Осмысливая другую жизнь

    
     ОСМЫЛИВАЯ “ДРУГУЮ” ЖИЗНЬ
    
     Я решил затронуть тему “осмысления другой жизни”, являющейся в моём понимании инобытием реальной жизни, воплощённым во вселенском бытии. Но для этого мне надобно первоначально пуститься на поиск смысла жизни, заложенного в основе бытия. И делать это с позиции философии. Осмысливая жизнь, свою изыскательную задачу я вижу в раскрытии феномена бытия, стало быть, и в искании смысла жизни, отражённого в Мироздании и Инобытии. [I]

     Видимо, такой подход к теме продиктован необходимостью анализа реальных проблем существования параллельных миров, или "Другого" сознания, о чём впервые заговорили французские мыслители Ж.П. Сартр и Мартин Хайдеггер. Но актуальность темы "Другого" не только отражает реальные проблемы сосуществования. В ней нашла своё выражение и собственно философская проблема, в первую очередь проблема сознания. Речь идёт о возможности понимания "Другого" сознания. Хайдеггеру удалось доказать, в "Бытии и времени", что проблема другого сознания, как проблема чисто академическая, тесно связана с реальным, культурно–историческим существованием человека. Исследования Сартра темы "Другого" являются классическими. Классическим и в смысле рассмотрения понятия "Другого" как конститутивного элемента моего бытия, и в смысле использования феноменологического метода исследования “Другого”. Вступая в полемику с Хайдеггером на эту тему, в своём произведении “Бытие и ничто” Сартр раскрывает суть собственного видения проблемы. Критика Сартра направлена, прежде всего, против бытийной структуры Mitsein, которую он понимает как бытие–с. По его мнению, Mitsein, выступая онтологической структурой бытия человека, не позволяет объяснить его конкретное существование и его конкретные отношения с “Другим”. Вот, что он пишет: “Сказать, что определенная человеческая реальность, даже если это моя человеческая реальность, “есть–с” через онтологическую структуру, значит сказать, что она есть–с по природе, то есть в качестве существенной и универсальной. Даже если это утверждение было бы доказано, оно не позволило бы объяснить никакое конкретное бытие–с; иначе говоря, онтологическое сосуществование, которое обнаруживается как структура моего "бытия–в–мире", ни в коем случае не может служить основанием онтологического бытия–с, как, например, сосуществование, которое появляется в моей дружбе с Пьером или в паре, которую я образую с Ани. … Другой в отношении “с”, взятый в онтологическом плане, не может в действительности больше быть конкретно определяемым, как рассматриваемая непосредственно человеческая реальность, alter ego которой он является; это абстрактный член и поэтому unselbststдndig, который не имеет в себе никакой возможности стать этим другим, Пьером или Ани. Таким образом, отношение Mitsein не может ни в коем случае служить нам, чтобы разрешить психологическую и конкретную проблему признания другого”. [II]

     Конечно, в такой трактовке, которую Сартр даёт Mitsein, последнее превращается в человеческую сущность, в субстанцию, в нечто “существенное и универсальное”, присущее всем людям “по природе”. В таком случае действительно невозможно перейти к конкретному “Другому”. По мнению Сартра, это основной порок позиции Хайдеггера. Но весь фокус в том, что Mitsein у Хайдеггера не является универсальной человеческой природой.
 
     ***

     Само собой разумеется, что моё изыскание в рамках этого проекта охватывает собственно “осмысление” жизни, раскрытие и внесение в неё смысла, который вне нашей духовной действенности не только не мог бы быть найден, но в эмпирической жизни и не существовал бы.

     Философский поиск смысла жизни в моём понимании – это непрекращающаяся внутренняя работа, для которой вопросы важнее, чем ответы.

     Осознанные или неосознанные, вечные вопросы “почему?’, “зачем?” и “ради чего?” постоянно сопровождают нас и требуют ответа. И с того момента, когда начинается длинный путь поиска этого ответа, осознанной становится и сама жизнь.

     Осмысливая жизнь с позиции философии и в широком смысле этого слова, задаюсь аналогичным вопросом: “В чём смысл нашей жизни, в чём смысл жизни любого живого существа?” Знать ответ на эти вопрос означает жить осознанно, целенаправленно. Вы спросите: есть ли вообще смысл задавать такие вопросы?

Попробую найти ответы на эти вопросы.

     ***

     Итак, смысл жизни – тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного “нечто”, дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь. Для того, чтобы понять жизнь, нужно как бы выйти за пределы жизни, посмотреть на неё с некоторой высоты, с которой она видна целиком.

     Стремление к смыслу свойственно всем людям – это врождённое и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остаётся глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и чётко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

     Смысл жизни – это нечто сугубо внутреннее, формирующееся благодаря опыту самого человека или это что-то приходящее “извне”?

     (Продолжение следует)

     ПРИМЕЧАНИЯ
     -----------

     [I] ИНОБЫТИЕ (нем. Anderssein – бытие в ином, бытие в другом) – категория диалектики Гегеля, в которой фиксируется один из моментов движения понятия в его саморазличении. Инобытие – свое другое, противоположность бытия (понятия) в нем самом, создающая возможность его развития, выхода за свои пределы.

     Понятие инобытия предвосхищено, по мнению Гегеля, в диалектике Платона. Согласно Платону, одна и та же вещь может быть иной и неиной, будучи причастна категориям (или родам бытия) иного и тождественного. Однако, сами эти роды бытия – тождественное и иное – не могут смешиваться. Гегель подходит к диалектике категорий иначе. Категории для него – ступени самодвижения духа, взаимосвязь их предстает как переход одной категории в другую. Иное понимается не просто как отличное от “нечто”, но как противоположность, содержащаяся в нем самом. Иное у Гегеля – момент движения понятия, которое выходит из своей начальной самотождественности – в–себе–бытия, полагает себя вовне, т. е. различает себя внутри себя, отчуждает себя в свое другое – инобытие, становится для–себя–бытием, чтобы затем вернуться к себе, став в–себе–и–для–себя–бытием.

     Для передачи смысловых оттенков категории инобытия в философии Гегеля используются понятия отрицания, границы, “овнешнения”, отчуждения.

     О.В. Вышегородцева – Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
 
     [II] Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М. : Республика, 2000. С. 271.

    
     Jan Dissident, четверг, 17. 01. 2013.


Рецензии
Малекулы ДНК вечны, раз уж по ним о далёкой старине многое узнают. Вывод: они живут в другом мире. Все туда попадём! Надо ждать. Не "надо ж дать".

Владимир Лобарев   26.08.2019 12:45     Заявить о нарушении
Ваши мысли не всем понятны будут. Мудрые мысли! Известные ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ такими долгое воемя были.Моя мысль о вечности ДНК простая. Раз она в костях - останках людей далёкого прошлого живая, значит жизнь вечна?!

Владимир Лобарев   01.09.2019 15:58   Заявить о нарушении
Писать просто, - надо дело досконально знать. Дело, о котором пишешь.Это как у учителей: если учитель знает свой предмет отлично, то он и учит отлично.

Владимир Лобарев   01.09.2019 21:41   Заявить о нарушении
Ты что, решилО стать соВетчикОм?

Безымянный1   02.09.2019 07:06   Заявить о нарушении
Оно такое, - одно на другое похожее. При внимательном рассмотрении. Успехов в вашем понимании сути вашего дела!

Владимир Лобарев   02.09.2019 11:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 52 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.