Человек и его отражение

Жил-был Человек. Это был весёлый, здоровый молодой человек. Он любил море, ветер, леса и горы. Он любил ходить по Земле и петь. И однажды, скитаясь в тёмном лесу, он вышел к лесному Озеру.

Человек никогда прежде не видел Озера. Ему даже вначале показалось, что там вообще нет ничего. Видели вы, как в жаркий летний день дрожит и колышется над разгорячённым пляжем воздух? Вот так же терялась полоса прибрежного галечника в прозрачной воде. Серо-зелёные перья сосен простирались с крутых берегов. Человек даже зажмурился, чтобы проверить – не почудилось ли ему. Но Озеро существовало.
Человек подошёл поближе и увидел Отражение. Он никогда прежде не видел своего отражения. Он долго стоял и удивлённо смотрел вниз. И Отражение улыбнулось и спросило:
- Я тебе нравлюсь?
- Да, - сказал Человек, и растерянно улыбнувшись, провёл рукой по светлым волосам.
- И ты мне тоже, - ответило Отражение.
Человек подошёл поближе, и вода хлопнула его по ботинку. Он сел на камень и всё смотрел в воду. И Отражение смотрело из воды. Солнце близилось к закату, золотыми тарелочками заплескало в слегка вздыбленной ветром воде. Но – странное дело! – ветер колыхал воду, а Отражение не исчезало, не двигалось. Оно не подчинялось законам природы.
Стало смеркаться. Отражение уже еле различалось в сливавшейся с берегами воде.
- Приходи ещё, - сказало оно Человеку и снова улыбнулось. Потом наступила ночь.

И Человек пришёл ещё.
Они лежали рядом и смотрели друг на друга.
- Объясни мне, - задумчиво говорило Отражение. – Я существую уже тысячи лет. Я видело, как рушились миры, пролетали птицы, сменялись времена года. Я колыхалось вместе с волнами и замерзало с первыми морозами. А теперь я забываю об этом.
А Человек ничего не объяснял.
Он просто смотрел вниз и улыбался.

И ещё приходил Человек. То редко, то часто – но приходил. Об одном только сожалел Человек. Отражение всегда оставалось в Озере. Оно не могло сопровождать его на весёлых пирушках. Не могло помочь ему выбраться из дебрей, если бы он заблудился. Оно только отражало его, когда он возвращался к лесному Озеру, отражало - уставшего, растерянного, весёлого и побитого. И говорило правду. А Человеку хотелось отдохнуть, забыться.
И Отражение стало раздражать его.
- С тобой невозможно разговаривать, - сказал он однажды. – Ты всё принимаешь всерьёз.
- Всерьёз? – не поняло Отражение.
- Прости меня, - сказал Человек и закрыл лицо руками.

И пришёл он однажды.
И лицо его было в грязи, а руки в крови.
В чужой крови.
- Это не я, - сказал Человек испуганно.
- Ты, - ответило Отражение.
- Ты злюка. Убирайся отсюда, - сказал Человек.

И Отражение послушалось.
Оно встало и закачалось рядом с Человеком. Оно было такое нереальное, зыбкое-зыбкое. Оно расплывалось, и предметы были видны через него насквозь.
- Ну иди же… иди! – стиснув зубы, крикнул Человек, и слёзы показались у него на глазах.
А Отражение не двигалось. Просто оно впервые в жизни поднялось из Озера и не знало, куда идти.
И Человек ударил по Отражению и раз, и два, и три. Но в пустоту были его удары. А когда успокоился воздух, всё так же качалось Отражение, только ещё более зыбкое, нереальное, печальное.
Но Отражение опустило голову и сказало:
- Не бойся. Я замешкалось немного…  Но раз ты так хочешь, я уйду. Я не смогу иначе. Ведь я всего-навсего твоё отражение…

Первым, кто повстречался Отражению, был Кустик.
- Какой ты зелёный! – сказало Отражение в восхищении.
- Сам зелёный, - обиделся Кустик.
- Извини, - сказало Отражение. – Я не хотело тебя обидеть. Почему ты обижаешься? Ты такой пушистый и красивый.
Кустик не выдержал и заулыбался. А потом вздохнул, пошелестев всеми листьями, и сказал:
- Я очень несчастен. Когда я взрослею, становлюсь жёлтым и сухим. А пока я молодой и красивый, все обзывают меня зелёным.
- А ты плюнь, - посоветовало Отражение. – Не обращай внимания.
А Кустик только задумчиво шелестел листьями. Он всё понимал. Но всё-таки ему очень хотелось обратить на себя внимание. Это было так приятно…

А на другой стороне поляны рос Бессмертник.
- Это правда, что ты бессмертен? – спросило Отражение.
- А тебе-то что?
- Ничего. Просто я тоже бессмертно.
И так как Бессмертник молчал, Отражение нерешительно продолжило:
- Тут недалеко растёт Кустик. От очень красивый.
Бессмертник молчал. Его на зиму засыпало снегом, а когда земля оттаивала, он появлялся вновь. Он не был красив.

На пеньке сидел Карандаш – грустный мальчик в чёрном костюме с хохолком на макушке.
Карандаш сказал:
- Все говорят, что я равнодушный. Но это неправда. Если я не хочу, я ломаюсь. Меня оттачивают. Но я могу кончиться… Конечно, на моё место придут другие, но я всё равно кончусь. И хотя бы это будет мне утешением.
- Ты хороший, - сказало Отражение. – Как бы я хотело тебе помочь!
Мальчик недоверчиво поднял глаза.
- Ну говори же! – воскликнул он вдруг.
- Говори?
- Ну да, говори! Я запишу всё для людей. Я научу их, как быть честными и добрыми.
- Но я Отражение. Я не могу говорить. Я могу отражать.
- А я могу только записывать, - грустно опустил голову Карандаш…

Гриб был плотный и крепкий, как деревянная матрёшка. Без единой чревоточинки. Он не привык к посторонним лицам.
- Это кто там ходит? – недовольно проворчал Гриб.
- Это я, Отражение.
- Как интересно! – воскликнул Гриб. – Отрази меня.
Отражение отразило. Но Гриб ничего не мог увидеть из-под своей шляпки.
- А ты лживо, - сказал он уверенно. – Зачем ты меня обмануло?
- Я не обмануло, - обиделось Отражение. – Ты сам ничего не видишь из-под своей шляпы. Ждёшь, пока тебя в корзину положат.
- Меня хоть в корзину, а тебя куда? За тебя и уцепиться-то негде.
И Отражению стало очень печально. Потому что это ведь была правда.

Там была телега. И у телеги Колесо. Солнце сияло в начищенном до блеска металле.
- Ты можешь отражать Солнце, - с уважением сказало Отражение. – Какое ты красивое.
- Меня все любят, - сияя от удовольствия, сказало Колесо. – Ни одна телега не обойдётся без меня. Когда я еду по деревне, все мальчишки бегут за мной. И когда грязно, люди не могут без меня. Я выручаю всех. Ах, сколько я видело! Сколько путешествовало!
- Я тоже хочу всё видеть. Покажи мне! – обрадовалось Отражение.
- Покажи? – озадаченно спросило Колесо. – Но я не могу показать. Это всё осталось… ну там. Где я ехало. Да что ты меня спрашиваешь! Ведь ты само…
Колесо озадаченно замолчало. Только сейчас оно сообразило, что Отражение существовало одно. Само по себе. Это было так необычно, что Колесо никак не могло подобрать слов. Отражение догадалось:
- У меня был Человек. Он меня прогнал.
Но Колесо не слушало. То, что оно увидело, не могло уложиться в его блестящей голове.

На краю деревни, в разлапистом высоком доме жили Муж и Жена. Они ссорились.
Отражение стояло и смотрело. Они ссорились долго-долго, и у Отражения стала кружиться голова. Оно присело на кровать и, улучив момент, когда они немного перестали ссориться, обратилось к Мужу:
- Почему вы всё время ссоритесь?
- О, я так несчастлив, - сказал Муж. Я больше не могу так жить.
- Почему?
- Почему… - вздохнул Муж. – Я всё понимаю. Я далеко не самый лучший и даже не средний человек на свете. Я понимаю это. Но я не виноват, что я такой.
И тут они снова начали ссориться. И Отражение снова сидело на кровати, и у него закружилась голова. И когда они немного перестали ссориться, обратилось к Жене:
- Почему вы всё время ссоритесь?
- Я самая несчастная в мире! – воскликнула Жена. Она не выдержала и зарыдала, и Отражение подавало ей воду. А успокоившись, она закончила:
- Я самая обыкновенная женщина. Но что же мне делать, раз я обыкновенная? Ну что – скажи – мне делать?
И Отражение ничего не поняло.

И Отражение встретилось с Добротой.
- Кто ты? – спросила Доброта.
- Я – Отражение…
- Отражение? Отрази меня.
Доброта очень понравилась сама себе. Она и правда была красива.
- Давай дружить, - сказала она.
- Давай. У моего Человека тоже была Доброта.
-    Я покажу тебе весь Земной шар. Я знаю такие тропинки, где не ходит никто. Люди боятся ходить по Земле. Но Доброту пускают везде.

И они обошли весь Земной шар. Они видели зло и счастье, нищету и богатство, равнодушие и бескорыстие.
И Отражение спросило:
- Люди ссорятся и убивают друг друга на Земле. А она такая большая. Почему это так?
И Доброта не могла ответить.
И Отражение сказало:
- Прости меня. Я тебя никогда не забуду.
- Ты уходишь? – вздрогнула Доброта.
-    Прости меня, - ещё раз сказало Отражение. - Я жило, как ветер, как солнце, и ни о чём не думало. А потом пришёл Человек и объяснил мне ВСЁ. А потом Человек исчез, и исчезло ВСЁ. И для меня не было больше ни ветра, ни солнца. И ни Человека. И я не могу жить, пока не обрету снова ВСЁ. Мне нужно узнать ещё так много…  Но я знаю – у меня никогда не будет больше такого хорошего друга, как ты.
И Доброте впервые в жизни захотелось сделать кому-то больно. Чтобы поняли, что и у неё, Доброты, не вечны силы. Что она тоже живая, тоже может быть пораненной и умереть.

И Отражение увидело Человека.

- Здравствуй, - сказал Человек.
- Здравствуй, - сказало Отражение.
Они стояли друг против друга и не знали, что сказать.

- Отрази меня, - попросил Человек.
Отражение отразило.
Напряжённо вглядывался Человек, но не увидел ничего.
- Как ты изменилось, - сказал Человек. – Ты стало почти как человек. Почему я ничего не вижу?
Отражение не знало.
Они шли рядом, как равное с равным. И никто со стороны не смог бы сказать, где Человек, а где его Отражение. И лица, и походка у них были разные, и совсем чужими и ненужными они казались рядом.
Они дошли до Озера. В воде плыли облака, колыхались берега. И Отражение думало, что было одним из этих облаков:
- А теперь мне страшно ступить в воду. Я боюсь утонуть.
А Человек думал, что зря он столько и ждал, и боялся встретиться с Отражением. И что Память его бешено падает назад, но насквозь проходит через отражения, и ничего не видно в этом расширяющемся бездонном колодце.
И ещё Отражение думало, что, пожалуй, напрасно оно родилось бессмертным, и что всё-таки это не так легко и забавно блуждать бесконечно по взвихренной и вздёрнутой на дыбы Вселенной, которая так и не слилась для него в целом – в Человеке.

Фото Алексея Колосова.


Рецензии
Мне показалось, что здесь два рассказа - в одном главный герой - Человек, в другом - Отражение. Было бы неплохо - логически - разбить довольно длинное для притчи произведение на две главки. А что касается идеи - она говорит сама за себя, для того и существует притча.

Нина Писарчик   22.01.2013 19:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.