Сталинский регент

Кто он, этот необычный человек, чья музыка стала символом и стимулом самых великих свершений советской эпохи? Запросто вхожий в кабинет Сталина, награждённый многими орденами и медалями, в том числе Орденом Ленина?
Дважды лауреат Сталинской премии - (1942 и 1946, за создание выдающихся советских массовых песен и за концертную исполнительскую деятельность).
Народный артист СССР (1937).

 Он был регентом храма Христа Спасителя, а позднее — «придворным» музыкантом Сталина, создавшим два грандиозных произведения, которые стали символами советской России гимна СССР и песни «Священная война».

На первый взгляд, биография Александра;Васильевича;Александрова близка биографиям многих его сверстников — бывших регентов, сделавших при советской власти успешную музыкальную карьеру. Родился Александров в крестьянской семье. Его отец прислуживал в церкви и привил сыну любовь к пению. Позднее один из родственников, певший в Казанском соборе, услышал, как поет Александр, и забрал его с собой в столицу. Спустя некоторое время молодой певчий выдержал экзамены в Придворную певческую капеллу. С 1900 года он учился в Санкт-Петербургской консерватории, с 1906 года служил регентом в церкви города Бологое, а позже — в тверском Преображенском соборе.
В 1918 г. Александрова приглашают в Московскую консерваторию, уже в роли преподавателя, после четырёх лет работы он создаёт собственный ансамбль, с которым объезжает весь Советский Союз и половину мира.

О жизни Александрова в 1920 е известно очень мало. В советскую эпоху любые факты, связанные с церковью, вымарывались из его биографии, поэтому даже сейчас изучать этот период по источникам того времени практически невозможно.
 Известно лишь, что сам Патриарх Тихон благословил его стать регентом хора храма Христа Спасителя, а позже утвердил в должности главного регента Русской Православной Церкви.

Подобно Александрову, другие выпускники духовно-музыкальных учебных заведений успешно работали после революции. Бывший «синодал» Николай Голованов стал главным дирижером Большого театра, его однокашник Николай Данилин возглавлял Ленинградскую академическую капеллу, Павел Чесноков работал в Московской консерватории. Но все это — внешняя канва событий. И Голованов, и Чесноков, и Данилин, находясь на высотах музыкальной иерархии, не особенно стремились вписаться в новую политическую систему.
А вот Александров был близок власти. Впервые Сталин приметил его, услышав песню «Гимн пятилетке» («Вспомним-ка, товарищи»). Песня была вполне верноподданнической, как и многие другие песни, создававшиеся в 1930 е — в самый разгар репрессий. Сталину нравилось творчество Александрова, и он приблизил его к себе настолько, что композитор имел право без доклада входить в его кабинет.

Закончив «церковную» карьеру, Александров работал дирижером Государственной хоровой капеллы (1926–1930) и преподавал в Московской консерватории (с 1922 года — профессор). С 1928 года он художественный руководитель первого в стране Ансамбля красноармейской песни и пляски. В 1943 году за руководство ансамблем музыканту было присвоено звание генерал-майора.
 В 1939 г. вступает в ВКП(б). В 1941 г. по личному распоряжению Сталина, ансамбль не распускают, и Александр Васильевич с новой силой включается в творческий процесс.

Значит ли это, что Александров решительно порвал с прошлым? Об этом судить трудно, но даже если это и так, события прошлого не могли изгладиться из памяти музыканта. Опыт работы в церкви и знания, полученные в капелле, влияли на его работу. Записи Краснознаменного ансамбля песни и пляски времен, когда коллективом руководил Александров, поражают великолепным строем и безупречным звуком. Слушая их, понимаешь, что такой строй пения очень близок манере русских церковных хоров, идеальное воплощение которой — в коллективах Синодального училища и Петербургской капеллы. Неудивительно, что ансамбль производил такое ошеломляющее впечатление на слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Так русское церковное пение, не имея возможности развиваться свободно, «прорастало» в новой, светской оболочке.

Произведения Александрова-композитора — еще одна загадка. До революции он писал музыку на духовные сюжеты; среди них поэма «Христос воскресе» и симфонические произведения крупной формы. А в бытность руководителем Краснознаменного ансамбля сосредоточился на массовой песне. Такие песни создавали миф о счастливой жизни в СССР, но в их числе немало шедевров, блестящих по мелодическому вдохновению, лирических и поэтичных. Лучшие из них навсегда останутся в концертном репертуаре, потому что музыка всегда выше любой идеологии.

История «Священной войны» такова: увидев в первые дни войны в газете «Правда» стихотворение Василия Лебедева-Кумача, Александров буквально за одну ночь сочинил песню. А на следующий день она уже исполнялась Краснознаменным ансамблем на Белорусском вокзале. Солдаты просили повторять ее вновь и вновь; военные эшелоны уходили под эту песню прямо на фронт.

Марш с железным, чеканным ритмом и простой мелодией источает настолько мощную энергию, что навсегда врезается в память каждого, кто слышал его хоть раз в жизни. Кажется, что это уже не песня, а нечто большее — сам голос Родины, взывающей о помощи.

 Это одна из загадок нашей музыкальной истории и загадок личности Александрова. Но бесспорно одно: сделать это мог только человек, искренне проживавший трагические события тех лет и не отделявший судьбу страны от своей собственной.

С именем Александрова связано еще одно произведение, вошедшее в историю нашей страны,;— гимн СССР. Был ли Александров автором мелодии или нет, не столь уж важно. Именно он даровал ей долгую жизнь. А способность увидеть и передать настоящее, то, что сохранила в себе народная память,;— тоже дар.
 В музыке гимна заключена огромная сила воздействия, его мелодия — простая, строгая и выразительная — вошла в плоть и кровь практически каждого русского человека. А появилась эта мелодия в среде людей с трагической судьбой, очень хорошо помнивших, какими они были, но не способных оставаться прежними.
 Такова была и судьба Русской Церкви в XX веке.

Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года во время гастролей со своим ансамблем в Берлине.

Наиболее известные произведения 1929—1946 гг
Гимн пятилетке
Бронепоезд
Забайкальская
Бейте с неба самолёты
Гимн партии большевиков
Песня о Ленине
Кантата о Сталине
В поход! В поход!
Марш артиллеристов
Священная война
Ударом на удар
За великую землю Советскую
Песня о Советском Союзе
Святое Ленинское знамя
Слава Советскому Союзу
25 лет Красной Армии
Песня о Родине
Славься Советская наша страна
Цвети Советская страна
Наша гвардия
Песня победы
Поэма об Украине
Сторонка родная
Песня о маршале Рокоссовском
Торжественная победная кантата

Оперы и инструментальные сочинения
«Смерть и жизнь», симфоническая поэма (1911).
«Симфония fis-moll» в 3 частях (1912).
«Смерть Ивана Грозного».

(По материалам статьи Екатерины Юсуповой)


Рецензии
Юленька, спасибо за такую публикацию. Много нового для меня узнала об Александрове, авторе двух таких музыкальных произведений, которые действительно вошедших в историю нашей страны. О других песнях сейчас вряд ли кто помнит. Изложено очень интересно и понятно. Желаю Вам всего доброго и творческого. С уважением Наталья

Наталья Жуйкова   21.07.2013 09:16     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку, Наташенька. Всего Вам самого доброго.
Юлия.

Юлия Иоаннова   21.07.2013 12:25   Заявить о нарушении
Еще раз с интересом перечитала эту замечательную публикацию.

Наталья Жуйкова   06.10.2013 20:19   Заявить о нарушении
Спасибо.

Юлия Иоаннова   06.10.2013 21:24   Заявить о нарушении
Юлии Иоанновой

Публикация неплохая… Одно вызывает удивление: располагая такими знаниями о знаменитом человеке, почему ж вы не пишите исторический очерк? Материала ведь вполне достаточно. Если тот очерк «пересыпать» цитатами из его знаменитых песен, то выйдет - можете поверить моему опыту - просто замечательно.

Сравните, как это обыграно в «Саге о русской водке и ее роли в истории России»:

«…Не было заявлений или разъяснений Сталина и в газетах. Зато были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», начинающиеся со слов:

«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!..»

Слова были просты, доходчивы, они разили в самое сердце и взывали к мщению. И случилось невероятное: композитору Александру Александрову потребовались всего лишь сутки, чтобы написать к стихам столь же яростную музыку. Так родилась одна из самых знаменитых песен Великой Отечественной, и уже 27 июня (!) 1941 г. Ансамбль песни и пляски Красной Армии впервые исполнил ее на Белорусском вокзале, откуда тогда отправлялись на фронт воинские эшелоны.

По воспоминаниям очевидцев, эффект был потрясающим. Едва зазвучали первые строчки незнакомой песни, как шум и гам вокзальной толчеи начал стихать, потом все встали и повернулись к оркестру, как при исполнении Государственного гимна. Многие бойцы с такой силой сжимали свои винтовки, что белели костяшки пальцев, на глазах других наворачивались слезы… Новая песня настолько всех потрясла, что ее пришлось исполнить 5 (!) раз подряд. И не случайно эту песню называют гимном Великой Отечественной войны. Это действительно гимн, который сплачивал людей в единое целое, который призывал к непримиримой борьбе с немецко-фашистским захватчиками и который прибавлял нашим бойцам сил и веры в грядущую победу…»

С пожеланиями творческих успехов,
Виктор Аннинский

Виктор Аннинский 2   24.11.2013 01:37   Заявить о нарушении
почему ж вы не пишете исторический очерк?*
Времени нет.
Со спасибой и теплом.

Юлия Иоаннова   24.11.2013 13:09   Заявить о нарушении
Благодарю Юлию Иоаннову за такие сведения о регенте.
Здравия Вам.

Георгий Сотула   17.02.2020 00:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.