Люблю, господи, помоги моему нелюбию!

«Верую, Господи! Помоги моему неверию.»(Марк 9:24)

Ответ на «Шестая заповедь не на месте» (Леонид Платонов)

«Шестую заповедь следует поставить на первое место, - пишет Леонид, и даёт обоснование - у меня нет сомнений в том, что христианская заповедь «Не убивай!» - не на месте. То есть она должна стоять в общем перечне первой, наипервейшей, поскольку в принципе нет больших ценностей…»


Я подумал, какова же мотивация такой перестановки шестой заповеди. Она может быть объяснена только одним желанием – постоянно напоминать верующим о себе.
- - А есть ли смысл в этом ? Ведь и так почти все христиане, кого ни спроси, скорее всего назовут именно эту заповедь, а остальные помнят далеко не все.


-   И стоит ли ворошить шестую заповедь? А может быть, - подумал я, - это всего лишь кость, брошенная на потеху. Но Леонид идёт дальше: он бросает циничный вызов, призыв - отказаться от  какой бы то ни было религии (в том числе и христианской). Статья Леонида направлена на ниспровержение религии, как препятствие в осуществлении мирового консенсуса.
 Это уже выше крыши, хотя и не ново. Таких попыток немало знает история.

Судя по откликам, видно, что эта тема затронула многих.

Для удобства я разбил анализируемую статью по пунктам 1 - 19, чтобы читатель мог лучше ориентироваться и находить нужное место.

Кроме того, я счёл полезным включить в дискуссию хорошо знакомые исторические личности вовсе не настаивая на том, что они выражают абсолютную истину, а для того чтобы показать на конкретном примере из бытовой жизни, показать, как они понимали эту проблему.



Итак, давайте рассмотрим пункт за пунктом




1    Современная мировая религия, - пишет Леонид, -  претендующая на безусловное лидерство нравственного порядка, обязана обеспечить преобладание каритативного (милосердного) над репрессивным в своих основных положениях, акцентировать преимущества жизнедарения перед фактами и угрозами разрушения человеческих жизней.

- Ну кто же с этим спорит? Конечно, ОБЯЗАНА.


Религия, сама по себе, означает отношение человека к окружающему миру, направленное на сохранение жизни.
Поскольку здесь затронуты христианские заповеди, разговор здесь пойдёт только о христианстве, о христианских ценностях, а не о жизни мирян.

Задача Церкви – облагораживание человека, образование человека  (от слова «образ»), приближая его образ к образу Христа, то есть, обожение.


 
 2   Дальше читаем: «Важнейшая заповедь «Не убивай!», затерявшаяся пока на шестом только месте, способна ДЕТЕРМИНИРОВАТЬ прочие добродетели столь же надёжно, как вешний солнечный свет пробуждает от спячки деревья и травы.»

-  То есть, надо понимать: стоит только переставить эту заповедь, сделав её наипервейшей, как все пробудятся от спячки, как «деревья и травы при вешнем солнечном свете.»

- Ну как же это никто раньше не додумался до этого!
Можно написать на пачке сигарет «Не кури», - и сразу перестанут курить?



3   Леонид пишет: «Получивший, согласно библейскому мифу, шестую заповедь, среди прочих, от Бога (Исход 20:13; Второзаконие 5:22), Моисей откровенно её растоптал, совершив геноцид мадианитянского народа, а именно – приказал убить десятки тысяч пленных женщин и маленьких мальчиков (Числа 31:17).»

-  Но он ведь действовал согласно «люби ближнего своего и ненавидь врага своего», как написано в Ветхом Завете.
 Думаю, что здесь приведённая цитата не к месту.

 Убийство совершалось не «по щучьему велению», и не по «Божьему велению», а - «по моему хотению».
 
 Поэтому Христос и сказал в Евангелии: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего своего и ненавидь врага своего». А Я говорю вам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.»





4   «Полагаю, - пишет Леонид,- ДУМАЮЩИЙ ХРИСТИАНИН вправе сделать вывод о том, что Библия  попросту оклеветала Бога-Отца ради своекорыстных, завоевательских интересов властных элит.».

- ДУМАЮЩИЕ ХРИСТИАНЕ давно сделали вывод, и чтобы это понять, необходимо просто не полениться и прошвырнуться по интернету. Сейчас это легко.

- Мне кажется, интересно будет узнать, что думали по этому поводу 100 лет назад хорошо известные ДУМАЮЩИЕ ХРИСТИАНЕ, «святой праведный» Иоанн Кронштадтский и «грешник» Лев Толстой.
 В дальнейшем они будут служить нам частным примером, чтобы показать, как это всё происходит на практике.

            В данном диалоге Иоанн Кронштадтский распекает Толстого за то, что тот, подобно Леониду, подвёрг сомнению богодухновенность Святого Писания:



И.К.                Вся история эта есть (по Толстому) ряд чудесных событий и страшных злодеяний (Толстой, отвергая личного Святаго и Праведнаго Бога, отвергает и Его правосудие), совершаемых еврейским народом его предводителями и Самим Богом (!). Вот вам воочию безбожие и хула Толстого на праведного, многомилостивого и долготерпеливого Бога нашего!

Л.Т. Преподавание это начинается обыкновенно с так называемой священной истории, выбранных мест из библии, еврейских книг Ветхого Завета, которые, по вашему учению, суть произведения святого духа и потому не только несомненно истинны, но и священны. По этой истории ваш ученик составляет себе первое понятие о мире, о жизни людей, о добре и зле, о Боге.



И.К. Так, например, он говорит, что Бог, покровительствуя Аврааму и его потомкам, совершает в пользу его и его потомства самые неестественные (!) дела, называемые чудесами (Толстой не верит в них), и самые страшные (!) жестокости (это Бог-то милостивый, человеколюбивый и долготерпеливый), так что вся история эта, за исключением наивных, иногда невинных, часто же безнравственных сказок (!),

Л.Т.              Вся история эта, начиная от казней, посланных Моисеем на египтян,…

И.К. Не им, а Богом праведным и долготерпеливым.

Л.Т. … и убийства ангелом всех первенцев их, до огня, попалившего 250 заговорщиков , и провалившихся под землю Корея, Дафана и Авирона, погибли в несколько минут 147000 человек, и до распиливаемых пилами врагов,…


И.К. Выходит, что слышал звон, да не знает где он: известно, что царь Манассия, беззаконный царь Иудейский, велел перепилить надвое пророка Исаию за его пророчество…

Л.Т.   … и казненных Ильей, улетевшим на небо, несогласных с ним жрецов,…


И.К. И казненных  Илией - пророком, улетевшим (!) на небо (не улетевшим, а вознесенным как бы на небо Божиим повелением на колеснице огненной конями огненными), несогласных с ним жрецов…

Л.Т.             … И Елисея, проклявшего смеявшихся над ним мальчиков, разорванных и съеденных за это двумя медведицами, — вся история эта есть ряд чудесных событий и страшных злодеяний, совершаемых еврейским народом, его предводителями и самим Богом.

И.К.                … Толстой, отвергая личного Святаго и Праведнаго Бога, отвергает и Его правосудие.

Л.Т. Но этим не ограничивается ваше преподавание истории…

И.К. Разве не безумие отвергать личного, всеблагого, премудрого, праведного, вечного, всемогущего Творца, единого по существу и троичного в Лицах, когда в самой душе человеческой, в ее едином существе находятся три равные силы: ум, сердце и воля по образу трех Лиц Божества? .


Л.Т. 1. Я говорю, что Бог, сотворивший мир в 6 дней, пославший Сына, Сам этот Сын, - не Бог, а что Бог есть то, что одно есть непостижимое благо, начало всего; против меня говорят, что я отрицаю Бога. Думать о том, что мир произошёл посредством эволюции или, что он сотворён Богом в 6 дней одинаково глупо. Первое всё-таки глупее. И умно в этом только одно: не знаю и не могу, и не нужно знать.

Дальше Леонид пишет:.


5 Первая – и наибольшая – христианская заповедь, в сегодняшнем виде звучащая как «возлюби Господа Бога твоего…» (от Матфея 22:37; от Луки 10:27), не уберегает общество от убийств, но существенно отвлекает   от восприятия главной нравственной ценности – уважения к человеческой жизни.
   «Вторая и КАК БЫ,  - пишет Леонид, - подобная первой христианская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (от Матфея 22:39) замысловатым образом спутана с не отмененной никем архаичной «не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исход 20: 4-6).»

- Не понятно, зачем Леониду понадобилось  вторую  христианскую заповедь «замысловатым образом спутывать с «не отмененной никем архаичной «не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исход 20: 4-6), тогда как она  крепко-накрепко соединена с первой: как ты можешь любить Бога, которого не видишь, не любя ближнего, которого видишь. То есть они ВСЕГДА в паре, прикованы одна к другой. И никогда нельзя рассматривать первую в отрыве от второй, что неоднократно делает Леонид.


       - Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
  Сия есть первая и наибольшая заповедь.
  Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
  НА СИХ ДВУХ заповедях утверждается весь закон и пророки.
От Матфея 22:37-40



- Вывод: здесь ясно показано, что только эти две Заповеди способны ДЕТЕРМИНИРОВАТЬ все остальные, дают перестройку сознания, СПОСОБНОГО исполнить остальные заповеди, в том числе и «Не убивай!»

Читаем дальше:

  6   «При этом вторая (ветхозаветная) и третья заповеди своим угрожающим тоном ОСКОРБИТЕЛЬНЫ ДЛЯ ЧУТКОГО СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.»

-- Чем же они оскорбительны? И кто может определять чуткость современного человека. Давайте посмотрим:

      «Еще слышали вы, что сказано древними: «не переступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои». На что Христос сказал:

«А Я говорю вам: не клянитесь вовсе ни небом, ни землею, ни Иерусалимом, ни головою твоею. Но да будет слово ваше «да, да», «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого.»

- НЕ КЛЯНИТЕСЬ УБИВАТЬ! – таков вывод из вышесказанного.

Кстати, рассматривается сейчас в Общественной палате при поддержке РПЦ возможность заменить во время воинской присяги слово «клянусь» на слово «обещаю», чтобы с помощью казуистики обойти критические места в Евангелии. (24 декабря 2012 года)


- Мы сейчас живём по Ветхому Завету: произносим клятву, присягу, перед знаменем – обещаем, не щадя жизни, сокрушать врагов Отечества. И это считается «христианской добродетелью»
 Делаем насилие повсеместно, оправдывая его борьбой со злом. Это вошло в нашу традицию и НИКОГО ЭТО НЕ ОСКОРБЛЯЕТ.

Тогда как Христос сказал:

 Вы слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.


Дальше:

7   «Если религия есть врата в идеальный мир, то через своих проповедников – архиереев, клир и воодушевлённых евангельским словом мирян - она призвана воздвигать идеальные цели, пусть наособицу или даже наперекор реальной «светской» политике и «государственным» интересам.» - пишет Леонид.

- Как раз написанное выше и является призывом делать поступки, которые идут вразрез с государственными интересами, ибо Христос является антигосударственником и, следовательно, антипатриотом.

Первые две заповеди обеспечивают Исход из греховного Египта:

Исход появляется там, где нет выхода. Свобода есть "нет", сказанное возможности греха. Можно убить. Можно пройти вне очереди. Можно удавиться. Можно удавить. Можно найти выход из любой ситуации. Нет! Физическое "можно" не всегда "можно" по-человечески. Человек соткан из физических возможностей и нравственных невозможностей

"СВОБОДА - ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ", - так говорит цинизм, и так впарывали нам в мозги на протяжении всей истории, подразумевая необходимость греха. Необходимость греха, т.е., - замочить иноверцев и врагов отечества, как проповедуют  наши лжехристиане, утверждающие, что патриотизм является добродетелью, благословляющие на убийство и усыпляющие совесть.

Вот что по этому поводу сказал Толстой:

Я знаю, что соблазн состоит в том, что именем Бога освящается обман. Обман же состоит в том, что люди вперед обещаются повиноваться тому, что велит человек или люди, тогда как человек не может никогда повиноваться никому, кроме Бога. Я знаю теперь, что самое страшное по своим последствиям зло мира убийство на войнах, заключения, казни, истязания людей совершаются только благодаря этому соблазну, во имя которого СНИМАЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ С ЛЮДЕЙ, СОВЕРШАЮЩИХ ЗЛО.


 "СВОБОДА - ОСОЗНАННАЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ", - говорит святость. Невозможность греха есть возможность жизни.
 

 
*** «Не убивай!» -  это не декларация и не приказ, который кажется абсурдным, противоречащим здравому смыслу для человека внутренне неподготовленного, по-евангельски, - не рождённого свыше.

Толстой говорит:   Христос открыл мне, что четвертый соблазн, лишающий меня моего блага, есть противление злу насилием других людей. Я не могу не верить, что это есть зло для меня и других людей, и поэтому не могу сознательно делать его и не могу, как я делал это прежде, оправдывать это зло тем, что оно нужно для защиты меня и других людей, для защиты собственности моей и других людей; не могу уже при первом напоминании о том, что я делаю насилие, не отказаться от него и не прекратить его.

Снова рассуждают на эту тему наши знакомые:


1. Л.Т. Война, суды, казни, угнетение рабочих, проституция и многое другое – всё это необходимое, неизбежное последствие и условие того языческого строя жизни, в котором мы живём, и изменить что-либо одно  или многое из этого невозможно .

2. И.К.                Отчего бывают самоубийцы всякого рода, равно как и убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного самоубийцы – дьявола.

3. Л.Т. Что же делать? Изменить самый строй этой жизни, то, на чём он стоит. Чем?   Тем, чтобы во-первых, не участвовать в этом строе в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, в податях, ложном учении и т.п .


4. И.К.       Потому-то Христос и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем/Мф.11:29/

5. Л.Т. И, во-вторых, делать то, в чем одном человек всегда совершенно свободен:  в душе своей заменить себялюбие и всё, что вытекает из него – злобу, корысть, насилие и пр. – любовью и  всем тем, что вытекает из неё – разумностью, смирением, милосердием и пр. Быть добрым или злым – изменяет все внешние условия жизни .



Так в чём же единство людей?
               


1. И.К. Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, и которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому всё равно, что один человек или одно великое древо человечества.

2. Л.Т.     Мало сказать, что в каждом человеке такая же душа, как во мне: в каждом человеке живёт то же самое, что живёт во мне. Все люди отделены  друг от друга своими телами, но все соединены тем одним духовным началом, которое даёт жизнь всему. Душа же одна и та же во всех людях. И потому, если человек любит свою душу, он будет любить и души других людей. Так, что, не любя других, мы расходимся с тем, что одно во всех, расходимся сами с собою.

3. И.К.                Отсюда заповедь, самая естественная, основанная на единстве нашей природы: Возлюбиши Господа Бога твоего/Первообраз твой, Отца твоего/всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всею мыслию твоею и всею крепостию твоею, и ближнего твоего яко сам себе/Мк.12:30,31;МФ.22:З7,38; Лк.10:27/,. Лк.10:27/.Единственная необходимость исполнять эти две заповеди.

- Но для этого надо родиться свыше.

Что же такое родиться вновь, родиться свыше?

Вот как рассуждают наши знакомые:



4. .           Нравственные черви! О, если бы вы обращали внимание на последствие. О, как, казалось бы, легко жить в простоте любви, и как трудно для нашего растленного сердца жить в любви. На каждом шагу…Люди стыдятся, что не веруют в высокое достоинство и предназначение своё.

5. Л.Т. Должно вам родиться снова/Ио. 3:7/ - сказал Христос. Не  то чтобы кто-нибудь велел родиться, но человек неизбежно приведён к этому. Чтобы иметь жизнь, ему нужно вновь родиться в этом существовании – разумным сознанием. Чтобы он положил жизнь в том благе, которое открывается ему разумным сознанием. Тот кто в этом благе положил жизнь, тот имеет жизнь, а тот кто не полагает в нём жизни, а полагает её в животной личности, тот этим самым лишает себя жизни. В этом и состоит определение жизни, данной Христом.

6. И.К. Что для животных тел и растений – воздух, то для духовных существ - Дух Святый; потому и Господь сказал: Дух, идеже хощет ,дышет, и глас/дыхание/Его слышаши, но не веси, откуда приходит, и камо идет /Ин.3:8/ Потому веруй, что душа твоя дышит Духом Святым, знай своего Благодетеля, своего Живота и благоговей пред Ним ежедневно и чти Его любовью и добрыми делами.

7. Л.Т.   Люди, не дожившие ещё до внутреннего противоречия  животной личности, не могут понимать значения этих слов, выражающих объяснение недоступного им состояния, как не могло бы  сухое, непроросшее семя понимать состояние семени отсыревшего и уже наклюнувшегося. Для сухих зёрен, то солнце, которое в словах этих светит на рождающееся к жизни семя, только не значащая случайность, сентиментальные мистические слова. Солнце приводит к жизни только тех, в ком зародилась уже жизнь.
     О том же как зарождается она, почему, когда, где, не только в человеке, но и в животном и    растении, никто никогда не узнал. О зарождении её  в человеке Христос сказал, что никто   этого не знает и не может знать. Дух, идеже хощет ,дышет, и глас/дыхание/Его слышаши, но не веси, откуда приходит, и камо идет /Ин.3:8/

8. И.К.    Что такое жизнь наша? Горение свечи…Твоя свечка как бы жертва всесожжения Господу…Помни Любовь, положившую жизнь свою за людей; не жалей и ты самой жизни своей для брата и немилосердно распинай своего плотского человека, отвращающегося от пожертвования для брата.

9. Л.Т. Я верю, что единственный смысл моей жизни в том, чтобы жить в том свете, который есть во мне, и ставить его не под спуд, но высоко перед людьми, так чтобы люди видели его!

10. И.К.                Да напомнит восковая свеча тебе, что ты и сам должен быть светильником горящим и светящим./Душу положить за други своя/.



11. Л.Т. Одна свеча другие зажигает, а сама в своём свете не умаляется. Духовная деятельность и выражение её, действительно нужное для других, есть самое тяжёлое призвание человека – крест, как выражено в Евангелии. И единственный, несомненный признак присутствия призвания есть самоотречение, есть жертва собой  для проявления вложенной в человеке на пользу другим людям силы. Без мук не рождается и духовный плод./Душу положить за други своя /.

12. И.К.   Род человеческий есть единое великое древо Божие, разросшееся по всей земле и ветвями своими покрывающее всю землю. К прежнему гнилому корню – падшему Адаму Божиею премудростью и благостью привит новый, живой корень – Господь Христос, от которого и берут своё начало христиане, как отрасль от целого дерева…

13. Л.Т. Страстность предпочтения одних людей другим, называемая неверно любовью, есть только дичок, на котором может быть привита истинная любовь и дать плоды её. Учение Христа и есть прививка этой любви, как он и сам сказал это:сберёгший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради меня сбережёт её, то есть, сохранит её в жизнь вечную, только тот познает истинную любовь.

14. И.К. Не по-христиански живущие христиане составляют сухие ветви на отрасли, идущей от корня – Христа; и всякую лозу, не творящую плода, Отец Небесный отсекает и бросает в огонь/Ин.15:2,6/

15. Л.Т. Но как дичок не есть яблоня и не даёт плодов или даёт плоды горькие  вместо сладких, так и пристрастие не есть любовь и не делает добра людям или приносит ещё большее зло… И кто любит отца или мать более нежели Меня, недостоин Меня…Если вы любите любящих вас, то это не любовь, а вы любите врагов, любите ненавидящих вас. Только тот, кто живет в воле Отца, как побег на дереве, только тот живет, а кто хочет жить своей волей, как оторвавшийся побег, тот умирает.

16. И.К. Язычники – отрасль невозрождённая, неоживлённая, идущая от гнилого корня – Адама. Верно и они прививаются к отрасли живой, здоровой – к телу Церкви, этому телу Христову./Кол.1:8/


17. Л.Т.                Когда человек понял, что нет для него блага его животной личности, только тогда все соки жизни  переходят в один облагороженный черенок истинной любви, разрастающийся уже всеми силами ствола дичка животной личности.  Не вследствие любви к отцу, к жене, к друзьям, к отечеству надо отрекаться от личности, а вследствие сознания тщеты существования личности, сознание невозможности её блага, и потому – вследствие отречения от жизни личности познаёт человек истинную любовь и может истинно любить  отца, мать, сына…отечество …

18. И.К.                Ближнего надо ещё более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нём и приложить к его сердцу целебный пластырь – слово ласки, вразумления, утешения, прощения, любви.

19. Л.Т.                Любить – это переноситься в душу другого, жить его желаниями. Я не могу этого. Учись /как музыке/ Ты не мог и сыграть чижика, а теперь читаешь ноты presto. Как же ты хочешь без упражнения .

20. И.К. Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него и не угождать тем сатане. Просто взирать и на всякого врага, как на создание Божие, как на созданного по образу Божию и как на член свой и не дышать на него злобою, то есть не быть дьяволом, ибо человек злящийся есть дьявол в то время, когда он злится.


 Тот, кто верит, что в нем есть дух жизни, дух, сшедший свыше, тот имеет удовлетворение в себе самом. Тот же, кто не верит в то, что жизнь его — дух, сшедший свыше от Отца, тот делает Бога обманщиком12. Кто верит в то, что дух этот есть сын духа вечного и такой же, как он, тот имеет жизнь вечную./Л.Т. толкование стиха Ио.3:7/

Чтобы понять, откуда пошла уродливая трактовка Заповеди «не убий», совершим небольшой экскурс в историю христианства:

Христианство в III веке начинает распространяться и среди солдат; многие из них, приняв христианство, продолжали службу в армии, поскольку эта служба была единственным источником их существования. Но сам факт появления таких солдат, собратья которых по вере часто не желали служить в армии, не мог не беспокоить императоров. Едва получив признание, церковь сразу начала использовать государственные средства насилия для решения своих внутренних разногласий. Смысл союза церкви и императорской власти чётко выразил константинопольский епископ Несторий, сказавший правителю Восточной Римской империи Феодосию II: «Помоги мне против еретиков, а я помогу тебе против персов». Теперь христианская толпа начала устраивать погромы. Церковь преследовала не только язычников; ортодоксальные епископы продолжали преследовать всех, кто не разделял принятый на Никейском соборе символ веры./И.С. Свеницкая. Раннее христианство:страницы истории/







*** Ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать их (Лук 9:52-56)


8   «А тогда и заповеди, дарованные Создателем своим милым чадам, вполне вероятно, искажены и нарушены в своей горней последовательности.
 Таким образом, благородное устремление христианской религии – СТАТЬ ДУХОВНОЙ СКРЕПОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА – следует поддержать справедливой ревизией её заповедей.»

- ДУХОВНОЙ СКРЕПОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЮБОВЬ!)))


- Вот что по этому поводу говорит Толстой:


*** Л.Т. Как бы кто не понимал личность Христа  , то учение Его, которое уничтожает зло мира и так просто, легко, несомненно даёт благо людям, если только они не будут извращать его, это учение всё скрыто, всё переделано в грубое колдовство купанья, мазания маслом, телодвижений, заклинаний, проглатывания кусочков и т.п.

- Так что не вера виновата, что учение извращено неверным толкованием. Ведь слово «казуистика» перекочевало в юриспруденцию из богословия, где оно впервые зародилось.

- Бойтесь религиозных фанатиков: «Зову лишь любить ближнего». Мухаммад, Коран, 42, 23.
«Добро и зло не могут быть равны. Так отклони же зло добром». Мухаммад, Коран, 41, 34.
Сама по себе буква есть лишь буква, она не животворит. Между буквой и верой – как между обезьяной и человеком, должно быть недостающее звено Духа.
Фанатики же есть как среди мусульман, так и христиан, особенно православных. Агрессивны верующие фанатики. Но и воинствующие атеисты тоже не лучше – отсюда необходимость мирного сосуществования – не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе, - необходимость толерантности.

И что самое гадкое, так это постоянное напоминание в проповедях наших православных священников, заверение того, что заповедь  «не убий» относится только к личным врагам, и что убивать врагов на войне не только не возбраняется, но даже является почётным долгом христианина, что такой патриотизм является ДОБРОДЕТЕЛЬЮ.

Посмотрим, как думают христианские мыслители:


Л.Т. Вы велите служить в военной службе, - мы не будем делать этого, потому что считаем массовое убийство таким же противным совести поступком, как и убийство одиночное, -а, главное, обещание убивать кого прикажет начальник – самым подлым поступком, который может сделать человек .

И.К. Это отечество заслужено тебе бесценною Кровию Сына Божия. Но чтобы быть членом Небесного Отечества, уважай законы земного отечества…люби эту духовно-воспитательную школу, церковь, образующую нас в членов и граждан Небесного Отечества.

Л.Т.      Вы исповедуете религию, отставшую на тысячу лет от века, с Иверской, мощами и коронациями, - это ваше дело, но идолопоклонство и изуверство мы не только не признаём религиею, но называем изуверским идолопоклонством и стараемся избавить от него людей .



Читаем Леонида дальше:
9   «Вторая «бис» - «возлюби ближнего твоего, как самого себя» - лицемерна, поскольку теоретически и практически не соединяется с шестой заповедью.»

- Она, соединяется, как было уже сказано, с первой заповедью, чем и обеспечивается исполнение всех нижестоящих, в том числе и шестой.

Вот что говорит на этот счёт Христос, предупреждая опасность ещё на подступах к совершению убийства:


Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
Злословящий снедает тело братнее, угрызает плоть ближнего. Поэтому и Павел с угрозою сказал: Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5, 15).


- Разве это не указание, что мир с ближними важнее всех жертв Богу, а вражда приводит душу человека в ад:



 10   «Под «ближними» ОПРЕДЕЛЁННО подразумеваются единоверцы» - пишет Леонид.

- Да так ли это? Разве пострадавшего спас единоверец в притче о самарянине?

Христос сказал: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.»

- Нам трудно и друзьям давать взаймы, - куда уж там врагам!

- Давайте посмотрим, как это выглядит на практике:



И.К.           В 8-ом часу вечера. Гди, благодарил Тебя за скорое, животворное помилование меня, грешного и убогого раба Твоего. Когда пришел  в Собор, к утрени и подошел ко мне диакон посторонний - Феодор, служащий при церкви Умалишенных, прося помочь материально девице Наталье, его своячнице, живущей у него, - я с огорчением сначала отказал ему, а потом дал 7,5 руб., тоже с огорчением, недоброхотно и с неприязнью к нему, диакону; но потом, чувствуя скорбь и тесноту, и гнев Божий на меня, - я глубоко покаялся и получил явное прощение, мир, спокойствие совести, сердечный простор и дерзновение.

Л.Т. Третьего дня было поразительное: выхожу утром с горшком на крыльцо: большой, здоровый, лёгкий мужик, лет под 50, с 12-ти летним мальчиком, с красивыми, вьющимися,, отворачивающимися кончиками русых волос. «Откуда?» - «Из Затворного». Это село, в котором крестьяне живут профессией нищенства.

И.К. Впрочем, трудолюбию справедливо принадлежат избытки, и праздные по справедливости терпят бедность и нищету. Потому, если мы знаем некоторых, что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых избытков. …, если нищий ленив – такому не давать  Аще кто не хощет делати, ниже да яст.

Л.Т. «Что ты?» - Как всегда, скучное: «К вашей милости», - «Что?» -« Да не дайте помереть голодной смертью. Всё проели.», - «Ты побираешься?» - «Да, довелось. Всё проели, куска хлеба нет. Не ели два дня.» Мне тяжело. Все знакомые слова и все заученные.

И.К.       Но к вопиющей бедности, происходящей от старости и изнурения сил, от болезни, от бесплодных или мало вознаграждаемых трудов и от неурожая хлеба, надо всегда спешить на помощь, особенно людям богатым. Господи, научи меня подавать милостыню в простоте сердца, охотно и с ласкою.


Л.Т. И иду чтобы вынести пятак и отделаться. Мужик продолжает говорить, описывая своё положение. Ни топки, ни хлеба. Ходили по миру, не подают. На дворе метель,, холод. Иду, чтоб отделаться.

И.К. Все должны упражняться в милостыни. Много практикующие врачи, получающие много денег с больных, должны для души своей подавать щедрую милостыню, если верят, что у них есть бессмертная душа; богатые священники, получающие щедрые вознаграждения за свои труды молитвенные, также должны подавать богатую милостыню, да не осуждены будут с Иудою предателем, предавшим за сребреники Господа славы; купцы, получающие большие барыши; чиновники, получающие большое жалование, - все должны запасаться елеем милостыни и добрых дел, да не туне явятся пред Судиею в день страшного испытания, да не наги явятся на оном всемирном позорище.
Ох как трудно сохранять доброжелательность!

Рассмотрим это на примере наших мыслителей:



21. Л.Т. Вчера вспомнил с осуждением о нелюбимом человеке и поймал себя на разжигании недоброжелательности. Да, или вовсе не думать о нелюбимых людях/естественно/ или, если думать, то только о том, что в них доброе, мерить их дурное с таким же своим дурным. Своё всегда будет больше, хотя и в другом роде .

22. И.К. Я сержусь или имею неблагоприятные мысли о другом: и он чувствует это и равным образом начинает иметь неблагоприятные мысли обо мне. Есть какое-то сродство сообщения наших душ между собой, кроме телесных чувств. Случилось мне не раз пристально смотреть из окна дома на проходящих мимо дома – и они, как бы привлекаемые какой-то силой к тому самому окну, из которого я смотрел, оглядывались на это окно…Так мы можем зрением привести другого в неловкое положение, в замешательство.

23. Л.Т. Как только неприятное чувство к  человеку, так значит, ты чего-то не знаешь, а тебе нужно узнать; нужно узнать мотивы того поступка, который неприятен тебе. А как только ясно понял мотивы, то сердиться можно так же мало, как на падающий камень.


24. И.К. Представляйте других благонамеренными, как себя; вообще, если не видите явно, что они не благонамеренные, делайте для них, что делаете для себя, или хотя не делайте им того, чего не хотите сделать для себя – и вы увидите, что у вас будет на сердце, какая тишина! Какое блаженство! Вы будете прежде рая в раю, прежде рая на небеси – в раю на земле. Царство Божие внутрь вас есть/Лук.17:21/

25. Л.Т. Полезно заниматься особым родом молитвы. В мыслях перебирать людей нелюбимых, вникать в их душу и думать о них с любовью. У меня длинный список такого понимания. И у вас есть. Это очень полезно. Как нужно, нужно отвыкать о мысли о награде, похвале, одобрении. Осуждать за глаза людей подло – в глаза неприятно. Плата вперёд получена нами такая, что с самым большим усердием не отработаешь её. Ищи в любимых чёрное, а, главное, в нелюбимых белое.



26. И.К. Я – нравственное ничтожество: без Господа нет у меня истинной верной мысли и доброго чувства и прямо доброго дела; без Него не могу отогнать от меня помысла греховного, чувства страстного, например злобы, зависти, блуда, гордости…Господь – совершение всего доброго, что я мыслю, чувствую, делаю.

27. Л.Т. Как растение тянется к единому свету, так и человек к благу.


28. И.К. Весьма часто мгла духа злобы окружает наше сердце и не даёт нам мирно говорить с нашими ближними, которые раз или несколько раз высказали своё к нам недоброжелательство, обидели нас. Надо молить Господа, чтобы Он разогнал эту мглу злобы и исполнил сердце наше благости и любви, даже и к врагам нашим.

29. Л.Т. Борюсь, но плохо борюсь. Жизнь здесь, в Ясной Поляне, вполне отравлена. Куда ни выйду – стыд и страдание. То грумондские мужики в остроге, то стражники, то старик В. Суворов, который говорит: «Грешно, граф, ох, грешно, графиня обидела». Трудно, не знаю: оттого ли, что я не в духе, или я не в духе от всех этих ужасов. О, помоги, Господи, помоги, помоги!!!

30. И.К. Прости мне, Гди, грех мой - грех раздражения, гнева, озлобления на противоречащих мне ,Таисию. Научи меня кротости, смирению, терпению, незлобию, тихости всегдашней Духом Твоим Святым. Вот я ощущаю сердцем моим, что Ты за покаяние помиловал меня, отняв скорбь и тесноту от души моей, и даровав мир и пространство сердцу. Благодарю.

31. Л.Т. Человек обидел тебя, ты рассердился на него и, разумеется, сдержался, и не обидел его. И что же. В сердце у тебя злоба, и ты не можешь относиться к этому человеку добро.

32. И.К. После сна до обеда крайне продрог: печка не топилась; Евгению пробрал, отругал, рассердился на нее крайне за неисправности; едва не ударил рукой. Каюсь, скорблю, слез пока нет.. Прости, Гди, исправи, не осуди, благопремени, благости и кротости научи меня.

33. Л.Т. Точно как будто дьявол, который стоит всегда у дверей твоего сердца , воспользовался тем моментом, когда ты почувствовал к человеку злобу, и , открыв дверь эту, вскочил в твоё сердце и сидит в нём хозяином.  Вчера испытал это и должен был употребить большое усилие: смирение, ласки к обидевшему, чтобы выкурить из сердца этого мерзавца.

34. И.К.            Когда дьявол в нашем сердце, тогда необыкновенная, убивающая тяжесть и огонь в груди и сердце; душа чрезвычайно стесняется и помрачается, всё её раздражает; ко всякому доброму делу чувствует отвращение; слова и поступки других в отношении к себе криво толкует и видит в них злоумышление против себя, против своей чести, и потому чувствует к ним глубокую, убийственную ненависть, ярится и порывается к мщению. От плода его познаете его /Мф.7:20/.    Бывают дни, когда злой дух меня тревожит.



 11   «…а в отношении прочих – «дальних» - сам канонический Христос транслирует смертные приговоры. Например: «И детей её поражу смертью…» (Откровение 2:23).»

--Приведённая Леонидом цитата из Откровения соотносится с Ветхим Заветом, ничего общего не имеет с Заповедями Любви, и нечего её здесь рассматривать.



 


 12   Подлинный смысл Христовых слов «любите врагов ваших» апостол Павел раскрывает следующим образом: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты СОБЕРЁШЬ ЕМУ НА ГОЛОВУ ГОРЯЩИЕ УГОЛЬЯ» (Римлянам 12:20).
Культивировать это положение псевдохристианской морали – значит и культивировать одновременно садо-мазохистские наклонности псевдоправедников. Не говоря уже о порочности произвольного определения «врагов» как людей, не заслуживающих спасения от адских мучений.

- Ну это же метафоры, Леонид! А отруби руку, если она тебя соблазняет?... Ну Вы же человек думающий, и наверняка это знаете.
Зачем же тогда наводить тень на плетень.

-- Здесь апостол цитирует из Ветхого Завета: «горящие угли» - означает угрызение совести и покаяние у врагов. Разве  трудно понять метафору - побеждай зло добром!

Дело здесь совсем в другом:


И.К. Не вера виновата, что христиане таковы. Чистого сердца требует святая, божественная, пренебесная вера христианская, чтобы благотворно воздействовать на всё существо человека.


Л.Т. И потому, чтобы исправить зло, надо не сменять людей, не изменять устройство, не нарушать насилие, не отговаривать людей от участия в насилии, и даже не опровергать ложную и излагать истинную религию, а только воспитывать детей в истинной религии.

И.К.               А в нечистом сердце она /вера/ обитать не может, и производить благотворных перемен в нём не может, если человек не исправляется от своих пороков. Вот почему и в христианстве много званных, но мало избранных. Вот отчего и в христианстве много безбожников, вольнодумцев, суеверов, корыстолюбцев, сластолюбцев, блудников, пьяниц, воров и так далее. Господи, что нам делать? 

Л.Т. Вчера думал: служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже: расчистить каток, сшить сапоги, вымыть бельё, посидеть ночь за больным. Всё это и хорошо, может быть, и лучше, чем делать это для себя, но, может быть и дурно и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно – это научить его жить добро.  А как это сделать? Одно средство – самому жить хорошо. Как же жить? – Блаженно.




 

 13   «Резко разграничивает собственно религиозные и естественно-нравственные императивы канонический Христос в следующей своей сентенции: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но МЕЧ; ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его.»

-И снова я призываю наших знакомых помочь нам разобраться с МЕЧОМ:



Л.Т.   Вижу, разумом вижу, что это так, что нет другой жизни кроме любви, но не могу вызвать её в себе. Не могу её вызвать, но зато ненависть, нелюбовь могу вырывать из сердца, даже не вырывать, а сметать из сердца по мере того как она налетает на него и хочет загрязнить его. С Соней был разговор нелюбовный, сейчас же перешёл в умиление. Да, можно победить мир любовью. Хорошо пока хоть и это, помоги мне, Господи. 

И.К. Помни , разум – слуга сердца, которое есть жизнь наша; если он ведёт сердце к истине, к миру, радости, к жизни – он исполняет своё назначение; если к сомнению, к беспокойству, томлению, унынию, мраку – он уклоняется от своего назначения и непременно лжив. Тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышут презрением и злобой – не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и любящь к тем самым, которые недостойно ведут себя перед тобой.

Л.Т.   Не могу приучить себя вспоминать о Боге при общении. Когда человек один, ему легко быть хорошим. Только сойдёшься с другими, и он становится дурён. И чем больше людей сходится вместе, тем труднее им удержаться от дурного. Самое трудное общение – это общение с вполне сумасшедшим. Не надо, нельзя освобождать себя от любовного общения признанием сумасшествия. Напротив. Тут узнаёшь могущественность "МЕЧА ЛЮБВИ" Не люблю метафор, но эта мне очень нравится.

И.К. Ты слышишь, и может быть нередко более от своих домашних, что ты тяжёлый, невыносимый человек; ты видишь к себе сильное нерасположение, вражду за своё благочестие, но помни слова Спасителя: враги человеку домашние его./Мф. 10:36/, и от недостатков исправляйся, а благочестия держись твёрдо. Поверяй совесть свою, жизнь свою и дела свои Богу, ведущему сердца наши.

Л.Т.          От этого-то так важна любовь. Только с нею, не делаясь хуже, могут сходиться люди. Эгоизм – самое дурное состояние, когда это эгоизм телесный, и самое вредное себе и другим; а эгоизм – сознание своего высшего «я» - есть самое высшее состояние и самое благое для себя и для других. Стоит заботиться о себе телесном – и ряд неустранимых трудностей и бед; стоит заботиться о себе духовном – и всё легко, и всё благо. Физически в самом дурном духе, но без усилия держусь и часто, и когда нужно вспоминаю о посланничестве .






 «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (От Матфея 10:34-37). Или: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (От Луки 14:26).

Вот как это объясняется на примере:


Страстность предпочтения одних людей другим, называемая неверно любовью, есть только дичок, на котором может быть привита истинная любовь и дать плоды её. Учение Христа и есть прививка этой любви, как он и сам сказал это:сберёгший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради меня сбережёт её, то есть, сохранит её в жизнь вечную, только тот познает истинную любовь.


 14   «Архаичное нагромождение императивов над «Не убивай!» оттесняет последнее требование на периферию сознания религиозных людей, чья гражданственная неразвитость позволяет нечистоплотным правителям с лёгкостью применять оружие против соседей по мировой территории или против собственной оппозиции. Размах торговли оружием на планете наглядно свидетельствует о степени безразличия политиканов к заповеди номер шесть.»

- Не думаю, что поставленная на первое место ЛЮБОВЬ оттесняет последнее требование «Не убивай!»  на периферию сознания. Любовь как раз превращает императив «Не убивай!» в естественную невозможность отнимать жизнь.


Выходит, Леониду нужен только простой запрет.

 

 15   «Стоящее сегодня на первом месте требование возлюбить Господа Бога своим ВСЕМ-ВСЕМ-ВСЕМ (так, что больше уже и нечем!) опасно для современного мира. Если ВСЁ разумение, например, потратить на «возлюбление» Бога, то чем руководствоваться при нештатной ситуации с ядерным реактором?» - пишет Леонид с явным ядовитым сарказмом.

«Если ВСЕЮ душой любить Бога, то чем любить близких (которые, как мы выяснили, далеко не всегда есть «ближние») или Природу?»

- Кто такой ближний, мы уже выяснили. Есть вопросы?


А вот и про природу:

На это отвечает Лев Николаевич:

Есть два способа познания внешнего мира: один самый грубый и неизбежный способ познания пятью чувствами. Из этого способа познания не сложился бы в нас тот мир, который мы знаем, а был бы хаос, дающий нам различные ощущения.

И.К. Везде в мире видим царство мысли: в распределении стихий света, воздуха, воды, земли, огня…и во всех животных – птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке, в их мудром и целесообразном устройстве, даже в бездушном камне и песчине – везде видим царство мысли.

Л.Т Другой способ состоит в том, чтобы, познав любовью к себе себя, познать потом любовью к другим существам эти существа; перенестись мыслью в другого человека, животного, растение, камень даже.


16   «И если уже возлюбить ВСЕМ сердцем Господа Бога, то чем любить Родину?..»

Родина вторична, - первичен БЛИЖНИЙ, который в беде.

А вот чем, отвечает Толстой:

                Когда человек понял, что нет для него блага его животной личности, только тогда все соки жизни  переходят в один облагороженный черенок истинной любви, разрастающийся уже всеми силами ствола дичка животной личности.  Не вследствие любви к отцу, к жене, к друзьям, к отечеству надо отрекаться от личности, а вследствие сознания тщеты существования личности, сознание невозможности её блага, и потому – вследствие отречения от жизни личности познаёт человек истинную любовь и может истинно любить  отца, мать, сына…отечество …

 «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (От Луки 14:26).»

- Разве нельзя понять, что сюда логически входит и Родина? Родина должна стоять после ближнего, который в беде. Прежде помоги ближнему! Вот в чём суть.


17    «Это вполне серьёзные, ждущие честных ответов вопросы.
 Главный же корень зла теперешней первой заповеди в том, что ею мир разделяется на своих и чужих – поклоняющихся другим или многим богам, не поклоняющихся по каким-то причинам Христу, сомневающихся в его божественном происхождении или отрицающих таковое.» - пишет Леонид о разделении вполне справедливо, - зная, впрочем, что это вопрос веры, которую он отрицает по каким-то причинам, видя в ней корень зла.



Вот что говорят на этот счёт наши собеседники:



Но когда один, всех наиумнейший, сказал твердо, не колеблясь никаким сомнением, что Он знает что такое жизнь, когда этот один признан за величайшего человека из всех доселе бывших, даже и теми, которые не признают в нем Его божественности, тогда следует поверить ему на слово даже и в том случае, если бы Он был просто человек. Стало быть вопрос решён, что такое жизнь.     Н.В. Гоголь


Дело не в том, чтобы доказать, что Иисус не был Бог и что потому учение его не божеское, и не в том, чтобы доказать, что он не был католик, а в том, чтобы понять, в чем состояло то учение, которое было так высоко и дорого людям, что проповедника этого учения люди признали и признают Богом. Вот это-то я пытался сделать; и для себя по крайней мере сделал. И вот это я и предлагаю моим братьям.         Л.Н. Толстой

18   «Вместо покорного ожидания апокалипсиса профессионально верующим христианам и прихожанам следовало бы обратиться к Богу Отцу и Христу с молитвами об утерянных истинных заповедях…»

- А разве не достаточно имеющихся?




19    …или о ниспослании новых – пишет Леонид,- которые, после наибольшей «Не убивай», могли бы читаться так:

 2. Будь гражданином всей планеты.
 3. Будь экологичен.
 4. Развивай чувство меры.
 5. Будь осторожен с принципами.

- Это напоминает надпись на пионерском значке – БУДЬ ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ

Если бы парни всей земли…
Парни, парни, это в наших силах
 Землю от пожара уберечь
 Мы за мир, за дружбу, за улыбки милых,
 За сердечность встреч.


Интересно, что на это сказал Толстой:

Попытки основать нравственность помимо религии подобны тому, что делают дети, когда, желая пересадить нравящееся им растение, отрывают от него не нравящийся им корень и без корня втыкают растение в землю./Л.Т./
- Таким образом – долой корень, долой религию!

-Лев Толстой тоже предлагает пять Заповедей, основанных на Евангелии:.
1) Не сердитесь и будьте в мире со всеми;
 2) не забавляйтесь похотью блудной;
3) не клянитесь никому ни в чем;
 4) не противьтесь злу, не судите и не судитесь
 5) не делайте различия между разными народами и любите чужих.

Любопытно, что у Леонида требование ДЕЛАТЬ, а у Толстого, - вы только НЕ ДЕЛАЙТЕ, НЕ ДЕЛАЙТЕ ГРЕХА.
 Соблюдать эти пять заповедей должно не для того, чтобы заслужить похвалу от людей, а для себя, для своего блаженства. . Все заботятся о плотском благе, заложились в такой воз, какой им не свезти, и надели на себя ярмо такое, какое не по них сделано. Поймите мое учение и следуйте ему, и вы узнаете покой и радость в жизни. Я даю вам другое ярмо и другой воз: жизнь духовную./Л.Т. Толкование Евангелия/

Приложение к вышесказанному, которое имеет отношение к нашей теме.


Хартия Сострадания (The Charter for Compassion) (краткое содержание)

Принцип сострадания лежит в сердце всех религиозных, этических и духовных традиций, призывая нас неизменно относиться ко всем другим так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам самим. Сострадание побуждает нас неустанно трудиться ради облегчения страданий наших ближних, избавляясь от сосредоточения на себе и концентрируясь на другом, почитая неприкосновенно священным каждого отдельного человека и относясь ко всем без исключения с безусловной справедливостью, равенством и уважением.

Должно также последовательно и твёрдо воздерживаться от причинения страданий в общественной и частной жизни. Действия или речи, совершаемые под влиянием злобы, шовинизма или эгоизма, ущемление, эксплуатация или отказ кому-либо в его основных правах, подстрекательство к ненависти через очернение других - даже наших врагов – являются отречением от нашей общей человечности. МЫ ПРИЗНАЁМ, ЧТО НЕ СМОГЛИ ЖИТЬ В СОСТРАДАНИИ И ЧТО НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАС ДАЖЕ ЕЩЕ БОЛЕЕ УВЕЛИЧИЛИ БРЕМЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАДАНИЙ ВО ИМЯ РЕЛИГИИ.

Поэтому мы призываем всех мужчин и женщин:
- восстановить сострадание в качестве сосредоточения морали и религии;
- вернуться к древнему принципу, что любое толкование Святого Писания, которое порождает насилие, ненависть или неуважение, является беззаконным (ложным);
- обеспечивать молодежь получением точной и уважительной информацией о других традициях, религиях и культурах;
- поощрять позитивную оценку культурного и религиозного разнообразия;
- развивать сочувствие через просвещение в отношении сострадания ко всем людям, даже если они воспринимаются как наши враги.

Мы крайне нуждаемся в том, чтобы превратить сострадание в светлую, сияющую и динамическую силу в нашем поляризованном мире. Укоренённое в принципиальной решимости превзойти эгоизм, сострадание может разрушить политические, догматические, идеологические и религиозные барьеры. Родившееся от нашей глубокой взаимозависимости, сострадание является основой человеческих отношений и осуществлением нашей человечности. Это путь к просветлению, необходимый для создания справедливого устройства и мирного мирового сообщества.




 Два единства.

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней...

Ф. Тютчев


"Безумствует мир во взаимном кровопролитии, и убийство, считаемое преступлением, когда люди совершают его поодиночке, именуется добродетелью, если делается скопищем”. Так писал в третьем веке знаменитый Киприан, говоря про воинство.

Так же относилась к войне и вся христианская община первых веков до пятого века. Христианская община определённо признавала в лице своих руководителей, что христианам запрещено всякое убийство, а потому и убийство на войне.

Перешедший в христианство во втором веке философ Татиан считает убийство на войне так же недопустимым для христиан, как и всякое убийство, и почётный воинский венок считает непристойным для христианина. В том же столетии Афинагор Афинский говорит, что христиане не только сами никогда не убивают, но и избегают присутствовать при убийствах.

В третьем столетии Климент Александрийский противопоставляет языческим "воинственным” народам "мирное племя христиан”.

Но всего яснее выразил отвращение христиан к войне знаменитый Ориген. Прилагая к христианам слова Исаии, что придёт время, когда люди перекуют мечи на серпы и копья на плуги, он совершенно определённо говорит: "Мы не поднимаем оружия ни против какого народа, мы не учимся искусству воевать, ибо через Иисуса Христа мы сделались детьми мира”. Отвечая на обвинение Цельзом христиан в том, что они уклоняются от военной службы, так что, по мнению Цельза, если только Римская империя сделается христианской, она погибнет, Ориген говорит, что христиане больше других сражаются за благо императора, сражаются за него добрыми делами, молитвой и добрым влиянием на людей. Что же касается борьбы оружием, то совершенно справедливо, говорит Ориген, что христиане не сражаются вместе с императорскими войсками и не пошли бы даже в том случае, если бы император их к этому принуждал.

Так же решительно высказывается и Тертуллиан, современник Оригена, о невозможности христианину быть военным. "Не подобает служить знаку Христа и знаку дьявола, — говорит он про военную службу, — крепости света и крепости тьмы; не может одна душа служить двум господам. Да и как воевать без меча, который отнял сам Господь? Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет? И как будет участвовать в сражении Сын мира?”

В четвёртом веке Лактанций говорит то же. "Не должно быть никакого исключения в заповеди Божьей, что убить человека всегда грех, — говорит он. — Носить оружие христианам не дозволено, ибо их оружие — только истина”. В правилах египетской церкви третьего века и в так называемом "Завещании Господа нашего Иисуса Христа”, безусловно, запрещено всякому христианину поступать на военную службу под страхом отлучения от церкви.

В "Деяниях святых” много примеров христианских мучеников первых веков, пострадавших за отказ продолжать службу в римских легионах.

Марцеллий был сотником в Троянском легионе. Поверив в учение Христа и убедившись в том, что война — нехристианское дело, он в виду всего легиона снял с себя военные доспехи, бросил их на землю и объявил, что, став христианином, он более служить не может. Его посадили в тюрьму, но он и там говорил: "Нельзя христианину носить оружие”. Его казнили.

Вслед за Марцеллием отказался от военной службы служивший в том же легионе Касьян. Его также казнили.

При Юлиане Отступнике отказался продолжать военную службу Мартын, воспитавшийся и выросший в военной среде. На допросе, сделанном ему императором, он сказал только: "Я — христианин и потому не могу сражаться”.

Первый вселенский собор (325 г.) ясно определил строгую эпитимию за вторичное поступление в войска христиан, оставивших службу. Подлинные слова этого постановления в переводе, признанном православною церковью, таковы:

"Благодатию призванные к исповедыванию веры и первый порыв ревности явившие и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся… таковые 10 лет да припадают к церкви, прося прощения, по трилетнем слушании Писания в притворе”.

Оставшимся в войсках христианам вменялось в обязанность во время войны не убивать врагов. Ещё в четвёртом веке Василий Великий рекомендует в течение трёх лет не допускать до причащения солдат, виновных в нарушении этого постановления.

Таким образом, не только в первые три века христианства, во время гонений на христиан, но и в первые времена торжества христианства над язычеством, когда христианство был признано господствующей, государственной религией, в среде христиан ещё держалось убеждение, что война несовместима с христианством. Ферруций высказал это определённо и решительно (и был за это казнён): "Не дозволено христианам проливать кровь, даже в справедливой войне и по приказу христианских государей”.

В четвёртом веке Люцифер, епископ Кальярский, учит, что даже самое дорогое для христиан благо — свою веру — они должны защищать "не убийством других, а собственной смертью”. Павлин, епископ Ноланский, умерший в 431 году, ещё грозил вечными муками за службу кесарю с оружием в руках.

Таков был взгляд христиан первых четырёх веков на отношение христианства к военной службе.

Составлено Н.Н.Гусевым под редакцией Л.Н.Толстого по книгам: барона Таубе "Христианство и международный мир” и Руинарта "Деяния первых мучеников” / Л.Н.Толстой, "Круг чтения", Т. 1, М., "Политиздат", 1991.



Жить сообразно со своей совестью можно только вследствие твердых и ясных религиозных убеждений. /А до этого/ невыгодно хорошим и искренним людям тратить силы ума и души на достижение мелких, практических целей, как разные борьбы народностей, партий, либеральных вымогателей, когда не установлено ясное и твёрдое религиозное мировоззрение, то есть сознание своей жизни и своего назначения

Лев Толстой: Все страсти только преувеличение естественных влечений /affections/законных:

тщеславие - желание знать, чего хотят от нас люди, скупость - бережливость чужих трудов, любострастие - исполнение закона продолжения рода, гордость - сознание своей божественности, злоба, ненависть к людям - ненависть к злу.

 В учении Христа я нашёл одну особенную черту, отличающую Его от всех учителей. Он учит, толкует, почему смысл нашей жизни тот, который Он даёт ей. Но притом всегда говорит, что надо исполнять то, что Он говорит, и тогда увидите, правда ли то, что Он говорит. Или: свет дан миру, но они полюбили тьму, потому, что дела их злы. Или: кто верит в Сына Человеческого, тот и будет делать дела Божьи. Тут метафизический узел. И он не развязывается разумом, но всей жизнью./Л.Толстой в письме к Страхову/
 Самое ужасное зло в мире есть лицемерие. Недаром Христос один только раз прогневался. И это было против лицемерия фарисеев. В сравнении с нашими лицемерами фарисеи были самые правдивые люди и их искусство лицемерить в сравнении с искусством наших детская игрушка./Л.Т./


 Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря- социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая остаётся та же, что ненормальность и грех исходят из неё самой и что, наконец, законы духа человеческогг столь же неизвестны, столь неведомы науке, столь неопределённы и столь таинственны, что нет и не может быть ещё ни лекарей, ни даже судей окончательных, а есть Тот, который говорит: Мне отмщение и аз воздам. Человек же пока не может браться решать ничего с гордостью своей непогрешности, и не пришли ещё времена и сроки.
Сам судья человеческий должен знать о себе, что он не судья окончательный, что он грешник сам, что весы и мера в руках его будут нелепостью, если сам он, держа в руках меру и весы, не преклонится перед законом неразрешимой ещё тайны и не прибегнет к единственному выходу к Милосердию и Любви./Ф.Достоевский/

 
Догма лишь отграничение истины от обличаемой ею лжи и некоторое очерчение сферы, которую всякий должен постигать в мере и качестве дарованной ему благодати, т. е. непременно индивидуально и непременно соборно или в любовном согласовании с другими такими же индивидуальными постижениями, симфонически. При этом сознание недоведомости Божьей тайны и христианская взаимная любовь восполняют эмпирическое несовершенство теоретического согласования./Максим Исповедник./


 Лев Толстой писал: Чудесная мысль моя была три вопроса: какое время важнее всего? Какой человек? И какое дело? Время сейчас, сию минуту, человек тот, с которым сейчас имеешь дело, и дело то, чтобы спасти свою душу, то есть делать дело любви*
Различие учения Христа от всех других религий не в требованиях, а в способе руководства.


 Единственным до конца последовательным пацифистом был ЛевТолстой. Его учение о непротивлении злу насилием, его отрицание закона этого мира во имя закона Бога глубже, чем думают, его плохо понимают. Л. Толстой поставил перед изолгавшимся христианским миром проблему: можно ли небесными средствами достигнуть блага на земле? Может ли дух и во имя духа действовать силой и насилием? Есть ли в человеке божественное начало, которое сильнее всех насилий, совершаемых людьми? Можно ли управлять человеческими массами через Божью Правду?/Н.Бе6рдяев/./


Если читатель принадлежит к огромному большинству образованных, воспитанных в церковной вере людей, но отрекшихся от нее вследствие ее несообразностей со здравым смыслом и совестью (остались ли у такого человека любовь и уважение к духу христианского учения, или он, по пословице: «осердясь на блох, и шубу в печь», считает все христианство вредным суеверием), я прошу такого читателя помнить, что то, что отталкивает его, и то, что представляется ему суеверием, не есть учение Христа, что Христос не может быть повинен в том безобразном предании, которое приплели к его учению и выдавали за христианство. Христианство не только не есть смешение высокого с низким, не только не есть суеверие, но есть самое строгое, чистое и полное метафизическое и этическое учение, выше которого не поднимался до сих пор разум человеческий и в кругу которого, не сознавая того, движется вся высшая человеческая деятельность: политическая, научная, поэтическая и философская.               

Дело, которое предстоит теперь миру , состоит в том, чтобы понять, что процесс прежнего бессознательного питания пережит и что необходим новый процесс питания. Этот новый процесс состоит в том, чтобы сознательно принять те истины учения христианского, которые прежде бессознательно вливались в человечество через орган церкви и которым теперь живо ещё человечество. 
                Л.Толстой

Мы переходим в Новый 1913 год, и я надеюсь, что на страницах нашей прозыру будет больше взаимопонимания, что мы, наконец, постепенно научимся вести диалоги, не оскорбляя друг друга, а стараясь понять человека с другими убеждениями.


Рецензии
Спасибо, Владимир, за большую проделанную работу. Я постараюсь ответить последовательно и, по мере душевных сил, не оценочно.
Пока лишь заказал себе бумажный вариант этой Вашей статьи.

Мир и Свет!

Леонид Платонов   26.02.2014 11:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, драгоценный критик моей попытки порассуждать с позиции верующего в единого Бога и Сына Его - Христа.
С интересом прочёл всю Вашу работу... и с удивлением обнаружил, что довольно во многом мы совпадаем. Я, как и Вы, чту заслуги Льва Николаевича Толстого. В частности, его справедливый и мудрый протест против церковно-государственного патриотизма ( и это 105-130 лет назад!). В частности, мужественную борьбу Льва Николаевича за народную трезвость...

Однако, вспомните что писал Л.Т., отвечая на вопросы профессора философии Берлинского университета, атеиста, пацифиста Георга фон Гижицкого.
Л.Т. "Религия есть известное, установленное человеком отношение своей отдельной личности к бесконечному миру или началу его. Нравственность же есть всегдашнее руководство жизни, вытекающее из этого отношения".
28 октября 1893 г.
Ясная Поляна

Леонид Платонов   28.02.2014 12:04   Заявить о нарушении
Лев Николаевич ошибался. Ведь, согласитесь, из этого вытекало бы то, что религия есть любое сколько-нибудь оформленное мировоззрение, а нравственность вне религии невозможна. Что, очевидно, не так.

Со времён ответа Л.Т. Г-ну Гижицкому не просто много воды утекло, а человеческий мир стал иным,"вступив эпоху своей динамонеравновесности". При этом численность народонаселения на планете увеличилась почти в четыре раза и отгремели две МИРОВЫЕ войны, принесшие неисчислимые бедствия и разрушения, поглотившие десятки миллионов человеческих жизней!

Живи Лев Толстой теперь, окажись он Вашим и моим современником - разве он игнорировал бы названные обстоятельства? --- Нет, он был человеком чутким к окружающему миру людей, он был склонен к новаторству в своих взглядах на социум. Он не замыкался, подобно Иоанну Кронштадскому, на библейские догмы.

Что он знал, например, о теории эволюции? --- Очевидно мало, поскольку вся её современная мощь в биологии, геологии и астрономии только-только ещё раскрывалась.


Леонид Платонов   28.02.2014 12:40   Заявить о нарушении
Какие функции выполняет религия для индивидуума? --- Их четыре (всего четыре): объяснение, назидание, утешение и воодушевление.
Так вот, её функция объяснения сегодня ослаблена на порядки, в сравнении с 1893-м. Смог ли бы Лев Николаевич с этим не посчитаться??

И вот ещё. Ко второй мировой войне 1939 - 1945 гг. причастны в первую очередь Гитлер и Сталин. Оба-два были религиозны, причём изначально воспитывались в христианских традициях ( о религиозности Сталина - здесь на сайте очень иллюстративно написано Николаем Ивановичем Кирсановым "Духовенство о Сталине")--- Не правда ли, сие наводит на серьёзные размышления о христианстве, как о религии любви? Лев Николаевич Толстой, полагаю, мимо таких вопиющих фактов не прошёл бы.

Пока вынужден прерваться. Мир-Свет!

Леонид Платонов   28.02.2014 13:13   Заявить о нарушении
Не без иронии Вами написано в ч.2. "- То есть, надо понимать: стоит только переставить эту заповедь, сделав её наипервейшей, как все пробудятся от спячки..."
--- Нет, не надо так понимать. Такая простота была бы "хуже воровства".

Однако, СЛОВО и место его, ещё что-то значат в этом растрёпанном мире. Не то, конечно, что прежде:( Вспомните у Н.Гумилёва:
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это Бог.

Слово теперь потеряло свой вес, в эпоху всеобщей грамотности ... Но всё же, для Вас, для меня... здесь на сайте современной прозы - неужто всё так , как у Н. Гумилёва в уже цитированном стихотворении:
И как пчёлы в улье опустелом
Дурно пахнут мёртвые слова.

Надеюсь, что нет. И поэтому полагаюсь на то, что значение и место слов ещё имеют влияния на умы и сердца.

Вот примерчик. Про здоровую молодую женщину или девушку говорят:"кровь с молоком"... Но попробуйте поменять местами - "молоко с кровью" - и получится безобразно, даже садюжно.
Это был всего лишь пример, на заповеди я его не примеряю.

Хороших выходных!

Леонид Платонов   01.03.2014 06:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Леонид, за Вашу разборку в характерном для Вас духе.

Я постараюсь ответить, но не скоро, так как эта неделя очень загружена.

Всего Вам доброго.

Владимир Дьяченко   02.03.2014 16:48   Заявить о нарушении
Да уж, неделька!.. Не довела бы путинская команда наш маленький земной шарик до большой войны.

Мира!!!

Леонид Платонов   04.03.2014 08:27   Заявить о нарушении
До большой, пожалуй, нет.

До этого ведь все выходки сходили, - так и сейчас надеются отхватить жирный кусок, - а там поворчат, поворчат, - и всё проглотят.

Мир и Свет.

Владимир Дьяченко   04.03.2014 08:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.