Надежда умирает последней

      Я   люблю врачей  особенной любовью,  и представители этой профессии для меня  - Боги, вторые после настоящих  небожителей.   Такое отношение  к медикам  бывает  обычно   у благодарных   пациентов, когда-то  излеченных   ими    от   тяжелой болезни, травмы или спасенных, вырванных из лап смерти.
        Меня врачи   не спасали и  не возвращали с того света. Никогда…   Скорее наоборот,  однажды   чуть не отправили в мир иной,    и хотя обошлось,  навсегда  отравили    жизнь   заразой    фобии,   депрессией  и неврозом. Все это  приходит   ко мне сразу же, стоит     пообщаться  с врачами, даже с хорошими,  относительно моего здоровья .  Я    даже на работу  к подругам врачам   без нужды не заглядываю,   иначе потом   еще долгое время  на душе будет  нехорошо.    
         Все  началось   с обычного планового     приема участкового   врача  в женской консультации.   Медицина в  те, 70-80-е годы   была бесплатной, а подарки и  деньги  врачам,  как   благодарность   не стали   еще  традиционным и   массовым явлением.
 Маме, как- то посетившей со мной,  ожидавшей второго  ребенка, консультацию, наша участковая врач очень понравилась.
 - Повезло тебе, знающая, душевная у  вас   врач  и внимательная очень, - похвалила ее   мама, а потом   каждый раз   посылала ей  через  меня  какие -нибудь   презенты.
 -Вы меня  балуете, -   улыбалась  маме даже   по телефону  моя   обаятельная врач,   - неудобно даже. С  Вашей дочерью все в порядке, и  ничего я ей особого  не сделала...
- С ней  все в порядке,   потому   я так  и  благодарна Вам, - отвечала   мама,  - Вы очень внимательны к ней  А   презенты -это пустяки,  обычные знаки внимания… 
        Рождение моего   сына стало большим праздником  в нашей семье. Особенно для моих родителей, у которых  я была  единственным ребенком. Радовались они  и тому, что роды  обошлись     без осложнений,  и тому, что родился мальчик.  В то  далекое время не было   прогнозов от УЗеистов,  и   тайна  пола  ребенка  раскрывалась только при его рождении.   Моя абсолютно счастливая мама  и новоиспеченная бабушка   мальчика -богатыря, имеющего вес  4400  при росте  60 см,     праздновала   это событие широко. Домашние застолья не прекращались в течение месяца,   разделить радость с   моими родителями хотели   и  их многочисленные  друзья и коллеги, и родственники.    Несмотря на такие  хлопоты  с потоком  гостей,    мама отправила  моей докторше   в консультацию   огромный торт,   большой  казан с азербайджанским пловом, фрукты, сладости,   чтобы хватило на весь коллектив.    Кроме того, нашей  участковой     был передан   большой пакет   с  дорогим  покрывалом -  родители привезли его  из туристической  зарубежной поездки.
 -Ты так    благодаришь   этого врача, словно она сама тебе   внука родила или дочь от бесплодия вылечила, - ругала маму, не знающую меру  в  своей  признательности,  ее подруга. – У дочки  твоей даже патологии не было,  и ничего  эта   врач ей такого не сделала: слушала сердцебиение и измеряла  вес. Даже роды приняла другая.
-Та, что роды принимала  не в  обиде, думаю, мы  ее одарили.  А ты  просто не знакома с  этой участковой, - спорила с подругой мама.- Иначе бы  так  говорила. Она   милая, внимательная,  сколько месяцев  заботилась  о дочери.  Стоило не пойти   на прием, так она  уже домой звонила, напоминала.  Честно говоря, я такого отношения к пациентам  у других врачей   еще не встречала.
-Это ее долг  и служебная обязанность.    А после   твоих подношений  она еще не так должна   была  с вами работать….
       Прошел год  после рождения  сына, и  я вдруг вспомнила о том, что мой женский доктор      рекомендовала    периодически   приходить  к ней  профосмотры.  На первый такой  профосмотр  - через полгода после родов  я уже опоздала. Но, решив: лучше позже,  чем никогда  , несмотря на тотальную занятость,я все же  поспешила к врачу.
      В моей жизни   тогда был, пожалуй, самый непростой период.  Мне  только исполнилось   двадцать четыре,  училась я   на выпускном курсе  университета,   готовила  дипломную работу.   С малышом сидели   по очереди,   муж ,     как и я,  готовил  дипломный  проект, , заканчивал    художественно – графический  факультет .   Родители мои  тогда еще не были  пенсионерами, работали, помогали  нам  материально,  но сидеть с ребенком  никак не могли.    Обстановку в   молодой семье, где  оба супруга  -   выпускника готовятся к   защитам  дипломных проектов  и  госэкзаменам и  заняты  так, что экономят время на движениях и словах,       можно себе только представить.    Но,  несмотря на    плотный график, расписанный  по минутам, я,  в то время еще  организованная, как пациент,    выбрала  время и   пошла к  своему женскому доктору   на плановую  проверку.    При всем желании выглядеть презентабельно  и  "на все сто"   я  тогда   не могла:      наши с мужем   выпускные проблемы,  уход за двумя малышами, один из которых был еще грудничком,  домашние  дела   и обязанности, которые  с меня тоже никто не снял. Спала   я  в то время как Наполеон,  по четыре  часа в сутки, не больше. А еще  это были времена дефицита,  очередей, когда  мы   могли  весь день  простоять в очереди с номерком на руке за мясом  или  какой-нибудь   противной  сизой  курицей.    
     Сложности  тогдашней жизни описала  подробно  не просто  так, а  чтобы поняли    накопленную усталость, которая не могла не отразиться на моей  внешности.   Участковая врач в женской консультации давно меня не видела, моему приходу обрадовалась,  стала расспрашивать    обо всем.  А потом,   осмотрев меня,    спросила с озабоченным лицом:   - Как ты    вообще себя  чувствуешь? Слабость, головокружение бывают?
 Ответила  врачу  честно, как на духу:  случаются     иногда,  потому что  очень устаю  в последнее время,  мало сплю, период жизни у меня тяжелый.
       Врач  посмотрела  на меня  странно, мои аргументы, как видно,   не убедили ее.  И, сделав выразительную паузу,  сказала: 
  - Ты, наверное,  понимаешь,   я неспроста  задаю тебе  вопросы о самочувствии?   Видишь ли,  у тебя  эрозия…   
     Я постоянная читательница журнала « Здоровье», то есть   вполне   начитанная для обычного пациента,  попыталась   успокоить  врача    словами, которые, кажется,   должна была  сказать  мне она:
- Эрозия?  Ничего  страшного…  Говорят,   она  встречается     у каждой второй женщины,  главное – не запустить ее. Что ж, приму меры,  подлечусь,  пойду на прижигание.
Врач  покачала головой, не согласилась  со мной:
- Зря     недооцениваешь  эрозию или  не знаешь, что  это колыбель рака?
 Я опять   попыталась  внушить докторше   оптимизм  и  сказала:   Колыбель  рака это еще не рак,      буду лечиться,  и  со мной все будет  хорошо.
-Но  тебя    не  обычная эрозия. Она    разъеденная,  красная,  как клубника,   и вызывает у меня очень большие   опасения. Потому  возьму  материал  на анализ  и отправлю в Ростов на  биопсию.
 -А что  такое биопсия  и почему  в Ростов?
- Биопсия – это  анализ, определяющий    злокачественное  у тебя новообразование или   нет.  А в Ростов  отправлю потому, что  у нас такие исследования не  делаются.   (для сведения читателей, напоминаю,  пишу о событиях -   33-летней давности). Ответ из  Ростова  будет дней через пятнадцать. А пока будем тебя лечить. Я выпишу тебе Фибс по схеме, стекловидное тело,    витамины.
-  Но если у меня рак, он     не лечится, -  пытаюсь понять  что-то  из происходящего я, уже совершенно сбитая с толку и вконец  расстроенная  новостями. 
- Я     не сказала, что у тебя рак.  Лишь предполагаю,  хотела бы ошибиться.  Хотя  у меня достаточно большой опыт работы, и мне кажется,  я   могу  отличить истинную эрозию от ложной.    Не   подводила  меня пока интуиция.
- Выходит у меня  рак,  если  Вы, опытный   врач  с безупречной интуицией  так засомневались? -   убито спрашиваю я, руководствуясь    логикой и,    с трудом сдерживая слезы.   - Но   откуда  ему  у меня взяться?  Я совсем  недавно  родила, все время  аккуратно  ходила на приемы.  Через  минуту я   с опаской  спрашиваю врача:   Или рак    может возникнуть так просто, при полном здоровье  и хороших анализах,      резко?
      Врач глубокомысленно отвечает:
- Он (рак)  может все, потому я  и переживаю   за тебя. Кстати,  сколько тебе лет?
-  Двадцать четыре,   - отвечаю я.
- Да, бедняжка, ну  дай Бог, чтобы  мои  опасения  не оправдались. У тебя двое детей?
- Двое… Дочери пять  лет,  и сыну чуть больше года…
- Кстати, а как у тебя с  месячным  циклом? Он не нарушен?   
- Нарушен, но  ведь я кормлю сына грудью, причем,   два раза в день.  Читала, что так бывает.   Разве нет?
 - В жизни все бывает. А я, как врач,  обязана спросить обо всем, чтобы составить для себя полную картину…Анамнез   называется. Скажи, ты   похудела в последнее время?
 - Похудела, - отвечаю я  и пытаюсь  объяснить  потерю веса, исключая   похудение  как  фактор     болезни, -  Я   смертельно  устаю в последнее время,   и  у меня,  и у мужа дипломные проекты, детей смотреть некому. Не сплю, выматываюсь, засыпаю на учебниках.
      Мне очень хотелось, чтобы врач обратила внимание    на   перечисленные   причины моих недомоганий.  Но она   продолжала  допрос:
 - А по утрам тебя тошнит? 
- По-моему нет,  но  почему Вы спрашиваете?
 - Ладно, не буду больше тебя пугать и   делать предварительные   выводы, подождем   результат  биопсии. 
… Я никогда не забуду   тот  декабрьский день, когда, в тот день,  возвращаясь из консультации,  совершенно по- новому   посмотрела на жизнь, себя и близких.   Прохожие  суетились, занимались своими делами, а в моем воспаленном мозгу билась лишь одна    пугающая   мысль:  все   останется, а меня скоро   не будет… И птички будут летать, и солнышко будет всходить,  и почки на деревьях    появятся, а потом    зелень,  но  все это  уже без меня.  На глаза набежали слезы и   естественный  в таких  ситуациях  вопрос:   
- Почему я, мне ведь только  двадцать четыре?    Что я плохого сделала   и кому?   За что меня теперь так  наказывает Бог?   
 Потом пришли   и другие вопросы, более приземленные, но такие важные: а   как же мои дети? Что с ними будет,  ведь они    еще маленькие.  Их  с одинаковым безумием любили   муж и мои родители, и потому я беспокоилась:  как же они будут делить детей, когда я уйду?  Неужели мои дочь и сын  будут расти при мачехе,  когда   мой, совсем еще молодой муж  обязательно  женится ,  траур  не бывает вечным.  И  это будет    вполне  справедливо, не хотела бы я для него  одиночества.  Но вот дети…   По поводу их надо поговорить с мужем…
  Все  краски жизни  и радость  бытия открылись для меня  в тот грустный для меня  день, до этого я и не задумывалась,  какое это  счастье - просто жить, ходить среди людей,  общаться с ними,  быть рядом с родными  тебе людьми, обнимать своих детей и даже уставать от работы и  многочисленных забот.  Какое это счастье жить…
 В тот же вечер   я  достала с полки  «Краткую медицинскую энциклопедию», которую сама не знаю зачем,  купила  по случаю.  Прочитала   все, что касалось подозрений    моей  докторши, а также о  симптомах    страшной болезни. Поняла  все и о причине  вопросов, заданных мне  доктором.  Муж заметил мое настроение сразу же,  но я сказала ему  грустную  новость, когда  мы, уложив детей,  сели пить чай   на кухне. 
       Рассказав  в подробностях   о визите к врачу, я изо всех сил  старалась   держаться  и  не плакать.  Жалела мужа, знала:   он тоже будет переживать,  ведь у нас с ним было столько планов на жизнь, к которой мы тогда  только готовились.    Попросила мужа: - Если со мною что- то случится,  умоляю тебя ,   отдай детей моим родителям.
- Зачем ты говоришь такие страшные вещи? – расстроился муж. – Почему с тобой должно  что-то случиться?  Уверен,   ничего у тебя  нет, а если  анализы что-то и покажут, поедем в Москву, там врачи  хорошие, помогут.
 -Разве ты не знаешь,  эту болезнь пока  нигде не лечат..  - грустно сказала  ему    я… - Ты лучше ответь на мой вопрос,  хочу  быть спокойной относительно детей…
- А меня в твоей жизни  вроде  и нет совсем?    Тебе все равно, что я сейчас чувствую, когда ты несешь этот бред? Ты молодая,   здоровая,  ни на что не жалуешься,   откуда взялись эти   дурацкие мысли и страхи?
- Вот и плохо, что  ни на что  не жалуюсь. Разве ты  не знаешь:  рак - тихий  убийца.   При нем у человека   ничего не болит,  и сваливается он на голову,   как снег  среди  весны, неожиданно. Конечно, я думала и о тебе. Тебе надо будет жениться, желательно на хорошей  доброй женщине,   ты ведь  захочешь, чтобы дети  иногда     приходили  к тебе, оставались  на  какое-то время.   Не хочу для них  злой мачехи.   Но ни в коем случае не хочу и того, чтобы ты остался один. 
-  Что ты несешь?  Я  же люблю тебя, глупая. Зачем мне кто-то другой?   
-  Я тоже тебя люблю... И потому понимаю:  жизнь должна продолжаться  и тогда, когда уходят близкие и любимые.  Хочу, чтобы ты был счастливым… В чем ты виноват, если у меня судьба такая?
       В те  последние  дни декабря  в   городе   как обычно   была    предновогодняя   суета.  Повсюду   встречались люди с елками,  подарками,  пахло мандаринами, в магазинах   было оживленно  и нарядно   - разрисованные витрины,   наряженные  елки, гирлянды.    На душе у меня  было тяжело. Но я  собрав в кулак последние силы купила   самую высокую  из имеющихся    елку  и множество игрушек к ней.
 Наверное для организации   покупаете? - поинтересовалась продавщица. Чтобы ничего не объяснять ей, я  лишь кивнула.  Хотя  огромную и высокую елку купила для нашей  обычной  малогабаритной квартиры. 
 - Это мой последний Новый Год вместе с детьми. пусть  он будет особенным, - решила для   себя  я, наряжая  с маленькой дочкой   красавицу елку,  хотя мне было не до  елочных  игрушек -  душа обливалась кровью.   
  Уже на следующее  утро  после посещения врача     меня  стошнило от обычного завтрака,  а аппетит   пропал абсолютно.  Я постаралась    съесть что-нибудь насильно, но   тут же   вырвала.  С каждым днем слабость усиливалась, а к концу первого месяца   я похудела на  11 (!)  килограмм.  Относительно  моего тогдашнего  48-го   размера одежды   похудение было   слишком заметным  и  явно болезненным. Теперь  глаза всех, кого я встречала,    подтверждали    подозрения  докторши: я несомненно больна.  Иначе бы все  не смотрели на меня с жалостью, а самые бестактные    не ужасались  бы в лоб:
 -Боже, как  ты похудела, пожелтела! А бледность  какая  болезненная!  Что же  с тобой происходит? Надо срочно обследоваться!  Без причин люди так не меняются! 
 Примерно так,   с жалостью и состраданием   говорили обо мне   все, кто встречался мне  в те дни.   Я,  совершенно  ослабленная, совсем  перестала   выходить   на улицу.  Через месяц   с трудом передвигала ноги, а   при ходьбе даже   по квартире    меня  поддерживали    мама и муж.
 Мама не раз просила меня   поехать с  ней в Москву,на обследование, но я  даже не   стала узнавать результатов той злополучной   биопсии.  И ничего о ней дома не сказала. Я потеряла веру и надежду, а каждый новый  день с ухудшением моего состояния  красноречиво доказывал мне: я безнадежно больна. И потому остаток своих дней я хотела быть только рядом с детьми,  хотя  мало уже чем могла быть им полезна.
 Мама все время  плакала, умоляя  меня  пойти с ней хотя бы к   ее знакомому гинекологу     Хадижат Алиевне.     Та, доцент,  хороший ученый  и практик в одном лице,  работала  в мединституте, а еще    в роддоме.  Самостоятельно идти я не могла,     болела каждая клетка тела,   волосы, ногти, брови… Не было сил , чтобы  стоять на ногах и,  тем более, ходить .  Я  не могла и не хотела  разговаривать ни с кем , жизненной   энергии не хватало даже на простые движения и слова.    Но  мольбам мамы все-же уступила, согласившись, наконец,  пойти    к ее доктору.  Мое   с каждым днем ухудшающееся  и уже  плачевное  состояние  не  оставляло надежд,   Я почти  не ела, а если и пыталась это  сделать, снова и снова   вырывала даже от   воды.
Хадижат Алиевна     в первый момент также,  как и все окружающие в последнее время,  посмотрела на меня с тревогой. А  я,   заметив это, подумала: ну вот , и она   тоже поняла,  что  здоровые люди так , как я сейчас, не выглядят.
  После нашего недолгого  о разговора    врач   осмотрела меня   и уже через  пару минут сказала:
 - Ты совершенно здорова, дорогая моя!   И даже этой самой эрозии у тебя нет… Так совсем небольшой воспалительный  процесс    в канале, который в принципе встречается у всех рожавших женщин.   Так что, хватит   тебе симулировать  болезнь и сводить с ума мою подругу.   Вставай   и иди жить дальше.    
  Конечно, я не поверила.  Молча смотрела на  эту, с  детства      знакомую  мне    женщину  и не верила ее словам,   считая: наша семейная подруга   просто  решила утешить    меня, чтобы я,    как   сказал  классик, «не умерла,  пока живу».
 Мое молчаливое недоверие  к ее словам  докторша заметила  сразу и, молча, взяв   телефонную трубку,    позвонила  по внутреннему  телефону коллеге:
 - Зайди,  пожалуйста,   мне нужна твоя помощь. 
 Пришедшая на ее  зов молодая врач    с удивлением   отреагировала на просьбу   авторитетной коллеги     осмотреть при   ней   пациентку.  Но  из уважения к  ней   не стала задавать лишних вопросов и  тут  же  приступила к осмотру.     А  через несколько минут         сказала: 
- Патологии    не вижу, легкое воспаление канала   и все…  А Вы смотрели   пациентку, Хадижат Алиевна?
 - Да, я ее   осмотрела. Но  эта пациентка - особый случай.  Она , хоть и близкий мне человек,     не   доверяет  моим словам, потому     пришлось тебя вызвать. 
 Молодая врач   смотрела на меня   с изумлением  и не смогла удержаться от возмущений:
 -Да Вы что?   Хадижат Алиевна   - врач от Бога, как Вы можете  ей не верить? И как можно  было  такое озвучить?   Мне  даже  неловко    сейчас при ней  Вас  смотреть.  Почувствовала себя как на экзамене, Хадижат Алиевна  мой  бывший преподаватель. 
-  Ладно,  иди к своим больным, спасибо  за помощь…, - улыбнулась   молодой коллеге    Хадижат  Алиевна, 
А мне коротко сказала: 
- И ты иди домой … При всей моей любви к твоей маме,      у меня  на тебя времени больше  нет,. Меня ждут не мнимые, а настоящие больные и беременные. Так что,  прости  и    выбрось дурь из головы.   А еще, если   хочешь, проконсультируйся и у других врачей. Неважно  , сколько их будет, я уверена:     они    скажут тебе то же, что  я  и моя молодая коллега.   
 В тот день  впервые за последний месяц  я  захотела   есть,  а  со  следующее утра    стала  быстро восстанавливаться.
 Но страх     при виде больниц, белых халатов, врачей,  всякого рода обследований и даже  разговоров на медицинскую тему остался  навсегда. 
  Часто думала и о том, почему врач  так поступила? Не могла ведь не знать    простых правил  деонтологии и обычной человечности? Знала ведь, что словом можно и убить. А страх смерти порой для человека  сильнее самой смерти.   Она имела   немалый житейский и врачебный  опыт, не могла не понимать, что творит?  Но ведь и во врагах  ее я не была, почему же так случилось7   Мои вопросы так и остались бы  навечно риторическими, если бы   меня не просветила одна из  моих  знакомых,  волею судьбы   бывшая в прошлом пациенткой моего участкового врача. Узнав о том, что со мной было в том декабре, она  только  улыбнулась:
 -А разве ты не знала , есть и такие методы работы с больными. Чем больше запугаешь,   тем  больше  сможешь   заработать на страхе  пациента- перед лицом смерти   щедрыми становятся даже  скупцы - лишь бы выжить.   А  наговорив   на человека  какую-то тяжелую болезнь можно еще и  прослыть   особо одаренным  специалистом. Вот и твоя собиралась   на твоем  придуманном  ею   горе погреть свои  руки, привыкшие брать.   А еще  через какое-то время   она могла  бы  ложно  гордиться собой перед другими: И  такое я вылечила!  Так вот. знай, наша врач  уже давно   работает  по этому принципу, ты просто не сталкивалась с ней столько, сколько мне пришлось... 


Рецензии
Опустите, пожалуйста, синие шторы.
Медсестра, всяких снадобий мне не готовь.
Вот стоят у постели моей кредиторы
Молчаливые: Вера, Надежда, Любовь.
Раскошелиться б сыну недолгого века,
Да пусты кошельки упадают с руки...
Не грусти, не печалуйся, о моя Вера,-
Остаются еще на земле должники!
И еще я скажу и печально и нежно,
Две руки виновато губами ловя:
- Не грусти, не печалуйся, матерь Надежда,-
Есть еще на земле у тебя сыновья!
Протяну я Любови ладони пустые,
Покаянный услышу я голос ее:
- Не грусти, не печалуйся, память не стынет,
Я себя раздарила во имя твое.
Но какие бы руки тебя ни ласкали,
Как бы пламень тебя ни сжигал неземной,
В троекратном размере болтливость людская
За тебя расплатилась... Ты чист предо мной!
Чистый, чистый лежу я в наплывах рассветных,
Перед самым рожденьем нового дня...
Три сестры, три судьи, три жены милосердных
Открывают последний кредит для меня.
Три жены, три судьи, три сестры милосердных
Открывают бессрочный кредит для меня.

Б.Ш.Окуджава

Тауберт Альбертович Ортабаев   09.04.2015 21:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 63 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.