Плагиат

                Кайркелды Руспаев               


                Плагиат

                Посвящаю своей жене Марии Исламовне.
               
                Рассказ

                «… нет мысли маломальской,
                которой бы не знали до тебя ».
                Гете. «Фауст».


- Что здесь творится? Не кабинет, а проходной двор!
Секретарша стояла передо мной и растерянно улыбалась.
- Корлан, кто в мое отсутствие был в этом кабинете?
- Да что вы, Каир Зейнулович! Никого не было! –  Корлан смотрела на меня расширенными глазами. Это свидетельствовало о том, что она вот-вот обидится.
- А что случилось? Что-то пропало?
- Да. Стащили рукопись последнего рассказа.
- Который я вчера набирала?
- Именно! Какая оперативность! Вчера только набрали и распечатали, а сегодня рассказ красуется в Журнале.
С этими словами я бросил на стол перед ней Журнал со своим рассказом, опубликованным под именем некоего Айнаева К.З.
- Да, это тот рассказ, - подтвердила Корлан, пробежав глазами по первой странице, - Только заглавие другое. Кто этот Айнаев?
Я пожал плечами.
- Откуда мне знать! Одно точно – он вор.
- А где была рукопись? В столе?
- Нет, в сейфе.
- А как открыли?
Я вновь пожал плечами.
- Наверное, применили отмычки. Или сняли слепок с ключа.
- Но как?
Корлан начинала раздражать этим «как?».
- Вот я и пытаюсь узнать - как?!
- Не думаете же вы, что я…
Секретарша смотрела на меня честными глазами, и мне стало совестно. Я сказал:
- Все, иди, работай. А я подумаю, что можно сделать.
Но Корлан не ушла. Ей хотелось разобраться во всем до конца и попытаться вычислить вора.  Она понимала, что подозрение падает на нее.
- Отмычки говорите? - сказала она, возвращая Журнал, - Но, ведь есть еще кодовый замок. Я, например, не знаю кода. Кто, кроме вас, знал его?
- Никто.
Кодовый замок моего сейфа был подобен замкам автоматических камер хранения. Я мог постоянно менять код, но никогда не делал этого – не было необходимости. Код был четырехзначным и я в самом начале выставил год своего рождения.
- Тогда я не понимаю, каким образом выкрали рукопись.
Корлан продолжала пытать меня своими чистыми глазами, и я пожалел, что позволил себе подозревать ее. Я обратился к ней как можно мягче:
- Все-все! Я тебя не подозреваю. Извини, если обидел. Просто не сдержался – почти месяц трудился над этим рассказом, он не давал спать по ночам. Иди. Я позвоню в редакцию, может, там разъяснят ситуацию.  Свяжусь с этим Айнаевым, заставлю опубликовать отказную. Подам в суд, в конце концов! У нас есть черновик, так что я сумею доказать авторство. Кстати, принеси его, я заберу домой. Впредь придется менять код на сейфе каждый день.
Корлан ушла к себе, долго возилась там и вернулась обескураженная.
- Нет черновика, - промямлила она, - Он лежал в ящике стола. Я запирала…
- Ну, если смогли залезть в сейф с кодовым замком, то ящик стола для воров пустяки.
На Корлан больно было смотреть – так она казнилась.
- А у вас нет других черновиков? Вы же сказали, что месяц работали над этим рассказом.
На ее лице мелькнул проблеск надежды, но он погас, как только я ответил:
- Работа происходила в уме, а выложил на бумагу, когда все окончательно оформилось. Надеюсь, текст в компьютере…
Корлан не дала договорить.
- Текста там нет, - «обрадовала» она, - Не понимаю, как влезли – у меня же пароль…
- М-да-а, - протянул я и добавил, желая ободрить ее, - Ладно, чего уж.  Не переживай. Подумаешь, рассказ. Сколько я их еще насочиняю. Просто будем бдительнее впредь.
Я отослал секретаршу и приступил к работе, отказавшись от намерения звонить в редакцию. Что я мог им предъявить? Ни рукописи, ни черновика. Ни текста в компьютере. Открыв сейф, чтобы достать кое-какие бумаги, я замер. «Пропавшая» рукопись лежала на своем месте. Не веря глазам, я взял ее в руки и, перелистав, убедился, что она цела,  вся до последнего листа.
- Корлан! Корлан! – позвал я, и секретарша вбежала в кабинет, встревоженная пуще прежнего. Возможно, она решила, что пропало еще что-то. Наверное, у меня было глупое лицо, когда я протянул ей рукопись:
- Вот он… рассказ. Оказывается, не украли.
- Да?! Где вы его обнаружили?
- На своем месте, в сейфе, - отвечал я, растерянно улыбаясь.
- С чего вы вообще взяли, что рассказ украден?
- Я купил в киоске Журнал и наткнулся на свой рассказ. Бросился сюда – нет рукописи. Я же обыскал сейф, не было!
Секретарша посмотрела на меня недобро, а я пробормотал:
- Значит, забрали только черновик…
Корлан положила рукопись рядом с Журналом и принялась сличать тексты. Я напряженно следил за ней, затем не выдержал и присоединился к ее занятию, остановившись за спинкой ее стула. Расхождений в текстах не было.
- Черновик, говорите? – сказала Корлан, взглянув на меня снизу вверх, - Но помнится, я, набирая с него, кое-что изменила.
Девушка смутилась под моим пристальным взглядом.
- Так… самую малость, - оправдывалась она, - Ну, некоторые слова… и пару предложений… Они показались мне не совсем удачными.
- Вот как! Я не знал, что моя секретарша еще и редактор по совместительству, - заметил я с изрядной долей иронии, возвращаясь на свое место. Корлан потупилась.
- Хорошо, - поспешил я переменить направление разговора, - Если выкрали черновик, который, как ты утверждаешь, не полностью совпадает с набором, то каким образом рассказ в Журнале оказался идентичным этому?
Я побарабанил по тоненькой кипе листов.
- Разве что вор исправил мои ошибки… и точно так, как это сделала ты.
И вновь Корлан окатила меня своим обиженно-расширенным взглядом.
- Каир Зейнулович,  клянусь…  - начала  она, но я перебил ее.
- Не нужно клятв, Корлан. Я верю тебе. Ты тут ни при чем. Здесь поработал профессиональный взломщик. Только не сейфов. Взломали пароль в компьютере и скопировали текст. А черновик прихватили, чтобы оставить нас без аргументов. Все ясно. Успокойся и продолжай работать. Нам нужно извлечь из  случившегося  урок.
Корлан вернулась к себе, а я, не в силах приступить к  работе, долго сидел, держа рукопись в руках и не зная, что с ней теперь делать. Выбросить? Жалко.
«Компьютер обчистили, черновик забрали, - думал я, - Смогу ли я предъявить эти листы в качестве доказательства? Вряд ли. Но ведь есть же эксперты, возможно, они смогут подтвердить мое авторство, сравнив этот рассказ с другими моими произведениями».
Но я не очень на это надеялся, так как данный рассказ был написан в другом ключе, в новой для меня манере. И все же я позвонил в редакцию Журнала. Мне хотелось хотя бы поговорить с этим Айнаевым. Мне ответил ответсекретарь.
- Вы не могли бы сообщить координаты Айнаева? – попросил я.
- Кто вы? И что, собственно, вам нужно?
Я назвался.
- Мне нужно поговорить с ним о рассказе, опубликованном вашим журналом, - объяснил я. И поинтересовался:
 - Кстати, когда вы получили рукопись?
- Третьего мая.
Я поблагодарил и положил трубку.
« Третьего мая! – недоумевал я, - Почти месяц назад.  Как же так? Я тогда только начинал обдумывать сюжет будущего рассказа. Ответсекретарь что-то путает, если только кто-то не зарегистрировал рукопись задним числом. И этот «кто-то» - сообщник Айнаева.
Я наведался в редакцию, но там заверили, что записи в книге регистрации корреспонденции сфальсифицировать невозможно, и в качестве доказательства предъявили пакет, в котором и поступил к ним рассказ; на нем стояли почтовые штемпеля. Я вернулся домой и позвонил по телефону, который мне  дал ответсекретарь.
Отозвался мужчина. Я спросил Айнаева.
- Айнаев слушает, - это было произнесено знакомым голосом, только я никак не мог вспомнить, кому же он принадлежал, - Что вы хотели?
- Я насчет рассказа, опубликованного в Журнале.
- Ну и как? Понравился? Или у вас есть критические замечания?
- Нет, - отвечал я сердито, - Я, собственно, не по поводу его содержания.
- Да? – удивился Айнаев, - Что же тогда интересует вас?
- Меня интересует, как вам удалось заполучить его!
- То есть?
- Вы сами участвовали в краже или вы - скупщик краденого?
- ?!
- Этот рассказ написал я, - продолжал я, - Два дня назад я передал черновик секретарше, она набрала текст, распечатала и вчера вечером передала распечатку мне. Сегодня, обнаружив рассказ в Журнале под вашим именем, я выяснил, что текста в компьютере нет, а черновик пропал. Я требую объяснений! Я был в редакции, - там утверждают, что к ним рассказ поступил третьего мая. Белиберда какая-то!
- Слушайте, кто вы?
Я представился, но видимо моя фамилия не произвела на телефонного собеседника никакого впечатления.
- Да, в начале месяца я отправил рукопись в Журнал, - подтвердил Айнаев, - Но это мой рассказ.
- Нет, мой! Я требую, чтобы вы публично отказались от него и публично принесли извинения! Иначе я подам в суд. У меня есть свидетель – моя секретарша.
Айнаев бросил трубку. Я позвонил вновь.
- Послушайте! – он заговорил с заметным раздражением, - Обратитесь к психиатру, или я обращусь в полицию.
– Вы наглец! – возмутился я, - Присвоили рассказ и еще смеете угрожать!
- Отстаньте! Не присваивал я ничего. Кто вы и откуда взялись на мою голову?
- Я вновь назвал свою фамилию. Айнаев повторил и сказал:
- Не знаю такого. Не слыхал…
Чем очень возмутил меня. Я человек скромный, но тут не удержался.
- Как не слыхали?! Я известный писатель. Во всяком случае, в нашей республике меня знают.
- Да? – интонации Айнаева свидетельствовали о том, что он не верит ни единому моему слову, - Может быть, может быть…
Я был уверен, что он готовится положить трубку и что теперь наверняка отключит телефон. Поэтому смягчил тон и попросил:
- Знаете что. Давайте встретимся и поговорим. Эта история кажется мне странной. Я, конечно, не верю вам, но работники редакции… все же солидное, уважаемое издание. Да и штемпеля почтовые на вашем пакете…  давайте встретимся и во всем спокойно разберемся. Назовите свой адрес, я приеду сейчас же.
Айнаев замялся. Думая, что он не хочет выдавать своего  местожительства, я предложил:
- Или, если хотите, приезжайте вы ко мне. Я буду ждать вас снаружи, у подъезда.
Я назвал свой адрес и Айнаев согласился.
Ждать пришлось недолго. Возле моей машины припарковалась другая, как две капли похожая на нее. И, что поразило, номера совпадали. Правда, последняя литера у подъехавшей машины была другой. Но, когда вышедший из «Мерседеса» мужчина направился ко мне, я потерял дар речи – Айнаев словно был моим братом – близнецом.
Он тоже не смог скрыть удивления, взглянув на меня. Мое изумление удвоилось, когда на мое: «Каир Зейнулович» он отозвался эхом: « Каир Зейнулович».
- Значит, мы с вами тезки, - только и смог я произнести. Повисла продолжительная пауза, во время которой мы стояли, изучая друг друга.
Я опомнился и пригласил «двойника» в дом.
- Вы сказали, что я вор, - выслушав меня, сказал Айнаев, - А может, это вы пытаетесь присвоить чужое. Хотя я не понимаю, для чего это вам нужно. Посудите сами – вы утверждаете, что два дня назад изложили свой опус на бумаге. Даже если допустить, что его украли, никакое издание не способно опубликовать его в такие сроки. Взгляните на дату сдачи Журнала в набор.
- Но, тем не менее, рассказ сочинил я! – не сдавался я, - Ночами не спал, совершенствуя каждую мысль.
- И что? – видимо Айнаев все больше утверждался в мысли, что перед ним душевнобольной, - Вы исключаете возможность возникновения дельных мыслей в чьей-либо голове, кроме вашей?
- Нет,  конечно! Но рассказ в журнале - зеркальное отражение моей рукописи.
Я пододвинул Журнал и рукопись к своему визави. Тот некоторое время занимался сличением и вернул бумаги тем же путем.
- С чего вы взяли? – возразил он, - У вас совершенно другая манера письма. Правда, сюжет одинаков, и мысли совпадают…
Я рассердился, думая, что он издевается надо мной. Но, еще раз изучив тексты, должен был признать, что Айнаев прав.
« Что за чертовщина! – думал я, совсем сбитый с толку, - Ведь мы с Корлан установили, что рассказ и там, и тут совпадает слово в слово! »
Я растерянно уставился на Айнаева, а он скривился в ехидной улыбке.
- Существует разновидность маньяков, - выдал он, - Они переписывают чужие произведения и пытаются опубликовать, утверждая, что это они сочинили…
- Да вы что! – воскликнул я, - Я  нормальный человек! Я писатель. Вот мои книги. Как вы  можете не знать моего имени?
Достав тома из стоящего рядом книжного шкафа, я разложил их перед гостем. Тот с интересом перелистал книги, внимательно рассмотрел мой портрет на томике избранных повестей и рассказов.
- Вроде, вы, - неуверенно заключил он.
- Вот видите! – продолжал я наступать, - Я уважаемый писатель. Мною написаны несколько романов, десятки повестей и других произведений. Пристало ли мне претендовать на чужой рассказ?
Айнаев пожал плечами.
- Не знаю, для чего вы это делаете, но и я весьма популярен. Правда, у меня нет романов, зато есть научные труды; я опубликовал кучу статей в нашей и зарубежной периодике. И рассказ этот написал я. Ваши претензии неуместны. И ситуация эта идиотская. Если только не розыгрыш…
Он оглядел комнату, высматривая, нет ли где замаскированных видеокамер.   
- Да нет, какие могут быть розыгрыши! – с досадой произнес я, - Ситуация и впрямь идиотская. Вы мне не верите, но я клянусь: этот рассказ сочинил я!
Айнаев взглянул на меня с большим доверием.
- Ребус,  какой то, - сказал он, - И знаете, какой вывод напрашивается из всего этого?
- Какой?
- Невероятно, но придется признать, что мы, независимо друг от друга, сочинили один и то же рассказ. Только так можно объяснить случившееся.
Я в сомнении покачал головой.
- Да, в это трудно поверить, но такие случаи известны, - продолжал Айнаев, - Одно и то же изобретение или открытие совершали одновременно два человека. Раньше, когда не было единого информационного поля, ученые из разных стран почти одновременно публиковали схожие по содержанию труды, патентовали одинаковые изобретения.
Я внимательно слушал Айнаева, а он продолжал:
- И знаете, что я обо всем этом думаю? Что такое изобретение? Мне кажется верной следующая этимология этого слова: изобретение – обретение из…  Из источника, который существовал всегда, и только редким счастливчикам удавалось  напасть на него и… обрести. Любое открытие – всего лишь констатация явления или закономерности, которые существуют в природе, существовали всегда, скрытые до поры до времени от глаз людей.
Что происходит, когда кто-нибудь делает открытие? Этот «кто-нибудь» открывает свои, ну и, глаза других на то, что есть, что было, а не создано или придумано только что. Человек открывает дверь, за которой стоит Истина. Она стучалась ко многим, но другим было не до нее, лень, или недосуг приложить усилие к дверной ручке. Или к затычке лампы, в которой исстари томился дух. Другое дело, что дух этот чаще оказывался злым, нежели добрым.
Айнаев испросил разрешения курить и, достав сигарету, прикурил от массивной зажигалки. Затем поставил сверкающий никелем прибор на стол и усмехнулся, сделав легкий жест в его сторону.
- Вот вам пример, - продолжал он, пуская дым изо рта вперемешку со словами, - Ведь у этой вещи есть изобретатель. Вы не знаете его имени?
Я закачал головой.
- Ну, это неважно, - Айнаев взмахнул рукой, рассыпав табачный пепел по столу, - Изобретатель этот, возможно, гордился своим творением, а между тем, это известные  всем кресало и промасленный трут.
- Может быть, - отозвался я и сделал попытку опровергнуть тезис, - Но нужно же было додуматься объединить эти составляющие и механизировать процесс!
- Да, конечно! Но он не создал ничего принципиально нового.
Айнаев сделал несколько затяжек,  сощурясь, видно глаза разъедал табачный дым.
- Все, о чем мы знаем, или не знаем, есть, и было всегда, существовует со времен сотворения мира, - продолжал он, - Сколько веков прошло с тех пор, как Моисей передал людям Заповеди Божьи? Мыслители и поэты в течение столетий глубокомысленно повторяют их на все лады, повторяют, слегка приукрасив, переложив на свои слова, а мы восхищаемся ими, восторженно ахая, читаем и перечитываем гениальные строки, хотя это те же: «Не убий», «Не прелюбодействуй», «Не сотвори кумира…»
 Он замолчал, а я сидел, обдумывая его слова. Тут вошла жена и нарушила ход моих мыслей. Она поприветствовала гостя и несколько дольше, чем того требовали приличия, задержала на нем свой взгляд.
- Мария, познакомься, это Каир Зейнулович, - представил я Айнаева жене.
И добавил, не удержавшись:
- Правда -  мы сильно похожи?
Мария еле заметно кивнула. Она, должно быть, была занята усвоением увиденного и услышанного. Не часто, я полагаю, вы встречаете человека, так похожего на вашего мужа, да к тому же его полного тезку.
Айнаев привстал и галантно поцеловал руку жены.
- Мария? – переспросил он. И продолжал, опускаясь на свой стул:
         - И тут я усматриваю определенное стремление к плагиату. Возможно, ваши родители, давая вам это имя, надеялись, хотя бы в глубине души, что их дочь уподобится Святой Деве и родит какого-нибудь нового Мессию.
Он засмеялся, но смолк, не встретив нашей поддержки. Но тут же заговорил вновь:
- Да и производя на свет простого, обыкновенного ребенка, мы не становимся его истинными творцами, так как используем не свой материал. Я имею в виду генетический. Он достался нам от других людей, пусть они и родители наши. И они, в свою очередь, не являются его собственниками.
Жена взглянула на Айнаева, как на сумасшедшего, и я поспешил отослать ее:
- Мария, а приготовь-ка нам чаю!
А после того, как она удалилась, заметил:
- Но новый Мессия может принести людям что-нибудь другое, нежели Иисус Христос.
Айнаев несогласно закачал головой.
- Возьмем пророка Мухаммада. Его учение мало чем отличается от учения Христа. И знаете почему?
Он выждал паузу и продолжал:
- Потому что, и тот, и другой передали людям не свое слово. Так же, как и всякий другой пророк, поэт или писатель. Вы задумывались над выражением «божий дар»? Гении и таланты пользуются подарком, сброшенным им сверху, и при этом воображают,  что в обладании этой вещью есть их заслуга.
Вот возьмем нас. Чем мы оперировали, сочиняя свои рассказы? Правильно – языком, словом. А что такое слово? Это информация. А информация – она была всегда, еще до сотворения мира. И библейская истина «вначале было Слово» тому подтверждением. Мы, так называемые писатели, оказались проворнее других, раз сумели запустить руку в кладовую информации. Разложив ее по своему усмотрению и вкусу, показываем другим людям и гордимся, словно это мы ее создали. Наше с вами «творчество» - сплошной плагиат, ибо Творец один и есть только его Творчество. И  Слово его существовало до появления Адама, до того как он произнес первые человеческие слова.
Явив соплеменникам крохотную часть этого Слова, то, что может поместиться в наших ничтожных душах, что под силу нашим несовершенным мозгам, мы самоуверенно надписываем своими именами. А вы: «Вор, скупщик краденого!».
Айнаев засобирался.
- Вам не стоит особо переживать, - сказал он напоследок, - Можете спокойно публиковать свой рассказ, немного отретушировав мысли, «упаковав» их в другую «тару». Уверяю вас, никто не заметит, что мы с вами написали об одном и том же. Прощайте!
Он уходил, и тут я заметил зажигалку на столе.
- Вы забыли свою зажигалку, - напомнил я, когда он уже был у  порога. Его лицо отразилось на зеркальной поверхности двери, и мне показалось, что я смотрю на свое отражение. Я протянул гостю его вещь, но он не захотел возвращаться.
- Бросайте! – попросил он, готовясь поймать.
Я бросил сильно и неточно. Очнувшись от звона бьющегося стекла, я обнаружил, что Айнаев исчез, а среди осколков зеркала на полу валяется моя зажигалка.


               
               
               
               


Рецензии
Забавно...
У Есенина в поэме "Чёрный человек" ситуация немного напоминает данную, только там приходил не двойник, не "копия", но тоже был жуткий факт диалога непонятно с кем.
Да, многое в мыслях и делах людей может быть сходным...
Спасибо, Кайркелды, мне понравился Ваш рассказ.
Всего наилучшего!

Зоя Орлова   28.05.2017 16:39     Заявить о нарушении
С кем - давно известно. Вы же литератор и преп. лит-ры?

Нина Тур   29.05.2017 09:18   Заявить о нарушении
Нина, я учитель, но человек далеко НЕ самоуверенный. Поэтому в моих работах всегда присутствуют слова "возможно, думаю, можно предположить...". Почитайте о поэме "Чёрный человек", там есть не только мои предположения, но и других авторов.
А Вам эти слова не нравятся? Ваше право.
Как и моё, если мне, например, не симпатичны "Дождь" и некоторые люди, продвигающие там свои идеи...
Нина, а почему Вы так следите за мной? Даже читаете все мои отклики на работы других авторов. Странно.
Но... удачи Вам. И всего доброго!

Зоя Орлова   29.05.2017 11:08   Заявить о нарушении
Зоя, давайте без лейблов. Это Вы следите за мной, даже за личными дневниками. Просили удалить Вашу рец "Вам место в мусорном ящике" - удалила.
Дождь не слушаю. На этот счет успокойтесь.
А тут про поэму - просто удивилась.

Нина Тур   29.05.2017 13:48   Заявить о нарушении
Нина, я ведь на ВАШЕЙ странице читаю, и дневник на ВАШЕЙ странице, а не у К.Руспаева или ещё кого-то. Или не надо к ВАМ заходить?
Вы же почему-то читаете иногда мои отклики ДРУГИМ авторам. В этом разница, но я не буду зря обижаться.
Вот только не понимаю, зачем тут какие-то лейблы?
Ну, а "Дождь" я тоже не слушаю, однако некоторые авторы пишут о "звёздах" типа Ксюши Собчак и других, кто использует разные возможности, в том числе, "Эхо" и "Дождь"... Невольно становишься в курсе поднимаемых там проблем...
Ладно, всего хорошего, Нина.

Зоя Орлова   29.05.2017 14:46   Заявить о нарушении
Зоя,
1 как Вы могли меня заподозрить, что я спец-но за Вами слежу, дабы напакостить- нет, просто читала другого автора - и тут сноска , так вышла на Вас. Случайно. 2 как Вы могли меня заподозрить, что меня интересуют высказывания К.Собчак . Совершенно ею не интересуюсь. Ни в плохом, ни в хорошем.
А взяток-таки там ни педагоги, ни полицейские не берут. Хотя я тоже патриот - ну, не за Америку же мне болеть!

Нина Тур   29.05.2017 15:47   Заявить о нарушении
Нина, разве я говорила про "напакостить"?
Нет, я НЕ ЭТО имела в виду, а то, что Вас интересуют какие-то нюансы, будто ищете, в чём упрекнуть.
Ну, да, ладно, это не так уж и важно.
А вот эти факты, что ТАМ взятки не берут, мне нравятся. Следовало бы поучиться, перенять. Это было бы здорово! Только не верится, что проклятый живучий соблазн можно победить в душах жадных и корыстных людей. Они есть везде, где существует погоня за наживой...

Зоя Орлова   29.05.2017 18:27   Заявить о нарушении
Кстати, если уж Вы напоминаете про слова "Вам место в мусорном баке", надо было уточнить, кому и почему они были сказаны, а иначе опять рисуете меня людям в дурацком виде. Тот пакостник-клеветник представил меня в качестве личности, предающей народ и страну. Кому это может понравиться? Если бы этот тип оказался рядом, я не только обругала бы его, но и врезала бы пощёчину. Да, и не считаю это зазорным. Он посмел посмеяться над женщиной, которая ему, скорее всего, в матери годится.

Зоя Орлова   29.05.2017 18:38   Заявить о нарушении
И Вы меня такой представили. Но не отправляю Вас в мусор. И даже не стираю. А Вы сейчас сотрете.

Нина Тур   30.05.2017 14:59   Заявить о нарушении
Какой "такой"?
Нина, попробуйте перечитать без предвзятости мои слова (и предыдущие, где разговор шёл с Т.З., и эти). Ведь в них нет ни агрессии, ни обвинений, а есть удивление, недоумение...
Это ведь ВЫ предпочли принять сторону того недоумка, а НЕ я (заранее) посчитала Вас единомышленницей Д.В.
Если бы у меня была полная уверенность в Вашей неприязни ко мне, то я и не пыталась бы искать взаимопонимания. Так что ВАМ решать, Нина.

Зоя Орлова   30.05.2017 15:49   Заявить о нарушении
Зоя, Вы были педагогом. Одно это вызывает уважение. Но - как милиционеры становятся похожи на тех, кого... Так, нав, и педагоги. Детки - некоторые- по-другому не понимают? Я пойму и без ругачки. Давайте попытаемся так. Всего хорошего

Нина Тур   30.05.2017 16:03   Заявить о нарушении
Господи, да что с ВАМИ, Нина?
Ну, почему Вы не видите, насколько обидны и несправедливы Ваши выпады в мою сторону? Вот где и когда я ВАС РУГАЛА?
Додуматься сравнить с милиционером... Конечно, они тоже разные, и многие достойно выполняют необходимую миссию, но Вы же вложили в это сравнение столько презрения, сказав, что сами они становятся похожими на преступников.
Поразительно, что считаете свой новый выпад шагом к взаимопониманию...

Ещё раз говорю, что отпор мне пришлось дать нахальству Д.В. И не моя вина, что Вы решили вступиться не за потерпевшую женщину, а за того русофоба-либерала и поклонника Запада. Значит, выражаясь вашими понятиями, Вы приняли сторону "нарушителя порядка" или преступника?
Почему ВЫ себя с НИМ отождествили?
Я ВАС такой не считаю, то есть не отношу к тем, кто имеет полностью противоположные моим убеждениям взгляды!!!
Или я и в этом не права?
Я не только "была", я и сейчас учитель, педагог, которому доверяют дети и взрослые. Судя по их отношению, они также и УВАЖАЮТ.
И слава богу, в отношениях с учениками почти не было ситуаций, когда какой-нибудь нахал пытался бы унизить или оскорбить учителя, или урок сорвать. Но бездельники были, хамоватые тоже встречались, однако и в таких случаях удавалось найти "ключик", а иногда мне помогали сами дети!

Неужели Вы не видите, что даже в попытке примирения снова стараетесь унизить?
"...Но - как милиционеры становятся похожи на тех, кого... Так, нав, и педагоги. Детки - некоторые- по-другому не понимают? Я пойму и без ругачки".
Деток, Нина, можно увлечь делом, заинтересовать, отвлечь от плохого и повести к хорошему. "Заставить" учиться - это принцип тех, кто воспитывает палкой. А мне всё время приходилось защищать детей от жестокости. Например, от несправедливости взрослых или таких агрессивных лжепатриотов, старающихся увести к худшему, как тот Д.В.
Имеете ли Вы право ТАК оценивать труд человека, с которым не знакомы, не видели в деятельности?
Что ж, придётся принять эту данность, что ВАШЕ отношение ко мне резко негативное, а потому не буду пытаться наладить отношения. Видимо, Вам это ни к чему. Очень мы разные, у каждого своя дорога и свои принципы, своё видение мира.
Всего хорошего.

Зоя Орлова   31.05.2017 09:58   Заявить о нарушении
Девочки! Я польщен! Мой скромный опус стал поводом для такого диалога. А если по сути, то я признаюсь, что позаимствововал финал у Есенина (плагиат!). Я не учитель и не знаю, кто на самом деле Черный Человек - то ли дьявол, то ли ангел, то ли совесть поэта. У меня же двойник главного героя - это второе Я, с которым мне часто приходится обсуждать сложные проблемы бытия. Спасибо большое, Зоя за позитивный отзыв.

Кайркелды Руспаев   05.06.2017 13:43   Заявить о нарушении
Кайркельды, этого не знает никто, кроме Нины и тех, кто умеет быть категоричным.
Правда, могу с уверенностью сказать, что "ангелом" или "совестью" поэта Чёрный человек БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Он немало там издевается над чувствами поэта к любимой Родине, унижает и высмеивает творчество Есенина. Так что отождествляет собой Ч.ч. тёмные силы, хотя такое "второе я" может быть в душе многих людей. Дьявол ли это был или любой другой представитель тёмных сил из Зазеркалья, но мы, читатели, ещё больше любим и ценим поэта за то, что НЕ продал душу той сволочи, прогнал его, швырнув в него трость:

Я взбешён, разъярён,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...

Зоя Орлова   05.06.2017 14:10   Заявить о нарушении
Это давно известно любому, кто интересуется литературой не на уровне шк. уроков.
Ваши поурочные планы я прочитала на Прозе ру.
Вы начали нескончаемый спор с опровержения, что полицейские и педагоги в США не берут взятки. И, кстати, студенты ни в коем случае не пользуются шпаргалками. Вы ( как патриотка, а я , конечно, шпиён и вредитель) взялись опровергать, т к к Вам в Белгородскую обл в район приехали когда-то по обмену ам. ученики . И быстро запросились обратно. А наши не хотели уезжать и через полгода. ( это из Вашего текста)
Закончим. Спор бесплоден.

Нина Тур   05.06.2017 15:21   Заявить о нарушении
Спора и не может быть, когда человек глух и слеп. Это как же Вы могли переврать опять все мои слова?!
Начали опять с желания унизить… Зачем, Нина?
Вы понятия не имеете, что такое ПОУРОЧНЫЕ планы, так что полный позор, если работы по различной тематике литературных произведений Вы называете поурочными планами! Любой методист поставил бы Вам двойку, если бы Вы ТАК планировали уроки. Ведь мои работы нельзя назвать даже КОНСПЕКТОМ лекции вузовского преподавателя (хотя студенткой была увлечённой и работала упорно). Но даже в школьные, как и в студенческие годы писала только собственные РАЗМЫШЛЕНИЯ по произведениям классиков…
Теперь вот эти Ваши слова:
«Это давно известно любому, кто интересуется литературой не на уровне шк. уроков».
А назовите, Нина, авторов тех работ, где чётко и доказательно утверждается, кто стоит за образом Чёрного человека. Факты, Нина, пожалуйста.
Я читала очень деликатные толкования и предположения разных литературоведов, а вот однозначных утверждений не нашла.

Похоже, Вы или в плохом самочувствии или не читаете мои ответы.
Я вынуждена скопировать то, что было в этой переписке и чуть раньше.
Вот мои слова про взятки:

«А вот эти факты, что ТАМ взятки не берут, мне нравятся. Следовало бы поучиться, перенять. Это было бы здорово!
Только не верится, что проклятый живучий соблазн можно победить в душах жадных и корыстных людей. Они есть везде, где существует погоня за наживой...»
ГДЕ тут моё опровержение ВАШИХ слов?
Теперь о школе, куда приезжали по обмену американские школьники. Ответ мой был, что ШКОЛА эта находится на КАМЧАТКЕ. Там я проработала 22 года.
Потом, после переезда, я 11 лет проработала в Москве, а вот в Белгородской области НЕ работала НИКОГДА, я же написала, что теперь – на пенсии.

Вы не больны, Нина? Вот Ваши слова, пересказ будто бы моих:
«…к Вам в Белгородскую обл в район приехали когда-то по обмену ам. ученики . И быстро запросились обратно. А наши не хотели уезжать и через полгода. ( это из Вашего текста».

А вот мои слова без вашего перевирания:

«Я долгое время работала на Камчатке, сейчас уже на пенсии и живу в Белгородской области.
Наша школа в начале 90-х годов принимала у себя детей из Америки, они жили в семьях наших школьников, взаимно помогали друг другу в обучении по английскому и русскому языкам».
Потом наши школьники ехали в Америку и жили в семьях тех детей, которые приезжали к нам. Только американцы жили у нас не больше 2-х месяцев (не выдерживали больше), а наши дети там жили около полугода. Наши дети ТАМ посещали ВСЕ уроки, изучая предметы на английском.

Удивительно…
Вот теперь уже полностью ясно, кто Вы есть и кто Ваши единомышленники…

Зоя Орлова   05.06.2017 16:44   Заявить о нарушении
Зоя, закончим, пока не разругались. Вам ли не знать, чем заканчиваются споры.
Миру мир

Нина Тур   05.06.2017 16:49   Заявить о нарушении
Да, но Вы ведь не прочитали мой ответ, а потому у Вас так и останется какое-то искажённое понимание моих слов. Вы ведь постоянно стараетесь унизить, но извинений я не дождалась.
Хотя бы прочитайте внимательно, а то опять представите меня вруньей где-либо или недалёкой училкой...
А при таких обстоятельствах какой уж тут мир...
Не знаю, возможно ли это.

Зоя Орлова   05.06.2017 16:58   Заявить о нарушении
И вправду, уважаемые, пора прекратить этот, даже не спор, а перепалку, это не красит никого. Давайте по существу. Это же очень важно. И то, что хотел поведать нам Есенин, и то, о чем хотел сказать я. Извините, Нина, но я на стороне Зои, так как тоже не сторонник категоричности. И в своем рассказе, я не утверждаю наверное, что все наше творчество - это плагиат. Однако, есть все же что-то непостижимое в самом существе творческого процесса. Откуда берутся в наших головах те или иные идеи и сюжеты? Почему возникает вдохновение? Внезапные озарения? Что касается "Черного Человека" Есенина, то, Зоя, я не согласен с Вами, наша совесть может быть, и жестокой, и несносной и иногда очень сильно нам досаждает, на то она и совесть. Почему Гоголь сжег второй том "Мертвых душ"? Думаю, что его тоже посещал свой "Черный Человек".

Кайркелды Руспаев   07.06.2017 07:05   Заявить о нарушении
По поводу Гоголя и Есенина давно установлено и проведены масштабные исследования.

Нина Тур   07.06.2017 09:14   Заявить о нарушении
Кайркельды, извините, что приходится и Вам читать всё, что появляется под рецензией, поскольку сюда выходят и другие авторы. Так уж здесь заведено…
С Вашими мыслями, переданными в работе, я согласна. И «образ», даже некоторые детали сюжета можно соотнести с событиями, изложенными в поэме Есенина.
Но, если Вы заметили, НЕ я начинаю спор, я только вынуждена постоянно оправдываться, отвечая на обвинения, оскорбления, искажения моих слов, доказывая, что я не верблюд. Это очень странно, непонятно мне, потому что сама я ни разу не написала что-либо оскорбительное, в уничижительном тоне о работах Нины или о её личности. Нина же делает это постоянно. Почему?

Раз уж так резко судит она о моих работах, то надо бы ей прочитать эту мою работу по поэме Есенина «Чёрный человек», чтобы говорить предметно, а не огульно. Нет, она не захотела, ей «поурочные планы» не интересны.
Вот почему позволяет себе человек такое?
Ведь «План» – это перечисление по пунктам ВСЕХ моментов урока в соответствии с целями и задачами, это 1, 2, 3, начиная с опроса учащихся, и так далее.
Зачем же ТАК оскорбительно о ТОМ, чего даже не прочитал человек?
Да, и в прочитанном НИГДЕ нет никакого ПЛАНИРОВАНИЯ.
Кстати, Кайкерльды, может быть, Вы почитаете, если будет время?
Я специально переместила эту работу на первое место…
Почему я уверена, что ЭТО (то есть Ч.ч.) не может быть «совестью» Есенина?
Потому что Ч.ч. называет Россию страной «отвратительных громил и шарлатанов». Этот неприятный тип внушал лирическому герою, что красОты его Родины, с её чистыми снегами и метелями, вовсе не являются для поэта счастьем:
Счастье, – говорил он, –
Есть ловкость ума и рук.

Разве «совесть Есенина» позволила бы ему нести чушь несусветную, чтобы столько черноты выплеснуть? Разве он мог бы назвать себя «прохвостом и забулдыгой»? Наоборот, он спорит с теми «чёрными душами», которые всегда ТРАВИЛИ поэта.

Извините, на всякий случай я помещу здесь скопированную часть той моей работы. Может, почитаете, а потом можно и удалить.

«Слухи и сплетни, изображавшие личность поэта только с отрицательной стороны, использовались завистниками в травле Есенина, чем воспользовался и «чёрный человек», который «читал» лирическому герою «жизнь какого-то прохвоста и забулдыги...».

В произведении «Чёрный человек» обнажено, остро передано состояние тоски, вызванной одиночеством, когда, говоря словами М.Ю.Лермонтова, «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». И тогда приходит незваный гость, он снова терзает своими сентенциями. Например, говорит, что от бессонницы страдают слабые люди и вовсе не страдают те, кто научился не терзать своё сердце думами о «язвах Родины», кого не волнуют проблемы человеческие об улучшении нравов. «Чёрный человек», стараясь задеть за живое, оскорбляет поэта, называет его стихи «дряхлой и томной лирикой», а поэтов – «забавным народом», бессмысленно рассуждающим о мирах.

Согласен ли герой с выводами «чёрного человека»?
Нет, конечно, у этих ночных собеседников не может быть единомыслия в споре о жизни, о духовности в обществе, о «никчемности» поэтов и ненужности поэзии, о практичном мире людей, понимающих, как добиваться благополучия и достатка. Возмущённый поэт, не желающий признавать ценности «страшного мира», из которого приходит к нему оппонент, вовсе не считает своё творчество, свою любовь, свою жизнь неправильными, никчемными. И он ОТВЕРГАЕТ ЧУЖДУЮ МОРАЛЬ, расчётливую любовь и те принципы, которыми ЗАМАНИВАЕТ его «чёрный человек» в СВОЙ МИР.

Возможно, когда-то действительно возникало у поэта желание изменить что-либо в жизни, бросить своё занятие, не приносящее прибыль и выгоду, и стать таким, как предлагал «чёрный человек»? Не потому ли была сделана попытка прижиться в Америке? Но ведь он полюбил, и ради любви едет строить счастье с любимой женщиной. Однако даже Айседоре Дункан не удалось оторвать Сергея Есенина от России.

Можно также предположить, что в Америке с Есениным произошло нечто подобное галлюцинациям (возможно, и как результат влияния алкоголя на психику). И к поэту приходил «из зазеркалья» дьявол, которому была нужна душа человека. Если это так, то лирический герой поэмы достоин особого уважения: он устоял под натиском тёмных сил, не поддался дьявольским соблазнам и не продал душу сатане.

Трудно сказать ОДНОЗНАЧНО, кого (или что) подразумевал автор поэмы под образом «чёрного человека». Одно понятно: «чёрное» может вползать в душу человеческую, и оно омрачает жизнь людям. «Выбить черноту», ударить по ней чем-либо и вернуться к СВЕТЛОМУ миру могут только самые сильные натуры, с высокими нравственными принципами, любящие людей, природу, жизнь. Возможно, именно это хотел сказать своей поэмой С.А.Есенин».

Ещё раз прошу извинить меня за беспокойство.
Всего Вам наилучшего, Кайркельды.
С уважением

Зоя Орлова   07.06.2017 10:07   Заявить о нарушении
Видите как: "всё давно установлено", и точка!
И не смейте дальше люди (хоть читатели, хоть литературоведы) что-там ещё видеть в словах Есенина или "за словами"!!!
А вот философ и писатель Ильин думал по-другому...

Зоя Орлова   07.06.2017 10:18   Заявить о нарушении
"Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать ГОЛОС АВТОРА. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца".
"По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, ЧТО он читает; и каждый человек есть то, КАК он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов..."
Считаю, что именно поэтому не может быть такой категоричности, когда какой-то ОДИН читатель или ТРОЕ учёных, литературоведов раз и навсегда установили истину, и все остальные должны СЛЕДОВАТЬ их установкам.

При этом ещё кто-то критикует Сталина? Вряд ли он указывал читателям, ЧТО они должны видеть за словами автора и как должны понимать его позицию...

Зоя Орлова   07.06.2017 10:51   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Зоя, Вы во многом правы. Но... следуя вашей же логике, я оставляю за собой право думать, что это могло быть и совестью поэта, ведь не зря же он (так же, как и Маяковский) покончил с собой.

Кайркелды Руспаев   07.06.2017 14:26   Заявить о нарушении
Вы имеете полное право.
А вот насчёт "самоубийства" тоже ведь много сомнений...

Зоя Орлова   07.06.2017 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.