Мемуары 11- КУБА 3

Позвольте вернуться назад и рассказать о моих первых шагах на острове Куба.
По приезду в Гавану меня оформили на работу и разместили в небольшой и уютной гостинице Flamingo в центре города. Денег не выдали, сказали, что питание за счет приглашающей стороны, то бишь компартии Кубы . Я лишь должен был расписываться на счетах и не беспокоиться об оплате.

- “Это, наверное и есть коммунизм “, - подумал я тогда, - "прав был Никита Сергеевич, когда заявил, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”.

С другой стороны, отсутствие денег не позволяло мне даже купить мороженого, бутылку воды или сходить в кино.  И я гулял по Гаване. Исходил весь центр и знаменитый “малекон” - набережную у моря. Это там самое популярное место для прогулок.

Город значительно обветшал  от сильной влажности воздуха, насыщенного солью прибоя моря, а это  разъедает фасады домов за короткий период времени. Следовало  бы перекрашивать большинство зданий каждый год, но денег в бюджете города на это не было. Несмотря на это, красота Гаваны оставалась и остается неповторимой. Убедитесь в этом сами, рекомендую посмотреть великолепный кубинский фильм КЛУБНИКА И ШОКОЛАД(“Fresa y chocolate”) режиссеров Tomas Gutierez Alea и Juan Carlos Tobio.

Разместить в гостинице разместили и ... забыли обо мне. Первую неделю я ждал, когда кто нибудь появится. Безрезультатно. А ведь сказал мне тот, кто отвечал за мое пребывание : МАНЯНА, то есть завтра. Позже я понял, что на Кубе это слово синоним слову НИКОГДА.

Каждый день на обед и на ужин подавали лягушек, вернее, лягушачьи ножки. Они по форме и величине, как “ножки Буша“. На вкус суховаты, напоминая куриную грудку. Пальцы потом пахнут рыбой. Называли их RANA TORO( в переводе лягуш-бык). Крупные такие, не как во Франции, где минилапки лягушки - деликатес.

И когда мы начали уже квакать, в один прекрасный день подали кролика. Это был праздник. Я в тот день опоздал и мне опять достался лягуш. Было нас в гостинице человек пятьдесят. Все на на таких же услових “халявы”. Большинство из Союза  (преподаватели университета, специалисты), что мне позволяло поддерживать русский. Когда я остался с носом,то бишь, без кролика, то объявил моим русским коллегам, что это был не кролик, а кошка. Мол кубинская еда специфична, вы сами видели, кошка для них вполне съедобна, как и лягушки -быки. Я был единственным, кто говорил на испанском, поэтому поверили мне на слово (извините, ребята!). На следующий день и пару последующих, пока не узнали правду, вся крольчатина доставалась мне. Они наотрез отказались есть “кубинского”кролика. Жалко было коллег, конечно, но голод - не тетка.

Учите испанский, ребята ,- сказал я им, когда обнаружили подвох и потребовали объяснений.

Поскольку на второй, да и на третьей неделе меня никто не оповестил о том ,что мне дальше делать (а Гавану к этому времени я исходил вдоль и поперек), то я взял инициативу на себя и потребовал у адмнистрации гостиницы, чтобы дозвонились до испанского парткома в Гаване. Взяв трубку, я настоял на встрече с главным -компаньеро Херес ( да, как знаменитое вино )-  , сказав, что не могу к нему доехать по причине отсутствия средств и пусть не сочтет за труд навестить. Он конечно удивился, поскольку думал, что я давно работаю.

Оказалось, что на остров Пинос ехать было рановато, еще не построили дом для иностранных спецов. И тогда мне поручили сопровождать делегацию советских специалистов высокого уровня по автомобильной промышленности, которая уже прибыла в Гавану. Я должен был поехать с ними в качестве инженера -переводчика. И добавили, что после этой поездки, т.е. через пару - тройку недель, я должен буду пройти  тот самый период стажировки на заводе “Советско Кубинской дружбы”, о котором я рассказал в предыдущей главе Куба 2 и уже потом поехать на остров Пинос.

Эта первая работа, опять без оплаты, но на “харчах”, позволила мне близко ознакомиться с множеством городов и селений на протяжении всего острова Куба, который по форме напоминает крокодила. Проехали мы от хвоста(провинция Pinar del Rio)  и до головы(Santiago de Cuba). На машинах. Местные власти встречали нас всегда на высшем уровне, со всеми почестями, поскольку делегация была очень представительной и к СССР относились с крайним уважением.   В задачу этой делегации входило осуществление нового плана централизации заводов по капремонту грузового транспорта, по одному в каждой провинции вместо множества мелких, существующих до этого. Тогда на Кубе было шесть провинций + островок Пинос(специального режима, на дотации).

Делегация состояла из высокопоставленных чиновников и специалистов, и была уполномочена кубинским Совмином. Её деятельность, к счастью для меня, имела непосредственное отношение к моей будущей работе. К тому же, один из семи заводов был “моим”. Специалисты этой делегации очень помогли мне понять и усвоить основные принципы организации производства и руководства рабочим коллективом, которые впоследствии пригодились на практике.

В Пинар дель Рио мы жили в красивых деревянных бунгало. Будильником был павлин, устроившийся неподалеку. Я никогда не мог себе представить, что такая красивая птица обладает таким неприятным и раздражительным голосом. Каждый раз, когда этот “соловей” открывал клюв, я вскакивал с постели, как ужаленный.

Провинция Пинар дель Рио славится своими табачными плантациями. Сорт VUELTA ABAJO ( вуэлта абахо) идет на производство  самых лучших в мире сигар. Впоследствии, в Гаване, мне довелось посетить фабрику PARTAGAS,где крутят вручную сигары из этих листьев. В центре зала сидит человек,который читает вслух книгу или газету.Такова многолетняя традиция. “Сигаррерос” самый начитанный персонал на Кубе.

Много интересного и поучительного удалось повидать автору этих строчек в течение этой поездки, но пора возвращаться к моим перипетиям на острове Пинос, на котором я оказался после стажировки в Гаване.

Перед этим справил самый странный в моей жизни Новый год. Вместо новогодних елок - палмы и фикусы, вместо холода и снега - душная жара. На улице народ пляшет под бешеный барабанный ритм... и ваш покорный слуга, привыкший к дедушке Морозу со Снегурочкой одетых в красивые шубы, да на санях, пялит глаза на этот тропическое недоразумение и никак не может понять - сон это или галлюцинация.
---
на фотографии из Интернета -Гавана. Слева знаменитый отель Насьональ, где останавливалось много знаменитостей , среди них Джонни Вейсмюллер(первый Тарзан), Бастер Китон, Марлон Брандо, Эрнест Хемингуэй, Винстон Черчиль и т.д.

Продолжение в мемуарах 12 - Куба 4--http://www.proza.ru/2012/12/08/252


Рецензии
Добрый вечер, Томас! Буэнас ночес! - запомнилось с юности, когда побывала на Кубе по турпутёвке в 1965 году. Ух, как давно! Но помнится, потому что из Сибири - в декабре - оказались в тёплом раю. Даже написала несколько стихотворений на эту тему, настолько всё было поразительным и отличающимся от привычного, всё восхищало! не могу не поделиться:
РУССКИЕ ПРИЕХАЛИ!
(Гавана, 1965 г.)
«Русские! Русо!» - шёпот восторженный.
Русские – русые, кубинцы – чёрные.
В толпе, на улице – все смешались.
Мы в переводчике не нуждались.

- Товарич! Товарич! – и жест знакомый.
Обмен значками происходит.
Малыш нахмурился от обиды –
Ему значка не хватило, видно.

Но слёзы высохли очень просто.
Подходит русский, русый и рослый,
Как капля солнца, звезда в руке.
Малыш сияет – счастливей всех!

Дружбы язык и без слов понятен.
Я объясню кубинским ребятам:
Из края холода, долгой зимы
Сердец теплоту мы им привезли.

Дружбы язык понятен ребятам:
Рисую берёзку и пальму рядом.
Они в ответ рисуют два флага:
Кубинский трёхцветный
И русский – алый.
С уважением,

Элла Лякишева   22.12.2017 21:21     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Элла и за стихи!
Думаю , что они ценны Вам тем, что искренни и позволяют в точности восстановить те дни пребывания на Кубе. Представляю какой шок Вы пережили ( в хорошем смысле) не только от поразительной смены погодных условий ( в декабре!!), но и встретившись с совсем другим менталитетом: тропически-революционным!
Продолжим путешествие!

Томас Памиес   22.12.2017 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.