Император и Бабочка

Древняя загадка

Вы, конечно, знаете эту древнекитайскую историю: одному императору приснилось, что он – бабочка, которой снится, что она император.  И, проснувшись, он никак не мог понять, бабочка он или император.  Были призваны мудрецы; никто ничего не разрешил; император остался полон сомнений о природе своей сущности и o размере жалованья своим придворным мудрецам. 

Исполнившись сострадания к императору и мудрецам, я подумал, что тут должно быть какое-то решение.  Допустим, императору снится, что он – бабочка... но он-то знает, что он – император!  «Нет, не знает»,- возразил я сам себе,- «вполне может быть, что это бабочке просто снится.  А бабочка-то знает, что она на самом деле бабочка». 

Проблема Императора и Бабочки не сводится ко сну как таковому.  Вся наша т.н. «действительность» - это один долгий сон!  Таким образом, разобравшись со сном императора, мы разберемся заодно и с восприятием мира. 


Математическая модель восприятия Вселенной

Сны бабочки и императора, в принципе, ничем не отличаются друг от друга.  Сны обоих имеют одинаковую природу; можно сказать, что они описываются одной и той же Функцией Сна. 

Обобщим задачу: императору снится, что он – весь мир, а миру снится, что он – император.  Определим функцию “f” сна императора “y” о мире “x” как

y= f(x)     (1)

Функция сна мира, по логике загадки о бабочке и императоре, идентична функции сна императора:

x= f(y),    (2)

где f есть та же самая функция, что и в (1).  Не обратная, а именно та же самая. 

Следовательно, имеем систему уравнений, которым должна удовлетворять Функция Взаимного Сна f :

y= f(x)
x= f(y)     (3)

Система уравнений (3) нацелена на поиск такой функции, которая, взятая дважды, возвращает аргумент: f(f(x))= x.  Два решения приходят на ум сразу:

f(x)= x    (4a)
f(x)= 1/x  (4b)


Метафизика Функции Взаимного Сна

Разберемся с метафизическим значением решений 4a и 4b. 

Решение (4а) означает, что мир и есть император.  То есть императору придётся стать субъективным идеалистом и признать, что все бабочки в мире – это плод императорского воображения; мира как такового нет вне императора, которого, возможно, тоже нет.   

Решение (4b) интереснее.  Его интерпретация сложнее; она указывает на «взаимообратность» мира и императора: y= 1/x; x= 1/y. 

Размышляя о том, кто он, император едва не сошёл с ума; он ОСОЗНАВАЛ, что у него есть внутренний центр, но не мог понять, ГДЕ этот центр – в императоре или в бабочке?


Найди Императора, или Гиперболическая Модель Сознания

Поможем императору найти себя.  Поместим его Осознанность в начало координат.  Координата “y” восприятия императором бабочки, находящейся на расстоянии “x” от Осознанности императора, согласно решению (4b), определяется как

y= 1/x   (5)

Для пояснения дальнейшего необходимо рассмотреть интересный частный случай Уравнения (5), а именно: что произойдёт, если бабочка подлетит на единичное расстояние (x=1) к императору?  То есть,


y= 1/1 =1 =x (6)


и восприятие бабочки совместится с самой бабочкой; то есть восприятие мира замкнётся само на себя.  В изотропном пространстве (допустим, что пространство восприятия изотропно) совокупность точек самоотражения образует сферу единичного радиуса; назовём эту сферу Сознанием Императора, отражающим само себя.

Все объекты Вселенной, находящиеся вне Сознания, отражаются внутрь Сферы Сознания по закону (5).  Например, бабочка внешнего мира, находящаяся на расстоянии двух императорских сознаний (x= 2), отражается во внутреннем мире императора, причём отражение находится на расстоянии в пол-сознания от сущности (Осознанности), помещённой в начало координат.  См. рисунок в начале статьи. 

В системе СИ, расстояние в физическом пространстве измеряется в метрах; таким образом, согласно (5), расстояние в пространстве восприятия Императором внешнего мира должно измеряться в обратных метрах, что нелепо.  Для устранения этого несоответствия предположим, что расстояние измеряется в безразмерных единицах (т.е. в сознаниях, в данном случае в Императорских Сознаниях).  Это предположение хорошо тем, что объединяет физическое пространство и пространство восприятия в некое единое безразмерное целое.  Другими словами, если измерять Пространство Восприятия в Императорских Сознаниях, то и х, и y приобретают ту же самую размерность. 


Практические выводы

Рассмотрим важные следствия Гиперболической Модели Сознания:

• Каждый из нас несёт в себе отражение Вселенной; а поскольку закон отражения (3) полностью симметричен, то можно сказать, что каждый из нас несёт в себе бесконечную Вселенную, отражением которой является внешний мир;

• Всё лёгкое для восприятия находится недалеко от поверхности Сознания;

• Чем дальше от тебя дорогой тебе человек, тем ближе он к твоей сущности, к твоему центру.  В пределе, бесконечно далёкий от тебя человек отражается на расстоянии от твоего центра, равном

y= 1/(бесконечность) =0  (7)

то есть он совпадает с твоей сущностью.  Бабочка улетает от тебя: но не грусти, ибо ее образ движется к твоему центру.

• Необычайно важное заключение можно сделать, если далее предположить, что Вселенная имеет Божественную природу:

Бог = Любовь             (8)

Чем больше любви отражает человек, чем большее расстояние охватывает, тем больше любви в нём самом.  Это можно доказать математически: интегрируя Закон отражения (5) по всему внешнему пространству, получаем, что отражение Всемирной любви в сознании человека стремится к бесконечности и даже у почти невосприимчивого к любви человека имеет как минимум характер дельта-функции, совпадающей с его Осознанностью; другими словами,

• В центре каждого человека, в его Осознанности, имеется искра Божия, бесконечная плотность Любви.  Это происходит потому, что всё бесконечное пространство Любви фокусируется в одну точку. 

Отсюда следует заключение немалой важности:

• Каждый человек может заполнить своей любовью всю Вселенную; 

• Чем ближе к осознанности, тем больше любви. 

Именно поэтому столько людей стремится к своему внутреннему центру, к своей внутренней Осознанности.  И именно поэтому никто из них его не достигает: это всё равно, что достичь Бесконечности; это невозможно. 


Путешествие к Внутреннему Центру

Рассмотрим теперь вопрос о том, как добиться слияния с Божественной сущностью Вселенной. 

Решение, по моему мнению, состоит в остановке Сознания, то есть нужно перестать думать.  Остановленное Сознание, перестав отражать себя, исчезнет. 

Наблюдатель обратил взгляд на Сознание – оно исчезло; с ним исчезла и отражённая Вселенная.  Именно это наступает при физической смерти: Сознание исчезает, Осознанность остаётся; нет никакого сомнения, что после смерти она получит новую оболочку, новое Сознание. 

Можно предположить, следуя историку и мистику Питеру Кингсли, что Парменид описывал подобный процесс в своей знаменитой поэме о встрече с Персефоной, Богиней плодородия и потустороннего мира (Tartarus, т.е. "тартарары"), откуда обычно не бывает возвращения; тем, кому удаётся вернуться из потустороннего мира, даётся истинная мудрость, которая и была дана Пармениду, а через него – Зенону, Платону, Аристотелю, а через них и всему человечеству.      

Но и остановка Сознания – ещё не предел; остановив Сознание, Осознанность может наконец осознать саму себя.  Наблюдатель обратил взгляд на себя и тоже исчез.   Ничего нет. 

На Востоке это называют просветлением, достигаемым в процессе пассивного наблюдения за собственным сознанием (медитации); так исчезли Гаутама Будда, Махавира, Сахаджо; так исчез Заратустра и пелевинский Чапаев! 

Но вернёмся к нашему императору, перед которым, благодаря нашим исследованиям, открывается новая перспектива духовного развития.  Разобьём духовный путь императора на три стадии:


Стадия 1.  Император медитирует, наблюдая, как его сознание наблюдает за бабочками.  См. рисунок в заголовке.   

Стадия 2.  Сознание Императора исчезает; он осознаёт, что и он, и бабочки принадлежат единой Вселенной.  Вселенная исчезает.  Остаётся обнажённая Осознанность.

Стадия 3.  Осознанность Императора осознаёт саму себя и исчезает. «Нет ни меня, ни бабочки», – осознаёт просветлённый Император: в этом – смысл Решения (4b). 


Домашнее задание

1. Вспомните того, кто вас когда-то очень, очень, очень сильно любил.  Почувствуйте, что он любит вас сейчас, так же сильно, и понаблюдайте за собой.  Чувствуете теплоту в сердце?  Это он, бесконечно удалённый в пространстве и времени вашего восприятия, наполнил вашу Осознанность любовью. 
2. Бросьте все дела и наблюдайте за бабочками.  Сосредоточьтесь на восприятии их сущности.  Осознайте, что каждая бабочка однажды пережила смерть, подвергнувшись древнегреческому процессу инкубации в коконе.  Каждая бабочка лично встречалась с Персефоной и вернулась цела и невредима, исполненная нового знания и красоты – значит, и вы сможете! 
3. Почувствуйте себя бабочкой в коконе, которой снитесь вы сами.   
4. Найдите ещё два решения системы уравнений (3) и истолкуйте их метафизически. 


Рецензии
Хочется ответить рецензией на Ваше произведение в виде хасидской притчи -

Безумный принц
Хасидская притча

В некоем государстве у сына короля случилось душевное расстройство, и он вообразил себя индюком. Сбросил одежду и, совершенно голый, забрался под стол, где и стал жить, питаясь упавшими на пол крошками. Король призвал лучших лекарей, но никто не совладал с болезнью. Вскоре в столице появился странствующий мудрец. Прослышав о таком горе, он предложил королю свои услуги, и тот согласился. Придя во дворец, мудрец разделся, забрался под стол к принцу и, поклонившись, представился заезжим индюком. Они подружились.

Несколько недель спустя мудрец велел принести им одежду и стал как ни в чём не бывало одеваться.

— Что ты делаешь? — стал удивлённо квохтать принц. — Мы же — индюки. Ходим голые.

— Но ведь нет закона, который бы запрещал индюкам одеваться, — ответил мудрец и протянул ему одежду.

Принц не нашёл что возразить и оделся.

Ещё несколько недель спустя мудрец велел подать им под стол сервированную по всем правилам трапезу.

— Ну, это-то зачем? — забеспокоился принц.

— К чему нам, благородным индюкам, питаться крошками со стола, если можно есть по-королевски, — заметил мудрец, и принц, подумав, присоединился к пиршеству.

Ещё через какое-то время мудрец велел подать обед на стол. Уселся на стул и, предупреждая вопрос принца, сказал:

— А где закон, запрещающий индюкам садиться за стол? К тому же так намного удобнее. Попробуй, и убедишься сам.

Так, мало-помалу, мудрец полностью излечил юного принца.
Комментарий Рами Шапиро

Как не преминул бы спросить в этом случае даосский мудрец Чжуан-цзы: «Кто ты — индюк, вообразивший себя человеком, или человек, вообразивший себя индюком?» Что-либо одно утверждать наверняка — невозможно. Ты — то, что о себе думаешь. Поэтому если сам себе не по нраву — измени своё мнение о себе.

К сожалению, на деле это не так-то просто. Хотя человек способен влиять на собственные мысли, полностью управлять ими он не может. Мысли намного проворнее, чем «я», которое силится делать вид, будто именно оно их «думает».

А ты? Думаешь мысли или просто осознаёшь их? Если пристальней взглянуть на то, что происходит у нас в голове, обнаружится: мысль предшествует мыслителю. Кто же тогда мыслит? Никто. Мысли просто происходят. Сознание производит их, как яблоня рождает яблоки. Они естественны для сознания, это его плоды. Мыслитель — не нужен. Есть лишь Сознание и мысли… Вот почему мудрец из нашей притчи даже не пытается заставить принца отказаться от мысли, что тот — индюк. Юноша неспособен контролировать свои мысли, но зато может управлять своим поведением. Он считает себя индюком? Прекрасно. Всё, что ему нужно, — это узнать: индюки — во всяком случае, те из них, кто знатен, богат и образован, — ведут себя подобно принцам.

Может, и ты считаешь себя индюком? Ну, не индюком — так неудачником, глупцом, лжецом? Зачем бороться с подобными мыслями. Займись лучше своим поведением. Поступай праведно и, возможно, со временем обнаружится, что и мысли стали подобны делам.
Источник: http://pritchi.ru/id_7402

Владимир Ус-Ненько   27.05.2015 19:56     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за рецензию. Ваш мудрец поступил, как хороший психотерапевт. Он не стал спорить с принцем, потому что спор привел бы к отторжению.

Олег Буевич   29.05.2015 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.