Дети

Ночь. Многочасовое ожидание поезда на промежуточной станции незнакомого города.

В небольшом зале ожидания пару десятков цыган с детьми. Сажусь на свободное место, чуть поодаль, и пытаюсь привести в порядок лицо после поездки в общем вагоне. Меня сразу же обступают дети: «Что это у тебя? Покажи!», выхватывая из раскрытой косметички тени, помаду, тушь для ресниц, вату, жидкость для снятия макияжа. «Отдай, отдай, не твоё…»  – Девочка, лет десяти, забирает у детей мою косметику и шепчет мне, усаживаясь рядом: «Следи за вещами, они обворуют тебя».

Из группы цыган раздаётся грозный оклик, и девочка бежит к ним, оправдываясь и что-то горячо доказывая на незнакомом мне языке. Через некоторое время она возвращается и начинает знакомиться со мной. Называет себя, спрашивает моё имя, интересуется: куда и зачем я еду, рассказывает о себе.

Она жила в крупном областном центре у бабушки, училась в школе. Но отец увёз её, сказав, что пора зарабатывать. После года скитаний, бабушка забрала девочку, и она проучилась ещё год. Но приехали отец с братьями и дядьями, избили и бабушку и её, и вот теперь она вынуждена быть с ними. А она так хочет жить дома с бабушкой, и учиться.

Пока девочка рассказывала свою грустную историю, я достала вязание. «Что это?»  – Удивилась она.  – «Ты так шьёшь?» Я, как могла, объяснила ей, что такое вязание и как из клубка ниток появляются всякие вещи. «Видишь мой свитер, шарф, шапочку, носки  – это всё связано мной». «А я смогла бы научиться?». Я достала вторые спицы, клубок ниток, и мы стали учиться вязать.

Подошла немолодая, полная, цыганка, одетая в свитер, длинную юбку, из-под которой виднелись сапожки, и пуховой платок, завязанный на спине. Она отправила куда-то девочку, а после того как та ушла, обратилась, уже по-русски, ко мне: «Ты очень добрая. Спасибо тебе, что не оттолкнула детей и разговариваешь с дочкой. В благодарность я хочу погадать тебе». Я ответила, что мне самой интересно общаться с девочкой, она большая умничка и очень жаль, что ей не дают дальше учиться.  «Я видела, что ты плакала, когда вы говорили.  – Сказала цыганка.  – У тебя доброе сердце»  – И, быстро отвернувшись, ушла. Видно и у неё было сердце не каменное.

Ещё через некоторое время вернулась девочка со стайкой ребятишек: «Не бойся, теперь они у тебя ничего не тронут». Несколько часов, до самого моего отъезда, я рассказывала им сказки, а они пели мне песни из индийских кинофильмов, кто изящно, кто смешно пританцовывая. На прощанье я подарила девочке клубок ниток и спицы.

И сейчас, по прошествии многих десятилетий, когда я вспоминаю эту историю, я вижу её перед глазами  – худенького, плохо одетого, растерянного ребёнка, которого вынуждают так рано повзрослеть.


Рецензии
Очень трогательная история.

Елена Гайдамович   18.01.2013 01:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена!
Эти истории все документальные. Так жаль, что человечество, от самого начала своего существования и по сегодняшний день, больше озабочено погоней за наживой и войнами, чем заботой о том, как всем вместе выжить в этом постоянно меняющемся мире.

Любовь Тильман   18.01.2013 02:03   Заявить о нарушении