Митрополит Иларион Слово о Законе и Благодати

"Слово о Законе и Благодати" - древнейший авторизованный памятник русской литературы. По древности - второй после "Речи философа", написанной неизвестным автором в 10-м веке и вошедшей в "Повесть временных лет".

"Слово о Законе и Благодати" было написано монахом и священником Киево-Печерского монастыря Иларионом между 1030 и 1050 (по уточнённым данным - между 1037 и 1043) годами. В 1051 году Иларион был без испрашивания разрешения у Византии поставлен в Киеве митрополитом и по существу стал первым главой Русской Православной Церкви - русским по национальности.

На миниатюре из Радзивиловой летописи изображено настолование Илариона митрополитом в киевском храме Святой Софии.

Православно-национальная русская идея звучит в "Слове" с такой силой, какой не достиг никто из последующих и нынешних искателей той самой идеологической основы для нашей страны. Строгий богословский анализ принципиальных различий между иудейством и православием разительно отличается от до тошноты знакомых нам антисемитских штампов. Похвала покойному князю Владимиру, крестителю Руси - совсем не то, что представляет собой нынешнее холуйское лизоблюдство перед Путиным. Молитва к Богу о русской земле и русском народе - кто вообще сейчас так об этом молится?

Но идеологическое содержание "Слова" - не только и не просто красивые слова. На что никто до сих пор не обратил внимания - это разработанное Иларионом историософское диалектическое учение о провиденческих закономерностях смены религиозных парадигм и следующих за ними глобальных и национальных приоритетов. Но это уже тема отдельного серьёзного исследования.

Литературные достоинства "Слова", его оригинальные авторские структура, стиль и язык также требуют самостоятельного анализа. Но, предполагая подробно исследовать не только идею и эпику, но и поэтику "Слова", я столкнулся с неожиданной трудностью. Я стал искать подходящий перевод "Слова" - и не нашёл его. Оригинал для современного читателя совершенно нечитабелен, а считающийся многими лучшим перевод диакона Андрея Юрченко - слишком уж вольный.

Потому и пришлось мне взяться за это дело самому. Что получилось - судите сами. Если у вас появятся замечания и предложения - буду весьма благодарен!



Митрополит ИЛАРИОН

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ



О Законе, Моисеем данном, и о Благодати и истине, чрез Иисуса Христа ставших;
и как Закон отошёл, Благодать же и истина всю землю исполнили;
и вера во все народы простёрлась, и до нашего народа Русского;
и похвала князю нашему Владимиру, от него же крещены были мы;
и молитва к Богу от всей земли нашей.


Господи! Благослови, Отче.

Благословен Господь – Бог Израиля, Бог христианский! Что посетил и сотворил избавление людям Своим, что не презрел до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и бесовским служением гибнуть. Но оправдал прежде племя Авраама скрижалями и Законом – после же Сыном Своим все народы спас, Евангелием и крещением вводя их в обновление пакибытия, в жизнь вечную.

Да хвалим Его за то, и прославляем Хвалимого от ангелов беспрестанно, и поклонимся Ему – Ему же поклоняются херувимы и серафимы. Что, призрев, призрел на людей Своих; и не посол, ни вестник, но Сам спас нас – не привидением придя на землю, но истинно пострадав за нас плотью и до гроба. И с Собою воскресил нас – к живущим ибо на земле человекам, в плоть одевшись, придя, к сущим же в аду распятием и в гробе полежанием сойдя. Да обои, и живые и мёртвые, познают посещение своё и Божие прихождение; и разумеют, как Он есть живых и мёртвых крепкий и сильный Бог.

Кто ибо велик, как Бог наш? Он, один творящий чудеса, положил Закон на предуготовление истины и Благодати. Да в нём обвыкнет человеческое естество, от многобожества идольского уклоняясь, в единого Бога веровать. Да, как сосуд скверный, – человечество, – помытый водою, – Законом и обрезанием, примет молоко Благодати и крещения. Закон ибо предтеча был и слуга Благодати и истины – истина же и Благодать слуги будущего века, жизни нетленной. Как Закон приводил возаконенных к благодатному крещению – крещение же сынов своих препускает на вечную жизнь. Моисей ибо и пророки о Христовом пришествии поведали – Христос же и апостолы Его о воскрешении и о будущем веке.

Если же поминать в писании сём и пророческие проповедания о Христе, и апостольские учения о будущем веке, – то излишне есть и на тщеславие склоняется. Если же ибо в иных книгах писано и вам ведомо – то здесь положить, – то дерзости образ есть и словоохотия. Не к неведающим ибо пишем – но преизлишком насытившимся сладости книжной; не к врагам Божиим иноверным – но самим сынам Его; не к сторонним – но к наследникам Небесного Царства. Но о Законе, Моисеем данном, и о Благодати и истине, чрез Христа ставших, повесть сия есть; и что успел Закон, что ли – Благодать.

Прежде Закон – то потом Благодать; прежде тень – то потом истина. Образ же Закона и Благодати – Агарь и Сарра; рабыня Агарь – и свободная Сарра; рабыня прежде – то потом свободная. Да разумеет, кто читает! Как Авраам потому от юности своей Сарру имел жену себе – свободную, а не рабу. И Бог потому прежде веков изволил и умыслил Сына Своего в мир послать и тем Благодати явиться. Сарра же не рождала, поскольку была неплодной – не была неплодной, но заключена была Божиим промыслом на старости родить. Безвестная же и тайная премудрость Божия утаена была ангелам и человекам – не как неявимая, но утаённая и на конце века хотящая явиться. Сарра же говорила к Аврааму: "Вот, заключил меня Господь Бог не рождать; влезь потому к рабе моей Агари – и родишь от неё". Благодать же говорила к Богу: "Ещё нет времени сойти Мне на землю и спасти мир; сойди на гору Синай и Закон положи". Послушал Авраам речи Саррины и влез к рабе её Агари. Послушал же и Бог также от Благодати слова и сошёл на Синай. Родила же Агарь–раба от Авраама, раба – рабёнка; и нарёк Авраам имя ему Измаил. Изнёс же и Моисей от Синайской горы Закон, а не Благодать – тень, а не истину.

После же (уже старые стали Авраам и Сарра) явился Бог Аврааму, сидящему пред дверьми кущи его – в полдень у дуба Мамврийского. Авраам же, теча во встречу Ему, поклонился Ему до земли и принял Его в кущу свою. Век же сей к концу приближался – посетил Господь человеческий род и сошёл с небес, в утробу Девы входя. Приняла же Его Дева с поклонением в кущу плотскую, не болевши, говоря то к ангелу: "Вот, раба Господня – будь мне по слову твоему". Тогда потому отключил Бог ложесна Саррины; и, зачавши, родила Исаака; свободная – свободного. И чрез посещённое Богом человеческое естество явилась уже безвестная и утаённая; и родилась Благодать – истина, а не Закон; Сын, а не раб. И как отдоился отрок Исаак и окреп, сотворил Авраам угощение великое – когда отдоился Исаак, сын его. Когда стал Христос на земле – и ещё не вся Благодать окрепшей была, но доилась; и ещё за 30 лет – в ней же Христос таился. Когда же уже отдоился и окреп – и явилась Благодать Божия всем человекам в Иорданской реке. Сотворил Бог угощение и пир великий Тельцом, упитанным от века – возлюбленным Сыном Своим Иисусом Христом, созвав на единое веселье небесное и земное, совокупив воедино ангелов и человеков.

После же, видевшая Сарра Измаила, сына Агариина, играющего с сыном своим Исааком, и что приобижен был Исаак Измаилом, сказала к Аврааму: "Отжени рабу, и с сыном её – не имеет ибо наследовать сын рабы сыну свободной". По вознесении же Господа Иисуса пред учениками же и иным веровавшими уже в Христа, бывшими в Иерусалиме, и обоими вместе бывшими, иудеями же и христианами – и крещение благодатное обижаемо было от обрезания законного. И не принимали в Иерусалиме христианские церкви епископа необрезанного, поскольку старше творившиеся, бывшие от обрезания насиловали на христиан – рабёнки на сынов свободных; и бывали между ними многие распри и споры. Видевшая же свободная Благодать чад своих христиан, обижаемых от иудеев, сынов рабского Закона, возопила к Богу: "Отжени иудейство, и с Законом - расточи по странам! Какое ибо причастие тени с истиной - иудейству с христианством?"

И отогнана была Агарь с сыном её Измаилом – и Исаак, сын свободной, наследник был Аврааму, отцу своему. И отогнаны были иудеи и расточены по странам – и чада Благодати, христиане, наследники были Богу и Отцу. Отходит ибо свет луны пред солнцем воссиявшим – так и Закон пред Благодатью явившейся; и стужа ночная погибает пред солнечной теплотой, землю согревшей. И уже не грудится в Законе человечество, но в Благодати просторно ходит. Иудеи ибо при свече законной делали своё оправдание – христиане же при благодатном солнце своё спасение зиждят. Как иудейство тенью и Законом оправдывалось, а не спасалось – христиане же истиною и Благодатью не оправдываются, но спасаются. В иудеях ибо оправдание – в христианах же спасение. Как оправдание в сём мире есть – а спасение в будущем веке. Иудеи ибо о земном веселились – христиане же о сущем на небесах. И то же оправдание иудейское скупо было зависти ради – не было себя простиравшим в иные народы, но только в иудеях одних было. Христианское же спасение благо и щедро простиралось на все края земные.

Сбылось благословение Манассиино на иудеях – Ефремово же на христианах. Манассиино ибо старшинство левицей Иаковлевой благословлено было – Ефремово же меньшинство десницей. Если и старше Манассия Ефрема – но благословлением Иаковлевым менее стал. Так иудейство если прежде было – но Благодатью христиане больше стали. Сказал ибо Иосиф к Иакову: "На сём, отче, положи десницу, как сей старше есть". Отвечал Иаков: "Ведаю, чадо, ведаю. И тот будет в людях и вознесётся. Но брат, его менее, более его будет – и племя его будет во множестве народов". Так же и стало. Закон ибо прежде был, и вознёсся в малом – и отошёл. Вера же христианская, после же явившись, больше первого была – и расплодилась на множество народов. И Христова Благодать всю землю объяла и как вода морская покрыла её. И все, ветхое отложивши, обещавшееся завистью иудейскою, новое держат – по пророчеству Исайи: "Ветхое мимо прошло, и новое вам возвещаю: пойте Богу песнь новую, и славимо есть имя Его от конца земли – и сходящими в море, и плавающими по нему, и островами всеми". И ещё: "Работающим Мне наречётся имя новое, что благословится на земле, благословят ибо Бога истинного". Прежде ибо было в Иерусалиме едином кланяться – ныне же по всей земле.

Как же сказал Гедеон к Богу: "Если рукою моею спасаешь Израиля – да будет роса на руне только, по всей же земле суша". И стало так. По всей ибо земле суша была прежде, идольской лестью народы одерживавшая и росы благодетельной не приемлющая. В Иудее ибо только знаем был Бог, и в Израиле велико имя Его, и в Иерусалиме едином славим был Бог. Сказал же ещё Гедеон к Богу: "Да будет суша на руне только, по всей же земле роса". И стало так. Иудейство ибо престало, и Закон отошёл; жертвы неприятные, киот и скрижали, и очистилище отняты были. По всей же земле роса, по всей ибо земле вера простёрлась, дождь благодетельный оросил – купелью нового рождения сынов своих в нетление облачить.

Как же и к самарянке говорил Спаситель, что "идёт время, и ныне есть, когда не на горе сей, ни в Иерусалиме поклонятся Отцу – но будут истинные поклонники, что поклонятся Отцу духом и истиною, ибо Отец таких ищет кланяющихся Ему", – сказано, с Сыном и с Святым Духом. Так же и есть. По всей земле уже славится Святая Троица и поклонение приемлет от всей твари. Малые, великие славят Бога – по пророчеству: "И не научит каждый искреннего своего и человек брата своего, говоря "познай Господа" – как уведают Меня от малых до великого". Как же и Спаситель Христос к Отцу говорил: "Исповедаю Тебе Себя, Отче, Господу небес и земли, что утаил Ты от премудрых и разумных и открыл Ты младенцам – да, Отче, что таково было благоизволение пред Тобою". И столь помиловал благой Бог человеческий род, что и человеки плотские крещением и благими делами сыновья Богу и причастники Христу бывают. Поскольку ибо сказал евангелист: "Принявшим Его – даст им власть чадами Божиими быть; веру имеющим во имя Его, которые не от крови, ни от похоти плотской, ни от похоти мужской, но от Бога родились" - чрез Святого Духа в святой купели.

Всё же сие Бог наш на небесах и на земле сколько восхотел – и сотворил. Потому же – кто не прославит, кто не похвалит, кто не поклонится величеству славы Его и кто не подивится бесчисленному человеколюбию Его? Прежде веков от Отца рождён, один состолен Отцу, единосущен – как же солнцу свет. Сошёл на землю, посетил людей Своих, не отлучился Отца и воплотился от Девы чистой, безмужней и безскверной. Войдя как же – Сам ведает; плоть приняв, изошёл – как же и вошёл. Един Сей от Троицы в двух естествах – божество и человечество: исполненный человек по вочеловечению, а не привидением; но исполненный Бог по божеству, а не просто человек – показавший на земле божеское и человеческое.

Как человек ибо утробу материнскую растил – и как Бог изошёл, девства не вредя. Как человек материнское молоко принял – и как Бог приставил ангелов с пастухами петь: "Слава в вышних Богу!" Как человек появился в пеленах – и как Бог волхвов звездою вёл. Как человек возлежал в яслях – и как Бог от волхвов дары и поклонение принял. Как человек бежал в Египет – и как Богу рукотворения египетские поклонились. Как человек пришёл на крещение – и как Бога Иордан устрашившись, возвратился. Как человек, обнажившись, влез в воду – и как Бог от Отца свидетельство принял: "Се есть Сын Мой возлюбленный!" Как человек постился 40 дней и взалкал – и как Бог победил искушающего. Как человек шёл на брак в Кане Галилейской – и как Бог воду в вино преложил. Как человек в корабле спал – и как Бог запретил ветрам и морю, и послушались Его. Как человек по Лазарю прослезился – и как Бог воскресил его от мёртвых. Как человек на осла всел – и как Богу звали: "Благословен Грядущий во имя Господне!" Как человек распят был – и как Бог своею властью сопропятого с Ним впустил в рай. Как человек, уксус вкусив, испустил дух – и как Бог солнце помрачил и землю потряс. Как человек в гроб положен был – и как Бог ад разрушил и души освободил. Как человека опечатали в гробу – и как Бог изошёл, печати целые сохранив. Как человека тщились иудеи утаить воскресение, мзду дав страже – но как Бог уведался и познан был всеми концами земли.

Поистине, кто Бог велик, как Бог наш? Он есть Бог, творящий чудеса. Соделал спасение посреди земли крестом и мукою на месте лобном, вкусив уксуса и желчи – да сладостное вкушение Адамово, которое от древа преступление и грех, вкушением горечи прогнать. Сие же сотворившие Ему преткнулись о Него, как о камень, и сокрушились – как же Господь говорил: "Падший на камне сём сокрушится – а на него же падёт, сокрушит его". Пришёл ибо к ним, исполняя пророчества, проречённые о Нём – как же и говорил: "Не есмь послан, только к овцам погибшим дома Израилева". И ещё: "Не пришёл разорить Закон, но исполнить". И к хананеянке иноязычнице, просящей исцеления дочери своей, говорил: "Не есть добро отнять хлеб у детей и побросать псам". Они же нарекли Сего льстецом, и от блуда рождённым, и от Вельзевула бесов изгоняющим. Христос слепых их просветил, прокажённых очистил, согбенных исправил, бесновавшихся исцелил, расслабленных укрепил, мёртвых воскресил – они же как злодея мучили, к кресту пригвоздивши. Сего ради пришёл на них гнев Божий конечный – как же и сами свидетельствовали своей погибели. Сказал Спаситель притчу о винограде и о делателях: "Что за то сотворить делателям тем?"  –отвечал: "Злых злом погубит их, и виноград предаст иным делателям, которые воздадут ему плоды во времена свои". И сами своей погибели пророки были.

Пришёл ибо на землю посетить их – и не приняли Его, потому что дела их темны были; не возлюбили света – да не явятся дела их, как темны суть. Сего ради приходя Иисус к Иерусалиму, видев город, прослезился о нём, говоря, что: "Если бы разумел ты в день твой сей, что же к миру твоему. Ныне же сокрылось от очей твоих, что придут дни на тебя, и обложат враги твои острог вкруг тебя, и обойдут, и обнимут тебя всюду, и разобьют тебя и чад твоих в тебе – потому что не разумеешь времени посещения твоего". И ещё: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз восхотел собрать чад твоих, как же собирает курица птенцов под крылья свои – и не восхотел ты. Вот, оставляется дом ваш пуст". Как же и стало. Пришедши ибо, римляне пленили Иерусалим и разбили его до основания его. Иудейство от того погибло, и Закон после сего, как вечерняя заря, погас; и рассеяны были иудеи по странам – да не вкупе злое пребывает.

Пришёл ибо Спаситель – и не принят был от Израиля; и по евангельскому слову: "к своим пришёл – и свои Его не приняли"; от язычников же принят был. Как же сказал Иаков: "И Он – чаяние язычников". Ибо и в рождении Его волхвы от язычников прежде поклонились Ему – а иудеи убить Его искали, Его же ради и младенцев избили. И сбылось слово Спасителя, что "многие от востока и запада придут и возлягут с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царстве Небесном – а сыновья царства изгнаны будут во тьму кромешную". И ещё, что "отнимется от вас Царство Божие – и дастся странам, творящим плоды его". К ним же послал учеников Своих, говоря: "Шедши во весь мир, проповедуйте Евангелие всей твари. Да кто верует и крестится – спасён будет". И: "Шедши, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их блюсти всё, сколько заповедал вам".

Лепо ибо Благодати и истине на новых людей воссиять. Не вливают ибо, по словам Господним, вина нового, учения благодетельного, в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе – "а если – то просядутся мехи и вино прольётся". Не могши ибо Закона тени удержать, но много раз идолам поклоняясь – как истинной Благодати удержать учение? Но новое учение – новые мехи, новые народы; "и обое соблюдётся". Как же и стало. Вера ибо благодетельная по всей земле простёрлась – и до нашего народа Русского дошла. И законное озеро пересохло – евангельский же источник наводнился и всю землю покрыл, и до нас разлился. Вот ибо уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу – а Иудея молчит; Христос славим бывает – а иудеи проклинаемы; язычники приведены – а иудеи отринуты. Как же и пророк Малахия сказал: "Нет мне хотения в сынах Израилевых, и жертвы от рук их не приму – потому что от востока же и запада имя Моё славимо есть в странах, и на всяком месте фимиам имени Моему приносится, как имя Моё велико в странах". И Давид: "Вся земля да поклонит Тебе себя и поёт Тебе". И: "Господи, Господь наш – как чудно имя Твоё по всей земле!"

И уже не идолослужители зовёмся – но христиане; не ещё безнадёжники – но уповающие в жизнь вечную. И уже не капище сатанинское сограждаем – но Христовы церкви зиждем; уже не закалываем бесам друг друга – но Христос за нас закалываем бывает и дробим в жертву Богу и Отцу. И уже не жертвенную кровь вкушая погибаем – но Христову пречистую кровь вкушая спасаемся. Все страны благой Бог наш помиловал – и нас не презрел; восхотел – и спас нас, и в разум истинный привёл. Пусть ибо и пересохшей земля наша была, идольским зноем иссушило её – внезапно потёк источник евангельский, напояя всю землю нашу. Как же сказал Исайя: "Разверзнется земля ходящим по бездне – и станет безводная в болото, и в земле жаждущей источник воды будет". Бывших нас слепых и истинного света не видевших, но в лести идольской блудивших, к сему же и глухих к спасительному учению – помиловал нас Бог. И воссиял и в нас свет разума – чтобы познать Его; по пророчеству: "Тогда отверзнутся очи слепых и уши глухих услышат". И спотыкающихся нас в путях погибели, за бесами восследовавших и пути, ведущего в жизнь, не ведавших, к сему же гугнивших языками нашими, моливших идолов, а не Бога своего и Творца – посетило нас человеколюбие Божие. И уже не последуем за бесами – но ясно хвалим Христа Бога нашего; по пророчеству: "Тогда вскочит, как олень, хромой; и ясен будет язык гугнивых". И бывшим нам как зверям и скотам, не разумевшим десницы и шуйцы, и земному прилежавшим, и нимало о небесном не попекущимся – послал Господь и к нам заповеди, ведущие в жизнь вечную; по пророчеству Осии: "И будет в день тот, говорит Господь – завещаю им завет с птицами небесными и зверями земными, и скажу не людям Моим: люди вы Мои; и те Мне скажут: Господь наш еси Ты".

И так, сторонними бывши – людьми Божиими нареклись мы; и врагами бывши – сыновьями Его прозвались мы. И не по–иудейски хулим – но по–христиански благословим. Не совет творим, как распять – но как Распятому поклониться. Не распинаем Спасителя – но руки к Нему воздеваем. Не прободаем рёбер – но от них пьём источник нетления. Не тридесять серебра взимаем на Нём – но друг друга и всю жизнь нашу Ему предаём. Не таим воскресения – но во всех домах своих зовём: "Христос воскрес из мёртвых!" Не говорим, что украден был – но что вознёсся, где же и был. Не неверуем – но как Пётр к Нему говорим: "Ты еси Христос, Сын Бога Живого"; с Фомою: "Господь наш и Бог Ты еси"; с разбойником: "Помяни нас, Господи, в Царствии Своём". И так, веруя к Нему и святых отцов семи соборов предание держа, молим Бога, и ещё, и ещё – поспешить и направить нас на путь заповедей Его.

И сбылось о нас язычниках сказанное: "Откроет Господь мышцу Свою святую пред всеми народами – и узрят все концы земли спасение, что от Бога нашего". И другое: "Живу Я, говорит Господь – как Мне поклонится всякое колено, и всякий народ исповедуется Богу". И Исайино: "Всякая дебрь исполнится, и всякая гора и холм смирятся, и станет кривое в правое, и острые в пути гладкие, и явится слава Господня, и всякая плоть узрит спасение Бога нашего". И Даниила: "Все люди, племена и народы Ему поработают". И Давида: "Да исповедуются Тебе люди, Боже; да исповедаются Тебе люди все! Да возвеселятся и возрадуются народы!" И: "Все народы, восплещите руками и воскликнете Богу гласом радости – что Господь Вышний страшен, Царь Великий по всей земле". И пониже: "Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте – что Царь всей земли Бог; пойте разумно – воцарился Бог над народами". И: "Вся земля да поклонит Тебе себя; и поёт Тебе, да поёт же имени Твоему, Вышний". И: "Хвалите Господа все народы, и похвалите все люди". И ещё: "От востока и до запада хвально имя Господне; высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его"; "По имени Твоему, Боже – так и хвала Твоя на концах земли"; "Услышь нас, Боже, Спаситель наш – упование всем концам земли и сущим в море далече". И: "Да познаем на земле путь Твой и во всех народах спасение Твоё". И: "Цари земные и все люди, князья и все судьи земские, юноши и девы, старцы с юношами – да хвалят имя Господне". И Исайино: "Послушайте Меня, люди Мои, говорит Господь, и цари ко Мне внушите – что Закон от Меня изойдёт, и суд Мой – свет странам; приближается скоро правда Моя, и изойдёт, как свет, спасение Моё; Меня острова ждут, и на мышцу Мою страны уповают".

Хвалит же похвальными голосами Римская страна Петра и Павла, чрез них же уверовавшая в Иисуса Христа, Сына Божия; Азия, и Эфес, и Патмос – Иоанна Богослова; Индия – Фому; Египет – Марка. Все страны, и города, и люди чтут и славят каждые своего учителя, что научил их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами великое и дивное сотворившего нашего учителя и наставника – великого князя нашей земли Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава – кои, в свои лета владычествуя, мужеством же и храбростью прослыли в странах многих, и победами и крепостью поминаются ныне и славятся. Не в худой ибо и неведомой земле владычествовали – но в Русской, что ведома и слышима есть всеми четырьмя концами земли. Сей славный от славных родился, благородный от благородных – князь наш Владимир. И возрос, и окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силою совершаясь, мужеством же и смыслом преуспел. И единодержец был земли своей, покорив под себя окружные страны – одних миром, а непокорных мечом. И так ему, в дни свои живущему и землю свою пасущему правдою, мужеством же и смыслом – пришло на него посещение Вышнего, и воссиял разум в сердце его, как разуметь суету идольской лести и взыскать единого Бога, сотворившего всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышно ему было всегда о благоверной земле Греческой, христолюбивой же и сильной верою – как единого Бога в Троице чтут и кланяются, как в них делаются силы и чудеса и знамения, как церкви людьми исполнены, как веси и города благоверные все в молитвах предстоят, все Богу предстоят. И, сие слышав, вожделел сердцем, возгорел духом – как быть ему христианином и земле его. Это же и стало – Бог так изволил и возлюбил человеческое естество. Совлёк же себя потому князь наш, и с ризами ветхого человека, сложил тленное, отряс прах неверия и влез в святую купель. И породился от Духа и воды – в Христа крестился, в Христа облёкся. И изошёл от купели, белообразуясь – сын будучи нетления, сын воскрешения. Имя принял вечное, именитое на роды и роды – Василия; им же написался в книге жизненной в Вышнем Граде и нетленном Иерусалиме.

По сему же бывшему – не доселе ставил благоверия подвиг, ни о том только явил сущую в нём к Богу любовь. Но подвигся паче, заповедав по всей земле – и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, и ясно и велегласно во всех городах славиться Святой Троице; и всем быть христианами – малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простым, богатым и убогим. И не было ни единого же противящегося благочестивому его повелению; да если кто и не любовью, но страхом повелевшего крестился – потому что было благоверие его с властью сопряжено. И в единое время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас отходить – и заря благоверия явилась; тогда тьма бесослужения погибла – и слово евангельское землю нашу осияло. Капища разрушались – и церкви поставлялись; идолы сокрушались – и иконы святых являлись; бесы убегали – крест города освящал. Пастухи словесных овец Христовых, епископы – стали пред святым алтарём, жертву безскверную вознося; попы и диаконы и весь клир – украсили и в лепоту одели святые церкви. Апостольская труба и евангельский гром все города огласил; фимиам, Богу воспущаемый, воздух освятил. Монастыри на горах стали, черноризцы явились. Мужи и жёны, и малые и великие – все люди исполнили святые церкви; восславили, говоря: "Един свят, един Господь – Иисус Христос; во славу Богу Отцу – аминь! Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! Велик еси, Господи – и чудны дела Твои! Боже наш, слава Тебе!"

Тебя же как похвалим, о честный и славный в земных владыках, премужественный Василий? Как доброте твоей почудимся, крепости же и силе? Какую тебе благодарность воздадим – что тобою познали Господа и лести идольской избавились, что твоим повелением по всей земле твоей Христос славится? Или что тебе приречём – христолюбец, друг правды, смысла место, милостыни гнездо? Как уверовал? Как разгорелся в любовь Христову? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов – чтобы Невидимого возлюбить и о небесном подвигнуться? Как взыскал Христа, как предался Ему? Поведай нам, рабам твоим – поведай, учитель наш! Откуда тебе припахнуло благовоние Святого Духа? Откуда испил памяти будущей жизни сладкую чашу? Откуда вкусил и увидел, что благ Господь? Не видел ты Христа, не ходил ты по Нему – как учеником Его обратился? Иные, видевшие Его, не веровали – ты же, не видев, веровал. Поистине, было на тебе блаженство Господа Иисуса, сказанное к Фоме: "Блаженны не видевшие и уверовавшие". Потому же с дерзновением и несомненно зовём тебя: о, блаженный! – Сам тебя Спаситель назвал. Блажен ты, что веровал к Нему и не соблазнился о Нём – по слову Его непреложному: "И блажен ты, что не соблазнился обо Мне". Ведавшие ибо Закон и Пророков распяли Его – ты же, ни Закона, ни Пророков не читав, Распятому поклонился. Как твоё сердце разверзлось? Как вошёл в тебя страх Божий? Как прилепился любви Его? Не видя апостола, пришедшего в землю твою и нищетою своею и наготою, голодом и жаждою сердце твоё на смирение клонящего; не видя бесов, изгоняемых именем Иисуса Христа, больных выздоравливающих, немых говорящих, огня на холод прилагаемого, мёртвых встающих – сих всех не видев, как уверовал?

Дивное чудо! Иные цари и властители, видевшие всё сие, бывающее от святых мужей, не веровали – но паче на муки и страсти предали их. Ты, о блаженный, без всех сих пришёл ко Христу – только от благого смысла и остроумия разумев, что есть Бог единый Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал в мир спасения ради возлюбленного Сына Своего. И, сие помыслив – вошёл в святую купель. И если иным юродство мнится – тебе сила Божия вменилась. К сему же, кто исповедает многие твои ночные милостыни и дневные щедроты – что к убогим творил, к сирым, к больным, к должникам, к вдовам и ко всем требующим милости? Слышал ибо – было слово, сказанное Даниилом к Навуходоносору: "Совет мой да будет тебе угоден, царь Навуходоносор – грехи твои милостями окупи и неправды твои щедротами нищих". Это слышав, ты, о честный, не до слышания ставил сказанное, но делом сокончал – просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, больным всякое утешение посылая, должников искупая, рабам свободу давая. Твои ибо щедроты и милостыня и ныне в человеках поминаемы суть – паче же пред Богом и ангелами Его. Её же ради, доброприлюбной Богу милостыни – много дерзновения имеешь к Нему, как присный Христов раб. Помогают мне слова сказать: "Милость хвалится на суде". И: "Милостыня мужа – как печать с ним". Вернее же – Самого Господа слово: "Блаженны милостивые – как они помилованы будут".

Иное же, яснее и вернее, свидетельство приведём о тебе от Святых писаний, сказанное от Иакова апостола – что "обративший грешника от заблуждения пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов". Да если единого человека обратившему столько возмездия от благого Бога – то какое за то спасение обретёшь ты, о Василий? Какое бремя греховное рассыпал – не единого обратив человека от заблуждения идольской лести, ни десяти, ни города, но всю область сию! Показывает нам и уверяет Сам Спаситель Христос, Каковой тебя славы и чести сподобил есть на небесах – говоря: "Кто исповедует Меня пред человеками – исповедую его и Я пред Отцом Моим, Который есть на небесах". Да если исповедание приемлет о себе от Христа к Богу Отцу исповедавший его только пред человеками – сколько ты похвален от Него имеешь быть, не только исповедав, что "Сын Божий есть Христос", но и веру его уставив, не в едином соборе, но по всей земле сей, и церкви Христовы поставив, и служителей Ему введя!

Подобный великому Константину – равноумный, равнохристолюбивый, равночестный служителям Его! Он со святыми отцами Никейского Собора закон человекам полагал – ты же с новыми нашими отцами епископами занимаясь часто, со многим смирением совещался: как в человеках сих, внове познавших Господа, закон установить?. Он в эллинах и римлянах царство Богу покорил – ты же в Руси: уже ибо и в оных, и в нас Христос Царём зовётся. Он с матерью своею Еленою, крест от Иерусалима принеся и по всему миру расславив, веру утвердили – ты же с бабкою твоею Ольгою, принеся крест от нового Иерусалима, Константина града, и его по всей земле своей поставив, утвердили веру. Ему же потому подобный ты – с ним же единой славы и чести общником сотворил тебя Господь на небесах, благоверия твоего ради, которое имел в жизни своей.

Доброе свидетельство благоверия твоего, о блаженный – святая церковь Святой Богородицы Марии; её же создал на правоверной основе; где же и мужественное твоё тело ныне лежит, ожидая трубы архангельской. Доброе же очень и верное свидетельство – сын твой Георгий; его же сотворил Господь наместником по тебе твоего владычества; не рушащего твоих уставов – но утверждающего, не умаляющего твоего благоверия положения – но паче прилагающего, не кажущего – но учиняющего. Он же недоконченное твоё окончил – как Соломон Давидово, который дом Божий великий святой Его Премудрости создал – в святость и освящение городу твоему; его же со всякою красотою украсил – золотом и серебром, и камнями дорогими, и сосудами честными. Эта же церковь дивна и славна всем окружным странам – такая же иная не обрящется во всём полуночии земном от востока до запада. И славный город твой Киев – величеством, как венцом, обложил; предал людей твоих и град святой, всеславный – скорой на помощь христианам Святой Богородице; Ей же и церковь на Великих вратах создал – во имя первого Господня праздника, святого Благовещения. Да если целование архангел дал Деве – будет и граду сему. К Ней ибо: "Радуйся, обрадованная! Господь с Тобою!" – к городу же: "Радуйся, благоверный град! Господь с тобою!"

Встань, о честная глава, от гроба твоего! Встань, отряси сон! Ты ибо не умер – но спишь до обещанного всем восстания. Встань – не умер ты! Не есть ибо тебе лепо умереть – веровавшему во Христа, жизнь всего мира. Отряси сон, возведи очи – да увидишь, какой тебя чести Господь там сподобил; и на земле не беспамятна оставил сынами твоими. Встань, увидь чадо своё Георгия, увидь утробу твою, увидь милого своего, увидь – его же Господь извёл от чресл твоих, увидь красящего стол земли твоей – и возрадуйся и возвеселись! К сему же увидь благоверную сноху твою Ирину, увидь внуков твоих и правнуков – как живут, как хранимы суть Господом, какое благоверие держат по преданию твоему, как в святые церкви частят, как славят Христа, как поклоняются имени Его. Увидь же и град, величеством сияющий; увидь церкви цветущие; увидь христианство растущее; увидь город, иконами святых освещаемый и блистающий, и фимиамом обухаемый, и хвалами божественными и пениями святыми оглашаемый. И, сие всё видя – возрадуйся и возвеселись, и похвали благого Бога, всего сего Строителя! Видел же, если и не телом, но духом: показывает тебе Господь всё сие – о нём же радуйся и веселись; что твоё верное воссеяние не иссушено было зноем неверия – но дождём Божьего поспешения распложено было многоплодно.

Радуйся, во владыках апостол – не мёртвые тела воскресивший, но душою нас мёртвых, умерших недугом идолослужения, воскресивший! Тобою ибо обожились мы и жизнь Христа познали. Скорчены были мы от бесовской лести – и тобою простёрлись и на путь жизненный наступили; слепы были сердечными очами, ослеплены невидением – и тобою прозрели на свет трисолнечного Божества; немы были – и тобою проговорили. И ныне уже, малые и великие – славим единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты правдою ибо облечён, крепостью препоясан, истиною обут, смыслом венчан и милостынею, как гривною и утварью золотою, красуешься. Ты был, о честная глава, нагим – одеяние, ты был алчущим – кормитель, ты был жаждущих утробе – ухлаждение, ты был вдовицам –помощник, ты был странным – покоище, ты был беспокровным – покров, ты был обиженным – заступник, убогим – обогащение. Им же, благим делам и иному, возмездие приемля на небесах, благо, "что уготовил Бог вам, любящим Его" – и зрением сладким лица Его насыщаешься.

Помолимся о земле своей и о людях – в них же благоверно владычествовал ты. Да сохранит их в мире и благоверии, преданном тобою; и да славится в них правоверие; и да проклинается всякое еретичество; и да соблюдёт их Господь Бог от всякой рати и пленения, от голода и всякой скорби и сотуждения! Паче же помолимся о сыне твоём, благоверном князе нашем Георгии – в мире и в здравии пучину жития переплыть и в пристанище небесного заветрия пристать, невредно корабль душевный и веру сохранив, и с богатством добрых дел, без соблазна же, Богом данных ему людей управив, стать с тобою непостыдно пред престолом Вседержителя Бога и за труд паствы людей его принять от Него венец славы нетленной со всеми праведными, трудившимися Его ради.

Сим же за то, – о Владыка, Царь и Бог наш, высокий и славный Человеколюбец, воздающий по трудам славу же и честь и причастниками творя Твоего Царства, – помяни, – как благ Ты, – и нас, нищих Твоих, – как имя Тебе Человеколюбец. Если и добрых дел не имеем, но многих ради милости Твоей спаси нас – "мы ибо люди Твои и овцы паствы Твоей"; и стадо, что вновь начал пасти, исторг от пагубы идолослужения. Пастырь добрый, положивший душу за овец – не оставь нас, если и ещё блудим; не отвергни нас, если и ещё согрешаем Тебе, как новокупленные рабы, во всём не угождающие господину своему; не возгнушайся, если и мало стадо. Но скажи к нам: "Не бойся, малое стадо – как благоизволил Отец ваш небесный дать вам Царство!"

Богатый милостью и благой щедротами, обещавшийся принимать кающихся и ожидать обращения грешных – не помяни многих грехов наших; прими нас, обращающихся к Тебе; загладь рукописание соблазнов наших; укроти гнев, им же разгневали мы Тебя, Человеколюбец; Ты ибо еси Господь, Владыка и Творец, и в Тебе есть власть – или жить нам, или умереть. Уложи гнев, милостивый – его же достойны есмь мы по делам нашим; мимо веди искушение – как персть есмь мы и прах; и не войди в суд с рабами Своими – мы, люди Твои, Тебя ищем, Тебе припадаем, Тебе себя милыми делаем. Согрешили мы и злое сотворили – не соблюдаем мы, ни сохраняем, что же заповедал Ты нам. Земными будучи, к земному преклоняемся мы; и лукавые сидим пред лицом славы Твоей; на похоти плотские предаёмся; порабощаемся греху и печалям житейским; бываем беглецы своего Владыки. Убогие от добрых дел, окаянные злого ради жития – каемся, просим, молим: каемся – злых своих дел; просим – да страх Твой пошли в сердца наши; молим – да на Страшном Суде помилует нас. Спаси, ущедри, призри, посети, умилосердись, помилуй – Твои ибо есмь мы, Твоё создание, Твоей руки дело.

Если ибо беззакония узришь, Господи – кто устоит? Если воздаёшь каждому по делам – кто спасётся? Как от Тебя очищение есть, как от тебя милость и многое избавление – и души наши в руке Твоей, и дыхание наше в воле Твоей. Доколе же ибо благопризирание Твоё на нас – благоденствуем; если же с яростью призришь – исчезнем, как утренняя роса. Не устоит ибо прах против бури – и мы против гнева Твоего. Но как тварь от сотворившего нас – милости просим: помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей. Всё ибо благое – от Тебя на нас; всё же неправедное – от нас к Тебе. Все ибо уклонились мы, все вкупе неуклюжими были – нет от нас ни единого о небесном тщащегося и подвизающегося, но все о земном, все о печалях житейских. "Как оскудело преподобных" на земле: не Тебе, оставляющему и презирающему нас – но нам, Тебя не взыскующим, но видимого сего прилежащим. Потому же боимся, когда сотворишь на нас, – как на Иерусалим, – оставлявших Тебя и не ходивших в пути Твои. Но не сотвори нам, – как и оным, – по делам нашим, ни по грехам нашим не воздай нам – но терпи на нас, и ещё долго терпи; оставь гневный Твой пламень, простирающийся на нас, рабов Твоих, Сам направляя нас на истину Твою, научая нас творить волю Твою.

Как Ты еси Бог наш – и мы люди Твои, Твоя часть, твоё достояние. Не воздеваем мы ибо "рук наших к богу чуждому", ни последуем ложному какому пророку, ни учения еретического не держим – но Тебя призываем, истинного Бога; и к Тебе, живущему на небесах, очи наши возводим; к Тебе руки наши воздеваем. И молим Тебе себя: отдай нам, как благой Человеколюбец; помилуй нас, призывая грешников в покаяние; и на Страшном Твоём Суде десного стояния не отлучи нас – но благословения праведных причасти нас. И доколе же стоит мир, не наводи на нас напасти искушения, ни предавай нас в руки чужих – да не прозовётся град, Твой град, пленённым и стадо Твоё "пришельцами в земле не своей"; да не скажут страны: "Где есть Бог их?". Не попускай на нас скорби и голода, и напрасных смертей, огня, потопления – да не отпадут от веры нетвёрдые верою. Мало казни – а много милуй; мало язви – а милостиво исцели; в малом оскорби – а в скорби овесели; как не терпит наше естество долго носить гнева Твоего – как стебель огня.

Но укротись, умилосердись – как Твоё есть же помиловать и спасти. Тем же продолжи милость Твою на людях Твоих – ратных прогоняя, мир утверди; страны укроти; голод утоли; владыками нашими огрози странам; бояр умудри; города насели. Церковь Твою взрасти; достояние Своё соблюди; мужей и жён и младенцев спаси. Сущих в работе, в пленении, в заточении, в путях, в плавании, в темницах, в алкании и жажде и наготе – всех помилуй, всех утешь, всех обрадуй, радость творя им и телесную, и душевную. Молитвами, молением пречистой Твоей Матери, и святых небесных сил, и Предтечи Твоего и Крестителя Иоанна, апостолов, пророков, мучеников, преподобных и всех святых молитвами – умилосердись на нас и помилуй нас. Да милостью Твоею пасомые, в единении веры, вкупе весело и радостно – славим Тебя, Господа нашего Иисуса Христа, с Отцом, с Пресвятым духом, Троицу нераздельную, единобожественную, царствующую на небесах и на земле ангелам и человекам, видимой и невидимой твари – ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Верую в единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, и видимого и невидимого;
и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единочадного, от Отца рождённого прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, а не сотворённого, единосущного Отцу, чрез Него же всё стало;
нас ради человеков и за наше спасение сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, вочеловечившегося;
и распятого за нас при Понтийском Пилате, страдавшего и погребённого;
воскресшего в третий день по Писаниям;
вошедшего на небеса, и сидящего одесную Отца;
и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Его же царству нет конца;
и в Духа Святого, Господа, и животворящего, исходящего от Отца, Он же с Отцом и с Сыном сопоклоняем и сославим, говорившего чрез пророков;
в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь;
исповедую единое крещение в оставление грехов;
чаю воскрешения мёртвых;
и жизни будущего века.
Аминь.

Верую в единого Бога, славимого в Троице: Отца нерождённого, безначального, бесконечного; Сына же рождённого, собезначального же и бесконечного; Духа Святого, исходящего из Отца и в Сыне являющегося, собезначального же так же и равного Отцу и Сыну – Троицу единосущную, лицами же разделяющуюся; Троицу именами, единого же Бога. Не сливаю разделения, ни соединения не разделяю – совокупляются несмешанно и разделяются нераздельно. Отец ибо называется – потому что не рождён; Сын же – рождения ради; Дух же Святой – исхода ради, но неотходен. Не бывает же Отец Сыном, ни Сын Отцом, ни Дух Святой Сыном – но каждому своё несмешанно присуще, помимо Божества. Единое ибо есть Божество в Троице, единое Господство, единое Царство – общее трисвятое от херувимов, общее поклонение от ангелов и человеков, единая слава и благодарение от всего мира. Того единого Бога ведаю и Тому верую, в Его же имя и крестился – во имя Отца и Сына и Святого Духа. И как же принял от писания святых отцов – так научился.

И верую и исповедую, что Сын, благоволением Отчим и Святого Духа хотением, сошёл на землю спасти род человеческий; небес и Отца не отлучился; и, Святого Духа осенением, вселился в утробу Девы Марии; и зачался, как же – Сам един ведает; и родился без семени мужского, Мать девицею сохранив – как же и лепо Богу; и в рождество, и прежде рождества, и по рождестве – Сыновства не отложив. На небесах ибо безматерен – на земле же без отца; вздоился, как человек, и воспитался. И был человек истинный – не привидением, но истинно в нашей плоти. Исполненный Бог, исполненный человек – в двух естествах и хотениях воли; чем был – не отложив, и чем не был – взял. Пострадал плотью – как человек, меня ради; и Божеством без страданий – как Бог пребыл. Умер бессмертный – да меня мёртвого оживит. Сошёл к аду – да прадеда моего Адама восставит и обожит, и диавола свяжет. Восстал – как Бог; изошёл из мёртвых – как Победитель Христос, Царь мой, тридневно. И являлся ученикам Своим; взошёл на небеса к Отцу, Его же не отлучавшимся был, и сидит одесную Его. Чаю же Его, снова приидущего с небес – но не отайно, как же прежде, но во славе Отчей, с небесным воинством. Ему же мёртвые, гласом архангельским, навстречу изыдут; и Он имеет судить живых и мёртвых, и воздать каждому по делам.

Верую же и в седьмой Собор правоверных святых отцов; и им же извергнутых – и я изметаю; и им же проклятых – и я проклинаю; и что же писанием предал нам – принимаю. Святую и преславную Деву Марию, Богородицей нарицаемую, чту же и с верою поклоняюсь Ей. И на святой иконе Её Господа моего, как младенца на лоне Её, зрю – и веселюсь; распятого Его вижу – и радуюсь; воскресшего Его и на небеса идущего смотря – воздеваю руки и поклоняюсь Ему. Так же и угодников Его святых иконы видев – славлю Спасшего их. Мощи их с любовью и верою целую, и чудеса их проповедую, и исцеления от них принимаю. К кафолической и апостольской церкви притекаю – с верою вхожу, с верою молюсь, с верою исхожу.

Так верую – и не постыжаюсь. И пред народами исповедую – и исповедания ради и душу свою положу. Слава же Богу за всё – строящему обо мне выше силы моей! И молитесь обо мне – святые учители и владыки Русской земли! Аминь.

Я, милостью человеколюбивого Бога монах и пресвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископов священ был и настолован в великом и богохранимом граде Киеве – что быть мне в нём митрополитом, пастырем же и учителем. Было же сие в лето 6559 (1051) – при владычествующем благоверном князе Ярославе, сыне Владимира. Аминь.


Рецензии
Слава Господу Иисусу Христу и всей Пресвятой Троице!

Николай, огромное спасибо за Ваш большой просветительский труд, в том числе и за этот текст тоже.
Я очень, ОЧЕНЬ рад, что на прозе есть такие замечательные авторы, как Вы.

Спасибо!

С глубоким уважением, Марк Игоревич.

(Аналитическая Верификация)

Къ Истине   22.06.2013 21:13     Заявить о нарушении
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу - и ныне и присно и вовеки веков!

С праздником Святой Троицы вас, Марк Игоревич!

Спасибо вам на добром слове!

Николай Шошунов   23.06.2013 14:35   Заявить о нарушении
Спаси нас Господи Иисусе Христе!
И Вас с Праздником!
Милости Божией!

Къ Истине   23.06.2013 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.