VII. Послесловие

Река Миусс в районе пос. Матвеев Курган.


Игорь АБРОСИМОВ

                ПОРАЖЕНИЕ  ИЛИ  ПОБЕДА?

Наступательная операция Южного фронта в июле - августе 1943 г. на реке Миусс



I. Предисловие: Ответа найти не удается...
II. Южный фронт накануне летней кампании (1, 2, 3, 4, 5, 6)
III. Вермахт на «Миусс-фронте»
IV. Операция началась...
V. Контрудар
VI. Противостояние в воздухе (1, 2, 3, 4, 5)
VII. Послесловие: военные события в культурно-историческом аспекте
Примечания и приложения - Литература



VII. Послесловие: военные события в культурно-историческом аспекте


Историческое знание утвердило взгляд на культуру в самом широком понимании этого концепта как на совокупность форм и методов человеческой деятельности, которая пронизывая все сферы жизни общества и государства, оказывает решающее влияние на их облик и особенности функционирования. Понятие «культура», следует подчеркнуть еще раз и особо, употребляется в современном историческом дискурсе как совокупность достижений людей и общества во всех сферах жизни, производственной, социальной и духовной, рассматриваемых не порознь, а совместно.

Военная культура, развиваясь в рамках общей культуры, сформировала в ходе военных событий ХХ века феномен современной массовой армии. Складывалась она в течение длительного времени в виде социокультурного явления и вырабатывала свои константы в таких разнохарактерных областях военной теории и практики как система и содержание войсковой и вневойсковой подготовки личного состава, оперативной, организационной, мобилизационной и военно-научной работы штабов и учреждений, структуры и деятельности воинских формирований и служб обеспечения, создания условий для воспитания и выдвижения перспективных военных руководителей.

Военная культура не может рассматриваться в отрыве от культурного фона страны, неотъемлемой частью которой она является, функционируя в общекультурной среде и не выходя содержательно из ее рамок. Невозможно, к примеру, представить, что механизм современной массовой армии возможно отладить вне связи с образовательным уровнем населения страны, без высокого потенциала и технологического совершенства промышленного производства.

Современная промышленность способствовала не только созданию вооружений и военной техники, но обусловила рост технической культуры, а следовательно, повышенный образовательный ценз широких слоев населения через сложение системы обучения, необходимой для подготовки грамотных рабочих и технических специалистов. Квалифицированные люди трудились на производстве, в том числе чисто военном, и, будучи призваны в армию, благодаря традициям в использовании технических средств, быстро овладевали сложными военными специальностями.

Определяющее влияние на характер военной культуры как части общей культуры оказывали социальные условия жизни общества, его история и воздействие событий прошлого, особенно недавнего, на общественное сознание. Отсюда столь велико значение экономических, политических и идеологических приоритетов, национального своеобразия, наконец, характерных для данного социума. Не вызывает сомнения, что к середине ХХ века само по себе экономическое развитие стран Европы, динамика этого развития и модернизации, предопределили уровень военной культуры.

Важно не забывать при этом, что в военных действиях сталкиваются не вооружение и техника сторон, которые направляются лучше или хуже обученными бездушными существами, заранее запрограммированными на выполнение тех или иных действий, но живые люди, личности, оказавшиеся к тому же в экстремальных условиях боя. Каким образом культурная матрица комбатанта, исторически накопленный военно-социальный опыт, сформированный в определенной культурной среде, реализуется в виде конкретных боевых усилий, является предметом особых исследований. Но то, что такие элементы, привитые общей и военной культурой, как коллективная ответственность за судьбы страны, сознательное исполнение воинского долга, следование традициям и нормам, обусловленными особенностями армейской жизни, разные в рамках различных культурных ареалов, а также особые идеологические компоненты, вносимые в процессе воспитания личности, оказывают существенное влияние на боеспособность армии, не вызывает сомнений. Недаром моральное состояние армии, взаимоотношение военнослужащих и служебное взаимодействие в руководстве, что особенно ярко проявляется в боевых условиях, приравнивается к важнейшим стратегическим факторам.

Справедливость всего сказанного очевидна, поэтому не менее очевидна порочность оценок военного потенциала армии, базирующаяся на чисто количественных показателях. Странно слышать, когда сравнивая численность войск и вооружения и оставляя в стороне качественное состояние армий противоборствующих сторон, сформированных именно под воздействием культурных факторов политического, социально-экономического и непосредственно военного характера, неудачи и поражения более многочисленных военных сил списывается, к примеру, на бездарность или неподготовленность военно-политического и военного руководства. Безусловно, уровень оперативно-стратегического планирования и руководства войсками являются важнейшими элементами той же самой военной культуры, но отнюдь не единственными. Более того, без отлаженной армейской системы как целостного образования грамотное планирование и дальновидное руководство вообще оказываются не востребованы, ибо отсутствуют предпосылки и возможности для их реализации.

Конкретизация ряда проблем военной культуры из перечисленных выше, сравнение в этом плане состояния Красной Армии и Вермахта, описание хода и результатов июльского наступления 1943 г. на Миуссе, содержащиеся в данном очерке, сводились в конечном счете к оценке качественного состояния войск в  самом широком значении этого понятия. Представляется, что подобный взгляд сквозь призму культурно-исторического аспекта военных событий позволит читателю пререйти от знаний отдельных фактов к адекватному пониманию происшедшего, представить реальную картину той войны, понять смысл и мотивы поведения людей и сделать соответствующие выводы.

Официальная советская историография весьма поверхностно освещала события 17 июля – 2 августа 1943 г. на Южном фронте, делая упор на успешных действиях войск Ф.И.Толбухина в ходе Донбасской стратегической наступательной операции, которая началась позднее, 13 августа. Такая же картина предстает перед читателем в воспоминаниях С.С.Бирюзова и И.С.Стрельбицкого, а также многих рядовых участников сражений. Весьма показательно, что в воспоминаниях А.М.Василевского, который был одним из руководителей операции, об июльском наступлении не сказано ни слова. Не находит соответствующего отражения в военной историографии июльская операция по прорыву «Миусс-фронта» и сегодня. Тенденция если не искажать реальность, то замалчивать все, связанное с военными неудачами, прослеживается достаточно четко.

Причины неудачи советских войск вполне объяснимы и вполне конкретны. Среди них - низкий уровень разведки неприятельских позиций и недостаточно полное представление о боеспособности его частей, неспособность в ходе артиллерийского наступления подавить огневые точки врага, недостаточность авиационной поддержки и высокая активность Люфтваффе, не нашедшая соответствующего отпора. Сыграли свою роль оперативные просчеты, в первую очередь неэффективность вспомогательных ударов, в которых были задействованы значительные силы, но которые не могли отвлечь немецкие силы с направления главного удара, а также плохо организованный ввод в бой 2-й гв. армии, мощного объединения, способного переломить ход событий. Низкий уровень управления войсками и плохая связь на уровне штаба фронта – штабов армий - корпусов - дивизий в сочетании с невысокой мобильностью частей не позволял оперативно реагировать на изменения обстановки и своевременно усиливать войска на угрожаемых участках. С другой стороны, маневр и сосредоточение войск, выдвижение резервов позволяли нашему противнику всякий раз оказываться в более выигрышном положении.

Естественно, особое влияние на военные события оказали системные недостатки в структуре и полевой выучке войск, подготовке личного состава, в т.ч. командного, отставание в качестве некоторых видов вооружения и техники. Хроническое отставание страны в социально-экономической сфере от ведущих европейских стран, осложненное потрясениями революции и событиями послереволюционной истории,  неизбежно сдерживало подъем и изменения в области всех взаимосвязанных областей общей и, как сдедствие, военной культуры. Характер отечественного цивилизационного поля, находящегося в сложных, не всегда очевидных, доступных для анализа и понимания отношениях с культурными константами формировал феномен Красной Армии в том виде, в каком она вступила в войну, прошла через нее, совершенствуясь и укрепляясь, и добилась победы.
 
Ввиду общего неуспеха операции на Миуссе и малое внимание, уделяемое ей в военно-политической историографии, такой пример на редкость удачных боевых действий Красной Армии, как отражение 30 - 31 июля частями 31-го гв. стрелкового корпуса мощного контрудара 2-го танкового корпуса СС до сих пор остается в тени. Успех этот, пусть и частный, весьма симптоматичен. Немного боевых эпизодов прошедшей войны продемонстрировали подобную стойкость советских войск в противостоянии превосходящим по численности силам противника, представляющими к тому же тактически и технически наиболее сильные и боеспособные его соединения. Силе нашего грозного противника, с чем связаны неудачи и потери, которые нельзя затушевать и вычеркнуть из истории, противопоставлялось растущее боевое мастерство Красной Армии.

Военная культура изменяла свой облик, благодаря направленным и чрезвычайным усилиям, вкладу беспрецедентных материальных и духовных ресурсов всей страны, использованию мобилизационных возможностей системы.

По-прежнему сохранялся качественный разрыв между Красной Армией и Вермахтом, но был он уже не столь разительным. Неудачи не перерастали в катастрофы, а успехи закреплялись и преумножались.



Примечания и приложения - Использованная литература – см. http://www.proza.ru/2012/09/17/1335 
В этом же разделе см. - Карта-схема Миусской наступательной операции.


I. Предисловие: Ответа найти не удается... – см. http://www.proza.ru/2012/10/02/580
II а. Южный фронт накануне летней кампании (1, 2) – см. http://www.proza.ru/2012/11/13/1840
II б. Южный фронт накануне летней кампании (3, 4, 5, 6) – см. http://www.proza.ru/2012/11/13/1853
III. Вермахт на «Миусс-фронте» - см. http://www.proza.ru/2012/12/12/1354
IV. Операция началась... – см. http://www.proza.ru/2012/12/27/1365
V. Контрудар – см. http://www.proza.ru/2012/12/27/1372
VI а. Противостояние в воздухе (1, 2, 3) - см. http://www.proza.ru/2012/09/17/1355
VI б. Противостояние в воздухе (4, 5) – см. http://www.proza.ru/2012/09/17/1349

Переход на страницу автора - http://www.proza.ru/avtor/igorjan


Рецензии
Что ж, с Вашими выводами полностью согласен, уважаемый Игорь. Ну и интересны, конечно, размышления о культуре. В этой связи вспоминаю интересные, умные, хотя далеко не бесспорные книги Фуллера, которые я читал в немецких переводах - книги военно/исторического жанра, например, о развитии военного искусства с 17-го по 20-й век, и другие, всякие.
Война связана с очень многими аспектами человеческой цивилизации, например, с технологиями, хотя бы транспорта! Пешком тащить грузы для армии это одно, на лошадях (обозных) уже совсем другое... А потом - паровоз... самолёт...
Это лишь один моментик, а сколько их!
И все переплетены самым причудливым и порой непредсказуемым образом!
Но остаётся одно - подвиг героев, он во все времена одинаково ценен.
С признательностью,

Капитан Медуза   06.07.2018 02:06     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Сергей,
совершенно верно, наличие и пропускная способность коммуникаций для передвижения войск, подвоза вооружения, военной техники, боеприпасов, горючего и других средств, а также осуществления эвакуации раненых и больных, вывоза поврежденной техники имеет одно из первостепенных значений для успешного проведения операции. При этом в ходе ВМВ объемы перевозок стали огромными. Так в ходе Сталинградской оборонительной операции с июля по ноябрь 1942 г. в войска, в ней задействованные, только боеприпасов было подано около 5400 вагонов, которые затем необходимо было доставить непосредственно на позиции. И возможности военных сообщений, как Вы правильно написали, «лишь один моментик, а сколько их».

С благодарностью за отклик и пожеланиями успехов — Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   09.07.2018 12:59   Заявить о нарушении
То есть характер войн опеределяется (во многих и многих важнейших моментах и тонкостях) уровнем развития технологии, демографии и тд, поэтому постоянно меняется.
Это очень интересный момент.

Капитан Медуза   09.07.2018 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.