О трансцендентных факторах 2

Эта статья была впервые опубликована на сайте МЦЭИ http://www.everettica.org/member.php3?mode=1&m=kost


1. Введение в тему.

   Эта статья представляет собой отклик на работы философа Е.М. Иванова. Уважаемый Евгений Михайлович в своих статьях (1,2) затрагивает загадочные аспекты эволюции, морфологии организмов и формирования сознающего разума. Кратко изложу проблемы, обрисованные им в своих статьях, которые я собираюсь здесь прокомментировать.
   Первая проблема касается эволюции видов. Общепринятой сейчас в научном мире является синтетическая теория эволюции, объединяющая в единый процесс случайные мутации живых существ и естественный отбор. Основной проблемой этой теории, является вопиющая нехватка времени для такого развития, которое должно привести к существующим ныне биологическим формам жизни за период существования планеты Земля. Складывается впечатление, что или теория ошибочна, или эволюция носит направленный характер. Мне ближе второе объяснение. В пользу этого говорят и некоторые другие признаки, например недостаточная мотивация в начале развития положительных признаков для их закрепления естественным отбором.
   Другая, затронутая Е.М. Ивановым тема касается формирования биологического организма и его роста. Основной загадкой развития организма из зародыша является необъяснимое возрастание генной информации в ходе развития. Что является носителем информации, т.е. где находится «оперативный план» развития и роста организма? Эта проблема побуждает многих биологов говорить о существовании некоего загадочного морфогенетического поля. Процитирую Е.М. Иванова:
   «Ряд исследователей: (Р. Кастлер, X. Равен), подсчитав количество информации в зиготе и в развивающемся организме, пришли к выводу, что количество информации в сформированном организме возрастает на несколько порядков, по сравнению с той, которая была в начале развития. Приводят такие оценки:  генетический аппарат человека может содержать не более 1010 бит информации, тогда как  полный объем информации, необходимый для  описания структуры тела и мозга человека  составляет величину порядка 1025 бит. Таким образом, получается, что общий объем информации в процессе онтогенеза возрастает примерно  на 15 порядков». (1)
   Третья тема, которую я хотел бы прокомментировать – это механизм разумного выбора реакции. Исходя из убедительного построения Е.М. Иванова (2), человеческое сознание биологически проявляется в модуляции морфогенетических процессов мозга при целесообразной селекции квантовых альтернатив, т.е. при выборе целесообразного варианта поведения. Загадкой является, какие факторы определяют этот выбор и каков механизм формирования разумных реакций? Объединяя процессы эволюции на перечисленных выше этапах формирования биологических форм и разума, Е.М. Иванов утверждает, что все эти этапы можно расценивать как направляемые неким трансцендентным фактором, который проявляется в трёх разных формах. В принципе, я с этим согласен и считаю, что направленность развития жизни и разума неплохо объясняются с позиции одной из версий многомировой концепции квантовой механики.   

2. Многомировая трактовка трансцендентного фактора.

   Итак, трансцендентные факторы эволюции, морфологии, сознания, по-моему, определяются влиянием на индивидуумы биологического или сознательного уровней многомировых деятелей более высокого ранга. Например: 
   Трансцендентный фактор эволюции (ТФЭ). Думаю, что, в основном, этот фактор определяет метавидуум. С эвереттической\1\(см. сноски) точки зрения метавидуум (как и мультивидуум!) – это целостная сущность, проявляющая «над-индивидуальное» поведение и преследующая при этом свои цели. Метавидуум в биологической эволюции олицетворяет популяцию или вид каких-то животных. Метавидуум является деятелем более крупного масштаба, чем мультивидуум отдельной особи. Это значит, в частности, что квант реальности, выбираемой метавидуумом, распространяется на значительные отрезки в будущее и в прошлое по сравнению с квантами реальности, выбираемой индивидуумом. Естественно, что метавидуум выбирает ту реальность, которая имеет более длинный коридор жизни. Параметрам этого коридора соответствуют определённые общие качества особей, составляющих метавидуум. Можно это модельно представить так, что выбираемой оптимальной реальности метавидуума соответствует разворачивание им определённых измерений биопространства. Это разворачивание, будучи многократно повторяемо, в силу своей длительности, в биологических циклах (выборах реальности) особей инициирует разворачивание у них аналогичных (или адекватных) измерений. То есть, свободный выбор реальности особями дрейфует в сторону, нужную метавидууму, под влиянием этого долговременного фактора. Влияние это неодинаково воздействует на разных  особей, но, всё-таки, оно проявляется в одновременной и параллельной мутации многих из них. Такая мутация уже имеет реальный шанс быть закреплённой в наследственных генах.

   Трансцендентный фактор морфологии организмов (ТФМ). Принцип здесь тот же самый: метавидум направляет развитие особей. Только в качестве особей выступают здесь клетки организма, а в качестве их метавидуумов – органы тела. Это первый этаж, нижний. Развитие органов, в свою очередь, направляется влиянием полной системы организма. Отрезки времени в этих процессах намного меньше, чем при рассмотрении эволюции. Поэтому здесь уже изменения происходят не через мутацию, а через изменение метаболизма, т.е. химической работы клеток. И опять, как и в предыдущем случае, клетки выбирают реальности, необходимые для формирования органов и организма, в целом.

   Трансцендентный фактор сознания (ТФС).  Здесь формирующими сознание деятелями являются человеческие метавидуумы\2\  – на нижнем уровне формирования, и мегавидуумы\3\ – на высшем уровне. Для метавидуумов человека, как и животных, характерно пребывание в актуальном времени. Метавидуум образуется несколькими поколениями индивидуумов, живущими одновременно, т.е. современниками. Мегавидуумы же формируются десятками и сотнями поколений индивидуумов и созидают тысячелетние ветви человеческой истории. Иначе, можно сказать, что метавидуумы формируют актуальную, бытовую реальность, а мегавидуумы – реальность духовную и перспективную. А механизм влияния – тот же самый, через инициирование разворачивания у индивидуума требуемых измерений выбираемой реальности. Только вместо биопространства созидается духовное пространство разных уровней.
Что характерно, все эти выборы реальности и влияния на всех уровнях могут быть описаны средствами квантовой механики. Вот, вкратце, какая у меня сложилась модель направленной эволюции. 

Надо ещё сказать о склейках соотнесённых состояний мультивидуума в контексте квантов мегавидуума. Если индивидуум захвачен некоей мегаидеей, например, «служение Науке», «служение Музыке», «служение Человечеству\4\» или «служение Богу», то возможной становится его склейка с другими состояниями мультивидуума, частью которого он является. Это уже не случайная склейка (инсайт) а направленное объединение ресурсов мультивидуума. Впрочем, уверен, случайным инсайт никогда не бывает, но обусловлен всегда лишь более или менее регулярным воздействием мегавидуумов.

3. Необходимые пояснения

   Е.М. Иванов, ознакомившись с приведёнными выше тезисами, высказался так: «Идея, конечно, хорошая. Но вопрос в том, как это превратить в нечто поддающееся проверке, предсказательное». (3)
   Ниже я приведу свои соображения по этому поводу.
   
  Начну с философского обоснования. Многомировая интерпретация квантовой механики находится сейчас на границе верифицируемости, она не является пока установившимся разделом физики. В силу этого она имеет несколько версий. Российские исследователи в большинстве своём придерживаются версии, выдвинутой профессором М.Б. Менским (4). Он утверждает, что механизмом, выявляющим единственную реальность из набора альтернатив многомировой суперпозиции, является сознание. Исходя из этой версии, Ю.А. Лебедев сформулировал философский постулат о двухполярности бытия всех материальных объектов (5). Имеются в виду психический (для физических и простых биологических объектов – психоидный) и материальный полюса действительности объектов, неразрывно связанные как содержание и форма.
   Под психическим (психоидным) полюсом объектов понимается присущий каждому из них автономный центр активности, осуществляющий выбор информационных (а для более продвинутых объектов – духовных) параметров взаимодействий. Именно так трактуется в этой версии фактор, который М.Б. Менский назвал «сознание», т.е. присущее объектам свойство редукции единственной реальности из неопределённости квантовой суперпозиции. Этим разъясняется широко известный феномен наблюдателя в квантовой физике. Наблюдателем, как известно, может являться не только человек, но и прибор, и просто элементарная частица. Такая формулировка помогает понять, почему мы существуем в относительно объективной реальности. – Потому что все, без исключений, объекты – это деятели.
   В моем понимании, инициирование реальных взаимодействий психическими  или психоидными центрами активности можно представить себе как разворачивание ими измерений того пространства, в котором эти взаимодействия происходят\5\ (6). Важной особенностью такого рассмотрения является утверждение принципа, согласно которому редукция физической реальности является отображением выбора психической реальности. Это, в частности, означает, что квантовое описание материальных взаимодействий объектов является отображением отношений между их психическими полюсами. То есть, можно утверждать, что формирование психической реальности (РОР по классификации Ю.А. Лебедева) можно так же правомерно рассматривать с позиции многомировой концепции квантовой механики, как и формирование классической реальности физического мира (КРФМ).
   Принятие такого подхода означает возможность описания Мироздания как единой эволюционирующей системы. Например, элементарные частицы выявляют три пространственных измерения и, в зависимости от конкретных параметров по этим координатам, вступают или не вступают во взаимодействие. Биологические объекты разворачивают измерения, соответствующие биологическим свойствам и также вступают в конкретные взаимодействия. Разумные объекты разворачивают измерения по предполагаемым ментальным параметрам и реализуют свой индивидуальный вариант бытия в окружающем их объективном мире, созданном взаимодействиями деятелей низших уровней. И на всех уровнях взаимодействий существует устойчивая тенденция к усложнению систем, образуемых деятелями.

   В силу изложенного выше понимания мне и удалось свести приведённые в гл.1 трансцендентные факторы в единую картину, которая согласуется с гипотезой Е.М. Иванова. В этом контексте клетки человеческого организма, биологические особи (животные или люди), общности животных или людей могут рассматриваться как материальные реализации упомянутых выше центров психической активности различного уровня. Центры эти, взаимодействуя, между собой реализуют процесс вселенской духовно-материальной эволюции. А конкретно: высшие деятели направляют развитие низших.

4. Что с этим делать?

   Что же со всем этим делать? Конечно же, вопрос этот нужно адресовать к специалистам, если они заинтересуются и отважатся на поиск в таких рискованных областях. Я не являюсь специалистом ни в одной из затрагиваемых гипотезой Е.М. Иванова дисциплинах. Поэтому я могу высказать только самые общие предположения, которые специалистам, наверное, покажутся тривиальными. Однако рискну их высказать. По-моему, общий путь доказательства существования трансцендентных факторов и их исследования достаточно очевиден – нужно искать квантовые эффекты.
   Итак, во-первых, можно искать квантовые эффекты в ходе мутаций. – Брать большие популяции короткоживущих живых существ и изучать влияние факторов, воздействующих на популяцию, в целом, на ход мутаций. Собственно, это стандартный опыт, и таких исследований было уже огромное количество. Только цель у них была другая, не выявление квантовых эффектов. Главная трудность будет в определении признаков квантовой природы мутаций. Если такие признаки удастся сформулировать, то, наверное, можно будет просто использовать архивные отчёты и набирать статистический материал. Строить гистограммы и искать квантовые эффекты. Здесь, по-моему, бесценную помощь может оказать опыт работы группы Шноля (7).
   Во-вторых, нужно изучать формирование организмов и искать влияние долговременных факторов на изменение метаболизма в период роста. Найдя эти факторы, опять же, искать квантовые эффекты. На мой взгляд, к раскрытию квантовой природы морфологии организмов и психики нас могут приблизить исследования, проведённые известными специалистами в области изучения мозга Ю.И. Александровым и П.К. Анохиным со своими коллективами (8). Они убедительно показали, что нейроны – это самостоятельно взаимодействующие живые существа, а мозг – это их колония. Например, рассматривая явление «самоубийства» нейронов Ю.И. Александров выявляет общие принципы участия клеток в развитии организма.
   С точки зрения выделенного существования нейрона, его участие в «общественной жизни» далеко не всегда даёт ему выигрыш. В любом случае, ему приходится идти на жертвы ради существования общности, и эти жертвы не всегда совместимы с продолжением его конкретного существования. Действие этого принципа и показывает открытое недавно явление «самоубийства» клеток. Так происходит эволюция человеческого мозга – его модификация под влиянием изменения внешних условий. В ходе этой модификации нейроны, не сумевшие нарастить необходимое количество новых связей, соответствующих изменению обстановки, должны самоликвидироваться.
   Обращусь к цитате из выступления проф. Александрова: «Надо подчеркнуть, что альтернатива, о которой идет речь – не «системогенез или смерть», а два пути обеспечения системогенеза: модификация нейрона или его гибель».(9) Надо сказать, что указанные исследования являются воплощением постулата, сформулированного ещё 50 лет назад нобелевским лауреатом Чарльзом Шеррингтоном. Вот цитата из его работы, написанной полвека назад: «Утверждение, что из клеток, составляющих нас, каждая является индивидуально эгоцентричной жизнью, не просто фраза. Это не просто удобный способ описания. Клетка, как компонент тела, не только визуально ограниченный модуль, это отдельная жизнь, сосредоточенная на себе. Она живет собственной жизнью\6\». 

   Но, на мой взгляд, нейроны – это не простые биологические существа, а деятели, способные разворачивать психические измерения взаимодействия. В силу взаимосвязанности всех взаимодействий деятеля, психические факторы отражаются на метаболизме. Сказанное не означает, что нейроны разумны (по крайней мере, в том понимании разума, которое есть у человека), но их общности обладают в психических измерениях холическими свойствами, соответствующими психическим функциям. А в биологических измерениях они формируют сигналы, управляющие функционированием организма. В силу этого мозг и является редуктором психических состояний к биологическим, и наоборот. Именно поэтому, мозг в моей концепции выступает как «инструмент влияния» деятелей высшего уровня на биологическое и духовное развитие человека.
   Предположения о квантовой природе психики высказывались уже давно (10). Хочу добавить к этому множеству свою догадку, о том, что целесообразно рассматривать влияние бессознательной сферы на выбор реальности индивидуумом как проявление эвереттических склеек, т.е. взаимодействие между параллельными мирами. Но, приходится признать, что в практической разработке квантовой психологии подвижек пока мало. На сайте МЦЭИ опубликованы статьи Ю.В. Никонова, в которых имеются интересные модельные сопоставления понятий многомировой концепции квантовой механики с психическими процессами (11). К сожалению, я нигде не нашёл описаний экспериментов или статистики, выявляющей квантовые эффекты сознания. Видимо, это дело будущего и, боюсь, что приоритет в этих исследованиях будет принадлежать не российским учёным.

   В-третьих, можно изучать влияние условий существования этносов на формирование ментальных свойств людей. Изучать коллизии этносов, их столкновение и взаимопроникновение. Собственно, начало этой работе положил Л.Н. Гумилёв. Это необъятное поле работы, а продолжателей концепции Гумилёва немного. Поэтому не думаю, что здесь скоро появятся какие-то достижения. Главная же трудность и здесь будет состоять в формулировании признаков квантовых эффектов в истории. Всё это сопряжено с формализацией и математизацией исторического процесса. После этого уже можно будет, опять же, строить временные гистограммы и искать квантовые эффекты.

5. Какого рода эффекты искать?

1. Во-первых, нужно искать проявления ЭПР эффекта, учитывая при этом приближённое представление о масштабе квантования действительности. То есть, нужно иметь представление о том, что является квантом выявляемой реальности для деятелей данного уровня. Позволю себе процитировать одну из своих статей (12): «Мы привычно существуем в относительном, по сути, пространстве-времени, которое выявляется общностью элементарных частиц. Но совершенно в такой же степени реальными являются информационные общности деятелей любого масштаба, оформленные как суперпозиции и определяющие их нелокальные связи. Любая информационная общность деятелей представляет собой квантовую систему, которой соответствует суперпозиция состояний… Эта суперпозиция представляет собой относительно объективную реальность. Из неё могут выделяться фиксированные состояния участников по схеме ЭПР эффекта, которые выявляют пространство-время соответствующих измерений». (12) То есть, показателем ЭПР эффекта являются нелокальные (не детерминистские) связи.
2. Во-вторых, нужно искать проявления Принципа дополнительности. На мой взгляд, дуализм и вообще, многозначность описания – это характерное отражение многомировой природы квантовых явлений в выделяемой нами картине реальности. Многие специалисты, занимающиеся проблемами эволюции и морфологии жизни, говорят о проявлениях этого принципа. – Дело в том, что многообразие описаний способствует прогрессу в этих областях. (13,14). В контексте этого следует осознать и Принцип Амакко, сформулированный Ю.А. Лебедевым (15). Он является расширением Принципа дополнительности, его логическим продолжением в контексте эвереттики. Цитирую: «Собственно, вся эвереттика является «следующим шагом» после принципа дополнительности». (16) И, думаю, верно отмечает Юрий Александрович, комментируя историю взаимоотношений Бора и Эверетта, описанную в его книге «Эвереттическая прагматика» (17): «первым, кто понял это, был сам Бор и именно поэтому он не принял ни гипотезу Эверетта, ни самого Эверетта как ученого».
3.    Нужно исследовать также случаи бесконтактного получения информации по схеме Элицура-Вайдмана (18), как показатель склеек соотнесённых реальностей. В упоминавшихся выше работах Е.М. Иванова хорошо показано, что таких фактов в истории эволюции и в теории морфологии организмов имеется огромное количество. (2)
4.   Принцип неопределённости. По поводу принципа неопределённости мне уже приходилось писать, что он является следствием того, что и время и пространство являются параметрами ветвления реальности (12). Биологические и разумные взаимодействия определяются соответствующими измерениями духовного полюса бытия. Хотя все эти взаимодействия и отображаются в физических реальностях, но квантование биологической и разумной реальностей, их масштаб, определяются не физическими, а совсем другими константами, которые нам ещё предстоит определить. И принцип неопределённостей также будет иметь свой аналог в этих описаниях, но не в физических измерениях, а в специфических измерениях высших взаимодействий. То есть, можно предположить, что принцип неопределённости пригодится для выявления характерных для высших взаимодействий измерений и для определения констант этих взаимодействий.
5. Возникновение волновых процессов, если имеется постоянный во времени фактор ветвления выбора. Как я уже писал ранее (12) квантовые многомировые эффекты проявляются в волновых и колебательных явлениях. Колебательные процессы возникают в многомировой действительности из-за наличия постоянного фактора ветвления реальности. Опять же приведу свою цитату: «Если имеется постоянный фактор ветвления реальности, то он создаёт характерную волновую картину, фиксируемую не только приборно, но и визуально. Если же постоянный фактор ветвления отсутствует, то мы наблюдаем вероятностную картину наиболее значимых вариантов микро события, в соответствии с классическим нормальным распределением. Исходя из вышесказанного, мы можем сформулировать необходимое условие наблюдения многомировых эффектов в макрореальности. – Это наличие повторяющейся развилки реальностей при повторении микрособытий. Из этого следует, что все волновые процессы макромира являются характерным отображением многомировой структуры реальности». (12) Их и надо искать в первую очередь! Периодические колебательные процессы пронизывают всю макрореальность, их относительно легко обнаружить и описать. Именно поэтому я ранее попытался описать выбор РОР на примере самовнушения. (19)
6.   Полезным может оказаться квантовый Эффект Зенона (20). – Конечно, не в отношении скорости радиоактивного распада, а для других процессов. Например, можно попытаться обнаружить влияние числа наблюдений на скорость мутагенеза, что будет являться подтверждением квантового механизма эволюции. Когда эффекты будут обнаружены, нужно искать константы взаимодействий, измерения, образующие пространства взаимодействий и, наконец, попытаться составлять волновые уравнения (хотя бы прикидочно) для характерных состояний изучаемых многомировых субъектов.
7. Е.М. Иванов при обсуждении моих предположений написал, что для доказательства квантовой природы сознания и существования трансцендентных факторов, было бы важно объяснение механизма долговременной памяти. Вот что он пишет:  «В плане нейробиологии главное предсказание – трансцендентный  механизм хранения долговременной памяти (по крайней мере, некоторой ее части). Но это тоже доказать пока очень сложно» (21). На это я могу ответить, что, по моему мнению, механизм долговременной памяти не имеет отношения к трансцендентным факторам эволюции. Однако он подтверждает квантовую природу сознания. Ниже я попытаюсь изложить своё объяснение этого механизма.
   Давно уже исследователи психики обнаружили, что в нашей долговременной памяти содержится полная информация обо всём, что происходило с нами на протяжении жизни. Это содержимое памяти далеко не всегда доступно нашему сознанию, но оно выявляется под гипнозом. Загадкой остаётся механизм этой памяти, при попытке объяснения её с позиций нейробиологии. Потому что ресурсов мозга для её хранения явно недостаточно, да и назначение такого полного запоминания непонятно. С позиции же многомировой квантовой концепции всё объясняется очень хорошо. Тут надо бы вспомнить, что «ещё Эверетт ввел понятие памяти волновой функции, тем самым построив ещё один «мостик» между физикой и психикой…» (16)
   Во многих моих статьях я писал о том, что время, как и пространство, являются параметрами ветвления реальности (22). Таким образом, все эпизоды нашей жизни (выборы сознаваемых состояний, то есть РОР) являются совершенно равноправными составляющими квантовой суперпозиции для нашей психики. И мы можем, в принципе, снова и снова выбирать любые из этих реальностей. Мы не можем перенестись туда въяве, поскольку физические и биологические составляющие нашего существа имеют принципиально другую память. У них естественно, отсутствует память психических состояний. И это создаёт непреодолимую для нас физическую и биологическую «стрелу времени», т.е. необратимость.
   На вопрос, где находится эта память, я могу ответить, что она входит во Вселенскую квантовую суперпозицию, точнее, что она является компонентой духовного полюса этой суперпозиции. Для её выявления в нашем сознании, необходимо, чтобы физические элементы редуктора – нашего мозга приобрели свойства q-битов или q-байтов Вселенского квантового компьютера. – Да, Вселенную я представляю себе, как гигантский квантовый компьютер. А мозг каждого человека может выполнять роль q-блока этого компьютера.
   Тогда очевидно, что для подтверждения этой гипотезы нужно искать соответствие элементов мозга элементам квантового компьютера. А мозг, в целом, должен соответствовать такому компьютеру. То есть, возможно, что открытия в области долговременной памяти и, вообще, в квантовой нейробиологии будут сопутствовать развитию теории квантовых компьютеров. На этом я и хочу завершить свои комментарии по поводу трансцендентных факторов.

Декабрь 2012 – январь 2013. Нюрнберг.


Используемые источники.

1. Иванов Е.М. О происхождении сознания. http://www.proza.ru/2012/09/23/313
2. Иванов Е.М. Сознание в квантовом мире. О происхождении сознания. http://www.proza.ru/2011/02/09/893
3. Иванов Е.М. Рецензия. http://www.proza.ru/2012/12/03/898
4. Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики. УФН, т. 175, №4 стр. 413 – 435. Интернет-копия www.chronos.msu.ru/RREPORTS/mensky_kontseptsia.pdf
5. Лебедев Ю.А. Эвереттическая аксиоматика. Москва. Фирма «ЛеЖе» 2009г. Электронный вариант: http://www.everettica.org/art/Aks.pdf
6. Костерин А.М. Обыденный лик многомирия. http://www.everettica.org/art/K270212.pdf
7. С.Э. Шноль, В.А. Коломбет, Э.В. Пожарский, Т.А. Зенченко, И.М. Зверева, А.А. Конрадов. О реализации дискретных состояний в ходе флуктуации в макроскопических процессах. УСПЕХИ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК Том 168, N 10 (Октябрь 1998г.) http://www.liveastrology.org/shnolj.htm
8. Александров Ю.И. Научение и память: системная перспектива. http://www.intelligence.su/lib/00021.htm
9. Гордон А. Диалоги. Эгоизм и альтруизм нейрона. Декабрь 2003. http://alisov.ru/misc/klochki/klok1.htm
10. В.П. Графский. Квантовая психология - поиски новой антропологической модели http://quantmagic.narod.ru/volumes/VOL122004/p2201.html
11. Никонов Ю.В. Работы в библиотеке МЦЭИ. http://www.everettica.org/member.php3?mode=1&m=nik
12. Костерин А.М. Попытка понимания квантовой механики. Вторая попытка. http://www.everettica.org/art/PKM2.pdf
13. Мушич-Громыко В.Г. Осмысление Принципа дополнительности в отношении проблем познания в биологии. Известия РГПУ им Герцена. Выпуск 74-1. 2008г 14. Волькенштейн М. В. ИЗ ИСТОРИИ ФИЗИКИ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, ФИЗИКА И БИОЛОГИЯ. УСПЕХИ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК. 1988 г. Февраль Том 154, вып. 2 http://ufn.ru/ru/articles/1988/2/e/citedby.html
15. Лебедев Ю.А. Принцип Амакко. http://milkywaycenter.com/everettica/Leb021212.pdf
16. Лебедев Ю.А. Частное сообщение от 18.01.13.
17. Лебедев Ю.А. Многоликое Мироздание. Эвереттическая прагматика. Москва. 2010г.
18. Вайдман Лев. Бесконтактные измерения Элицура-Вайдмана.http://www.everettica.org/art/2vay.pdf
19. Костерин А.М. Моделирование осознанного выбора реальности (на примере самовнушения). http://www.everettica.org/art/Kost200511.pdf
20. Википедия. Квантовый эффект Зенона. http://ru.wikipedia.org/wiki/



21. Иванов Е.М. Сообщение от 03.12.12.
22. Костерин А.М. Размышления об эквивалентности времени и пространства. http://www.everettica.org/article.php3?ind=16

Сноски.

\1\   Эвереттика – область духовной деятельности на поле Познания, направленная на осознание и описание многомирия как фундаментальной характеристики Бытия. Получила свое название от фамилии американского физика Хью Эверетта III, предложившего революционную трактовку квантовой механики, в соответствии с которой «параллельные миры» являются полноправным физическим феноменом.

\2\ Полагаю, что полноценными метавидуумами могут считаться национальная общность, государство, современное человечество.

\3\ Мегавидуумы – это человеческие общности, сформированные на базе духовного единства, например: религиозные конфессии.

\4\ Общности людей, служащих Науке, Музыке, или Человечество, в целом, здесь воспринимаются как мегавидуумы.

\5\ Из этого понимания, а также из принципа наблюдателя естественно вытекает принятие реляционного характера пространства-времени.

\6\ Вот как комментирует эту цитату Ю.И.Александров: «Шеррингтон говорит здесь о том, что клетка – эгоистичный организм, у которого есть собственные потребности и собственная жизнь. И она, эта клетка, должна обеспечивать свою жизнь... В основе представлений о системной специализации лежит, в общем, следующее. Отдельный организм... это человек. Он совершает действие. Действие направлено на достижение определенного результата. В данном случае результат – взятие яблока. А в голове у этого человека нейроны, обеспечивающие данное и другие действия. ...Нейрон выступает, как «организм» в организме. Этот нейрон тоже совершает некое «действие» – разряжается импульсами – для того чтобы получить некий результат. Теперь вопрос: а что это за результат нейрона? Что это за результат у человека или у кролика, понятно. Взять стакан воды, найти морковку и так далее. А у нейрона? Нейрон, как мы только что выяснили, это живая эгоцентричная жизнь. Он должен обеспечивать свой метаболизм. Свои процессы жизнедеятельности. Откуда может нейрон взять вещества, которые ему нужны для его жизнедеятельности? Из его микросреды. Кто ему в эту микросреду поставляет вещества? Эти вещества ему в среду поставляются из кровяного русла, через церебро-спинальную жидкость и от других клеток.» (9)


Рецензии
Уважаемый Аркадий! Спасибо за интересную, обстоятельную статью. Вот некоторые замечания.
1. Вы пишите "Наблюдателем, как известно, может являться не только человек, но и прибор, и просто элементарная частица". Но эффект наблюдения проявляется в разрушении суперпозиции состояний. Если бы каждая частица была наблюдателем, она наблюдала бы и свое собственное поведение, что привело бы к полному подавлению квантовых эффектов. Т.е. поведение любых частиц было бы классическим. Конечно необратимое (неупругое) взаимодействие частицы с измерительным прибором также разрушает квантовое поведение, даже если никто не наблюдает показания этого прибора. Но этот эффект можно объяснить не наличием сознания у прибора, а декогеренцией (взаимодействие с прибором ведет к "перепутыванию" степеней свободы частицы и прибора, что разрушает фазовые отношения различных ветвей квантового процесса и т.о. квантовая статистика оказывается неотличимой от классической). Хотя декогеренция не дает решения проблемы измерения в целом, т.к. не объясняет почему в каждом случае мы наблюдаем лишь одну из компонент полученной в результате взаимодействия смеси. Я думаю, что наличие сознания можно определить по функциональным признакам - наличию способности к творчеству, целесообразному выбору. Такой признак мы видим лишь у живых организмов. Поэтому сознанием (а значит и способностью к селекции квантовых альтернатив)гипотетически можно наделить лишь живые организмы.

Иванов Евгений Михайлович   10.02.2013 10:35     Заявить о нарушении
2. Из нашей предыдущей переписки следует, что Вы принимаете тезис о возможности реального воздействия сознания на физические процессы. Мне не ясно, зачем это нужно. Ведь если все альтернативы в Мультиверсе уже предсуществуют, то способность сознания к целесообразной селекции альтернатив способна имитировать (в восприятии субъекта) любое психофизическое взаимодействие без какого-либо реального воздействия сознания на материю. Т.о. возможен дуализм сознания и материи, который не нарушает принципа каузальной замкнутости физического мира (именно этот принцип, обычно, и рассматривают в качестве аргумента против дуализма).

Иванов Евгений Михайлович   10.02.2013 10:44   Заявить о нарушении
3. Вы правы, когда говорите о необходимости искать квантовые эффекты для подтверждения наличия трансцендентных факторов. Сейчас уже установлено, что квантовая когерентность играет важную роль в процессе фотосинтеза, упорядочивая движение энергетических потоков в хлоропластах. Предполагается квантовый механизм ориентации птиц по магнитному полю Земли, а также квантовый механизм, обеспечивающий устойчивость молекул ДНК. Если подобный механизм, основанный на когерентном взаимодействии различных ветвей процессов (вероятно, движения квазичастиц в клеточной мембране,) будет обнаружен в нейроне (как часть механизма генерации потенциала действия), то легко представить как сознание путем простого наблюдения, даже без целесообразной селекции альтернатив, будет способно запускать или тормозить различные поведенческие реакции просто разрушая актом наблюдения соответствующие суперпозиции в различных "командных" нейронах. Т.е. от сознания здесь требуется лишь способность "перемещать фокус внимания" с одного нейрона на другой и т.о. либо тормозить, либо активировать процесс генерации импульса.

Иванов Евгений Михайлович   10.02.2013 11:02   Заявить о нарушении
Относительно трансцендентного механизма памяти. Для меня наиболее важный аргумент в пользу ее существования - она необходима для объяснения источника нашего достоверного знания о тождестве собственного "Я" во времени. Т.е., для того, чтобы возможно было убедиться, что мое нынешнее "Я" тождественно моему "Я", например, 10 лет назад, необходимо, чтобы память о прошлом функционировала не как запись следов прошлого в настоящем, а путем "прямого доступа к прошлым состояниям сознания". Т.е. воспоминания о прошлом должны и храниться в прошлом и оттуда извлекаться. Квантовый подход позволяет объяснить механизм работы такой трансцендентной памяти. В качестве аргумента в пользу ее существования можно, также, сослаться на исследованный Я. Стивенсоном феномен воспоминания о прошлых жизнях у детей.
С уважением, Евгений Иванов

Иванов Евгений Михайлович   10.02.2013 11:15   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Евгений, за обстоятельную и интересную рецензию! Серьёзная рецензия требует серьёзного ответа. Поэтому беру тайм-паузу. Возможно из этого получится новая статья...
Всего доброго!

Аркадий Костерин   11.02.2013 13:02   Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений! Простите за небольшую задержку!

Вы пишете: Если бы каждая частица была наблюдателем, она наблюдала бы и свое собственное поведение, что привело бы к полному подавлению квантовых эффектов.
Не согласен! Наблюдатель не может наблюдать себя. Квантовый объект обнаруживает себя, только вступая во взаимодействие. А наблюдение – это информационный аспект взаимодействия. Каждый для другого (и для всего мира) – наблюдатель.
Декогеренция, по-моему, – это завершающая часть взаимодействия. Это представление, или оформление взаимодействия в выбранной взаимодействующим наблюдателем реальности. Соответственно, начало взаимодействия – это, как я и писал, выбор реальности (пространства-времени) где оно будет происходить. (Об этом в статье «Ритмы мультиверса».) У меня это описывается как выбор и разворачивание измерений взаимодействия. Декогеренция никак не объясняет активности деятеля, она описывает только влияние окружающей среды на квантовый объект. Поэтому она и «не объясняет, почему в каждом случае мы наблюдаем лишь одну из компонент полученной в результате взаимодействия смеси».

Аркадий Костерин   12.02.2013 18:40   Заявить о нарушении
Вы пишете: "Я думаю, что наличие сознания можно определить по функциональным признакам - наличию способности к творчеству, целесообразному выбору. Такой признак мы видим лишь у живых организмов. Поэтому сознанием (а значит и способностью к селекции квантовых альтернатив) гипотетически можно наделить лишь живые организмы".
Разумеется, я не приписываю никакой психики физическим квантовым объектам. Их идеальное содержание я обозначаю понятием «психоидный полюс бытия». Термин «сознание» я бы вообще не применял, если бы не использовал концепцию Менского, который называет так свойство селекции альтернатив. Я согласен, что целесообразный выбор реакции – это селекция альтернатив, но он доступен и амёбам. Да, и вирусам, наверное, тоже. Во всяком случае – вирусным штаммам. Но, это далеко не сознание, согласитесь.
Селекцию альтернатив я связываю с активностью всех объектов. Если это так, то формой селеции может являться и случайный выбор варианта взаимодействия, характерный для объектов физического уровня.

Аркадий Костерин   12.02.2013 18:42   Заявить о нарушении
По пункту 2: Не очень представляю, что такое каузальная замкнутость физического мира. Физический мир я воспринимаю как форму, в которой проявляются идеальные содержания. Как я понимаю, для Вас неприемлем постулат о непосредственном выборе реальности сознанием, Вы признаёте только редуцированный выбор. Но, по-моему, селекция альтернатив происходит на идеальном полюсе бытия (для человека – на духовном полюсе), а материальные изменения сопутствуют этому выбору. Поэтому при непосредственном (чудесном) выборе реальности и при редуцированном происходит одно и то же, только во втором случае выбор разбит на этапы с понижающейся сложностью идеального выбора. И декогеренция здесь ни при чём. Советую Вам обратиться к статье Доронина, который пишет, что декогеренция не разрушает запутанность, что запутанность (чудесная или нелокальная часть взаимодействий) присутствует всегда. И я об этом довольно много писал. В частности в статье «Формирование многомировой картины реальности».

Аркадий Костерин   12.02.2013 18:43   Заявить о нарушении
По пункту 3: Значит, Вы, всё-таки признаёте, что наблюдение – это воздействие? Ну, да, Вы же и про эффект Зенона пишете…
И всё же, картину Вы рисуете мистическую: Как человек, его сознание может быть наблюдателем для суперпозиции нейрона в собственном мозгу? Нейроны выбирают собственную реальность как отдельные живые существа. А сознание выбирает свою реальность из суперпозиции гораздо более крупного масштаба, образованной из коллективных (классических) состояний общности этих нейронов.
А ориентацию птиц, да и вообще, все загадки ориентации животных, я объясняю своеобразной «проскопией» вариантов их существования. Т.е. селекцией альтернатив на базе информации, предоставляемой метавидуумом.
По механизму памяти: Здесь наши позиции, похоже совпадают. - Да, многомировой квантовый подход позволяет объяснить память, об этом я и пишу!
Доброго Вам здоровья и творческих успехов!

Аркадий Костерин   12.02.2013 18:46   Заявить о нарушении
Опыты с обратной биологической связью показывают, что человек способен управлять активностью отдельных нейронов. Так что наблюдение суперпозиций состояний отдельного нейрона - вещь вполне возможная. Вполне возможно, что все, что мы воспринимаем, соответствует неким микропроцессам в отдельных нейронах, а мозг выступает как устройство проецирующее макросостояния внешнего мира в микросостояния, непосредственно доступные для осознания. При инициировании действий осуществляется обратный перевод с микроуровня на макроуровень.
Наблюдение есть, с моей точки зрения, лишь воздействие сознания на себя (и на другие сознания), которое заключается в запрете доступа к отвернутым в процессе текущей селекции альтернативным ветвям квантового процесса. На саму физическую реальность сознание никак не влияет.

Иванов Евгений Михайлович   12.02.2013 20:35   Заявить о нарушении
Но при этом создается видимость психофизического взаимодействия, в том числе видимость разрушения суперпозиции т.к. из конечного результата для сознания-наблюдателя вычитаются все "запрещенные" для него ветви квантового процесса.

Иванов Евгений Михайлович   12.02.2013 20:49   Заявить о нарушении
Если допустить реальность воздействия сознания на материю, то мы приходим к идее эволюционирующего Мультиверса. Но как это возможно если в Мультиверсе все уже изначально существует? Мультиверс, как я его представляю, есть всеполнота бытия всего физически возможного (некий редуцированный Абсолют). Но как таковой он не может эволюционировать. Кажется Девитт установил, что производная по времени волновой функции всй Вселенной равна нулю. Т.е. в квантовой Вселенной в целом никакой эволюции (а значит и времени) не существует. Следовательно время - это нечто существующее лишь в сознании, есть мера "движения" сознания скозь "квантовый кристалл" Вселенной. Да и ТО рисует нам статичный мир, в котором время пространственноподобно. Я полагаю, что и пространство и время, как мы их чувственно воспринимаем, существуют лишь в нашем восприятии, а то, что им соответствует "объективно" (правильнее сказать "интерсубъективно") существует лишь как некий "код", математически соответствующий понятию "пространственно-временного интервала", который сам по себе ни есть ни пространство, ни время, но лишь в восприятии наблюдателей, причем для каждого особым образом (как утверждает ТО) приобретает пространственную и временную форму.

Иванов Евгений Михайлович   12.02.2013 21:09   Заявить о нарушении
Вы пишете: "Опыты с обратной биологической связью показывают, что человек способен управлять активностью отдельных нейронов". - Отдельных, но не одного! – Это разные вещи, которые Вы, кажется, смешиваете. – Метавидуум способен влиять на состояние каждого своего члена, но запрос на выбор реальности поступает от самого внутреннего деятеля. Это не выбор реальности нейрона сознанием, а выбор нейроном своей реальности с учётом влияния метавидуума.

Далее, Вы пишете: "Вполне возможно, что все, что мы воспринимаем, соответствует неким микропроцессам в отдельных нейронах, а мозг выступает как устройство проецирующее макросостояния внешнего мира в микросостояния, непосредственно доступные для осознания. При инициировании действий осуществляется обратный перевод с микроуровня на макроуровень".-
Не поддерживаю это предположение. Редукция духовных состояний направлена по линии усложнения составляющих подсистем суперпозиции, а не по линии упрощения. Ведь это же логично! Суперпозиция сознательных состояний качественно, принципиально сложнее суперпозиции биологических состояний. И строится она на базе объединений нейронов. Что подтверждается и экспериментально.

Аркадий Костерин   13.02.2013 14:37   Заявить о нарушении
Вы пишете: "Наблюдение есть, с моей точки зрения, лишь воздействие сознания на себя (и на другие сознания), которое заключается в запрете доступа к отвернутым в процессе текущей селекции альтернативным ветвям квантового процесса". -
Это соответствует моему представлению, что отвергнутые альтернативы находятся в подсознании. Но, отметьте, они активны и могут стать актуальным выбором. Это альтернативные личности. Поэтому не надо смешивать «дневное сознание» и личность – это разные вещи. В первом приближении, личность характеризуется также и актуальным бессознательным. А по большому счёту, она в любой момент связана со всем мультивидуумом.

Вы пишете: "На саму физическую реальность сознание никак не влияет. Но при этом создается видимость психофизического взаимодействия, в том числе видимость разрушения суперпозиции т.к. из конечного результата для сознания-наблюдателя вычитаются все "запрещенные" для него ветви квантового процесса". -
Для «дневного сознания», которое определяется контролирующим центром психики это действительно так. Селекция альтернатив – это выстраивание классической каузальной линии существования. Что же касается влияния сознания на выбор реальности, то я неизменно считаю, что существует непосредственное (прямое) влияние и редуцированное через физические действия. Об этом выше.

Аркадий Костерин   13.02.2013 14:40   Заявить о нарушении
Вы пишете: "Мультиверс, как я его представляю, есть всеполнота бытия всего физически возможного (некий редуцированный Абсолют). Но как таковой он не может эволюционировать". -
Совершенно с Вами согласен! Поэтому и пишу, что всеобщая суперпозиция является единственной объективной реальностью. Эволюционируют же ветви мультиверса, т.е. относительные, частные реализации.

Вы пишете: "Я полагаю, что и пространство и время, как мы их чувственно воспринимаем, существуют лишь в нашем восприятии"...

Я бы сказал, что они существуют в нашем взаимодействии. Всякое взаимодействие происходит на базе совпадения некоторых измерений реализации. Человеческие представления о времени и пространстве базируются на выборе составляющих человека деятелей – физических, биологических и подсистем психики. Для человека эти вложенные реальности являются относительно объективными.

… "а то, что им соответствует "объективно" (правильнее сказать "интерсубъективно") существует лишь как некий "код", математически соответствующий понятию "пространственно-временного интервала", который сам по себе ни есть ни пространство, ни время, но лишь в восприятии наблюдателей, причем для каждого особым образом (как утверждает ТО) приобретает пространственную и временную форму". -
Да, с этим согласен.

Аркадий Костерин   13.02.2013 14:55   Заявить о нарушении