Моя теодицея

                Из писем к N.N.
       
                "Действительность создана для сознания."
                N.N.


                Красота есть самый верный способ привлечь внимание. Мир красив, он создан для зрителя.   
                М.С.               
   
   Сегодня я бы сказала так.  Действительность создана для осознания и любви. Нет. Для любви и осознания. Именно в такой последовательности взаимоотношений.

                ПИСЬМО ПЕРВОЕ

  Можно ли прийти к Богу через разум, размышление? Как  экстраверт мыслительный(см. "Психология типов" К.Г.Юнг)понимаю, этот путь был  для меня предопределён. Философия, Платонизм,гностицизм, святоотеческое наследие постепенно формировали мою картину мира. Она складывалась достаточно противоречивой, и, наконец, началось испытание сознания на разрыв.
 
   Незамедлительно требовался синтез. Однако способностей для синтеза, удовлетворяющего запросы сознания,во мне не обнаружилось.
   На первое место вышла проблема духовной идентичности. За кем следовать, чтобы не "распасться на дхармы", на не сопряжённые фрагменты чужеродных воззрений, не пойти вразнос? Как вернуть утраченную целостность?
  Оставался один, самый верный путь. Сделать опыт философской интуиции или религиозно-мистический опыт своим.
Нащупать для себя то живое, что находится под системой, под догмой.
  Национальная идентичность (русская) повелевала припасть или ко славянскому язычеству, или к христианству, привергнувшись православию.
  Первое не оставило письменных памятников. Второе оказалось более чем доступным в литературной и богослужебной форме.
  Православие успокоило метания ментальные, ублаготворило искания этические, и главное, пробудился тот DASEIN - выступление из потаённости, проживание истины, что позволяет наполнить жизнью чужое повествование, сделать его своим.

                ПИСЬМО ВТОРОЕ (умствования)

  Уникальное значение каждой личности.
  Математик В.Налимов писал  о Вселенной смыслов и о предназначении человека расшифровывать смыслы реальности и из Вселенной смыслов создавать Вселенную информации.
  Человек - наблюдатель феноменов и толкователь наблюдаемого.
  Всё бесконечное множество смыслов реальности, также как и смыслов каждого понятия  - семантического истолкования наблюдаемого и осознанного - математически описывается  кривой распределения Гаусса, то есть распределением вероятностей.
   Здесь на пике  кривой и вблизи него сосредоточены  раскодированные - распознанные, семантически истолкованные  и  признанные общезначимыми смыслы.  Далее,  по мере приближения кривой к абсциссе, располагаются и сосредотачиваются нетривиальные, неочевидные смыслы, и вероятность их раскодирования уменьшается. 
   Каждое индивидуальное сознание призвано вносить свою лепту в заполнение кривой распределения вероятностей, отыскивая смыслы, не распознанные ранее, и облекая их в семантическую форму, т.е в какой-либо язык, и тем самым достраивая информационную Вселенную.(А, может, ноосферу).

                ПИСЬМО ТРЕТЬЕ
 
   Человек - носитель индивидуального сознания. Термин сознание понимается сегодня очень широко. Высшими формами индивидуального сознания являются разум и воля. Они же - основные модусы личности.
   Личность -  особая, духовная сущность, отличная от всех других. Даже, если исходить только из эволюционной теории, личность как  носитель сознания - вершина эволюции. Некий  уникальный центр, из которого происходит осознание реальности. 
  Христианская теология рассматривает личность как обладающую  Духом, заключённым в телесную форму.
  ДУХ ЛИЧНОСТНЫЙ - искра Мирового Духа, проявление Мирового Духа - Мирового Разума и Мировой Воли.  Личность является абсолютом  имманентного, "тварного" мира. (Если не следовать философии Гегеля в абсолютном самораскрытии Мирового Духа).

  По аналогии, Абсолютом  трансцендентного мира  и Бытия в целом также должна быть Личность. 
  Личностный аспект Мирового Духа, Мирового Разума - БОГ, всегда превосходит безличностный аспект.
  В высших - монотеистическик религиях, Бог есть личность.   
  Безличностный аспект - лишь Слава Божья, Сияние, Ореол, Фаворский свет, исходящий из Центра. Поэтому безличностный аспект  иерархически ниже личностного
  Центр всегда -  ЛИЧНОСТЬ. ТВОРЕЦ - всегда ЛИЧНОСТЬ.
 
  Подобные размышления и рефлексии,  привели меня к  приятию монотеизма.
 
  Тайны творения из Ничто, Бытия из Небытия, Космоса из Хаоса  я почитаю превышающими моё индивидуальное сознание. Бог был, есть и будет всегда. Мир же преходящ. Была точка начала материального мира. Будет точка его конца. Дальнейшие попытки осмысления бесперспективны в тварном мире.  Мы получим ответы на эти вопросы в мире духовном, идеальном, если заслужим его.

                ПИСЬМО ЧЕТВЁРТОЕ

    
   
   Христианская этика даёт утешение душе. И мне не стыдно говорить: "Моя душа ищет утешения". И находит его в христианстве.

   Почему-то говоря о Боге христианства чаще всего имеют ввиду Ветхозаветного Бога, приписывая Ему все качества тирана, а христианину - все качества раба именно этого тирана. Ветхозаветный Яхве требует полного подчинения себе и благодарения за избранность для этого подчинения. Именно "нрав" ветхозаветного Бога нуждается в оправданиии, так как Он - полный тиран,диктующий свою Волю, жестоко карающий за ослушание и даже за сомнение и не предполагающий для человека никакой собственной воли и тем более свободы.

   Православие исповедует Бога Живого, Бога, с которым возможно двустороннее общение ( не только в виде жертвоприношений и обрядов и ниспосланных приказов-откровений).
   Бог Нового Завета. Он - ни в коем случае не кумир, не идол. Кумиротворение расценивается в христианстве как грех.
   Новозаветный Бог -  Бог  трёхипостасный. Отец, Сын, Святой Дух. Могущество,Любовь, Мудрость.
   Догмат о Троице при достаточном воображении и доверии к "Символу Веры"(молитва "Верую...")не вызывает ни малейшего расщепления сознания, прекрасно обосновывая христианскую картину мира.
   Наука тоже покоится на своего рода догматах. Человеку не привыкать опираться на них, чтобы не зависать над бездной Бытия и ограждать себя от ужаса   неизбывного падения  в Ничто.
 
   Взаимоотношения человека с Богом построены на Любви и на естественном желании не огорчать Любимого.
 
   В философско-богословской литературе существует целый раздел - теодицея - оправдание Бога, объясняющее противоречие между Его всемогуществом и существованием зла в мире Им созданном. Хотя дуализм добра и зла представляется несколько призрачным, не истинным. Зло - это нечто вроде отражения добра в кривом зеркале реальности. Зло не имеет собственного источника энергии, света. Потому через искушение и обман дьявол - отец лжи - искажает и замутняет свет истинный.

                ПИСЬМО ПЯТОЕ

   Основной постулат Теодицеи - понятие свободы личности человека и свободы его выбора. Бог ждёт свободной любви человека к Добру. Зло, избираемое человеком по своей воле, приводит к злым следствиям.
   Эти следствия в реальности исправлены быть не могут( что близко понятию "кармы"),в лучшем случае частично. Для полного исправления надо повернуть время вспять.

   Но они (следствия) могут быть исправлены  для инобытия. Это и есть спасение, Когда человек, несмотря на свою греховность, только через её осознание и истинное раскаяние может так преобразить душу, что вся вина неправедной жизни по страстям и все последствия греховных деяний прощаются для вечности. В вечность душа приходит чистой.   
               
   Навязывание человеку образа действия и  отсутствие свободного выбора противоречит изначальному замыслу Бога о человеке, как о личности, обладающей свободой воли.
   Объясню на примере. Родитель имеет печальный опыт какого-либо действия, опыт проработанный - осознание последствий, выражающееся в знании.

   Может ли он  препятствовать подобному деянию сына? Может ли он устранить негативные последствия?
   До  совершения действия - да. Но чаще всего только путём принуждения. Чтобы препятствовать путём убеждения, когда  правильное самоосознание приходит как бы само собой, надо сына перевоспитать. А для этого потребуется вернуться к рождению, и начать всё заново, то есть обратить время вспять, что невозможно в тварном мире.
   Иной путь - ввергнуть сына в  испытание, преобразующее его личность.Тогда сын сам оценит свой опыт, осознает его. И далее уже осознано будет выбирать между добрыми и дурными последствиями.

                ПИСЬМО ШЕСТОЕ

   Конечно, всё не так однозначно. Нам не дано прозреть всех причин и следствий.
   Остаётся перевести на интуитивный уровень различение добра и зла, благих и злонамеренных мотиваций, чтобы в ситуации выбора склоняться к добру, чтобы выбор добра осуществлялся как естественная потребность.
 
   Для этого в христианстве разработан как кодекс добродетелей, так и способы их воспитания в себе.

   Главным в обретении истинных добродетелей я усмотрела отказ от проекций. Недопустимость такого способа психологической защиты, при котором все неоправданные с точки зрения благой мотивации причины  действий коренятся в другом, но не в тебе. Другой, но не ты подвинул тебя в направлении ко  злу в каждом конкретном случае. Или так сложились обстоятельства.
Это позволяет полностью снять с себя вину и ответственность. Защищает сознание и самоосознание от мучительного для гордыни чувства собственной несостоятельности.
    Христианство настаивает на оправдании другого и на признании собственной вины и ответственности за обстоятельства, в которых ты оказался.

                ПИСЬМО СЕДЬМОЕ   

  Мне очень понравился призыв Святых отцов к самонаблюдению, постоянной бдительности в каждой ситуации выбора. К чёткому различению - каким силам будет надобен  тот или иной выбор, какие силы им воспользуются.

  Чаще всего даже добрые первоначальные намерения спонтанно могут быть отняты, искажены раздражением, возмущением Эго, инстинктивной защитой гордыни. Необходимо предотвращать мгновенный выброс эмоций при общении. Многие ситуации "заякорённые" прежними болевыми эффектами и аффектами воспринимаются как угрожающие, неприемлемые.
 
  Лучший способ сдерживания мгновенного отреагирования - Иисусова молитва. Произнеси Иисусову молитву, потом отвечай.      Возмущение Эго уляжется. Разум обуздает страсти.  Подобная задержка эффективна в горячих прениях, особенно с идеологическими противниками. Помогает не опускаться до поношений.
   
                ПИСЬМО ВОСЬМОЕ

   После  раздумий, которые для мыслящего человека обязательно сопровождают Веру, философское понятие теодицеи приобретает более человечный облик.
   Становятся понятными тяжелые  и страшные испытания, которым постоянно подвергается человечество, не желающее осознавать, что оно в целом и каждый человек в отдельности и есть причина несчастий и всего зла, накопившегося на Земле.

     Бог перевоспитывает всё человечество и каждого человека в отдельности, как ЗНАЮЩИЙ отец, через испытания.
  Причиной зла является грех - зло моральное, претворённое в реальный акт, или даже только мыслимое.
  Богу нельзя приписывать  амбивалентность созданного им мира. Как Абсолют Он только благ, только Добр.
 
     Высшей Любовью Бога является Справедливость.
  На представлении о Высшей Справедливости потребность оправдывать или призвать  Бога к ответу у меня улеглась.
  И я задумалась о том, где и как  осуществляется Высшая Справедливость.
          Задумалась очень надолго.

                ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ

       Что чаще всего отвращает от христианства и особенно от православия? Елейное лицемерие. Ни в коем случае не осуждаю в этом грехе всех верующих (это слово тоже часто вызывает раздражение именно из-за подозрений в лицемерности веры).
       Однако, если учесть, что психика человеческая гораздо более амбивалентна, чем вся реальность в целом, всё становится понятным. Можно исповедовать, проповедовать, но не действовать в соответствии.
       В чём причины?

       Во-первых,в засилье проекций, о которых я уже писала. Далее - в самооправдании и переносе ответственности на другого. В стойкой привычке к осуждению чужих проступков. В ксенофобии (боязни чужого как враждебного)

       Адепты веры, особенно из новообращенных, очень любят читать проповеди и наставления, в которых выдают желаемое за свершившееся. Выставляют свою веру неколебимой, стройно оформленной, и вообще самой истинной. Самоубеждаются. Самоукрепляются.

       Есть ещё один тонкий момент. Вера истинная требует жизни по вере, требует настоящих действований, даже жертв.
Однако люди ленивы, инертны, не желают терять покой и удобство привычного.

       Проповеди и осуждения, часто злостные, когда человек входит в раж,создают иллюзию непосредственного действия.
     Либидо (в Юнгианском понимании как психическая энергия вообще), накопленное при искреннем, но не находящем полного удовлетворения стремлении к трансцендентному, разряжается. Приходит чувство "глубокого удовлетворения".
      
      Боюсь, что и мои богословские изыскания вот-вот приведут к подобному чувству. Посему письма заканчиваю.
      Хотя на эту тему можно рассуждать ещё очень долго.
      Лучше почитать Святых отцов: Иоанна Лествечника, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Ублажить душу.
      Мне очень помогли произведения Клайва Стейплза Льюиса, замечательного английского писателя и учёного.
   

         Прошу прощения  за неудовольствие от прочтения, если таковое возникнет.
 
         И с Праздником Крещения Господня  поздравляю всех православных.
 
18 января 2013 года 
      
          


Рецензии
Марусенька, я просто восхищаюсь тобой! Я не такая. Я погрязла в самонаблюдениях, самооценках, в самообличении, но это не от Бога, а от дурацкой своей натуры. Ты знаешь, как я отношусь к философии... Может быть, потому и жизнь складывается нескладно. Но складна ли она у тех, кто глубоко верит? Да, у меня есть несколько иконок и я подхожу к ним и разговариваю с ними. Но мы живем в каком-то перевёрнутом мире, где не добро правит, а ложь, где богами становятся не самые порядочные люди, где ложь побеждает правду. мне хочется верить заоблачному, но я хожу по земле. Верю только тому, кому верю, анализирую только из практики профессии, встреч, короче, жизни.
Милая моя, хорошая! Счастья тебе. удачи и твоей глубокой веры, которая, надеюсь, помогает тебе преодолевать беду. Со старым тебя Новым годом. Он не обещает быть добрее. Я боюсь его. Это личная и только личная интуиция.

Алла Слонимерова   13.01.2019 13:15     Заявить о нарушении
Аллочка, дорогая, спасибо тебе за одоление этих поползновений на теологию. Мой духовный отец, иеромонах ( к сожалению, покойный), называл мои труды высокоумием и плотским мудрованием. Грешна, любила поумствовать даже с ним. Но тогда были спокойные и даже счастливые времена. Украина ещё не совершила прыжок в пропасть безумия, у сына был приход и здоровье, раскольников ещё не натравили на каноническую церковь, православные Лавры были в безопасности. Сегодня от этих бед я впадаю в отчаяние. Помогает ли вера бороться с ним? Да, если успеваю (но не всегда успеваю)обратиться за помощью в молитве или иду в храм, еду в Святогорск или в лес ( для меня он тоже храм). Борюсь, не поддаюсь силам зла, которые отчаяние насылают. Раньше пыталась облекать эмоции в слова. Тоже помогало. Сейчас слова растеряла.
Я тебя тоже поздравляю с Новым годом. Для нас это середина Святок. Впереди праздник Крещения Господня. Бог даст, в Лавре его встречу.
Будем надеяться на светлое и доброе.

Марина Стрельная   13.01.2019 20:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.