Бетпак-Дала
Степь, казахская бесконечная степь.
Где же конец?...
А конца нет, ни за этим рыжим, с песчаной проплешиной увалом, ни за тем, совсем чёрным, сожжённым до камней.
Яркое небо, неяркая земля. Кажется что за ещё одним увалом сейчас откроется что-то новое, свежее непохожее на степь, но нет и за ним до самого горизонта, всё тоже огромное яркое небо, огромная пустая земля.
Марево на горизонте мерцает при ветре светом, творит миражи-То строит огромные столбы упирающиеся в самое небо, то громоздит средневековые башни. Они появляются, исчезают, потом появляются вновь кусками света выходя к небу, а вот появилась отара овец, она бредёт по небесному полю. За отарой пастух на лошади. Он взмахивает камчой и лошадь прибавляет шагу.
Удивительные видения, но что это? Вдали появилось дерево. На дереве развеваются выцветшие на солнце лоскутки материи. Это уже не мираж. Ни один казах не проедет мимо такого дерева не остановившись и не привязав к его иссушенными степными ветрами веткам, кусочек материи. Для него это дерево больше чем святыня. Такие деревья, с лоскутками материи привязанными к его сухим веткам, встречаются в казахской степи часто. Для степняка они олицетворяют его давно исчезнувших, в беспощадном течении времени,предков, пришедших в эту степь с незапамятных времён с берегов далёкого Енисея.
Дует лёгкими порывами сухой, горячий ветер. Сушит горло, не проходит в лёгкие. В такие моменты кажется, что задохнуться в степи, также просто, как замёрзнуть зимой в тундре. В такие моменты несколько глотков воды просто необходимы. Достаёшь походную фляжку, бережно пьёшь из узкого горлышка воду, стараясь не обронить ни одной капли. Вода здесь на вес золота. Вода здесь-это жизнь.
Когда-то давно я побывал в Сибири. Я никогда не думал что там так много воды. Вода в реках и озёрах, вода в травах и деревьях, водой сочатся мхи, а сколько воды в изумрудном красавце Байкале..!
Сибирь-зелёная, дремучая с непроходимыми лесами. Летом заберёшься подальше в ельник и сразу озябнешь в стылом тумане.
После нескольких глотков воды сразу становится легче дышать рыжим, как сама земля, зноем. Вдали ветерок крутит воронки из пыли. Они подымаются к небу туда где неподвижно висят коршуны. В степи всё живое кажется неподвижным-И коршуны в воздухе, и суслики на холмиках вырытой земли.
Степь, казахская бесконечная степь. Где же конец?...
Смотришь вдаль, а она становится всё больше и больше, и от этого немеют глаза, останавливается дыхание.
К вечеру, огромным багровым шаром, солнце сваливается за горизонт и от этого большое небо над степью становится ещё громаднее. Даже на море не увидеть такого огромного неба. Как только солнце, медленно и неохотно, будто сожалея что не удалось сжечь всё живое в степи, исчезает за горизонтом, небо робко, словно приходя в себя, начинает синеть обманчивой прохладой. Настоящая прохлада наступит много позже, а пока там вдали, на краю земли дотлевает красно-чёрное зарево, напоминая о большом, во всю степь, безжалостном, знойном дне.
Свидетельство о публикации №212112701484
Лидия Нарицына 07.09.2023 10:17 Заявить о нарушении