Телега - этимология

                «имея  телегу,  он полагает основание прочной   
                цивилизации  ...  Понимаешь ли ты, какую 
                радикальную реформу   мы можем сразу 
                произвести в  быте этих несчастных бродяг,
                ничем не рискуя, ничего даже с собою  не 
                принося... кроме телеги! кроме  простой русской
                телеги!»               
                М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа ташкентцы. 1869               
               

               
Классик русской литературы XIX в. Салтыков-Щедрин в  сатирическом произведении «Господа ташкентцы»  знакомит нас с «просветителями, свободными от наук», мы узнаём что «Ташкент есть страна, лежащая всюду, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание о Макаре, телят не гоняющем».  Выводя саркастически образ ТЕЛЕГИ, как средство «ЦИВИЛИЗУЮЩЕЕ» в России (период отмены крепостного права, 1861), Салтыков-Щедрин высмеивает представления правящего дворянского  сословия о путях развития расширяющейся страны, всячески стремившихся затормозить развитие капиталистических отношений.

1) Телега в истории
На этапе формирования первых земледельческих цивилизаций «Золотого пояса», ТЕЛЕГА действительно сыграла революционную роль, расширив и ускорив торгово-экономический и культурный обмен между Египтом, Месопотамией и другими регионами. Там возникла экономическая необходимость в хранении и транспортировке излишков зерновых продуктов (вспомним сюжет Библии, голод в Египте);  осел может перевезти во вьюках до 80 кг, мул – 100, лошадь – 150 кг, верблюд – 200, бык – до 250 кг; обычная телега перевозит груз до 750 кг, а специальная до 2 тонн.    Достоверно не известно, когда появилась первая ТЕЛЕГА, ученые относят появление этого транспортного (и военного) средства к шумерскому времени, к III тыс. до н.э., из Шумера повозки распространились в государства Месопотамии и Египет (производители зерновых); доисторическое колесо повозки найденное на Украине датируют 2200+80 гг. до н.э. Развитие гужевого транспорта всегда было напрямую связано с формированием дорожной системы, в Европе, Северной Африке, Малой Азии, Сирии и Египте дорожная сеть обустроилась в имперский римский период, с учетом мощения городских улиц общая протяженность дорог римлян достигала 300 тыс. км.

В российской истории дороги были проблематичным явлением, с момента формирования Киевской Руси и до 70-х г. XIX в. все перевозки осуществлялись водным или гужевым транспортом. ТЕЛЕГА первоначально использовалась на обустроенной территории, вокруг поселений и крупных городских центров (подвоз продовольствия), где велась сельскохозяйственная и торгово-ремесленная деятельность. Перевозки грузов и людей на дальние расстояния осуществлялась водным путем (зимой по льду на санях), либо вьючными животными и верхом, т.к. дорог и дорожной инфраструктуры не было, в регионах существовали натоптанные маршруты, тропы вдоль гигантских рек, которые задавали направление движению. Активное дорожное строительство началось при Петре I, к середине XIX в. сложилась грунтовая дорожная система, но обустройство большинства дорог (мосты, переправы) велось медленно и все проезжающие через Россию  иностранцы отмечали неудовлетворительное состояние русских путей сообщения.

Из главного произведения русской политической истории «Повесть временных лет» в оригинальной записи  мы узнаем, что в Киевской Руси был гужевой транспорт:

а) аще поъхати бяше обрину, не дадяше въпрячи коня, ни волу, но веляше въпрячи 3, или 4, ли 5 женъ в телъгу и повести обрина, и тако мучаху дулъбы (Предисловие). Обры – авары, Аварский каганат 562-823 занимал земли современных стран: Венгрии, Хорватии, Румынии, Молдавии, Сербии и Украины, остатки разгромленных племен авар вошли в состав Венгрии, Болгарии, Германии и др. феодальных государств региона и были ассимилированы.  Специализировалось на христианизации авар специально учрежденное Зальцбургское епископство, последние сведения об аварах от 822 г. из Баварской восточной марки (Б+АВАР= БАВАР).

б) Под 964 г. «Когда Святослав вырос и возмужал, … и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни ВОЗОВ, ни котлов…».
Некоторые исследователи считают ВОЗ – санями: «Князь Юрий Васильевич Дмитровский в начале 60-х гг. XV в. пишет Троице-Сергиеву монастырю: "...пойдут от Новгорода к Москве сквозь мою вотчину Дмитров с товаром зиме на триста возех, а лете на триста телегах" (Памятники социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв., стр. 80.)».  Из документов ясно, что караваны гужевого транспорта в 300 возов-телег было дело обычным, подобный транспорт растягивался на расстояние до 4-5 км, естественно, что пути на время передвижения этих караванов как-то обустраивались.               
Внешний вид русских телег и саней запечатлён в миниатюрах Никоновской летописи XVI в., телеги четырехколесные, колеса сплошные или со спицами, возницы сидят обычно верхом на упряжных лошадях. В телегах и в санях перевозят женщин, детей и грузы,  мужчины передвигаются верхом, даже духовенство и женщины ездят верхом.

2) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -телег-; окончание: -а
Значение
конная четырёхколёсная повозка.
Этимология – НЕТ.
В других европейских языках используются термины, не связанные графически и фонетически со словом ТЕЛЕГА.

б) Словарь Макса Фасмера
Телега
укр. телiга, др.-русск. тел;га (СПИ), цслав. телъга, болг талига, сербохорв. таљиге мн. "повозка, запрягаемая одной лошадью", словен. toliga, taliga "одноколесная тележка, тачка".
Стар. точка зрения о происхождении из тур. talika – то же (Мi. ТЕl. 2,169; см. также Младенов 628) сомнительна, поскольку последнее, согласно Крелицу (53), следует считать заимств. из слав. *telega. По мнению Менгеса (Orient. Еlеm. 50 и сл.), слав. слова происходят из формы, близкой алт., тел. ta;arak "круг, кольцо", леб. tagalak, тат. tagaramak "катить" (Радлов 3, 1031 и сл.), тур., крым.-тат. takar "колесо телеги" (Радлов 3, 1017). Сомнительна попытка исконнослав. этимологии с допущением чередования гласных *tel- : *tol- и сближение со стелю, вопреки Ильинскому (ИОРЯС 24, I, 117 и сл.).
••
(Согласно Поппе ("Word", 9, 1953, стр. 97 и сл.), заимств. из монг., ср. telege(n) "повозка" в "Сокровенной истории" 1240 г., от монг. tеlе- "переносить, перевозить". – Т.)

в) Этимологический словарь русского языка
телега
Происхождение неясно. Наиболее предпочтительно объяснение слова как др.-рус. заимств. из монг. яз., где telege(n) «повозка» — производное от tele «перевозить». Ср. воз, фура, вагон. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.

Подведем итоги анализа:
-  этимология понятия ТЕЛЕГА не выяснена, Макс Фасмер доходит только до церковнославянского языка, т.е. до периода IX-X вв., откуда взялось слово в церковнославянском языке не определено;
- никто из исследователей не указывает на библейский лексикон, еврейский язык.

Вывод
Информацию о понятии ТЕЛЕГА мы получили из христианского источника (Повесть временных лет, XII в.), все сведения в Повести… тесно переплетаются с образами Библии,   соответственно и терминология должна быть связана с лексикой еврейского языка, а не с лексикой и идеологией монголов - СМЫСЛ понятия надо искать в идеологии иудаизма и в лексике языка иврит.

3) Этимология иврита
Меркава и Агалот
Колесница впервые упоминаются в Бытие 41:43, фараон назначает Иосифа управителем Египта и отдаёт в его распоряжение вторую из своих колесниц (высший знак власти), здесь используется прямой термин иврита – МИРКЕВЕТ (мэркава) колесница (карета).

Иосиф  получает разрешение фараона (Быт. 45:19) о переселении своей семьи из Ханаана в Египет, для этой цели фараон выделяет «колесницы» (?), термин который употреблен в оригинальном тексте в этом случае – АГАЛОТ воз, телега, повозка; круглый. Этот термин переводят как «колесница» в русских изданиях Библии, ранние  переводчики не имели сведений о существовании ТЕЛЕГ в Египте и «облагородили» слово, дополнив его, понятием колесница (так традиционно и переводят).

Далее в стихе 45:21 говорится об АГАЛОТ - телегах, а перевод - колесница, в ст. 45:27 также фигурирует термин АГАЛОТ (отец Иосифа увидел телеги, перевод – колесницы); в ст. 46:5 Иаков посадил  своих домочадцев на АГАЛОТ, перевод – колесницы.
 А вот в Быт.46:29 Иосиф, как и положено высшему лицу Египта, встречает своего отца и родственников на МЭРКАВЕ – колеснице.
Скорее всего, АГАЛОТ - одноосевые повозки (арба), внешним видом напоминающие колесницу (2 колеса), с Иаковом в Египет вышло 70 человек (жен и детей), согласно Библии Иаков забрал также своё имущество, на колесницах (легкое транспортное средство, персональное, для фараона и высших чинов, грузоподъемность 2-3 чел.) увезти 70 человек и их имущество - проблематично.

Современные комментаторы Библии так и толкуют АГАЛОТ – повозки (http://mmgitik.com, Авторская программа р. Менахема-Михаеля Гитика):
«И пересказали они ему все слова Йосефа, которые он говорил им. И когда увидел он ПОВОЗКИ, которые послал Йосеф, чтобы везти его, воспрянул духом Яаков, отец их»
(Бе-рейшит, 45:26—27)
Как бы там не было, очевидно, что АГАЛОТ – колесницы-телеги, указанные в Библии применялись для перевозки людей и грузов.

Читатель уже очевидно догадался, что слово ТЕЛЕГА прочитано наоборот = АГЕЛЕТ =  АГАЛА, ЕГЛАТ, АГАЛОТ  воз, телега, подвода; ИГЕЛ катить.
В совокупности со словом ЕГЛАТ (ЕГЕЛАТ, если читать все знаки) и уточняющими словами в иврите образован комплекс специальных понятий, например ЕГЛАТ ГАРИРА ломовая телега, ЕГЛАТ ЙАД – ручная тележка и др.

Итак, в нашем анализе мы определили, что русское слово ТЕЛЕГА и еврейское  слово АГАЛОТ являются тождественными, оба имеют одно значение - ТЕЛЕГА, как проверить? Уберем из слов гласные буквы – ТЕЛЕГА = ТЛГ; АГАЛОТ = ГЛТ (наоборот – ТЛГ), очевидна одна корневая структура иврита, сакрального языка иудеохристианства – ТЛГ. Мы ответили на основные вопросы философии слова – что это, какового назначение предмета, где это возникло, и кто принес понятия о предмете (носитель) в русский язык?


Рецензии