Казачьи пути-дороги

В рамках данной статьи хочется сказать о многом. Остановимся на двух аспектах – казачье прошлое и казачье настоящее. Недавно мы уже определили, что наиболее важны семья и община. Вот Старики говорят православная. Однако любой всероссийский Большой Круг благословляют православный батюшка, мулла и лама. Тем более авторы могут напомнить слова Устава Братства «СПАС»: «Вера в Бога это дар». Поэтому морально-религиозный аспект пока оставим в стороне.

Недавно мы всей страной отмечали очередную Годовщину нашей Великой Победы над гитлеровскими захватчиками. И мы сегодня возьмем на себя смелость утверждать – мы живы, потому что 9 мая 1945 года наши деды победили. И никак иначе.

С одной стороны Казачество не осталось в стороне. Но с другой часть Казачества пошла воевать на стороне Германии, воевать не с Россией, а против советской власти. Так давайте не будем огульно их осуждать за выбор, а постараемся понять и принять это, хотя бы сегодня, через десятилетия после победы.

Знакомьтесь. Петр Васильевич Шелудько. Председатель Совета Стариков Казачьего Братства «СПАС». Ветеран Великой Отечественной Войны, воркутинец. Я думаю многие помнят нашего деда, до самых последних своих дней, пока была возможность он активно участвовал не только в общинной жизни нашего Братства, но и в жизни всего города Воркута. Казак прошел всеми дорогами войны, но остался казаком, он воевал не за советскую власть, он защищал Родину от захватчика. Именно таких обычных граждан Советского Союза поднимала в бой и на организацию жизни в тылу Родина – Мать, с плаката. Именно такие простые люди как Шелудько дошли до Берлина в очередной раз в отечественной истории и подняли знамя Победы над рейхстагом. Казак Крылов до сих пор перебирает в своей памяти все моменты редких встреч с Петром Васильевичем и. понимает, что поддержка Стариков во многом помогла Братству СПАС выстоять и стать той организацией в городе, республике и за ее пределами к мнению общин которой прислушиваются и от казаков которой ждут помощи и поддержки в делах развития городов и республики в целом. И получают их – казак никогда и никому не откажет в помощи.

Поэтому еще более удивительна вторая встреча. Молодых казаков Братства «СПАС» Алексея Белоножко и Дмитрия Крылова осенью 1999 года отправили в «раковый корпус» воркутинской горбольницы. Из Инты на обследование привезли казачьего старейшину. И Атаманское правление Братства отправило казаков узнать, чем мы Старику можем помочь.

Звали того казака Мороз Владимир Григорьевич. Дед Мороз по документам Старейшина интинской казачьей общины, родом из казаков Кубани, оказался личностью для республики если не легендарной, то очень и очень значимой. Погоны подъесаула и участие в Большом Круге Союза Казаков России на Кубани в 1996 году, личное знакомство с кубанским Атаманом Ногаем показывали – Владимир  Григорьевич и сегодня (имеется в виду осень 1999 года) крепко сидит в седле, активно участвует в жизни своей казачьей общины. Это как раз понятно – у казака не бывает отставки, он чувствует себя на службе до самой смерти. Удивительно прошлое интинского казака. Владимир Григорьевич Мороз тоже участник Великой Отечественной Войны. Вот только дед воевал с другой стороны фронта – в XV кавалерийском корпусе (1-я и 2-я казачьи дивизии и пластунская бригада) командиром  которого был знаменитый генерал-лейтенант Гельмут фон Панвиц. Дивизия фон Панвица была развернута в корпус 25 февраля 1945 года. Война постепенно и неуклонно шла к логическому завершению. Поэтому неудивительно, что немецкое командование выбрало удобную позицию. С сентября 1943 г. генерал Петр Николаевич Краснов назначен начальником Главного управления казачьих войск в Германии, а казаки объявлены союзниками третьего рейха. Но с другой стороны немецкое командование сформированный кавалерийский казачий корпус так и не решилось использовать на Восточном фронте. В 1945 XV кавалерийский корпус вел бои против болгарских и югославских войск. В  мае 1945 корпус прорвался с Балкан в Австрию, где 12 мая 1945 года сдался английским войскам. Несмотря на разные договоренности руководства корпуса и лично генерала Краснова, прибывшего в Австрию, с англичанами уже 28 мая в Лиенце большая часть казаков  корпуса была выдана советским войскам. И это несмотря на то, что большинство казаков были подданными российской империи, а не советскими гражданами и не подлежали выдаче. Дальнейшая судьба казаков была легко предсказуема. Руководители попали под статью «измена Родине» и были казнены. Остальные казаки получили долгие года лагерей. Немало на своем веку отсидел в лагере в Инте и казак Владимир Григорьевич Мороз. Вот только попал он туда вернувшись в СССР молодым офицером и представителем зарубежного Казачества, он избежал выдачи в Лиенце. Как представитель русского зарубежья он и участвовал в Возрождении Казачества, пронеся через всю свою жизнь трепетную любовь к казачьим обычаям и традициям и лютую ненависть к советской власти, из-за которой лучшие годы своей жизни и здоровье Владимир Григорьевич оставил в лагерях Инты. Но нам кажется казака нельзя осуждать за его выбор. Он не только боролся за свои идеалы на полях сражений, он привык подчиняться приказам. Его послали – он поехал в Советский Союз. И еще хотелось бы отметить несгибаемую волю этого человека. Из Инты его привезли на носилках, он не мог самостоятельно передвигаться. Уже через несколько дней на вопрос чем мы можем ему помочь старейшина попросил принести ему сигареты без фильтра и трость. Мы выполнили его просьбу. Владимир Григорьевич встал с кровати, расправил плечи и сам пошел на рентген опираясь на трость. Это был наглядный пример, что казака не могут сломить трудности.

И сегодня казачьи пути дороги неразрывно связаны с воинской доблестью, с ратным подвигом. И казаки Казачьего Братства «СПАС» шли идут и будут идти этими дорогами. Вспоминать и перечислять на этих страницах можно многих и многих. Поэтому навскидку вспомним только несколько фамилий. Куйданов Александр Дмитриевич, есаул, Товарищ Атамана Братства «СПАС» прошел свой путь Воина под палящим солнцем Афганистана. Маринич Вадим Витальевич, войсковой старшина и Походный Атаман Республики Коми был участником обеих военных компаний в Чечне. За плечами Коновалова Сергея Николаевича, есаула и Походного Атамана Братства «СПАС» все командировки Воркутинского ОМОНа на Северный Кавказ. Боевые традиция предков современные казаки продолжают и сегодня, охраняя покой и порядок.
11.07.2011

А вот эту статью опублиеовать не удалось - концепция у руководства газеты резко сменилась. Но сегодня и многое поменялось. Куйданов и Коновалов самоустранились от деятельности Правления и их должности были упразднены. А Вадим Витальевич милостью Божией сегодня священник нашего полкового Храма - отец Вадим. Главное в другом - общинная жизнь не затихает. И сегодня в о время празднования 15 летия открытия нашего полкового Храма наш казак - Александр Викторович Тхоржевский за помощь Храму получил архиерейскую грамоту....

на фото герой повествования - Петр Васильевич Шелудько /фото из личного архива автора публикации/


Рецензии
Добрый вечер,Дима!Про казачьи дела постоянно так или иначе тоже помню,даже мечтаю собрать материал о земляках- казаках.О тех,последних,которые ещё до расказачивания жили и служили. Тебя вот судьба со многими интересными людьми свела в своё время.Доброе дело теперь,Дима,делаешь,передавая по цепочке память о казаках,не деля их на своих и чужих.Все они были патриотами своей Отчизны,и как военные люди,доблестно выполняли свой ратный долг в борьбе за свои идеалы,не изменяя присяге.Успехов тебе,Дима,во всех твоих делах и крепкого здоровья!
C уважением-Владимир.
Как по-твоему,объединение в единое казачье войско-это хорошо? Единоначалие в войске, по-моему должно к улучшению казачьих дел вести.

Иван Столбунов   03.12.2018 19:13     Заявить о нарушении
добрый вечер Володя. Деды были очень разными, но свой след оставили н только в моем сердце думаю. Спаси Бог, что прочел и очень верно оценил. А про единое Войско скажу прямо и честно. Единоначалие это конечно хорошо, но традиции то кудой девать будем? под довку спрячем? Приведу два примера. Николаю Второму предлагали объеденить казачьи Войска Сибири в одно, дескать все одно небольшие. Самодержец был прости Господи еще тот самодур, но не решился. И я его понимаю - казачьи Войска в Сибири Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское они ведь по традициям очень разные. И сам я в 2004 в Омске встречался и з земляками и с сибирцами и с одним дедом из уссурийцев (он от делегации отбился и к нам в санаторий случайно попал) Так вот Володя они по менталитету очень ращные им в одном Войске не ужиться никогда. Хотя государство за ради экономии государевых денег УЖЕ объединило реестровые Амурское и Уссурийское ВКО. Они и всех объединят Володя в безликую серую массу с единым начальником одним уставом и безликим обмундированием. Запретят мне погоны носить например и всем прочим нереестровым. Что это единое войско нарож больше уважать станет? Нас брат если и уважают то как раз за верность традиции и преемственность поколений. А государство всего этого нас лишить хочет, им просто нужна дополнительная полицейская сила. Которую они назовут казаками) но желтый лампас у меня с ноги опять ведь срезать как 100 лет назад придется тогда. И я знаю что Слава Богу не один такой

Димитрий Крылов   03.12.2018 19:46   Заявить о нарушении
Насчёт полицейских тут,ты,в десятку попал.Что было, видели и слышали.Что будет,поживём-увидим и услышим.Будь здоров,Дима.

Иван Столбунов   03.12.2018 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.