Сказка о сиплом баяне

Вот уже более полугода моё утро начинается с музыки.
Не с радио, не с проигрывателя, а  с самой настоящей живой музыки. Это удивительно, невероятно, сногсшибательно, когда после часовой дороги с левого берега сначала пешком, потом на метро я выныриваю из-под земли под звуки мазурки Шопена или марша Грига.
Я так привык к этому, что моё настроение с утра напрямую зависит от того, какую музыку я услышу: от Вагнера у меня болят глаза, от Бетховена я весь день подтанцовываю, Шостакович отбивает желание работать в 1с.
Я настолько свыкся с музыкой по утрам,  что с наступлением  музыкального кризиса, когда я рисковал остаться без своих скрипок, альтов и виолончелей – на какой-то период у меня даже упали заработки, потому что к работе я стал подходить не так воодушевленно. Но, как в хорошей сказке победило добро…. Впрочем, расскажу всё по порядку.

На станции метро «Университет», на площадке между нижним и верхним эскалатором потолок сводчатый. Благодаря чему, там потрясающая акустика. Если стоя в центре, сказать «У!», звук, многократно отразившись и сконцентрировавшись от сферического потолка, обрушится на тебя со всех сторон, многократно усиленный. И вот на этой самой площадке повадились по утрам играть студенты консерватории. Примерно с восьми до половины десятого один, два или даже четыре студента изливали в сферическую залу перехода волны волшебства. И я  вам клянусь! Я лично видел, как люди начинали улыбаться, когда, выходя с эскалатора, они попадали внутрь танца сахарной феи.
Студенты всегда играют разные. Наверное, у них сложилась такая традиция, пробовать себя на публике. Парни и девчонки, флейты и альты, кларнеты и виолончели, стриженые и волосатые, скрипки и электрогитара….  И музыка у них разная. Иногда отстойная, плохая музыка из плохих фильмов, или просто студенты бестолковые; но чаще хорошая или даже замечательная. В основном из программы консерватории. Понятно, там не услышишь Денисова или Шнитке, но даже то, что они играют, они играют от души. Не за оценки преподавателя, а за мятые бумажки, за скромный доход; у студента, вы ведь знаете, какие у него доходы?!  А голод, как говорится – лучший учитель. И играют они по-настоящему, живо, закрывая глаза, читая ноты внутри себя; играют так, как,  наверное играл в свое время Иоган Бах, когда ему нечем было заплатить за дрова холодной лютою лейпцигской зимою.
 Пассажиры, проходя мимо, ведут себя по-разному: кто-то отворачивается, кто-то улыбается, кто-то кидает мелочишку в открытый скрипичный футляр. А некоторые садятся на лавочки вдоль стен и сидят слушают, слушают,  будто дома у них нет радиоприемников….
Я отношусь к последним. У меня нет радиоприемника.
Порою, иногда, очень не часто, их излюбленное площадка была пуста. Еще пару раз, я видел, как работницы метрополитена выгоняли музыкантов. Но во всех остальных случаях, они были на месте.
Порою, люди проходили мимо них, будто не замечая, и однажды я подумал, что эту музыку слышу только я. И возможно  нет, и не бывает тут никаких музыкантов. Наверное,  хроническое недосыпание и абстинентный синдром порождают во мне эти звуки и видения. Но, как по мановению волшебной палочки, в подтверждение того, что это все настоящее, в этот день я прочитал в фейсбуке пост одной девочки, которая каждое утро очарованно слушает по утрам музыку в переходе между эскалаторами на станции «Университет»
Но однажды, вместо музыки, поднимаясь на эскалаторе, я оказался в помещении наполненном хаосом гармонии… Вернее гармоники, а еще вернее хаосом звука производимого помятым жалостливым дедом с гармошкой, сипло играющего и поющего какие-то песни. Кажется из советских фильмов. Несколько банкнот небольшого номинала сиротливо жались в углу раскрытого футляра от баяна. Жались так, как будто им было стыдно, как будто они стали жертвами фарса и все немногое, что имеют, отдали бы, чтобы оказаться в другом месте… Не надо вам рассказывать, что в этот день, лавочки вдоль стен были холодны, непривлекательны и пусты…. Только бомж спал свернувшись, и шум ему явно не мешал, и даже наоборот, скрывал его, отвлекал внимание…
Денег деду я не дал.
Через пару дней, поднявшись под звуки очень печальной скрипки на площадку, я увидел печальных скрипачей, и в трех метрах бабку с дедкой. Бабка расставляла стульчик, а дед, со словами: «Сейчас…. Сейчас…» расчехлял свой баян….
Следующие несколько дней,  волшебный зал был сотрясаем только звуками расстроенного баяна… Естественно, я деда игнорировал. Просто  делал вид, что его не замечаю. Судя по всему, не я один. Чехол его друга-баяна не видал и десятой доли того, на что позарился он, увидев в футляре от скрипки.
Потом я болел. Потом уехал на другой конец света, где шла война и было не до музыки.  Потом долго пил. Потом что-то ещё и ещё, потом началась осень, и у меня появился радиоприемник. Долгое время, я, как мог, отсутствовал и во внешних звуках не нуждался. 
Но время шло, деньги заканчивались, постепенно все возвращалось на круги своя,  и мне  пришлось снова идти на работу.
Приехав на станцию «Университет» первое, что я услышал, выйдя из вагона – сиплый расстроенный баян. Помятый жалостливый дед уныло сидел возле стеночки в начале подъема и пел свои заунывные песни. Не на площадке между эскалаторами, а ВНИЗУ, перекрикивая шум поездов. В кепке у его ног лежали деньги. Люди проходили мимо, и не останавливаясь,  кидали кто что: кто мелочь, кто смятые одна и двухрублевки.
Дед был очень помятый, его было жалко, глядя на него не хотелось улыбаться, но хотелось дать ему денег. И давали, много кто давал, и никто не улыбался.
Наверное, я был первый, кто искренне ему обрадовался и улыбнулся. И  бросил в кепку пятерку. Он играл и ни на кого не смотрел. Ни на кого. Печаль отразилась на его лице, и песни были все грустные.
Я еще оглядывался, ставя ногу на эскалатор, но он был сам в себе, такой знаете кондовый дед, которого не сломит ничто.
Я поднимался всё выше, и всё тише орал баян, всё глуше сипел дед, пока не затих  далеко внизу.
В переходе между эскалаторами звучала Токката фуга ре минор….


Рецензии
Мне тоже понравился этот рассказ, не покидало ощущение, что я уже читал это раньше...
Признак добротного "текста"?
Сейчас во многих крупных городах на пешеходных улицах "наяривают" хз какую восточную музыку бригады черномазых индейцев, то ли крашеных, то ли натуральных. Дело поставлено на широкую ногу, тут же и сувенирами торгуют, и благовониями, и прочей хренью.
Почему-то немедленно возникает желание бежать вдаль, как от чумы!
Это не токката и фуга...

Лео Киготь   27.09.2014 23:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.