9. Deep Fritz, Deep Junior, 1С - далее везде...

           В середине 30-х годов нашего века Э. Пост и А. Тьюринг высказали идею о том, что алгоритмические процессы — это процессы, которые под силу соответственным образом устроенной «машине». На основе этой идеи были описаны классы «машин», которые позволили осуществить все алгоритмические процессы, которые когда-либо встречались в работах математиков. Теория алгоритмов впервые была изложена С. Клини.
           Но для того, чтобы реализовать алгоритм с помощью электронно-вычислительной машины, которая лишена разума, интуиции, убеждения, хотения, человеческих чувств, явившихся итогом работы «всей всемирной истории» и, которая действует по заданной человеком программе, необходимо четко расчленить этапы осуществления машиной этой меха-нической процедуры. Интерес представляет, например, детальная характеристика алгоритмического процесса, предложенная X. Роджерсом:
     а) алгоритм - совокупность инструкций, имеющих конечную длину (напр., число символов);
     б) наличием механизма (механического, оптического и т.п. устройства электронно-вычислительной машины), воспринимающего   и  выполняющего  инструкции;
     в) наличие средств (зубчатые колеса, магнитные запо¬минающие устройства и др.), позволяющие фиксировать и хранить сведения о любых этапах работы по вы¬полнению инструкций, а также выдавать эти сведения по мере необходимости;
     г) дискретность всех выполняемых процедур (хотя обрабатываемые ими объекты могут быть по своему характеру непрерывными);
     д) жестко определенная последовательность элементарных операций из которых складываются инструкции: на каждом шаге процесса переход к следующему шагу возможен не более чем одним способом.
           Наряду с математической логикой теория алгоритмов образует теоретический фундамент не только для создания и применения ЭВМ, но и управляющих систем (УС).
С помощью теории алгоритмов и математической логики математические методы все шире распространяются в эконометрии, лингвистике, физике, биологии, генетике и других науках. Понятие «алгоритм» — одно из основных понятий кибернетики. Применение теории алгоритмов в программах ЭВМ, открывает возможности практически осуществить сложнейшие алгоритмы, состоящие из сотен тысяч шагов (элементарных операций).
           В вычислительной технике алгоритм характеризуют как такую процедуру, которая может при¬меняться к символам некоторого класса (входным элементам) и, возможно, выдает для данного входного символа определенный выходной сигнал. Программа, которая задается компьютеру — это запись алгоритма решения задачи на языке ЭВМ, т.е. в виде последовательности команд, записанных с помощью цифр двоичной системы счисления.
           Алгоритмизация — это процесс нахождения такого алгоритма, осуществление которого приводит к  правильному решению поставленной задачи. Здесь наступает момент познания подсознательного или, во всяком случае, предсознательного. А это уже предмет для  применения сил специалистов в области глубинной психологии.
           Желание ребенка посмотреть, что у любимой игрушки внутри, а для этого разобрать ее, часто приводит к неожиданным для любопытствующего результатам. В отношении алгоритмизации интеллектуальной деятельности можно сказать то же самое. За примерами далеко ходить не придется. Каждое новое достижение в области искусственного интеллекта, приводит к исчезновению очередной задачи или очередного вида деятельности, считавшейся до этого момента чисто человеческой. 
           Уже почти нет представителей столь массовой (совсем недавно) профессии счетовода и даже, в некоторых фирмах, бухгалтера – программа 1С+ с успехом их заменила.         Успехи алгоритмизации в области распознавания образов привели к почти полному исчезновению профессии вахтера.
           Столь высокоинтеллектуальная игра как шахматы и связанная с ней область человеческой деятельности (а в настоящее время высококлассный шахматист это профессия) находится в кризисе. И связано это с тем, что все ведущие шахматисты современности пользуются в тренировочном процессе (а серия скандалов показала, что есть подозрения и в соревнованиях) шахматными компьютерами. И, к тому же, все нынешние чемпионы мира успели проиграть матчи шахматным программам, без единого шанса на победу в сколь нибудь продолжительном поединке с ЭВМ. В одном из недавних по времени интервью («Бульвар Гордона», декабрь, 2008, №48(188)) Г.Каспаров подтвердил сомнения в перспективах борьбы человека с компьютером, сказав, что современные шахматные программы «Рыбка», «Deep Fritz» и «Deep Junior» значительно сильнее программы «Deep Blue», матч с которой (из 12 партий) он проиграл. «…Мы видели все эти машины от первой версии до сегодняшней, в курсе, как они росли, менялись, понимаем алгоритм принятия ими решений, но если мериться силами, нужно создать условия, в которых шахматист сможет по-настоящему проявить свой потенциал.
            Считаю, что это не должен быть матч из шести-восьми партий, потому что любое продолжительное соревнование дает огромное преимущество машине. Человек все-таки не может играть в одну силу два дня подряд – что-то всегда на него влияет. Он все время находится под прессом каких-то внешних (вплоть до погодных) факторов. А машина абсолютна, ибо начинает играть с того момента, когда вы ее включаете. Машина же не знает кто побеждает, а кто уступает, поэтому, формулируя правила этого эксперимента, следует исходить из того, что мы хотим узнать: может ли сильнейший шахматист мира в свой лучший день победить сильнейший компьютер?
             Нужно поставить стороны в равные условия и при этом человеку надо одержать победу всего лишь в одной партии. Если ему это удастся, то значит человек сильнее… Полагаю, что при таких условиях человек достаточно долго еще сможет выигрывать.»
             Условия, перечисленные Г. Каспаровым, никогда создать не удастся. И не по вине компьютера. Сильнейшую шахматную программу выявить легко, устроив матч между ними, а вот определить, когда у сильнейшего шахматиста планеты «лучший день» для выигрыша у компьютера единственной партии, думаю, не сможет даже сам шахматист.
             В более близкой для автора области деятельности – психологии, широкое применение компьютеров в психодиагностике, профессиональном отборе и обучении, меняет представление о возможностях этих прикладных отраслей психологического знания.

См. продолжение в других частях монографии "Микроструктурирование мышления ..." в этом же разделе моей страницы.


Рецензии