!

Дом Света   16.02.2013 16:13   Заявить о нарушении