Хелм - этимология топонима
у тебя из благородного рода
Екклесиаст 10:17
Статья о городе Хелм в Большой Советской Энциклопедии (Интернет) была прочитана 625 раз, очевидно читателей постигло разочарование, кроме нескольких цифр о населении, сообщения о цементном и ликероводочном производстве (это важно?) - никаких других сведений, а ведь у этой территории очень богатое историческое прошлое.
Как утверждает философия, чтобы проникнуть в сущность имени необходимо привлечь для этой цели категории: времени, пространства, причины и следствия, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д. Лингвисты, комментируя топоним Хелм, исходят из одной категории – пространства, выделяют форму рельефа – холм, как жизненное пространство, место бытия человека как физического тела, отсюда выводят имя города ХЕЛМ = ХОЛМ. Совершенно не учитывается категория – времени, исторического момента (периода) связанного с деятельностью людей основавших этот город, ведь в мире нет ничего изолированного, любой предмет — звено в бесконечной цепи, соединенный с окружающими звеньями. В данном исследовании мы покажем, что подобное толкование искажает картину бытия, что существует не только «прямолинейное» понимание абстрактного топонима ХЕЛМ.
В еврейском фольклоре и народном юморе существует ироническое понятие «Хелмские мудрецы». Бессчетные истории рассказывают, как в решении стоящих перед ними задач жители Хелма прямолинейно применяют абстрактные принципы на практике, что приводит к комическим результатам. Первые рассказы о «хелмских мудрецах» были напечатаны в 1867 г., надо отметить, в XVI-XVII вв. здесь была известная иешива (высшее религиозное учебное заведение, подготовка раввинов); там, где есть интеллектуальные кадры, всегда находятся и литераторы, специализирующиеся на сатире и юморе.
1) Краткая история
а) Основатель Хелма
* Википедия – этимология Chelm не ясна; первые следы поселений в IX веке; в X веке предположительно славянский языческий центр бужан (?).
Хелм (польск. Che;m, укр. Холм) — город на берегу реки Ухерка (древ. Угер), Люблинского воеводства Польши, является центром исторической области Холмщина; основан в первой половине XIII века князем Даниилом Галицким как резиденция правителя Галицко-Волынского княжества. Согласно Британской энциклопедии статус города получил в 1233 году (1235), король Даниил Галицкий был похоронен в церкви Пресвятой Богородицы в Хелме. На месте церкви сегодня базилика Рождества Пресвятой Девы Марии (Римско-католическая церковь), построенная на старых фундаментах в 1735-1756 годах. После смерти Даниила в 1264 г. Холмщина была поделена между его сыновьями, затем внуками, в XIV веке Холмское княжество перешло к Польскому королевству. Город и его основатель князь (король) Даниил Галицкий, очевидно, связаны между собой пока незримыми для нас духовными нитями, обратимся к биографии этого политического деятеля для установления этой связи.
б) Даниил Романович Галицкий (1201-1264)
Князь галицкий (1205—1206, 1211—1212, 1229—1231, 1233—1235, 1238—1264), волынский (1215—1231), великий князь киевский (1240), 1-й король Руси (1254—1264), политический деятель, дипломат и полководец.
В 1211 был возведён на княжение в Галиче, в 1212 изгнан; в 1215 князь Волыни, к 1227 завершил объединение волынских земель; в 1223 участвовал в сражении на р. Калка против монголов; в 1239 овладел Галичем, а затем занял Киев.
Во время монгольского нашествия в 1240 году находился в Венгрии, сватал дочь венгерского короля за своего сыны Льва и пытался заручиться военной поддержкой; вернуться не успел, страна была разорена монголами.
В 1241-1245 гг. вел борьбу за галичские земли с князем Ростиславом Михайловичем (Галицким, 1227-1262). В 1245 в битве под Ярославом войска Даниила разгромили польские, венгерские полки и галицких бояр, что завершило его 40-летнюю борьбу за отцовское наследство; Ростислав Михайлович укрылся в Венгрии, где получил в держание от тестя короля Белы IV банат Славонии.
Затем Даниил Галицкий вмешивается в войну за австрийский герцогский престол и в начале 1250-х гг. добился признания прав на него для своего сына Романа; рассчитывая на западных союзников в противостоянии с Ордой, согласился принять от Папы Римского Иннокентия IV в 1253 г. – королевский титул. После 1255 года Даниил прекратил отношения с Римом (папа умер в 1254), но сохранил королевский титул для себя и право на этот титул для своих преемников, которые именовали себя «Rex Russiae» и «duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («король Руси» или «князь всей земли русской, галицкой и владимирской»).
Историки считают время княжения Даниила Романовича периодом наибольшего экономического, культурного подъёма и политического усиления Галицко-Волынской Руси. Князь вел упорную борьбу против крупных бояр-землевладельцев, опирался на мелких служилых людей и городское население; содействовал развитию городов, привлекая туда ремесленников и купцов, при нём были построены Хелм, Львов, Угровеск, обновлён Дрохичин. Тем не менее, укрепление великокняжеской власти в Галицко-Волынском княжестве при Данииле носило временный характер, его сын и внук смогли удержать на некоторое время стабильность, но вскоре возобладала тенденции к феодальной раздробленности, и княжество перешло в период территориального распада.
2) География
Город Хелм расположен на пологом склоне возвышенности и в низменной части долины, с севера неподалёку Люблинская возвышенность (200-300 м.), на северо-востоке значительная озерно-болотистая территория. Собственно эта территория представляет всхолмлённую увалистую равнину; увал — вытянутая возвышенность с плоской, выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами, каких-то четко выраженных холмов в рельефе города не отмечается.
Связь топонима Хелм с понятием «холм» – маловероятна; холм - возвышенность конусообразной формы, имеет характерную точку — вершину, боковые скаты и линию подошвы. На территории города «холм» не выделяется, обычный рельеф, не играющий роли в ориентировании на местности. Таких возвышенностей и скатов кругом много; чтобы стать именем природный объект должен быть выдающимся, хорошо заметным, отличимым, он должен сразу «бросаться в глаза», служить ориентиром, точкой отсчета в деятельности людей на местности.
Очевидно, что смысл имени надо искать не в форме рельефа (пространстве), а, скорее всего в системе социальных отношений, в политических институтах, существовавших в обществе на время основания города.
* Hill, wzgorze, pagorek – холм (польск.).
* Немецкое helm – шлем (корона); англ. в переносном смысле управление, власть.
3) Обобщение и выводы
Отметим некоторые детали в истории Галицко-Волынской Руси.
В 1229 году преданные Даниилу галичане пригласили его на престол в Галич; вскоре в Галиче возник боярский заговор против Даниила, бояре решили убить князя, брат Даниила Василько открыл заговор. Даниил великодушно простил заговорщиков.
В 1231 г. бояре сдают Галич венграм; в 1231 венгерский принц Андрей (Андраш, князь Галицкий 1231-1233) пошёл против Даниила, намереваясь захватить Волынь, но понес большие потери и вернулся в Галич.
В 1233 году на сторону Даниила перешли галицкие бояре, вскоре умер Андраш Галицкий, что дало Даниилу возможность занять стол своего отца в Галиче.
В 1241-1242 гг. монголы совершили поход в Европу, удар пришелся по землям Польши, Моравии, Венгрии, Хорватии, Боснии, Сербии и Болгарии.
К 1243 г. в Европе приходят к пониманию необходимости возрождения русского государства, как буфера между Европой и монголами; на роль основателя нового русского объедения земель папой Иннокентием IV выдвинут князь Даниил Галицкий.
Выводы
а) В 1233 году князь Даниил отвоевал отцовский удел, Британская Энциклопедия даёт дату основания города – 1233 (1235) год (другие справочники ограничиваются «туманным» сроком – в начале XIII века, или указывают на 1245 г.). Таким образом, очевидно, что завоевание Галича и основание Хелма (резиденции) события взаимосвязанные – причина и следствие. Даниил Романович использовал в качестве своей резиденции не Галич, где постоянно зрели боярские заговоры и мятежи, а вновь выстроенную резиденцию, княжий город - Хелм, где и был похоронен после своей смерти в 1264.
б) «Рядовой» князь, ведя упорную борьбу со своими феодалами и соседями-завоевателями за отцовское наследие, добивается Великого Княжения (Киев), а затем претендует на герцогский (австрийский) престол и в конечном итоге получает от папы римского Иннокентия IV титул – Король Руси.
Соответственно себя и своих потомков он рассматривал как новую династию князей-собирателей Руси. Для новой династии нужно было «чистое родовое гнездо», на которое бы не имелись бы династические претензии многочисленных родственников (как в случае с Галичем), оно должно было быть юридически свободным от притязаний.
Таким родовым гнездом стал город Хелм, выстроенный на ещё незаселенной лесисто-болотистой территории и находившийся на торговом пути. Природные условия обеспечивали достаточный уровень защиты, а торговый путь – экономические и политические связи с соседними государствами: Польшей, Венгрией, Чехией и русскими княжествами.
Мы вышли на понимание значения топонима Хелм (его философию), он должен необходимо содержать смысл – резиденция монарха (короля, князя); нам остаётся найти язык топонима.
4) Терминология иврита и библейский образ
Хелм (на идиш Хелем), еврейская община Хелма — одна из древнейших в Польше; считают, что евреи поселились здесь в 13 в. (время основания города), наиболее древний сохранившийся надгробный памятник датирован 1442 г.; в XIX веке в разные периоды от 45 до 69% населения города составляли евреи.
Так как Галицко-Волынские земли являются территории иудеохристианства, то их население усвоило философию иудаизма (Ветхий Завет). Соответственно способы мышления и язык мышления – иудейский (еврейский); невозможно верить в еврейского Бога и одновременно в жизни употреблять языческие славянские понятия.
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот и выделим корень. Польск. CHELM, русск. Хелм, укр. Холм = слово прочитано наоборот, как в иврите – MLEHC царь, король.
Иврит - МЕЛЕХ царь, король; царствовать, властвовать; т.е. прямое указание на местонахождение высшей власти в государстве - княжескую резиденцию.
б) Библейский образ
В Святом Писании термин МЕЛЕХ фиксируется 916 раз.
* 1-я Царств 10:24: «И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь (МЕЛЕХ)!».
* Исаия 32:1: «Вот, Царь (МЕЛЕХ) будет царствовать по правде, и князья будут править по закону».
5) Хелмские мудрецы
Посмеиваясь над напыщенным человеком (глупостью), евреи называют его «хелмер хохем» — мудрец из Хелма. Хелм (Хелмно, Хелем, Холм) – здесь жили когда-то особенно «сообразительные» евреи, находившие самые невероятные по степени глупости «выходы» из любой ситуации. Почему же именно там, в Хелме? По легенде, летел над миром ангел с двумя мешками, в одном из которых была вся мудрость мира, а в другом — вся его глупость. Над Хелмом подул сильный ветер, и ангел выронил один мешок...
* Два хелмских мудреца как-то поспорили по серьёзному философскому вопросу.
Ответь мне, — сказал первый, — почему бутерброд всегда падает маслом вниз?
Другой имел склонность к точным наукам и решил поставить эксперимент. Он намазал бутерброд маслом и бросил его на пол.
Видишь, бутерброд упал маслом вверх! — сказал он.
Глупости! Ты не на ту сторону намазал!
Может прав «хелмский мудрец», мы «не с той стороны» рассматриваем древние имена и термины, «шьём» им «национальность», при очевидном присутствии общей идеологической доктрины и соответственно сакральной терминологии?
Свидетельство о публикации №212113001716