С дистанционным обучением облом. Почему?

            Понятие дистанционного обучения, как нового похода в применении ЭВМ в обучении, но, в то же время, как разновидность хорошо известных АОС, охватывает самые различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучаемый пространственно разделены, например, как при всем нам известной и широко распространенной в советское время, заочной форме обучения.  При этом становится необходимой среда или средства, с помощью которых происходит общение преподавателя и обучаемого.
Кроме широко применяемых уже немало лет почты и телефона, в последнее время все шире применяются интерактивные  обучающие  средства и системы, локальные и глобальные компьютерные сети. Особенности среды общения, использование новых технологий передачи информации, накладывают определенный отпечаток, как на само общение между преподавателем и обучаемым, так и на методику обучения, а значит, существенно влияет на весь процесс обучения, основанный на этих технологиях.
            Отечественная практика дистанционного обучения, особенно с использованием компьютерных сетей, достаточно ограничена как по времени существования, так и по интенсивности ее использования, однако она успела породить ряд мифов педагогического и психологического порядка, которые уже сейчас мешают разработке эффективных дистанционных учебных курсов, негативно влияя на общие тенденции развития дистанционного обучения.
            ПЕРВЫЙ МИФ - дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения. В действительности дистанционное обучение  по своим характеристикам  настолько сильно отличается от традиционного, что успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей и ограничений новых технологий передачи учебной информации, возможности учета требований частных методик обучения конкретных дисциплин, корректировки существующих или разработки новых критериев  обученности и т.д. Как правило, дистанционный учебный курс является более целостным, если он используется в виде спецкурса или факультатива, но не в качестве основной формы обучения.
            ВТОРОЙ МИФ связан с уверенностью энтузиастов дистанционных систем обучения в том, что все студенты хотят и любят заниматься в системах подобного типа.
Могут показаться неожиданными данные зарубежных исследователей о том, что если использование компьютерного дистанционного обучения является добровольным, то, как студенты, так и преподаватели (конечно, кроме разработчиков системы)  склонны обходиться без него. Подобные данные приводятся специалистами Open University (США),  Dutch Open University (DOU, Нидерланды),  NKI (Норвегия), U.S. Army Research Institute       (США) и некоторых других . На степень добровольного использования компьютеров влияют различные факторы и среди них: высокая напряженность деятельности, психическое утомление, зрительный и физический дискомфорт, возникающий у большинства студентов при длительных занятиях за дисплеем компьютера и т.д.
             Следует принимать во внимание и то, что наиболее осторожные из исследователей рассматривают текст на экране дисплея не как полную замену, а как дополнение существующих традиционных форм предъявления информации. Это объясняется наличием некоторых особенностей  восприятия человеком текста с экрана дисплея по сравнению с текстом обычного печатного материала, например книги:
- в нервной системе человека есть специальный контрольный механизм  координации движений рук с движениями глазных мышц. Поэтому нам всегда легче читать то, что мы держим в руках, по сравнению с тем, что лежит на столе;
- координация  движений рук и глаз позволяет быстро просматривать текст на бумаге, почти интуитивно находя нужную информацию;
- фиксированное положение дисплея компьютера (как правило: у  стены) делает затруднительным расслабление глаз путем переключения внимания на более далекий предмет. Как следствие, глаза утомляются быстрее, чем при чтении текста на бумаге;
- существуют различия в освещении экрана дисплея компьютера и листа бумаги. Дисплей освещается изнутри, а лист отражает падающий на него свет. Поэтому при работе с компьютером рекомендуется приглушить свет в помещении, а при работе с текстом на бумаге свет от внешних источников должен быть достаточно ярким. Особенно серьезные проблемы возникают, если необходимо одновременно работать с информацией  на бумаге и на экране дисплея;
- в отличие от чтения текста на дисплее текст на бумаге не вызывает необходимости держать тело в определенном положении, чтобы сфокусировать зрение, что быстро вызывает мышечный дискомфорт, а иногда и  желание поскорее выключить компьютер.
             ТРЕТИЙ МИФ  генерирует убеждение в том, что в дистанционную систему обучения могут быть включены любые студенты, вне зависимости от их индивидуально-психологических особенностей. Да, действительно, подключать к системе дистанционного обучения  можно любых обучаемых, но результаты обучения будут очень сильно отличаться между собой в пределах  «от очень впечатляющих», до «никаких», т.е. до полного отказа учащихся от применения системы дистанционного обучения.
             К психологическим особенностям обучающихся, повышающих эффективность дистанционного обучения, делающих такой вид обучения желательным, следует отнести: уверенность в себе, организованность, способность к сотрудничеству, нацеленность на успех, высокую внутреннюю мотивацию учения, а не просто быстро проходящий интерес к технической новинке – виртуальному ВУЗу, психологическую устойчивость, низкую личную тревожность, эффективно работающую кратковременную и надежную долговременную память. Это позволяет сохранить у обучающихся позитивное отношение к использованию подобных средств в условиях, которые постоянно   стимулируют развитие информационного стресса достаточно высокого уровня.
            Дидактические особенности дистанционного обучения, в случае удачной реализации и успешного применения, несомненно, стимулируют интеллектуальную активность учащихся. Это достигается с помощью четкого определения целей изучения и  применения материала, а также вследствие активного вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала.
            Однако появление новых знаний у учащихся определяется не столько их доступностью, сколько их желанием этим доступом воспользоваться. Ограниченность словарного запаса студентов вузов  и неправильность их речи, не есть следствие отсутствия у них доступа к художественной литературе, словарям и грамматическим справочникам.
Мнение специалистов, разрабатывающих АОС, что дистанционное обучение усиливает учебную мотивацию, можно считать ЧЕТВЁРТЫМ МИФОМ, в виду того, что новизна впечатлений от системы дистанционного обучения может стимулировать внешнюю, а не внутреннюю мотивацию к ее использованию, да и то ненадолго.
            К недостаткам дистанционного обучения следует отнести и то, что при этом виде обучения почти невозможно использовать важные психологические эффекты, присущие обычному групповому обучению. В коллективном внимании, несомненно усиливающем эффект обучения, проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заражение, взаимодействие, групповое внушение, соревнование и многие другие, влияние которых на совместную деятельность групп людей исключительно велико.
            Достаточно долгое время специалистов тревожит относительная успешность автоматизированного контроля и тренажа элементарных, впрочем, и не очень, навыков и почти полная неуспешность автоматизированного обучения. Особенно, если речь заходит об адаптации и индивидуализации учебного процесса к возможностям и личным особенностям учащихся. Это лишний раз подчеркивает решающее значение для процесса обучения наличие почти неформализованного массива профессиональных, личностных знаний учителя.

См. продолжение в других частях монографии "Микроструктурирование мышления ..." в этом же разделе моей страницы.


Рецензии
В Питере (и в США) был большой опыт "Учебного телевидения".
Хорошо написано!!!

СПРАВКА

Образовательное телевидение или обучения телевидения является использование телевизионных программ в области дистанционного образования . Это может быть в виде отдельных телевизионных программ или выделенных каналов специальности , которые часто ассоциируются с кабельным телевидением в Соединенных Штатах , как общественные, образовательный и правительство доступа (PEG) поставщики каналов.

Есть также образования для взрослых программы для старшей аудитории; многие из них обучающее телевидение или «телекурс» услуги , которые могут быть приняты для кредита колледжа.

Григорий Аванесов   27.08.2020 14:46     Заявить о нарушении
Григорий! Очень надеюсь, что Ваши слова: "Хорошо написано!!!" - это реакция на мой текст.. Если это так, то большое Вам спасибо. С уважением.

Владислав Логинов   27.08.2020 15:26   Заявить о нарушении
Отлично текст написан!

Григорий Аванесов   27.08.2020 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.