Катастрофа Ту 204. Землю не вижу!

Эффект «праздника» сработал в очередной раз! За два дня до Нового года в аэропорту Внуково произошла катастрофа самолёта российской авиакомпании «Red Wings» Ту-204. По данным на утро 30 декабря погибли 4 человека, ещё четверо находятся в больнице, в тяжёлом состоянии.

Борт 64047 совершал технический перелёт из Чехии, на борту находился только экипаж: два лётчика, бортинженер и пять бортпроводников. При заходе на посадку во Внуково сложные метеоусловия не позволили экипажу приземлиться. Командир принял решение уйти на второй круг. Это первое звено цепочки, приведшей к катастрофе. Что происходило за те несколько минут, пока самолёт совершал разворот над полосой?

В кабине экипажа наверняка прозвучал вопрос: «Что будем делать, командир? Уходить на запасной аэродром?»

Этот вопрос мог задать второй пилот, бортинженер, стюардесса. Не важно, кто! Этот вопрос мог сам собой родиться в голове командира.

Что такое уход на запасной аэродром? Стандартный манёвр в сложных метеоусловиях. Это ответ из авиационной энциклопедии. А ответ исходя из условий современной действительности? Лишняя трата керосина, лишение премии экипажа за перерасход топлива, потеря одного или больше дней. И ещё срыв чьих-то новогодних планов!
Стюардессы могли улетать с женихами в тёплые страны, лётчики планировали встречу с родителями, живущими в Петербурге. Это всё предположения, но такие рассуждения были обязательно!

В голове командира «крутится» назойливая песенка «Новый год настаёт!» и он подспудно, сам того не желая, принимает решение садиться во что бы то ни стало! Аэродром родной, ландшафт подхода до боли знакомый! Проблем-то – увидеть огни приближения ВПП и сесть мягко, как попой на любимый диван!

Снижение происходит до высоты принятия решения – 60 метров! Земли не видно! Здесь нужен обязательный доклад диспетчеру: «садимся» или «уходим»? Но командир уже всё решил! «Садимся!»

Самое время спросить: «А командир что – желторотик? Он ведь налетал 15000 часов, это по меркам авиации – суперпрофи, ас! Он что, не предвидел последствий?»
Предвидел! И решил подстраховаться! Поэтому экипаж на глиссаде наверняка держал скорость выше рекомендованной при посадке. Вместо 230 км\ч поддерживалась чуть выше, около 300 км\ч.

Для чего нужен запас скорости? Для страховки! Командир своим профессиональным чутьём понимал, что землю они могут и не увидеть, а с малой скоростью наступит полный пи***ц!  При такой скорости можно идти только на ВПП, а если она чуть впереди, или справа-слева?
Повышенная скорость нужна была экипажу для последней попытки! Если игра в жмурки: «вижу землю – не вижу землю» обернётся поражением, то бортинженер двинет рычаги управления двигателями в режим «взлётный», командир возьмёт штурвал «на себя» и – прощай Новый год! Уходим на запасной!

Но провидение сказало: «Хватит играть со мной в жмурки! Раз вы такие упёртые – надейтесь только на себя!»

Фактически на высоте меньше 60 метров самолёт был сбалансирован на горизонтальный полёт и экипаж визуально «искал» ВПП. Землю увидеть не удалось, самолёт проскочил точку посадки на ВПП. При длине пробега в 2100 метров у экипажа был запас полосы около километра. Этого вполне достаточно для безопасной посадки, но землю-то так и не видно! Секунда, вторая, пятая, командир сбрасывает с мозгов предновогоднюю мишуру и командует «взлётный!» Но…
Машину как магнитом тянет к земле, времени для набора тяги двигателям не хватает, горизонтальный полёт продолжается уже за серединой ВПП, впереди эстакады Киевского шоссе. А на бреющем полёте через препятствия не перескочить!

Следует команда «двигателям – стоп»! Лайнер бухается на полосу и мчится навстречу своей гибели! Скорость погасить не получится ни при каких условиях! Выкатывание за оконцовку ВПП, триста метров безопасной зоны, пролом заграждений аэропорта, овраг, кувыркание, разлом на части, гибель!

А если всё было совсем не так? Посадка удалась, но не сработал реверс двигателей? Самолёт выкатывается за пределы ВПП и…

Не получается! Отказал реверс? Последовало бы выключение двух двигателей и экстренное торможение. Выкатывание за пределы ВПП, но остановка произошла бы гораздо раньше Киевского шоссе. Такое с самолётом Ту 204 во Внуково уже случалось, в 2007 году. Никто не погиб!

Выкатывание случалось ещё несколько раз в 2012 году: в аэропортах Кольцово и Толмачёво. Никто не погиб!

В качестве постскриптума. Автор не провидец, не экстрасенс. Схема  катастрофы составлена на основе имеющихся фактов. Официальные результаты по данной катастрофе будут объявлены быстро. Экспертам достаточно прослушать запись переговоров в кабине экипажа. По действиям экипажа, даже не опираясь на технические параметры, можно со 100 процентной вероятностью установить причины данной трагедии.

Не всем понравится, что в заключении экспертов опять будет фигурировать «человеческий фактор» и «ошибка экипажа». Но ничего иного в данной катастрофе не просматривается!
Выражаю свои соболезнования семьям погибших. Желаю здоровья тем, кто находится в больнице. А всем, кто готовится к перелёту в ближайшее время – мягкой посадки! Несмотря ни на что – авиация остаётся самым надёжным видом транспорта!

Интересующимся, как происходит расшифровка информации так называемых «чёрных ящиков», предлагается статья по ссылке:

http://www.proza.ru/2012/05/29/901


Рецензии
Спасибо за анализ ситуации.
Хорошо помню эту трагедию. В сознание врезались многократно показанные в СМИ кадры с видеорегистратора водителя, ехавшего по Киевскому шоссе, как обломки самолета вылетают на трассу перед идущими на полной скорости автомобилями. А номер рейса был 9268. И никто не знал, что спустя без малого три года этот же самый номер окажется роковым для другого рейса, но с куда более страшными последствиями...

Иван Михайлович Овчинников   03.03.2021 11:39     Заявить о нарушении
Да, как в фильме ужасов - колесо от самолета летит по шоссе навстречу авто.
Номер рейса Ту-204 уже подзабылся, а вот катастрофа над Синайским полуостровом не забывается. Девчушка в египетском терминале, многочисленные видео счастливых курортников. Они ни о чем не подозревали. И этот страшный взрыв прямо на эшелоне. Обломки в пустыне. Убитые горем родственники. Страшная трагедия.

Дмитрий Ятокин   04.03.2021 08:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.