Школа Огородова

[Опубликовано в журнале "Рампа"]

        В декабре этого года исполнилось 105 лет со дня рождения  заслуженного деятеля культуры РБ, члена Союза художников СССР Геннадия Васильевича Огородова (1907–1988).
        Геннадий Васильевич (выпускник Уфимской художественной школы №2 и Саратовского художественно-промышленного техникума) – достойный продолжатель лучших реалистических традиций российского изобразительного искусства, «реалист старой закалки», как его называют. Чаще всего писал пейзажи и портреты. Его «окна в природу», лирические, негромкие, полны любви ко всему живому («Уральский пейзаж», «На Белой», «Этюд с берёзой», «Лето в Миньяре», «День уходящий»). Портреты внушительны, достоверны; в них, наряду с подробной реалистической прорисовкой деталей, видны суть, характер личности и сам дух времени, которое она в себе несёт (серия автопортретов, «Портрет Э.А.Тюлькина», «Портрет матери», «Портрет жены», портреты сына и др.). Уникальны рисунки времён Великой Отечественной войны, ставшие хроникой военных лет. Г. В. Огородов прошёл всю войну – от командира артиллерийского взвода на Белорусском фронте до гвардии старшего лейтенанта в Маньчжурии.
        Настоящий интеллигент, общественный деятель и подвижник, он стоял у истоков создания Башкирского союза художников, в 30-е годы был одним из соучредителей кооперативного товарищества «Башхудожник», организатором  и первым ответственным секретарём Союза художников Уфы. 
       Но по призванию Геннадий Васильевич был Учителем. После войны в течение 30 лет (с 1949 по 1979 год) он руководил Уфимской изостудией при Доме культуры имени М.И.Калинина, первой в республике получившей звание народной. Студия, находившаяся в самом что ни на есть промышленном, удалённом от центра Уфы районе, явилась для тех, кто её посещал, настоящим оазисом духовной и творческой жизни. Более 2000 человек обучилось в её стенах: отсюда вышли легендарный Юрий Ракша (Теребилов), чьим именем названа одна из открытых в конце ХХ века малых планет Солнечной системы, народный художник РБ Владислав Меос, заслуженные художники РБ Сергей Литвинов и Виктор Пегов, заслуженный деятель культуры РБ Григорий Харин и многие другие. Ученики Огородова, со званиями и без званий, обрели в студии своё творческое «я», а то и путёвку в жизнь, для всех она стала частью судьбы – лучшей, светлой.
        Г. В. Огородов уважал классическое наследие, строил свои уроки по академической программе. В то же время живо интересовался и новыми явлениями в искусстве, а полученные им знания тут же становились достоянием его учеников. Великолепный рассказчик, способный захватить аудиторию своим творческим темпераментом, он не ограничивался занятиями в студии, а водил учеников на выставки, в музеи, театры, мастерские художников, обсуждал с ними книги, статьи по искусству, устраивал просмотры фильмов, совместные поездки на этюды, различные коллективные выставки. Он обладал даром разглядеть талант, сильные стороны своих учеников. Это по его совету юный Юрий Ракша продолжил художественное образование в Москве (туда его собирали дружно, всей студией), это он увидел редкий самобытный талант Александра Рыбакова. В своей творческой манере последователь реализма, пристального изучения натуры, он в то же время был противником рационалистического подхода, главным считал эмоциональность восприятия. Максималист по отношению к искусству, требовавший от студийцев большой самоотдачи, он был очень демократичным касательно выбора ими собственного стиля. Поэтому, наверное, его ученики как художники такие разные: рьяный поборник реализма Владислав Меос, тонкий лирик, певец деревьев, рек и птиц Григорий Харин, «уральский сказочник» и «язычник», модернист Сергей Литвинов, утончённая авангардистка Зифа Мингалимова, убеждённый абстракционист Виктор Рязанов…
         После ухода Геннадия Васильевича в студии сменилось несколько руководителей. Не смея умалять их педагогических достоинств, замечу, что, по отзывам самих студийцев, с его уходом исчезло что-то живое, трепетное. С некоторых пор изостудии в ДК имени М.И.Калинина больше нет…


Рецензии