Морской прибой

   В те далёкие 50-е и 60-е годы Союз Советских Социалистических Республик, будучи крупной морской державой, интенсивно строил современный гражданский флот, для которого были необходимы квалифицированные кадры. Всем было понятно, что без своего флота не обойтись в нашей эпохе и вообще цивилизации.

   Все развитые и богатые страны имели хороший и мощный флот. Для прохождения морской практики молодых курсантов мореходных училищ правительство СССР предоставило два превосходных пассажирских парохода: "Экватор" и "Полюс", которые были переоборудованы под учебные суда.

   Это были белоснежные красавцы,изысканной итальянской постройки.
Для отделки внутренних помещений,поручней трапов и мостика применялось красное дерево.На верхней палубе были установлены две учебные ходовые рубки,как копии настоящих,оснащенные современными электро-радионавигационными приборами и всем необходимым оборудованием и снабжением.

   Эти рубки располагались сразу за главной ходовой рубкой и там несли вахту курсанты по графику,что позволяло практически проработать весь учебный курс навигации и управления судном.

   Для теоретических занятий были две аудитории. На судне был,также красивый и большой кинозал.

   В носовой части пароход имел большой грузовой трюм и фактически перевозил грузы из порта в порт.

   Это давало возможность изучить и практически освоить многогранную технологию перевозки разнообразных грузов, что являлось главной задачей транспортного флота и торгового мореходства.
   
   Вся организация практики,её обеспечение,условия жизни и быта,учёба и подготовка были на самом высоком уровне современности,профессиональности,морской культуры и этикета.

   После прохождения такой практики мы были уже готовы заступить на рабочее место штурмана на грузовом судне и дальнейшая учёба,в мореходке была уже дополнением этого.

   Я учился тогда на втором курсе Таллинского мореходного училища ММФ и в 1957 году проходил практику на пароходе "Полюс".Судно совершало рейс по маршруту: Владивосток,Сингапур,Аден,Кусейр(Египет),Суэцкий канал,Порт-Саид,Александрия,Одесса,Дуррес,Гибралтар и Рига.

   Плавание судна по протяжённости было наполовину кругосветным и мы шли по морским путям,буквально,под аплодисменты дружественных нам народов,которые, увидев наш флаг и марку на трубе,приветливо махали нам руками со своих берегов, причалов,портов,судов и катеров.Такого ярчайшего престижа красного флага с серпом и молотом невозможно себе представить в настоящее время.Мы отвечали тем же.

   Такой рейс, с заходом в три океана,множество морей,экзотические главные порты на морских путях,дальние страны и прочее,поражал воображение,а служба на таком судне и всё вместе,выражали нашу сбывающуюся мечту в этом нашем настоящем времени и самую настоящую сказку наяву для нас и не только.

   Такое отношение к нам со стороны государства предполагало стремление курсантов делать всё на отлично,служить своей стране,трудовому народу и отечеству.

   На всём протяжении пути мы не встретили ничего подобного у других стран,даже самых богатых капиталистов.

   Пароход "Полюс",его экипаж и курсанты мореходных училищ были яркой и впечатляющей визитной карточкой самого прекрасного,правильного и справедливого рабоче- крестьянского и трудовой интеллигенции,государства,каким был великий Союз Советских Социалистических Республик.

   Полное сочинение о рейсе парохода "Полюс" представил участник этого плавания,один из лучших курсантов училища,очень интересный и талантливый Лев Михайлович Веселов в своей книге "Своим курсом",которая представлено на его странице.
(Современная литература/Лев Веселов).

   В этом рассказе я хотел поделиться впечатлением,которое оставил во мне порт Дуррес,Албания. В этот порт мы пришли из Одессы и стали у причала под разгрузку, имея большой ассортимент генерального груза.

   В те времена албанцы были приветливые и дружественные к нам и в полном взаимопонимани.Пограничники,милиция и многие служащие, и работники порта были в форме,пошитой в СССР и казалось,что,вроде бы,мы,как у себя дома.В парке,на берегу Адриатического моря был организован большой совместный концерт,местных артистов и
курсантов парохода "Полюс".

   Курсантов с артистическими способностями тогда было много.Национальность или нация здесь была одна- курсанты парохода "Полюс",а это значило,что самые лучшие,способные,умные и культурные.Каждая своя национальность старалась показать и вложить в общую нацию все лучшее,что у них было.
   
   Каким захватывающим тенором пел молдаванин Коля Савранчук.А Лёва Веселов,имея целый список личных способностей и талантов,один из лучших курсантов ТМУ,уже признанный артист- солист,профессионально исполнил две песни в стиле ретро под свою гитару.Он всегда выступал на вечерах и концертах училища,как артист,и был мастер этого дела.

   Это все было на берегу Адриатического моря,под яркими южными звёздами и в тишине чарующей экзотической ночи с чистейшим голубым воздухом.Времени у нас было много и концерт закончился после полуночи.Для меня,не имеющего никаких музыкальных или артистических способностей,это была настоящая сказка из самой интересной книги.

   Климат здесь жаркий,мы часто купались прямо в порту,потому что вода была чистейшей.Купались и игрались вместе с группой дельфинов,которые резвились в непосредственной близости.

   В глубине бухты располагался шикарный городской пляж и мы пошли туда на большой весельной шлюпке под командой руководителя практики другой группы,капитан- лейтенанта.
Он был одет,естественно,в гражданском.

    Южная романтика,воздух,вода,Солнце,все было для нас,а за нами великая страна и наше светлое будущее.Местные люди на пляже были дружелюбны и ничем от нас не отличались.

   Через какое- то время ветер изменился и усилился до свежего. На пляж седым пенящимся гребнем начал накатываться морской прибой и набежавшей волной шлюпку развернуло и полностью выбросило на берег.

   Все кинулись беспорядочно к шлюпке и,схватив по бортам десятками рук, попытались протащить шлюпку через полосу прибоя.Сначала это почти удалось,но набежавшая крупная шальная волна сбила нескольких ребят с ног и выбросила шлюпку снова на берег.

   Командир шлюпки молча подал рукой знак- прекратить все это.Мы смотрели на него и ждали команду.Прибой лизал песок пляжа,что- то метров на десять, двадцать и потом уходил,чтобы зайти снова.

   Курсанты были расставлены по местам,шлюпку развернули и ближе подтащили к воде,где полным хозяином гулял прибой.Дважды делали попытку и почти пробили полосу прибоя,но морская стихия ударом шквального ветра и хорошей волны останавливала нас и выкидывала на берег вместе со шлюпкой.Это была учёба и тренировка,но и потеря сил.

   Шлюпка снова была изготовлена на третью попытку,курсанты заняли места по бортам,а четыре,опытные спортсмены,гребцы были расписаны на главные весла. Остальные,как попало.Командир шлюпки смотрел на море,молчал и выжидал прохода наиболее сильных валов.

 "Вперёёёд!"-

    услышал я громкий командный крик руководителя и в старте последнего момента смешались силы десятков рук и ног. Шлюпка, прочертив свой след на песке пляжа,набирая инерцию,в нарастающем разгоне, толкаемая суммой всех сил мышц рук, ног и всех, разгоряченных тел,азарта,желания и русского напора, всего монолита лучших морских курсантов тех времен,пробила наконец полосу прибоя.

   Это было как-то похоже почти на абордаж,со старых книг,или прорыв фронта под Москвой,если бы кто посмотрел со стороны.В брызгах ошалевших волн, море увидело маленькую копию картинки настоящего русского удара,который известен в критических событиях и главным моментом характеризует нацию.

   Все силы,до предела возможного и больше,вложены в движение вперёд,десятки пар, до дикости разгоряченных,отважных глаз впились в дальний горизонт и побеждали стихию.Над нами светило Солнце,но также ярко горели сердца всех курсантов.Это был цвет и элита нации тех времен,курсанты вместе с руководителем или командиром шлюпки.

   Может быть и на этот раз не смогли бы пробить мощь ударов волн и ветра, которые безграничны и их нужно уважать.В один момент шлюпка на мгновение снова почти встала и могла быть развёрнута и снова снесена на пляж,но курсанты удержали курс своими руками.

   Девятый вал,проявив великодушие,со свистом и шипением пены прокатился по бортам шлюпки, плеснул каждому курсанту по ковшику воды в их изумлённые глаза и ушел на пляж один.

   Шлюпка закачалась на синеве открытой воды залива и белый прибой,забыв о шлюпке, игрался с пляжем позади.

   Все курсанты моментом были в шлюпке и десять весел,по пять с каждого борта,по науке, взметнулись вверх,к небу,чтобы их не выбила волна,и долю секунды застыли в ожидании команды командира.

   "Весла на воду!"- прозвучала команда и правая рука со сжатым кулаком разрубила воздух сверху вниз!
   
    Десять весел синхронно упали и врубились в волны.Первый гребок,но шлюпка ещё на месте,второй гребок,шлюпка чуть двинулась,преодолевая напор волн и ветра,третий- достаточно тяжёлая морская шлюпка пошла.

    Мощь,энергия и сила наполнили всё пространство вокруг шлюпки? и воздух загудел от этого прорыва.
 
    Командир левой рукой держал румпель,а правой,со сжатым кулаком рубил воздух и дирижировал гребцами ,и,без тени сомнения,неизменно страшным голосом командовал ритмом.

    В шлюпке четыре гребца- спортсмены по этому делу,остальные так себе,но тоже знакомы с этим.Однако на такой волне все работали впервые,а это не так просто.Волна может выбить весло из рук и оно может нанести травму.На учёбу времени не было,здесь была работа с полной отдачей сил.Нужно было держать скорость и курс.

   Я допустил досадную ошибку,будучи здесь самым слабым физически в мускулах рук,росте,массе и весе,и  всем в комплекте,в горячке оказался около весла и схватил его.Пришлось грести изо всех сил,а,если честно,то,хотя бы не выпустить весло из рук.При любой ошибке волна могла сразу выбить это весло из моих рук и унести его в море.Конечно были и запасные вёсла.

   Выбиваясь из сил,я нашёл мужество и,крикнул, чтобы меня заменили.Но,как замениться в тесноте шлюпки,если нельзя пропустить гребок.Но,кое как получилось.Вместо меня сел сильный юноша и шлюпка лучше пошла по курсу.Я отработал минут пять или десять,почти на тройку с минусом,и выдохся полностью,когда закончилась выносливость.

   Отдышавшись, пришёл в себя и увидел на корме, на своем штатном месте,наш красный флаг с золотыми серпом и молотом.Под этим флагом ходили в атаку наши отцы и деды,за этим флагом страна и отечество,которые смотрят и гордятся нами.Видя перед собой свой флаг,гребцы черпали в нём силу и ещё сильнее налегали на вёсла.

   Ветер свирепел и разгуливался,волна нарастала,был трудный бой шлюпки с безжалостной яростью стихии и силы уходили в вёсла.Налетевший шквал пытался сорвать и унести флаг,но он стоял и победно трепетал на ветру в сиянии красного цвета.Мы все его прекрасно видели и верили,что силы ещё есть и они будут,пока наш флаг стоит на своём месте.Уставшие гребцы заменились на свежих и отдохнувших.

   Что такое флаг для корабля? Да это тоже самое, что и для армии в бою.
Шлюпка уверенно боролась с ветром и волнами и это была частица великого и прекрасного государства,которое называлось Союз Советских Социалистических Республик.

   А,если честно и более подробно,то в шлюпке были дети войны.В 1941-м по 4 года,а в 1945-м - 8 лет.Знаменитый 1937-й год рождения.Да и послевоенные годы мало,что полегче.Самое ослабленное поколение.Детство без хлеба,сахара и масла,конечно,без колбасы и сосисок,и основных продуктов питания.Много сверстников умерли от голода,холода и всего остального.Сейчас государство заботилось о нас и давало нам всё что возможно.Конечно не так густо, как потом,но хотя бы это.

   Вот этим,в шлюпке,удалось выжить,но они были очень ослаблены тяжелейшим лихолетьем.Им через пару лет заступать на  трудовую вахту без скидок,что не получали в своё время нормальный завтрак,обед или ужин и не набрали роста,веса,мышц и силы.Даже куска хлеба.Это уже всё в прошлом и совершенно непоправимо.А будущее страны надо подтягивать и равнять.Вот это и есть главная задача курсантов в шлюпке,а пока вот этот неожиданный экзамен на шторм и волну.

   Равнять совершенно невозможное приходилось только безрассудным напором и стремлением,которое давала наша голубоглазая жемчужная юность.

   Вёсла грамотно,настойчиво и неутомимо,как учили, врубались в пучину набегающих волн,и это решало возникшую,совсем не простую задачу.Шлюпка отошла от пляжа, вышла на открытую часть залива и легла курсом на ворота порта.Можно сказать, мы шли открытым морем.

   Море,как и любой противник,уважают мощь и силу и не хотело уступать,но не уступали и курсанты.Сила была,потому что шли под флагом,за которым стояло сильнейшее в мире наше великое государство. А в шлюпке была молодая команда,у них впереди будущее, ближайшее и дальнее.Надежда великой страны и эту надежду надо оправдать. В шлюпке безусловно, полна энергии и сил,элита флота, элита нации и всей нашей прекрасной страны.Первое серьёзное испытание и они справляются, и справятся. Шлюпка достигнет причала. В этом никто не сомневался.

   Эта группа курсантов,конечно,в самом начале своей учёбы,но все видели впереди свой победный горизонт и не было никаких сомнений,что он будет взят в самое ближайшее время.
    
   Ветер был свежий и гребцам нужно было работать в полном комплекте,отдавая всю свою энергию, мощность и выносливость.Но такие ребята в шлюпке были. Шлюпка медленно, но настойчиво продвигалась вперёд и держала курс. Командир шлюпки, капитан-лейтенант в цвете лет, положения, опыта и квалификации, безусловно, входил в элиту ВМФ. Командир и весь экипаж шлюпки были на уровне момента и в порядке.

   Море- достойный противник и оно умеет уважать отвагу и яростный напор,а сейчас можно записать ничью, чтобы никто не затаил обиду.И до встречи в следующий раз.

   Я лично был в центре события,чувствовал и видел, что это, безусловно, был цвет, элита флота и нации великой страны СССР.Увидев наш красный, с серпом и молотом, флаг,все недруги затихали и не хотели даже вякнуть или пискнуть.А в друзьях у нас тогда был почти весь земной шар.

   Мы сначала вышли под прикрытие волнолома, а затем на тихой глади воды порта ошвартовались у борта своего прекрасного судна. Боцман со штатной судовой командой профессионально подняли шлюпку на борт, на штатное место.Мы даже успели на ужин без опоздания.

    Командир шлюпки подошёл к капитану парохода и ,по военному,чётко отдал рапорт:

   "Все на борту,- замечаний нет".

    Нашему восторгу не было предела.
 Поднявшись на главную палубу и находясь в полном порядке, я окинул взглядом всё это великолепное судно от бака до кормы.Был виден весь морской порт,суда у причалов,горные вершины неведомой страны и бескрайнее море.Манящий и пьянящий горизонт с романтикой дальних плаваний и рейсов.

    Всё было таким же,как и утром,в начале похода на шлюпке.Но что- то изменилось.Я уходил на шлюпке просто курсантом мореходки,а вот сейчас я почувствовал себя матросом.Сейчас я точно матрос и всё.Тем более,что в конце практики все практиканты сдали серьёзные экзамены по всем пунктам,теорию и практику.Все получили свидетельство матроса.Но одно дело получить корочки матроса,а другое дело почувствовать это самому.В общем матрос и всё.

   В этом не было никаких сомнений.Я был готов к штурму всех будущих событий на море и всей морской стихии.

    А ещё.Я на всю жизнь запомнил тот,сильный и очень великодушный- морской прибой.


Благодарю за внимание.                Альберт Шаров.

   
      
 Фото автора. 
Шлюпка с парохода "Полюс" на шлюпочных учениях.
   
      


    
   

   


Рецензии
Мне очень понятны ваши чувства,т.к. самим пришлось выталкивать ял через прибой на чистую воду.Выдохлись,но победили.

Станислав Сахончик   10.10.2015 11:39     Заявить о нарушении
Благодарю Вас,Станислав.Рад приветствовать колллегу по такой морской ситуации и тематике.Счастья и удачи.

Альберт Шаров 2   10.10.2015 14:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.