Коренное отличие литературы от графомании

Николай Бердяев: «Творчество есть продолжение миротворения… Результат творчества – внесение в мир новой духовной энергии, новых ценностей, поднимающих людей на более высокую ступень бытия. Это стоящие перед нами свободные творческие задачи. Творчество должно создавать новую жизнь, а не просто культурные продукты большего или меньшего совершенства».


Художника питают корни, ветер, солнце, горний мир, от которого он получает информацию и энергетику. Только целостная система имеет творческую природу. По крупному счёту, человек один, без санкции свыше, на творчество не способен. Оно рождается из глубины души... Оно дается извне, но откуда взяться вдохновению без творческой цельности?
Гений – это неисчерпаемость, щедрость приумноженного таланта, радость творческого созидания.

Настоящие произведения рождаются, наполненные стихией, веществом искусства. Они услаждают взыскательный  вкус искусно положенной строкой. Чувствуется, что писать для такого автора – это не только муки творчества обнаженной души, но и ощущение радости и благодати.

Вот так рождаются слова,
Как из земли растёт трава
(Алексей Пичков)

Настоящие произведения искусства меняют мир, потому, что автор вложил в них всю свою душу, пытаясь достучаться до ума и сердца людей:

Так писать, чтоб фразы-маги
мир творили новизной...
   (Прокопий Явтысый)

***********************************************
А вот литературщина - разновидность графомании. Это сделанные вещи,  не рожденные. В конечном счёте, литературщики и графоманы с большим или меньшим умением высасывают всё из пальца.

Графоман обычно упивается восхищением собой.  Литературщик кормит свою гордыню, поэтому его прои))) оказываются, в лучшем случае, "проходной литературой".

Талант неудовлетворен, потому что воплощение на бумаге далеко  от видения творческого озарения. Талант часто сомневается "Но разве искусство это?" (рефрен стихотворения Редьярда Киплинга).

Настоящую литературу делают креативность - естественная способность творить, талант и цельность - связь с вышним миром.
Что человек пишущий - без духовной опоры?


Фото: шаман слов - ненецкий поэт Прокопий Явтысый
Эссе о нём -
http://www.proza.ru/2012/03/31/39

Добавлю мысли об этической ответственности писателя. Игорь Волокитин: «… каждый писатель управляет сознанием читателя. Описываем мы неизведанные миры или таинственные замки - картины этих миров возникают в голове читателя. Что это, как не управление чужим сознанием? И мы в полной ответственности за это!» Бэд Кристиан: «…есть уже совершенно научные методики на тему, как рулить чужой головой».
Утверждать «Пишу, как хочу» - читатель сам разберётся» и называть это уважением к читателю – чистая казуистика. Действительно, писать можно и нужно – обо всем в нашем не лучшем из миров. Но важно отношение писателя к этому. Какое он сформирует послевкусие? Чем отзовётся прочитанное? Хоть «Нам не дано предугадать чем слово наше отзовётся», но всё же… Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть последствия. Если автор описывает самый жуткий негатив, но сам ужасается и осуждает его, выступает за защиту жизни, - это одно. У читателя может при талантливой подаче даже возникнуть катарсис, очищение.

 Но если автор смакует негатив и создаёт впечатление, что «это хорошо» - тут его позиция, воистину, преступна. Вспомним анекдот. Попали в ад литератор и серийный убийца. Через некоторое время первый кричит чертям из своего котла: «Что вы убийце слабенький огонь развели, а мне – самый жаркий?» Черти отвечают. «Он-то больше никого не сможет убить, а твои книги до сих пор калечат людей до смерти».

Поэтому так важна этическая позиция писателя. Она должна быть созидательной. Иначе работа автора вредна и грош цена его "профессионализму". Если такие «идеи», произведения становятся прямой угрозой другим людям, миру, то даже с точки зрения нормальной человеческой морали писатель не имеет на них права. Кстати, за этим и закон следит.


Рецензии
Доброго дня, Любовь! Превесьма интересно было читать... Согласен, что вдохновение без некоей санкции свыше невозможно. В конце концов даже сугубый материалист признает, что наш конкретный ум есть производное от ума коллективного, и этот коллективный ум реально действует на наш личный, в том числе и побудительно.

Я немного иначе отношусь к графомании как явлению. Поскольку я профессиональный тренер и в прошлом опытный спортсмен, я вижу в графоманах подобие начинающих спортсменов, или даже разрядников от спорта. И те и другие неопытны, но могут обладать огромным соревновательным духом и гордыней самости. Мастерства просто им не хватает. Мастеров всегда мало, а разрядникам и начинающим нет числа.

Однако и мастера могут быть злыми, обуянными той же гордыней духа, с раздутым эго. Вы таких описали в анекдоте. Они могут талантливо творить злое, разрушительное, тлетворное для души. Поэтому раздел ИМХО тут проходит именно по духовному, а не профессиональному признаку. Кто-то стоит горой за условно доброго Бога с большой буквы, а кто-то за злого ревнивого и мстительного божка, или вовсе за серое безбожие. Тут важен выбор.
С уважением

Владимир Радимиров   14.11.2022 12:36     Заявить о нарушении
Владимир, да-да, но вопрос сложный.
Сколько "признанных" мастеров с графоманскими стихами.
Любительские, самодеятельные часто - с живыми чувствами, но неумелые - графоманией язык назвать не поворачивается. А вот графоманов-профи - полно.
Благодарствую!

Любовь Царькова   14.11.2022 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.