Пятая графа

     В прежней жизни не было, пожалуй, ни одного официального документа, где бы ни требовалось указать свою национальность. Именно для того и существовала пресловутая пятая графа. Государство строго контролировало, сколько жителей страны и именно каких национальностей принимают участие в выборах, учатся в школах, институтах, посещают  библиотеки, лежат в больницах, обращаются в поликлиники и тому подобное. Ну, а уж о приёме на работу – и говорить нечего: процент представителей коренных национальностей и всяких прочих на рядовых и руководящих должностях выдерживался неукоснительно. Как правило, руководитель назначался из числа лиц коренной национальности, а уж на посты пониже могли быть назначены даже евреи. Еврей  руководитель  - скорее исключение, чем правило.
       После выступления вождя всех народов на приеме в Кремле по поводу победы в Великой Отечественной войне, было обозначено, что в стране существует великий русский народ, за который он провозгласил здравицу, и братские народы, вроде бы, как рангом пониже: братский украинский народ, братский белорусский народ, братский грузинский народ и им подобные. Остальные народы, как правило, не перечисляемые, но, тем не менее, тоже братские, проходили по графе – прочие. Вот тогда-то, видимо, и возникла острая необходимость классификации населения страны по принадлежности к той или иной, к великой или не очень великой национальности. Вспомнили о пятой графе.
    А вот у меня долгое время вообще не было ни какой национальности. В свидетельстве о рождении ни у меня, ни у моих родителей не была проставлена национальность. Очевидно, в те далекие времена, наверное, существовала какая-то новация, по которой национальность не упоминалась. Это обнаружилось, когда я, будучи в эвакуации в Киргизии, пошел в школу. Но учителям-то как быть? Графа должна быть заполнена. Догадливые педагоги сообразили: откуда приехал, - такая и национальность. Когда я вернулся на Украину, уже другие педагоги, а следом за ними соученики, расставили всё по своим местам. Они же доходчиво разъяснили, что  еврей, не самый лучший вариант национальности. Дискуссии на эту тему с одноклассниками, как правило, завершались взаимным расквашиванием носов и прочих участков тела, благо этой науке я был давно обучен, находясь в детдоме, а также, общаясь с сельскими пацанами в эвакуации. Да и в городе жили мы в таком бандитском районе, где нужно было уметь постоять за себя. Со временем в школе пришли к выводу, что национальный вопрос со мною лучше не обсуждать.
   Но вот наступила пора получать паспорт, и вопрос о национальности возник снова. Паспортистка, заполняя бланк и сверяя его со свидетельством о рождении, спросила какую писать национальность. Я к тому времени был мальчиком довольно начитанным и поэтому предложил записать национальность, которую вычитал в одной из книжек -... тофалар! -  народа, живущего где-то далеко в Сибири и насчитывающего всего несколько сотен человек. Она посмотрела на меня долгим и задумчивым взглядом..., поняла, что нечего задавать глупые вопросы и самолично  утвердила меня в звании –  « ЕВРЕЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА». За что запоздалое спасибо ей! Скажу честно, в школе, в институте это мне нисколько не мещало.
 Проблемы начались гораздо позже, уже после окончания института .
     Помню, как во времена «застоя» и развитого социализма попробовал я поменять работу – перейти в какой-либо другой институт, пусть даже на меньшую должность. Новый самодур директор, что называется, «рубил» старые руководящие кадры и перспектива вылететь из института с плохой записью в трудовой книжке как-то меня не прельщала. Благо в нескольких местах работали на высоких должностях мои хорошие знакомые: с одними вместе учился, с другими – просто поддерживал дружеские отношения.  Созвонился с одним, договорился о встрече пришел. Встретились радушно, завели разговор о причинах моего визита. Нормальная реакция людей, связанных давней приязнью. Просмотрели тематический план работ, определились, где бы я мог трудиться, и друг приглашает в кабинет   (начальство, как ни как!) начальника отдела кадров. Кадровик покрутил в руках мои бумаги, поёрзал, пошмыгал, потом спрашивает хозяина кабинета: «Простите меня, я могу говорить открытым текстом?» Получив утвердительный ответ, продолжал: «Вы же знаете, что наш институт каждую пятницу в райкоме партии на оперативке имеют за то, что... у нас евреев больше нормы(!), а Вы ещё и своего друга к нам тянете». Мы-то всего на всего наивно посчитали, что для работы, прежде всего, требуется соответствующая подготовка и желание работать. Дудки! Пятая графа опустила нас с небес на землю... Потом были у меня и другие попытки, но все они заканчивались, в конечном счете, так же      
     А, вот  что  интересно, в «Книжке альпиниста», как ни странно, пятой графы не было. Да и, действительно, только вдуматься, какая разница какой национальности страхующий тебя альпинист! Я, например, два сезона ходил в связке с прекраснам парнем из Кадиевки Иваном Лукьяненко и разница в национальностях нам как-то не мешала. Тем не менее, когда в 60-х годах в СССР приехал Норгей Тенцинг – покоритель Эвереста, в одной из центральных газет было опубликовано одиозное сообщение. Дословно я его, увы, не помню, но звучало примерно так, что к нам в страну приехал один из  великих покорителей   высочайшей горной вершины земли - Эвереста, шерп Норгей Тенцинг (в связке с новозеландцем Эдмундом Хиллари). Далее сообщалось, что в Советском Союзе гость решил подняться на Эльбрус (а надо отметить, зимнее восхождение на Эльбрус - мероприятие довольно трудное и опасное). И, очевидно, чтобы подчеркнуть многонациональность нашей страны, сообщалось, что отважного шерпа сопровождали:  далее следовал перечень действительно знаменитых альпинистов, но с указанием национальности каждого -  сваны, грузины, русские... Список спортсменов заканчивался, дословно, «и  фотограф Вадим Гиппенрейтер». Сработала пятая графа. Очевидно, что национальности на него просто не хватило –   фотограф и всё! А ведь он был к тому же ещё и великим альпинистом!
     .Но то, как меня принимали в этих условиях в члены партии, об этом стоит рассказать!
Мой хороший друг, умница и просто порядочный человек с необычным именем Маркс (он был по национальности бурят) постоянно настаивал, чтобы я вступил в партию. «Ты с твоей внешностью и с твоей анкетой, - говорил он, - никогда не сделаешь научной карьеры, не вступив в партию!» В конце концов, он убедил меня, и я подал заявление о приеме кандидатом в члены партии. В институте, где тогда работал, всё прошло гладко: добросовестный работник, общественник, спортсмен – что ещё? И вот парторг и несколько нас – неофитов прибыли на заседание бюро райкома, где должна была решиться наша судьба. Представители рабочего класса нашей компании были приняты кандидатами в члены партии быстро и единогласно. Наконец дошла очередь и до меня. Естественно, что сейчас я уже не помню какие мне задавали вопросы и какие я давал ответы. Но в какой-то момент второй секретарь решил вмешаться в плавное течение процедуры. На очередной мой ответ он поправил меня, мол, надо было бы сказать, что великий русский народ и народы-братья... и тут мне, что называется, «вожжа попала под хвост». Не дав ему закончить фразу, я изрёк, что, а почему Вы говорите «великий русский народ»? А, что остальные народы менее великие? А великий украинский народ? А великий киргизский или казахский народ? Я, например, представляю великий еврейский народ, давший человечеству когорту великих ученых, поэтов и писателей, философов и военачальников. А по количеству Героев советского Союза на душу населения, евреи занимают третье место! В воздухе повисла зловещая тишина. После тягостной паузы, опомнившись, второй секретарь объявил, обращаясь ко мне, чтобы я подождал в приемной, а парторга попросил остаться.  Время тянулось, как застывшая смола. Я корил себя за свой глупый язык, - нашел перед кем блистать остроумием, да еще и человека подвёл! Но вот отворилась дверь и появился наш парторг, распаренный, взмокший, как после хорошей сауны. Блуждающим взглядом повел по приемной, обнаружил меня и знаком пригласил выйти.
    Помню, как сейчас – стоял ясный снежный день начала декабря, был лёгкий морозец. Хотелось жить и радоваться жизни!.. Парторг отвёл меня в скверик и открыл рот... Закрыл его где-то минут через двадцать. На протяжении всей его тирады я только слышал неоднократно повторяемые слова обо мне, о Боге, моей маме, моей родне и о том, что он обо всём перечисляемом думает. Свои тезисы парторг излагал столь плотно, что вставить слово мне было просто некуда. В заключение он взмолился, чтобы в дальнейшем я держал язык за зубами и, если мне плевать на мою судьбу и карьеру, то у него - трое детей, жена и парализованная мама жены. И его будущее представляет для него определенный интерес, однако он не желает находиться в зависимости от неуправляемых идиотов. И уже в самом конце  проинформировал, что меня всё-таки приняли кандидатом в члены партии, но на следующее заседание бюро райкома со мною он не пойдет даже под дулом пистолета. Я ответил, что, мол, и не надо. Закроем вообще этот вопрос и больше никогда сюда приходить не будем. «Фигушки! – ответил он, - ты уже «засветился», так что хочешь-не хочешь, а приходить придётся. Через год  испытательного стажа, если не натворишь каких-либо глупостей, на которые, ты, как я вижу, весьма горазд будут принимать уже в члены партии. Но я в этом мероприятии постараюсь не участвовать!»
     Спустя год, новый парторг привел меня в Райком. Здесь второй секретарь уже вырос  до первого. Но прошлогоднюю историю, судя по всему, запомнил потому, что спросил: « Ну, как поживает великий еврейский народ?»  Я благоразумно промолчал. Ведь ещё задолго до описываемых событий великий шотландский поэт Роберт Бернс уже писал:

                Когда навстречу бык идёт
                Свернём с его дороги,
                Поскольку он – рогатый скот,
                А мы с тобой безроги.

А великие, как правило, не ошибаются.




Рецензии
Уважаемый Ади!
Как еврей не могу не откликнуться.
У нас в Иркутске было много евреев во всех организациях Мама работала врачом, было ещё 4 еврея, не считая главврача. У отца в институте было несколько завлабов-евреев, много просто кандидатов наук. В университете было много преподавателей-евреев. Замдекана и проректор. Работал я в институте Со АН СССР. процентов десять евреев среди научных сотрудников. несколько завлабов и докторов. Несколько членов партбюро. Были евреи лекторы обкома партии и общества "Знание". Я сам один раз избрался членом райкома комсомола.
В Иркутске я знал троих соплеменников директоров предприятий. Было много главных инженеров и начальников цехов. Директор мясокомбината был еврей... Когда мой отец в 1966 году защищал диссертацию из Москвы приехал знаменитый профессор Зеликман, был оппонентом.
Куда евреев практически не пускали в 70-80-е годы - в высшее партийное руководство, не принимали в Институт международных отношений. И сделали нашему брату тем самым очень хорошее дело!
Впрочем, в чём-то Вы правы. Меня по истечении кандидатского стажа в КПСС не приняли, должно быть, за длинный язык.

Григорий Рейнгольд   29.10.2023 11:25     Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий! Благодарю за внимание. Это мой взгляд на ситуацию. Ведь я как восточный акын - что вижу, про то и пою. У меня сложилось именно так. И потом Украина это далеко не Новосибирск и там воспитывают в антисемитском духе с младых ногтей. Потому у них и герои такие Бандера, Шухевич, потому в их столице проходят факельные шествия, во славу бандеровцев.

Ади Гамольский   04.11.2023 18:22   Заявить о нарушении
Извините, немного ошибся - не Новосибирск, а Иркутск ваш.

Ади Гамольский   04.11.2023 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.