О Культуре, естественной природе мозга, и научной

О Культуре, естественной природе мозга, и научной  ошибке, из-за которой может погибнуть не только Россия (СССР уже погиб), но и вся современная цивилизация.


Многие люди понимают, что и в России, и в мире не очень благополучно.
Выводы делаются верные – падение уровня культуры, духовности, морали.
Но, почему они «падают»? И что делать? Обратиться за помощью к науке? Срочно повысить зарплаты работникам культуры? Открыть церковно – приходские гимназии?
Увы! Не поможет!

Прежде чем действовать, надо разобраться в сложившейся ситуации:

Церковь вообще ни при чём, она к делу отношения не имеет… только под ногами путается.
А, вот между Наукой и Культурой разобраться необходимо.
Разумеется, если не хотим, чтобы Россия погибла.
И здесь нужна третья сторона, почему и пишу. Не в суд же подавать на Науку?

Культура с Наукой спорить не будет, поскольку, не имеет научных знаний. (К тому же, наука просто игнорирует любые попытки работников Культуры завести диалог)
И учёные, способные понять проблему (наука не однородна), не пойдут против общепринятой теории. Забьют.
К тому же учёные не обладают профессионально - культурным развитием такого уровня, чтобы можно было разбираться в «механике» культуры. Этому полжизни учиться надо, всю жизнь интеллект набирать и практический опыт.

Но, наука должна создать научную теорию, где будут учитываться и знания культуры. Сегодня Культура наукой не рассматривается.
А человечеству необходима  научная теория полноценного разума, а не половинчатого.


Пункт 1.
Мозг – образование эволюционное. Работает по законам природы. А законы природы нельзя придумать. Их можно только открыть. И их нельзя нарушать без угрозы  гибели.

Может ли человечество сказать, что знает эти законы? Да! Коллективная мудрость многих поколений – открыла эти законы. Душу, духовность – не наука  придумала и не религия.
И многие слова, смысла которых люди сегодня не понимают, – тоже человечество придумало.
Например, слова «рассудок», «рассудочность» есть. А их толкование в словарях отсутствует.
А жаль! Потому что, не надо было бы ничего объяснять, а просто сказать:

Человечество становится массово рассудочным!
Не мыслящим, не духовным, а рассудочным. Проще говоря, бездуховным.
А общество без  души  - это глупое общество, испорченное и бездарное. Выжить оно не может. Отдельные люди – могут, а весь социум, государство - нет.

Пункт 2.
В чём причина, корень зла? Почему нельзя выжить без души? Что такое душа?

Как это ни дико прозвучит, но, «корень зла» в учёных! И, конкретно, в Науке Психологии.
Имеют ли право учёные - психологи утверждать, что знают природные законы, по которым работает мозг?
Как работник Культуры, как театрал, я, категорически, утверждаю: Нет, нет и нет!

Наука отвергает существование души. Но, не объясняет природу того психического явления, которое люди идентифицируют, как душу.
Другими словами, учёные упустили работу части человеческой психики. Как раз той, с которой работает Культура…. и, без которой, не будет самой науки.

Грубо говоря, половину мозга изучает психология… а со второй половиной работает Культура.
Но природа - то мозга одна! Её нельзя изучать по половинкам! Нельзя жить половиной мозга!
Именно поэтому собственные теоретические разработки есть у всех видов искусств.
Искусство не может быть неполноценным. У него выбор небольшой: или мозг работает органично… или нет никакого искусства.
Не буду говорить за другие виды… но, театральная теория идёт врозь с Общей Психологией.

Пункт 3.
Психика не берётся ниоткуда… это производное физиологии мозга. Душу и духовность – не на небесах искать надо, а в мозге.

Наука Психология основана на идее, что человеческий разум – это речь, слова. И, значит, - по пониманию учёных, - разумом являются лобные доли.
Но, если мы взглянем на рисунок мозга, увидим, что лобные доли занимают совсем немного места. Около 30% от общей площади коры большого мозга. А остальная кора чем занимается?
Наука об этом знает. Это сенсорная кора. С помощью органов чувств она воспринимает реальный мир.
И, конечно же, психика этих 70% коры тщательно исследована?

А вот и нет! Совсем не исследована! С точки зрения науки, у неё нет никакой психики!
Почти сто лет назад академические психологи постановили, что это животная часть мозга, неразумная… для человеческого разума её изучать не надо!
С тех пор и не изучают! (Не только у человека, но и у животных).

Пункт 4.
Но, может, психологи правы?
Как театрал – никак не могу согласиться!
И ни один здравомыслящий человек и, имеющий культурное развитие, с этим не согласится.

Сенсорная кора имеет и другое название - первая сигнальная система (термин И. П. Павлова).
Первая она потому, что работает по первому сигналу.
А первый сигнал у нас – образ!
А Культура, искусство, литература просто базируются на образе. Т.е. – это их суть.
Культуры (и вообще разума), основанной на слове, – не бывает! (Разве, только, фонетика, синтаксис, орфография, орфоэпия… но, и они воспринимаются через первый сигнал).

К тому же, образы очень тесно связаны с эмоциями. Без которых, культура, опять же, невозможна.
А это ещё одна часть коры – лимбическая система.
С эмоциями можно работать только через образы. Изучать их можно только через образы. Напрямую, словами работать с эмоциями нельзя. Только через образы.
(Станиславский об этом писал 80 лет назад. Психология до сих пор не знает)
Если не изучается образная часть коры, не будет исследована и эмоциональная. Их можно исследовать только вместе

Пункт 5.
Учёные, зная о существовании этих двух разделов коры, просто проигнорировали их психику.
А большинство людей вообще о них не знают.
И нигде, ведь, не пишется, что сенсорная кора работает по сигналу образ.

К сожалению, этот вопрос упустила и Культура. Я, будучи режиссёром по профессии, имея два диплома, опыт работы… лишь случайно узнала о такой малости, как сигнальные системы. Искала, - где в мозге расположено подсознание. Хорошо, попался старый учебник по физиологии, где рассказывалось об открытии академика Павлова.

Т.е. в наших мозгах есть два раздела коры, о которых знают только узкие специалисты.
Но, наш мозг – это мы сами. Мы его чувствуем, мы им работаем.

Не зная о существовании эмоционально – образных разделов коры, люди их чувствуют.
А, поскольку, наука устранилась от решения сего вопроса, люди объясняют свои ощущения - словом ДУША. А эмоционально – образное развитие словом – ДУХОВНОСТЬ.
Тем более что они очень интимно связаны с нашим «Я» через непроизвольное внимание.
(Эта часть нашей психики, которую мы ощущаем, как себя настоящего. Та внутренняя сущность, которая, собственно и является нами, которая болит, плачет радуется, любит. Которую, мы скрываем от посторонних, прячась за лобные доли. Потому что нашему внутреннему «Я» легко сделать больно. Мы открываемся только близким).

Наше внутреннее «Я» совсем не слабачок. Его просто не развивают. Совершают подвиги, как раз, люди с большой душой. Такие люди шли на смертные муки, но не предавали.
Предатели – это люди, воспитанные через лобные доли. Такие, с виду, сильные… но, с крохотными, беспринципными душонками.
.
Наука потому и не понимает, что такое душа и духовность, что проигнорировала две части коры.
Настоящая наука Психология, во всех своих многочисленных ответвлениях,  является теоретиком рассудочности! Того состояния мозга, которое лишено природной органики, лишено развития души.

Пункт 6.
Три части коры. Две из них психологически не исследованы. Теории нет!
И, всё человечество уверено, что разум зависит от лобных долей. Педагогика построена на убеждении, что разум – это слово. Детей, поколение за поколением, воспитывают на этом убеждении. Т.е. с доминантой на лобные доли.

А кто и где развивает у детей эмоционально – образные части коры? Кто знает, что их надо развивать? Что-нибудь вроде музыкальных школ?
Нет! Они тоже занимаются образованием, а не развитием. Как почти все образовательные учреждения, они организованы по второму сигналу. Учат детей теории, технике, но не любви к музыке, не развивают способности. Т. е. знания дают, а души не развивают.
Даже больше… они травмируют души. Убивают у детей, скажем,  познавательный инстинкт (не знаю, есть ли такой, но, нормальные дети  должны задавать бесконечные «почему и зачем»).
В итоге, дети ненавидят школу. Учатся, потому что их вынуждают.


Мозг штука непростая. Он работает по двум видам внимания. До сих пор, только это спасало человечество от вымирания. Потому что непроизвольно, мозг набирает на порядки больше информации, чем произвольно. Духовное развитие происходит легко и в огромных объёмах.
Но, сегодня пора кричать «Караул»!
Детей, как можно раньше, стараются перевести на произвольное внимание и слово.
Дети не видят хороших фильмов о жизни, не читают книг, не общаются с умными взрослыми… и, в любую свободную минуту утыкаются носом в свои сотовые телефоны, вместо того, чтобы набирать информацию о жизни. У них, уже в младших классах нарушена органика слова. Они не умеют думать.
А, чем активнее развитие человечества через лобные доли и произвольное внимание – тем меньше у него шансов на выживание.
Мозг, в котором недоразвиты две части коры - это психический калека. Природа такого не создавала, и выжить ему не позволит.

Пункт 7.
Нет в мозге  какой-то одной главной части! 
Разум – это совместная, сбалансированная  работа всех частей.
Всё со всем связано. Сигналы мечутся от одной системы к другой. Говорим слово, а активируется  половина  сенсорной коры…
Культура как раз и призвана органично работать со всеми разделами мозга.

Стихотворение – это красивая словесная форма…
Глубочайшее образное содержание, несущее интересные мысли…
И тончайшая эмоциональность.
Добавить органичность тела… двигательная кора управляется образами.
Виртуозное управление произвольным и непроизвольным вниманием.
(Искусство может делаться только непроизвольным.  А контролировать  эмоции, не забыть слова, не перепутать движения -  можно только произвольно).

Куда науке до таких тонкостей, если до неё не дошло, что слово – это не второй сигнал!
Слово – это объединённая работа двух сигналов – первого и второго. Павлов это озвучил сто лет назад.
Конечно, нельзя говорить о всей науке. Взаимодействие двух сигналов рассматривалось многими учёными. Но, достоянием всей науки и всего человечества – это не стало.

Думается, сегодня надо помогать не только  Культуре, но и самой науке, настоящим учёным – исследователям, которые не могут пробиться сквозь рассудочную, научную элиту.
Наткнулась в  интернете на  записи  женщины – физиолога, которая как раз изучает первую сигнальную систему… которая писала – насколько важна ассоциативная кора первой сигнальной системы… и как мозг старается спасти её, в случае травмы.
Еще бы, если там полные сведения о нашей жизни. Без этих записей – наше «Я»  -  ноль, память пустая. Амнезия. И никакие лобные доли не помогут.

Без помощи Культуры  учёные не смогут разобраться в работе  эмоционально – образных разделов коры. А Культура не сумеет объяснить человечеству своей жизненно – важной необходимости,  без поддержки науки.
Но, сегодня  и наука, и культура  зашли в тупик.  Вместе со всем человечеством, которому они, практически, уже не нужны. Погибать будут по очереди: сначала культура, потом наука, а затем, человечество.

Кто должен, кто может разобраться во всём этом? Само человечество? Боюсь, оно не успеет.
 


Рецензии
...сильная ...публикация (статья). Конечно, очень легко сбиться в комментариях к проекции Ваших мыслей на бытовые аспекты, особенно сравнивая совковые годы с нынешними. Но. Не хочется. Заострило Ваше "Два способа развития мозга: Или через лобные доли, через абстрактное слово с очень расплывчатым, не конкретным содержанием "вообще". Или органичное развитие, когда каждое слово осмысленное. Второй вариант - это мыслящие люди, творческие. А первый - формальные."
Вопрос сразу же встал сам собой. Будучи сформированным всё-таки в "то" время, я интуитивно тянулся к "второму варианту". Но живя в социуме, я вижу, как (если жестко) если не деградируют, то явно уже не лезут из кожи вон, чтобы противопоставить разлагающему душу (или мозг?) мещанству что-то творческое, что некогда росло и во мне. Росло росло, но так и не выросло. Вот и интересует меня теперь вопрос: жесткое "или - или"(или первый вариант, или второй) настолько ли жесткое? Сдается мне, что при определенном воздействии я бы мог открыть творческого начала в себе больше. Понимаю, что не стоит перекладывать ответственность на кого-либо, но те же пятиклассники что могут противопоставить общественным правилам и ложным путям, чтобы не стать одиннадцатиклассниками? Изначально человек не является плохим материалом, и, естественно, Вы подавляюще правы в своей статье. И меня тоже очень пугает, что при нынешнем положении в мире шансов вырасти "вторым вариантом" ничтожно мало. В той или иной степени об этом кричат или говорят многие. А воз и ныне там... Ваши открытия (при чтении и осмыслении Павлова) как преобразовали Вашу ежедневную жизнь? Боязнь за детей - это понять можно. Но есть второй русский вопрос - "что делать?". Что?
С уважением и благодарностью
Михаил М

Михаил Майоров   31.05.2013 20:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Извините, я не знала, что есть комментарии.

Не поняла - что именно вы хотите понять? Можно ли стать талантливым в вашем возрасте?
Думаю, можно. У вас есть необходимая база развития, коли поняли... есть желание.
Талант - не талант, но мудрость вполне достижима.
Вот только, быть мудрым в нашем обществе...
Скорее, надо спрашивать, как избавиться от ума, таланта и духовности, чтобы быть благополучным, успешным.

Но, я бы не променяла. У меня спина плохо гнётся... и колени слабые, не могу на них стоять. А, уж, подлизывать начальственные зады...
Я - советский человек! А мы все были достаточно гордыми. Не было вот этого унижения, когда тупое ничтожество получает право указывать только потому, что у него есть деньги.

Короче, если хотите, я вам объясню - что надо делать, как?
Мне и самой интересно. Тем более, что мои эксперименты,
надо думать, накрылись. Наше родное правительство начало сворачивать Культуру и Образование. А мои занятия денег не дают. Не танцы на шесте.

Морозова Татьяна Васильевна   26.06.2013 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.