Сказания дальневосточных аборигенов

О т    а в т о р а
*************************
Живя на Дальнем Востоке, путешествуя от океана до океана, я часто общался с аборигенами,знакомился с их образом жизни, традициями, обычаями. И самобытным фольклором малых народностей,населяющих таёжные и тундровые края.
                Когда оленные люди собираются в стойбище у костра, когда охотники или рыбаки на привале раскуривают свои трубки, они часто развлекают друг друга сказаниями предков. Мне даже довелось услышать легенды давно исчезнувших народов - сахалинских айнов, манчжурских чжурчженей,- которые изустно дожили до наших дней в переложении их бывших соседей.
   Цивилизация, внедрившись в земли аборигенов, нарушила образ жизни людей, который веками составлял смысл их существования в привычной природной обстановке, а её техногенные последствия оказались губительными для самой среды обитания.
   Однажды чукча, умудрённый жизнью оленевод, сказал мне:
   -Мы с тобой на олешках долго ехали по тундре. Ты увидел, как она плачет?
   Увидел. В глубоких колеях, пробитых колёсами и гусеницами в моховом покрове, в развороченных ягельниках сочились мутные слёзы мерзлотной воды. Заболачиваются оленьи пастбища. На месте редколесья торчат щербатые пни. А ведь дерево на мерзлотных почвах взрослеет лишь через сотню лет и более. По берегам рек - костровые ожоги и ядовитые пятна солярки.
   
   -Зверь уходит, рыба дохнет, олешки болеют. Как нам дальше жить?
   Я напоминаю собеседнику о больших городских домах в Анадыре, о школах и яслях, об электричестве и привилегиях юным северянам в вузах страны.
   -Да, да, грамота, культура - очень хорошо,- торопливо, словно спохватившись, не обидел ли гостя, произнёс чукча. И, примирительно похлопав меня по плечу, пропел речитативом слова из популярной тогда песенки северян:"Пароход - хорошо, самолёт- хорошо, а олени лучше".
   Дети природы, аборигены, даже осаждённые промышленностью, пытаются сохранить свой образ жизни. До сих пор некоторые эвены в построенных для них современных домах хранят хозяйственные припасы, а рядом ставят ярангу и живут в ней:"В доме воздуха мало".
   Сказания старины соединяют прошлое с настоящим. Из них узнаём о жизни малочисленных народов, утрачивающих на своём историческом пути не только обычаи, традиции предков, но и нюансы родного языка. Расскажу подробней о судьбе айнов и чжурчженей.
   Легенду "Пора чёрного жемчуга" о неотвратимом инстинкте размножения "красной рыбы" удэгейцы, нанайцы, ульчи излагают по-разному. Однако краеведы, изучающие фольклор дальневосточных аборигенов, сходятся во мнении, что корни сюжета уходят в глубину веков, зародились у их предков - древних чжурчженей, до нас дошли приметы культуры.
   Обычно лунный восточный календарь связывают с буддийскими поверьями.
В основном с японскими и китайскими. Но оказывается чжурчжени пользовались аналогичной формой летосчисления. Об этом свидетельствует бронзовый диск, найденный археологами при раскопках городища в уссурийской тайге. На одной стороне изображены 12 животных, ставших за последние годы модными символами новогодней атрибутики. В году 12 месяцев, в високосном - 13. Времена года распознавались по положению звёзд на небе. Стало быть, преуспели в астрономии и математике.
   О чжурчженях теперь знают лишь специалисты. А в Х11 веке на Дальнем Востоке тунгусскими племенами была создана Золотая империя - государство чжурчженей империи Цзинь. В пору расцвета оно простиралось от Амура до Хуанхэ, захватывая также и часть Монголии. Население занималось полеводством, скотоводством, охотой и, конечно, рыбной
ловлей, поскольку изобильны в ту пору были реки.
   Судя по раскопкам, чжурчжени строили не только хижины, но и дворцы, украшая колонны и стелы орнаментами. На черепичных крышах располагали небесных покровителей - драконов, оберегавших от злых духов... Во внешней политике не ограничивались торговлей. Порой ссорились с соседями и однажды даже завладели Пекином. Но судьба превратна. Государство чжурчженей пало под ударами монгольских племён, объединенных Чингизханом. Враги разрушили крепости, уничтожили по сути и сам народ, остатки которого рассеялись по свету, ассимилировались в
массе амурских племён. Потомки донесли до нас некоторые древние сказания. В том числе и легенду про волшебное дерево, плодоносящее чёрными жемчужинами.
   В память о своём дальневосточном увлечении змней рыбалкой храню махалки -короткие удилища, изготовленные из экзотического дерева - амурского бархата (если по-научному, то феллодендрона -"пробкового дерева"). Оставленная на рукоятках кора на самом деле бархатиста и упруга. Осенью на ветвях феллодендрона вызревают чёрные матовые ягоды величиной с вишню. Они не съедобны: очень горькие. Зато отвар из них, а также из коры и луба, целебен. Местные жители лечатся им от туберкулёза и желудочных болезней Цветы дерева как медонос сравнимы с липовыми. Мёд душист и полезен. Обладает свойством не кристаллизоваться в бочках в течение многих лет.
   ...Пройдём по следам и другой исчезнувшей народности. Наверное для многих история айнов является загадкой. Жили-были довольно-таки многочисленные племена и вдруг исчезли.
  Я заинтересовался айнами, увидев однажды на Сахалине черёмуху, которую называют айнской. Плоды величиной с вишню. Впечатляют. Впрочем, гигантизм многих "обыкновенных" растений и плодов писущ местной флоре.
   По официальной научной версии, корни айнских племён надо искать на островах южных морей. Не известно, что заставило их мигрировать на север, но умелые мореходы на утлых лодках-долблянках добрались до острова Хонсю. Более многочисленные и хорошо вооруженные японцы вытеснили их на Хоккайдо. В Х11 - Х111 веках айны вынуждены были
переселиться на Курилы и Сахалин. Со временем они стали считать эти земли своей родиной, сохранив память о великом переселении предков в песнях и сказках.
   Вероятно, в предлагаемой далее читателю легенде "Медвежий праздник" не менее загадочные тончи были предками современных нивхов, ведь о сражении нивхов с айнами ещё в ХV11 веке рассказывали первые русские землепроходцы. При всём при том у своих северных соседей -нивхов -
айны позаимствовали способы изготовления зимней одежды, конструкции жилищ, средства предвижения. Многие ритуалы поклонения духам и бытовые обычаи у них аналогичны. За время продвижения на Хоккайдо айны, которых японцы пренебрежительно называли не иначе, как "ину" (собака), попали под влияние буддийской религии. В раскопках на местах бывших стоянок айнов найдены каменные фигурки Будды.
   Когда Европа начала капитализироваться, на Сахалине всё еще властвовал первобытный строй. Новый этап в истории айнов начался с их первых контактов с "лоча" - русскими. Открытие землепроходцем Иваном Москвитиным Сахалина в 1640 году и казаком Иваном Козыревским Курильских островов в 1711-1713 годах положило начало освоению земель, до этого официально не принадлежавших ни одному государству.
   Сосланный на Сахалин за вольнодумство этнограф Лев Штернберг, проводивший в 1891 году перепись населения, зафиксировал десятки тысяч айнов. Однако те вскоре попали в "перекрестные" войны. В 1905 году
Япония аннексировала у России южную часть Сахалина и все Курильские острова. Айнов загнали в резервации, стали их вывозить на принудительные работы на Хоккайдо. После возвращения Россией островов в 1945 году остатки племён окончательно смешались с местными жителями. От этнологов можно услышать об ульчах, нанайцах, нивхах айнского происхождения.
   ...У нивхов и многих других народностей Дальнего Востока сказочники иногда излагают события коротко,заменяя описание обстановки, образы человека или животного харатерными жестами и звуками. Такая форма передачи фольклора называется  ТЫЛГУРШ.  В основном именно в этой форме я и слышал легенды, зиписывая в блокнот самую суть повествования. Но особым уважением пользуются рассказчики, которые действо расписывают красочно, подробно, с домыслами, всякий раз импровизируя. Про такое изложение говорят НАСТУНД. Вот я и решился рассказать каждую услышанную сказку так, чтобы получился  НАСТУНД.
 ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ ПРЕДЛАГАЮ СКАЗКИ: эвенов, эвенков,нанайцев
 удэгейцев, нивхов,чукчей,коряков, айнов и чжурчженей.
   
          
 


Рецензии
Ваше введение обещает интересные сказы - ибо обстоятельно повествует о самих народах, знакомит с историей. Чукча просто - чудо как хорош!
Нравится сам тон, мелодия повествования.Нет ничего лишнего. Эта немногословность - подчеркивает образ жизни тех мест.
Здорово!А если бы к ним и бытовые зарисовки сделать (цветные обязательно)- ещё образней и впечатляюще было бы! Как выглядят эти махалки - удилиша? Хотя бы фотографию дать. А феллодендрон?
У меня в Однокласниках в друзьях чукча - фотограф - чудеснейшие снимки Чукотки. Быт потрясает.
Радуюсь вашей работе - тема достойная восхищения. Её польза будет оценена видимо позднее - большое видится на расстоянии.
Удачи вам, Виталий.

Галина Кадетова 2   21.01.2013 14:19     Заявить о нарушении
Кот Сократ приглашает познакомиться с его мемуарами, в которых запечатлены приключения прошлого лета. Надеюсь, мой перевод с кошачьего языка на человечий не отразился на колоритном изложании автора.

Виталий Туманов 3   30.01.2013 12:07   Заявить о нарушении
Книга "Сказания дальневосточных аборигенов" издана Санкт-Петербургским издательством "Дрофа".

Виталий Туманов 2   14.04.2013 12:58   Заявить о нарушении