Русская икона и Квадрат Малевича

Выборы проходят и уходят. Волнения. Большой Болотный театр. Защита общечеловеческих прав. Игра в демократию. Надоело об этом. Всему свое время...

Давайте поговорим об иконе.

На протяжении веков русский человек хорошо знал, что такое Православие и какую роль играет в христианском храме икона. Приветствия типа: «Здорово, чувак!» или «Привет, братан!» были не в ходу. Русский человек при встрече с другим человеком просто кланялся ему, ибо каждый смертный есть образ и подобие Божие, то есть живая икона.

Преп. Феодор Студит писал когда-то: «То, что человек сотворён по образу и подобию Божию, показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело Божественное».

В православном понимании икона не обязательно должна быть написана красками. В качестве своеобразной иконы может выступать даже молитвенное обращение к Богу, Богородице или святым, формирующее в разуме некий образ, иногда и более чёткий, нежели воспринимаемый глазами нашими.

Однако вернемся к иконе настоящей и привычной, без коей нельзя представить ни величавый многокупольный собор, ни полуразвалившуюся деревенскую церквушку.

...Но никак не могу обойтись без небольшой оговорки. Ныне, после, казалось бы, нескончаемых лет полного господства грубого материализма, а затем и откровенных потребительских верований, в нашей стране приходится заново постигать всё то, на чём стояла русская духовность и российская культура. Сложно идти этим путём. Изменились мысли, идеи и приоритеты. Теперь, ежели напишете, что любовь к Богу – это мерзость, вас сочтут свободомыслящим человеком. А ежели начнёте что-нибудь высказывать против кумиров современного общества -- актёров, писателей или режиссеров, – обструкция гарантирована на сто процентов с хвостиком. Всенепременно раздастся грозный рык: «Не сметь трогать святое!» Если Вы начнёте с умным видом рассуждать, как обезьяна превратилась в человеческое существо в результате миллионнолетней эволюции, вам обязательно поддакнут: «Ах, это научно...» А попробуйте оспорить сию точку зрения и предложить выводить род людской хотя бы от Ханумана (куда уж тут вспоминать Адама и Еву!), – вас тут же попытаются заткнуть. Видно, нравится народу происходить от обезьяны, не имеющей души, дарованной Богом человеку!..

Первые христианские иконы появились еще в I веке от Р. Х. По Преданию, первейшей иконой считается «Спас Нерукотворный» на убрусе – дар самого Иисуса Христа государю Эдессы Авгарю. Современная археологическая наука фиксирует появление ранних христианских изображений в городах Помпеи и Геркуланум, погибших в результате извержения Везувия в 79-м году. Чуть более поздним временем датируются фрески на библейские и чисто христианские сюжеты в римских катакомбах и катакомбах Дура-Европос (Междуречье), где уже от II века к нам дошел лик Девы Марии.

В соответствии с традицией определяется, что первым собственно иконописцем был апостол и евангелист Лука. Он написал икону, посвященную событиям Пятидесятницы, и запечатлел образ Божией Матери.

С давних пор иконописцы старались передавать святые образы на иконах, но главным для них являлась трансляция не внешнего облика, а внутреннего состояния человека, которое как бы просвечивало сквозь телесную оболочку.

Развитие иконописного мастерства привело к созданию удивительнейшего по красоте мысли богословия православной иконы, вершиной которого стало обоснование существа и сущности иконописания на VIII Вселенском Соборе (VIII в.).

Русская земля также дала целую плеяду мыслителей-иконолюбов, таких как о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский, Е. Трубецкой, Л. Успенский, А. Лосев, А. Грабарь и В. Лосский. Впрочем, список можно продолжать и продолжать...

В православном храме икона играет важнейшую роль в богослужении. Святые, изображенные на иконах, через свои образы, через крещенскую благодать Святого Духа участвуют в литургии напрямую. Таким образом, «исправляют молитву» одновременно не только люди, собравшиеся в церкви, но и сонмы святых, незримо присутствующие здесь же, в данном месте. Каждый молится о своем и об общем. Торжествует единение всех и вся. Торжествует Соборность. Наступает Время Оно...

Русская икона в чисто культурном плане является наследницей иконы византийской. Ромейские традиции сохранялись и передавались в нашей иконописи вплоть до XVII столетия.

Раскол, а затем необдуманные, подчеркиваю, культурные реформы Петра I привели к тому, что в иконописных мастерских стали совершаться откровенно богохульные акты, когда вместо образов святых на иконах стали выписывать лица всесильных власть имущих господ. Не с этого ли лицемерия пошёл упадок Православия в России? Как знать...

А примеры, скажем, из следующего века просто вопиют. «Матушка-императрица» Екатерина II повелела выбросить из Успенского собора во Владимире иконостас времени Андрея Рублёва и заменить его модным иконостасом в стиле барокко. Но это только полбеды. В новеньком «приобретении» вместо св. Екатерины художник изобразил саму  государыню.

В связи с такими «реформами» иконопись стала умирать, а русские каноны иконы замещаться западными. И только не ранее середины XIX в. прекратился сей погром. Русское общество вновь открыло для себя свою же родную иконопись...

В XX веке процесс возрождения традиционной иконописи был прерван из-за войн и революций. Но сейчас дело обстоит гораздо лучше. Мы возвращаемся в иконописи к своим истокам. Медленно, болезненно, но возвращаемся. И одновременно восстанавливаем свою культуру, без которой не может жить ни один народ. А препятствий накопилось изрядно, да и СМИ больше заняты рекламой подгузников (в лучшем случае!), чем культурной традицией. Удастся ли сейчас реанимировать нашу культуру или нет, зависит не только от православных, но и от тех же атеистов, которым небезразлично наследие предков.

Да простят меня неверующие за это рассуждение, но я думаю, что Россия есть отражение Небесного Отечества (как учили православные святые). Россия – икона Небесного Отечества, и каждый из нас рисует её. Кому достаётся малый мазок, кому фрагмент... Иконописцы писали иконы только после длительного поста -- и физического, и духовного. Они старались ориентироваться на каноны, а прежде чем взяться за кисть, утихомиривали свои эмоции и мысли. Мы же стараемся выплеснуть все свои страсти на икону России. Мы заготавливаем свои рецепты для неё и смешиваем свои краски, наплевав на традиции и каноны. Может быть, поэтому такой нескладной, а часто и уродливой выглядит наша икона? И похожа она на «Квадрат» а-ля Малевич почему-то...

Изменимся сами – сможем написать истинную, а не фальшивую икону нашей Родины. И надо помнить всегда, что икона создается не столько для себя, сколько для других, даже тех, кого мы никогда не увидим на этой грешной земле.
(Впервые опубликовано на сайте "Однако")


Рецензии
Рад, что подняли такую важную тему.

"Святая Русь, а Сербия - небесна!
Хоть это и не всем быть может интересно..."
Наша любимая страна Россия переживала и взлеты и падения. Иконопись - тоже! Синусоиды этих явлений синхронны, но имеют сдвиг по фазе - около 200 лет.
Начало кризиса(иконописи) приходится на период конца 17-го века с "творчеством" мастерской царского изографа Симона Ушакова."Не долго той стране стоять, где начнут каноны ломать"...Очень важно отличать каноничную икону от поврежденной. Тут и Запад свою руку приложил, наводнив нашу страну дешевыми немецкими гравюрами...благо печатный станок изобрели - шлеп да шлеп, вот тебе и образец для подражания!
А пресловутый квадрат Малевича весьма мрачный и темный символ.
Он имеет достаточно глубокое значение для "малого" народа. Оказывается, после изгнания из земли обетованой вышло повеление в месте проживания хоть в избушке, хоть во дворце на стене не белить и не закрашивать квадратный кусок стены размером 1м. В память о разрушенном Иерусалимском Храме. При всех ремонтах этот квадрат не трогали и он все чернел и чернел...И Малевич нарисовав на белом холсте свой черный квадрат попал в самую точку! Он так и не понял за что же его так превозносили...

Александр Евстигнеев 2   01.03.2013 23:14     Заявить о нарушении
Что же скажу? Вы правы.

Александр Гончаров Красс   01.03.2013 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.