День бабушки

    Какой же сегодня день?  Марта переносит свой взгляд от книжки, которую читает, на календарь, стоящий у телевизора.
 – Слишком далеко, не вижу, - ворчит и меняет очки на  другие,  для  дали. – Много читаю, слишком много, так и ослепнуть можно.
      Еще совсем недавно радовалась своему соколиному взору, а сейчас без очков никуда.
   
   – Двадцать первое января – читает в календаре. Минутку, там еще что-то написано. Вот так, День бабушки.

  Снимает очки и задумывается. Пытается вспомнить, с каких пор существует этот праздник. Делает над собой усилие,  но напрасно. Помнит своих бабушек, Анну и Франтишку, но чтобы они праздновали День бабушки, этого она припомнить не может.
 
   – Наверное, это новый праздник, - констатирует и  снова принимается  за чтение.

    Марта заботилась о том, чтобы сын с детских лет не забывал  поздравлять свою бабушку, а ее маму, по случаю всех праздников. А День бабушки – это был большой праздник, который отмечался в семье, детском садике и школе. Ее мама всегда ожидала поздравления от внуков, да так сильно, что однажды даже задержала свой отъезд в санаторий, чтобы не расстраивать внуков и иметь возможность радоваться вместе с ними на празднике в детском садике. Мама Марты обожала своих внуков. С момента их рождения няньчилась, рассказывала сказки, шила одежки, баловала подарками, тайно прятала в детские  кармашки деньги.

     Иногда сестра ее за это  ругала, потому что  дети хотели быть чаще у бабушки, чем дома. Бабушка была авторитетом, основой и «последним убежищем спасения». Так называл ее сын Марты, когда нуждался в бабушкиной поддержке.
    После нескольких прочитанных страниц, услышав за дверьми в коридоре какой-то шум,  Марта  отложила книжку. Напрягла слух.  Из коридора доносилось щебетание детских голосков:
- Бабушка, открой, это мы пришли поздравить тебя.
Детский говор взволновал Марту. Подошла поближе к двери и в этот момент услышала бряцанье  замка в смежной квартире и радостный вскрик соседки Юлии:
- Мои любимые внучата! Входите, входите, как же я рада, какие красивые цветы. А стишок будет?
  - Я первый, я первый, - выкрикивает маленький Патрик.
- Нет, я первая, потому что я старшая, - перекрикивает его Ивонка, восьмилетняя барышня.
  - Бабушка, я хочу первый! – кричит Патрик. – Скажи ей что-нибудь!
- Патрик, Ивонка, только спокойно! – отчитывает их мама. – Войдите в квартиру, не устраивайте шум в коридоре.
   
    Марта слышит отголосок   закрываемой двери, шум стихает, а под  веками собираются слезы.
    Внуки  Марты  никогда не поздравляли  ее ни по  какому поводу. Вспоминает, как родился самый старший,  Камил.  Сколько было радости! Сын позвонил в десять вечера, выкрикивая в трубку телефона:

    - Мама, мама! Ты бабушка! Я родил сына!
Над этими словами  «я родил сына»  оба смеялись. Был гордый, как павлин, ведь сын родился. Марта не видела внука, уже тогда у нее были проблемы с нарушением движения ног, а сын жил в другом конце Польши. На крестины не смогла поехать из-за операции колена. Сын прислал ей несколько фотографий, однажды приехал на пару часов  вместе с маленьким Камилом, вот и все. Она не смогла взять его даже на руки, обнять, порадоваться, потому что невестка побоялась, что та  уронит малыша, или вдруг заразит, хотя Марта в то время ничем и не болела. Вот такова  сверх  осторожность  невестки.  Во всем была предубеждена. Сейчас Камилу уже пятнадцать лет, а они и не знаются. Только фото его есть.

     Когда внуку было два года, сын с семьей выехал в Канаду,  там  и живет. Вскоре родилась Патриция, а затем и Мартинек.
   
    Сын временами звонит, рассказывает о внуках, хвалится их способностями, присылает фотографии, но для Марты это чужие люди. Не может радоваться внукам, потому что их не знает. Нередко задумывается над тем, любит ли она их? И с болью в сердце признается, что нет. Ведь как можно любить кого-то только потому, что он той же крови?  Не может, хотя и желала  бы. Не так представляла она свою старость.
       
    Когда сын женился, они планировали, что он построит дом, она продаст свою квартиру,  и будут жить все  вместе. Сын даже показывал ее часть  в плане дома.   Вход туда предполагался отдельный, большая комната, кухня и ванная комната, в огороде ее грядки. Но планы вскоре улетучились. Сын начал строительство на собственные деньги, а кредит не получил. Когда же представился случай хорошей работы, связанной с отъездом в Канаду, сын продал начатое строительство. Марта осталась одна.

    Ей живется неплохо, она справляется, пенсия большая, еще подзарабатывает как бухгалтер, только вот ноги отказывают слушаться. Но больше всего болит у нее душа от одиночества. Не по причине, что живет сама, а потому что сердце одиноко.
   
   Недавно сын звонил. Приглашал:

- Мама, ты могла бы к нам,  в конце концов, приехать и остаться насовсем. Здесь, правда, хорошо и дом большой, и огород. Чувствовала бы себя лучше, чем там.

- Сынок, хотелось бы быть рядом с вами, почему бы и нет. Но не хочу быть вам в тягость на старость, а кроме того,   не знаю, смогла ли  бы там привыкнуть. Старые деревья не пересаживают. Знаешь об этом, правда? А, может, вы ко мне когда-нибудь приедете?  Хотелось бы, наконец, узнать моих внуков.

- Мама, пока это невозможно, слишком дорогое удовольствие. Через полгода я собираюсь в Польшу, вот тогда тебя навещу.

«Спасибо и на этом», подумала, положив трубку.

- Юле хорошо, - вздохнула с грустью. Дети близко, внуки почти каждый день ее навещают, а на именины, дни рождения и так, как сегодня, - поздравления, цветы… Жить – не умирать. Подошла к комоду. Задумалась, глядя на смеющиеся ротики своих внучат на фото.
- Мои внуки, а как будто бы и не мои – сказала горько сама себе и вновь открыла книгу.

    День бабушки, как каждый повседневный день, по обыкновению минул. Только  горячие слезы застилали глаза…

 Перевод с польского  http://azalia60.blog.onet.pl/


Рецензии
Вы находите нужные темы. Спасибо!

Галина Кадетова 2   26.07.2015 11:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.