С Пушкиным в Кишинёве -1. Круг общения поэта

  Всем, кто знает и любит А.С. Пушкина
и кто интересуется его жизнью и творчеством,
мне кажется, будет интересно
прочитать до конца  мои  записки. 
(Л.С.Жукова.)


  КИШИНЁВ 1820-х ГОДОВ.  КРУГ ОБЩЕНИЯ ПОЭТА.       (Глава первая)
   
 
   Лето 1970-го года обещало быть особенным. Мы возлагали большие надежды  на полноценный отдых у  моря.  Сразу после гастрольной поездки  Кишинёв - Черновцы - Одесса в оркестре мужа  начинался очередной отпуск, и мы планировали провести его  в последнем городе их пребывания - Одессе, на пляжах Чёрного моря.  Пятилетнюю дочку  заблаговременно отправили к бабушке на дачу, и я присоединилась к огромному коллективу  артистов  Москонцерта.

   В представлении под названием «Бригантина поднимает паруса»  был  задействован балет, музыканты и многие  звёзды эстрады того времени: солисты Лариса Мондрус, Вадим Мулерман, Вероника Круглова, Александра Стрельченко, Владимир Макаров и другие. Вёл представление талантливый, но тогда ещё малоизвестный конферансье Лев Шимелов.  (Вскоре имя его зазвучало, он стал известным на всю страну,  работая в паре с Александром Левенбуком в «Радионяне» актёром разговорного жанра и эстрадным  режиссёром).

Общий состав коллектива, включая костюмеров, гримёров, рабочих сцены, балет и исполнителей, был свыше 120 человек.  Перевозились декорации, осветительные приборы, звукозаписывающая аппаратура, инструменты.
Дирижировал  большим джазовым оркестром  Александр Ефремович Горбатых, замечательный музыкант, дирижёр и Человек.


  Кишинёв  меня  ничем особенным не удивил.  Город – как город, как многие южные города, пыльный, спокойный, утопаюший в зелени, провинциальный, с прямыми широкими улицами, вдоль которых выстроились, как солдаты на посту, высокие тополя.
   
  Артистов разместили в гостиницах, на утро уже была назначена репетиция. Зрители принимали москвичей более, чем  радушно. Концерт прошёл с ожидаемым успехом, а небольшие шероховатости и накладки для премьерного спектакля были естественными и незаметными для непосвящённых.
 
У кого-то из музыкантов нашлись  знакомые,  сообщившие, что  в сёлах  можно  очень дёшево  купить   домашнее  виноградное вино. Ребята тут же сговорились  поутру отправиться  за  город.  Нас с мужем это не прельстило, и мы на другой день решили осмотреть достопримечательности города.

  Хотелось увидеть места, где когда-то хаживал сам Пушкин, ощутить дух того времени, побывать в городском парке, где он часто прогуливался с «прекрасною гречанкой» Калипсо в шали, посетить памятник великому поэту.

  Известно, что   Александр Сергеевич Пушкин  был отослан  из Петербурга в Кишинёв царём  Александром-1 за вольнодумство, за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами».  Он жил здесь в 1820-23 гг. под надзором наместника Бессарабии, главного попечителя  южных колоний России, генерала Ивана Никитича Инзова, который, к слову сказать, снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя ему подолгу отлучаться  и гостить у друзей в Каменке (зима 1820—1821), выезжать в Киев, путешествовать по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821).

Каким  был  Пушкин в эти годы?   
Кто были его друзья? Круг общения.
Какие мысли его посещали? 
Кем  увлекался? Как жил? 
Чем характеризуется его творчество этого периода? 
«Гавриилиада». Что мы о ней знаем?
Пушкин - масон?? 
Памятник в Кишинёве.


    Двадцатиоднолетний  Александр Пушкин  появился перед местными жителями в сентябре 1820 года в красной ермолке, надетой на бритую голову.  Ещё  весной  по пути на юг он искупался в Днепре, заболел малярией и был побрит наголо «по причине горячки».
  Своё пребывание в Кишинёве он начал на постое в заезжем доме купца Наумова И.Н.,  рядом с Ильинским базаром в еврейской части города... Позже Пушкин  жил  в  собственном доме  генерала  И.Н. Инзова  (это здание до наших дней не сохранилось), а в конце 1822 года – переселился  к своему другу  Н.С.Алексееву.

  В сохранившемся  до наших дней доме Наумова в 1948 году был создан  музей  А.С. Пушкина.

  Территорию  многонациональной  Бессарабии   Россия получила во владение  в результате русско-турецкой  войны  совсем недавно, в 1812 году, по Бухарестскому миру.  Здесь  проживали   молдаване, румыны, болгары, цыгане, татары, поляки, армяне, греки,  сербы, украницы,  русские, и  «... во всех здешних городах и местечках жидов проживало великое множество». (В то время  евреев называли  жидами, и ничего оскорбительного не было в этом  слове).

Люблю базарное волненье,
Скуфьи жидов, усы болгар
И спор и крик, и торга жар,
Нарядов пёстрое стесненье.
Люблю толпу, лохмотья, шум –
И жадной черни лай свободный. 
(Пушкин)


Из записок П.В. Анненкова о Кишинёве того времени:

«Город Кишинев  представлял в ту эпоху  картину  чрезвычайно  оживленную.
Некоторое время  Бессарабская  область   была   «сборищем самых  разнородных  национальностей,  удивительным  смешением  костюмов,  языков,  нравов  и  физиономий»

  Восстание  греков  за независимость от Османской империи, начавшееся   весной 1821 года,  наполнило  город  значительным  количеством  греческих  и  молдаванских  фамилий, искавших убежища от турок или просто  от  политических  смут  своей  родины. «Присутствие  их  сообщило  сильный  восточный  оттенок  Кишиневу и придало сношениям между туземцами и  новыми  обладателями  страны   особенный  характер,  в  котором  европейская  образованность  и  чуждые  ей   привычки смешивались весьма оригинально и живописно.

   Экзотический  колорит  юга,  пестрота,  шум,   разнообразие   тогдашнего Кишинева произвели довольно сильное впечатление  на   жизнерадостного, страстного Пушкина,  склонного к открытому,  свободному проявлению своей чувственной натуры.  Он полюбил город.

  Здесь несли службу   высокообразованные  военные соотечественники Пушкина, блестящие офицеры, участники Бородинского сражения  и  прославленные герои Отечественной войны с Наполеоном :  М.Ф. Орлов,  В.Ф. Раевский,  П.С. Пущин,  П.И. Пестель, В.П.Горчаков, Н.С. Алексеев, И.П. Липранди, С.А. Тучков  и  другие.
 
В краю  «бессарабской  смеси одежд и лиц, племён, наречий, состояний»,  где русская речь звучит недавно и где возраст большинства крупных городов чуть больше пушкинского, возникает мощный очаг русской национальной культуры.

  «Офицеры генерального штаба того времени составляли как бы одно общество, конечно, с подразделениями, иногда довольно резкими. С одними Пушкин был неразлучен на танцевальных вечерах, с другими любил покутить и поиграть в карты, с иными был просто знаком, встречая их в тех или других местах, но не сближался с ними, как с первыми, по несочувствию их к тем забавам, которые одушевляли первых.»

    В кишинёвском доме  генерал-майора  М.Ф.Орлова  (ныне участок на углу ул. Котовского и ул. Шмидта), где Пушкин был постоянным посетителем, велись, по свидетельству  Е.Н. Орловой,  «беспрестанно шумные споры:  философские, политические, литературные». Эти споры нашли отражение в заметке Пушкина «О вечном мире» (1821) и в послании к Н.И.Гнедичу «В стране, где Юлией венчанный» (1821) и др.

 Справка:
 
 М.Ф. Орлов познакомился с Александром Пушкиным ещё  в 1817 году,  в Петербурге, был членом литературного общества «Арзамас». Получил в командование 16-ю пехотную дивизию  в Бессарабии 3 июня 1820 года. Видный деятель декабристского движения. Один из основателей преддекабристской организации «Орден русских рыцарей», разрабатывал широкую программу либеральных реформ (конституция, отмена крепостничества, суд присяжных, свобода печати), сочетающихся на английский манер с властью аристократии и нарождающейся буржуазии. Руководил Кишинёвской управой тайного общества.
 
  Чаще всего  Пушкин бывал у военного историка и библиофила, служившего под началом Орлова,  И.П. Липранди, «исключительно  пылкого, весёлого и общительного  собеседника, человека вполне  оригинального по острому уму и жизни.»  К нему собиралась вся военная молодежь,  в кругу которой  велась обычно  весёлая  беседа, здесь смело спорили и говорили на самые разные и часто весьма «свободные» темы.  Этому способствовали вести о европейских революциях и греческом восстании, смерть Наполеона. 
Кишинёв живо впитывал Азию и Европу, бунтующие Балканы и просыпающуюся Россию!

  Пушкин, пользуясь обширными библиотеками Липранди, Орлова, Инзова, много читал, серьёзно  изучал  политику, историю,  географию  края...

  Однажды, в мае 1822 г., незадолго до завершения  своих «Исторических замечаний»,  в кругу друзей  он сперва  «рассказывал, по обыкновению, разные анекдоты,  потом начал рассуждать о Наполеонове походе, о тогдашних политических переворотах в Европе, и, переходя от одного обстоятельства к другому, вдруг отпустил нам следующий силлогизм: «Прежде народы восставали один против другого, теперь король Неаполитанский воюет с народом, Прусский воюет с народом, Гишпанский — тоже; нетрудно расчесть, чья сторона возьмёт верх».  Глубокое молчание после этих слов. Оно продолжалось несколько минут, и Инзов перервал его, повернув разговор на другие предметы».
 (Записано П.И. Долгоруковым).
 
  Об Иване Никитовиче Инзове  у  П.В. Анненкова находим следующие строки:
 «Инзов, между прочим, исповедовал  известное учение о благодати, способной просветить всякого человека, каким бы слоем пороков и заблуждений он ни был прикрыт, лишь бы нравственная его природа не была окончательно извращена.  Вот почему, например, «в распущенном, подчас даже безумном Пушкине Инзов видел более задатков будущности и морального развития, чем в ином изящном господине, с приличными манерами, серьезном по наружности, но глубоко испорченном в душе». По свидетельству  Н.С. Алексеева, «он был очень искусен в таком распознавании натур, несмотря на кажущуюся свою простоту».

  Отношения Пушкина и И.П. Липранди — общеизвестны. Пушкин, безусловно, высоко ценил Липранди, всегда тепло относился к нему,  но всё-таки это не была та настоящая дружба, которая связывала его, например, с В.П.Горчаковым или Н.С.Алексеевым.
 
   Алексеев Николай Степанович (1788—26. II. 1854) — чиновник особых поручений при генерале И.Н. Инзове, участник Отечественной войны, отст. майор. 
   Алексеев хорошо знал местный уклад жизни и помогал Пушкину «адаптироваться» в кишинёвском обществе. Поэт в общении с Алексеевым чувствовал себя легко и свободно.  Алексеев,  по утверждению И.П. Липранди, «был вполне достоин дружеских к нему отношений Александра  Сергеевича,  и  не было  у Пушкина человека более преданного и любящего... (лицейские друзья  первейшего ранга —  И.И. Пущин,  А.А.Дельвиг — находились на другом конце двухнедельной дороги).»
 
 Оба они   почти  одновременно вступили в полузаговорщическую масонскую ложу «Овидий» в начале мая 1821 года.
26 мая 1821 года Пушкин отметил свое двадцатидвухлетие дневниковой записью: «Поутру был у меня Алексеев. Обедал у Инзова. После обеда приехали ко мне Пущин, Алексеев и Пестель...»
 
 Николай Степанович Алексеев неизменно играл роль примирителя в дуэльных историях Пушкина и  был его поверенным в поэтических и литературных замыслах.
 
 Он тщательно собирал в особые тетради все «бесцензурные» произведения опального поэта, которые в то время не только печатать было нельзя, но и держать у себя в доме  было крайне опасно.   В его архиве хранились автографы  посвящённой ему «Гавриилиады» и разных стихотворений, письма  к нему и другим лицам, а также  «Заметки по русской истории XVIII в.»

  С Алексеевым  связаны стихотворения Пушкина «Приятелю», «Мой милый, как несправедливы» (оба 1821), «Прощай, отшельник бессарабской» (1826), запись в кишиневском дневнике и упоминания в письмах. Сохранились два письма Пушкина к Алексееву (1826, 1830) и четыре  письма Алексеева  к Пушкину (1826—1835) и экземпляр «Истории Пугачевского бунта» с дарительной надписью Пушкина Алексееву. (1835).
Перелистывая алексеевский сборник, мы будто слышим давно умолкнувшие речи, звучавшие в маленькой «глиняной избушке», или на обедах у Инзова, или между картами у Липранди, среди стихов, философских литературных споров у Орлова, Владимира Раевского, в разговоре с Пестелем «метафизическом, политическом, нравственном...».
Пушкин не прерывал с Николаем Степановичем  приятельских связей и после отъезда из Кишинёва.
...Многие осужденные  декабристы - члены тайного общества (как и нераскрытые   кишинёвские заговорщики)  были задушевными друзьями и Алексеева, и Пушкина.
 
  Тёплая  дружба связывала Пушкина со всей семьёй  генерала Н.Н. Раевского, у которого в Крыму в течение двух месяцев перед прибытием в Кишинёв гостил Пушкин, поправляя здоровье.

   "...Старик Раевский, известный герой Отечественной войны, был один из просвещеннейших и симпатичнейших людей эпохи; высоко ценил он и родных писателей, поддерживая с некоторыми из них знакомства, знал Пушкина по его первым произведениям, а еще более, конечно, по слухам. Молодые Раевские с высокими нравственными качествами своего отца соединяли редкое по тому времени образование: они интересовались поэзией, знакомы были с иностранной литературой, читали Вальтер Скотта и Байрона в оригинале в то время, когда их, особливо последнего, почти не знали наши даже записные литераторы. Младший сын генерала Раевского, тоже Николай Николаевич, страстно любил литературу, музыку, живопись и сам писал стихи; он довольно долго оставался одним из главных советников Пушкина в делах литературы, и его взгляды, насколько о них можно судить по некоторым данным, отличались глубиной, оригинальностью и верностью..."

 Пушкин дружил с сыновьями генерала: Александром и Николаем.  Дочерям Раевского – Марии и Екатерине – посвящено немало стихотворений поэта. (Екатерина была замужем за Орловым, в кишинёвском доме которого друзья часто встречались.  Раевская  Мария Николаевна - с 1825 г. жена декабриста С. Г. Волконского, за которым она поехала в Сибирь.)
 
  Вот что пишет о Раевских  сразу по прибытии из Крыма в Кишинёв Александр Сергеевич своему брату Л.С. Пушкину: 
  «Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посреди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душой; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года, человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества. Старший сын его будет более нежели известен. Все его дочери — прелесть, старшая-—женщина необыкновенная. Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства,— жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался, счастливое полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение; горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда — увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского. .. Теперь я один в пустынной для меня Молдавии».

………………..
Иллюстрация - В доме-музее А.С. Пушкина в Кишинёве.


Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2013/01/08/598


Рецензии
Здравствуйте, Любовь!
Вижу, вы всерьёз знаимаетесь жизнью и творчеством Пушкина. Не сочтите за излишнее люопытство, но вот у меня есть один серьёзный вопрос, на который хотелось бы знать ответ. И это - не досужее любопытство (но об этом чуть позже!).
Вот, коли честно и объективно говорить, был ли роман у Натальи с царём или нет? Иные пушкинисты соглашаются, что некая связь была, отсюда многие непонятные моменты проясняются (в частности, что после смерти Пушкина царьвсе долги оплатил), другие же стыдливо не соглашаются. Хотя будем объективны: через постель монарха прошли практически все фрейлины и прочие. И он не зря дал звание поэту, чтобы Наталья блистала на балах))
Так вот мне интересно этого не из-за какого скабрезного интересУ, а ради честности в истории. То есть хотелось бы знать: есть ли некие факты, подтверждающие ту или иную версию? Безо всяких там "я предполагаю", "мне кажется" и т.д.
С уважением В. Лукашук.
На мою страничку можете не заглядывать, т.к. практически все мои вещи убраны, ибо я несколько разочарован в данном сайте.

Анти Фимас   10.07.2020 00:14     Заявить о нарушении
Спасибо за визит и Ваш вопрос.

http://kulturologia.ru/blogs/161119/44679/ -

Я, как и А. С. Пушкин, не сомневаюсь в порядочности Натальи Гончаровой.
Последние слова умирающего Пушкина: "Я верю," - говорят о многом.

С уважением, Л. С.

Любаша Жукова   11.07.2020 21:46   Заявить о нарушении
А вот ещё 2 вопроса, Любовь.
Не могу найти сами стихи к Идалии Полетике. Вокруг них много разговоров, но где же сами стихи? Говорят, что вовсе и не было такого эпихода.
2. И ещё о Ланском при встрече Дантеса с Натальей. Он здесь какую роль играл и с кем он приехал - с Дантесом?
Буду очень благодарен за точный ответ.
С уважением А.Ф.

Анти Фимас   13.07.2020 23:53   Заявить о нарушении
Добрый день!
Сейчас очень много публикаций можно найти в интернете.

Идалия Полетика -
http://www.youtube.com/watch?v=ezEg1GID8aU - радио
http://www.kommersant.ru/doc/2286155 - статья
http://www.vo.od.ua/rubrics/dalekoe-blizkoe/42032.php - Статья в газете «Вечерняя Одесса», 14 февраля 2019 г.

Судьба Н.Н.Гончаровой-Ланской
http://www.youtube.com/watch?v=tLIAXfw7hfo - видео

Три жизни Н.Н.Гончаровой
http://www.youtube.com/watch?v=QkH12-FVw5s - видео

Любаша Жукова   16.07.2020 01:12   Заявить о нарушении
- По поводу причастности П. Ланского к дуэли Дантеса и А. Пушкина старшая дочь его от брака с Натали (в замужестве – А. Арапова) писала, что её отец, Пётр Ланской, не мог быть причастным к роковой дуэли, которая состоялась 29 января 1837 года на Чёрной речке в Санкт- Петербурге, так как с 19 октября 1836г. по 19 февраля 1837г. находился далеко от столицы – в Черниговской, а затем в Могилёвской губерниях « для наблюдения при наборе рекрут».
L. S.

Любаша Жукова   16.07.2020 01:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.