Пирожок с мясом

    Довелось мне на днях побывать на Петроградской стороне в аккурат по окончании пятничного намаза. Странное ощущение, как будто на экскурсию в арабскую страну приехал, только холодно. Мой изношенный желудок затребовал жертву и я купил в соседнем ларьке самсу. Стою, смотрю на проплывающую мимо толпу правоверных мусульман, вспоминаю...
   В годы работы в своём военно-морском НИИ намотался по командировкам на всю оставшуюся жизнь, довелось побывать и в Ташкенте. Участвовал в приемке грузонесущего кабеля для опускаемых гидроакустических антенн в тамошнем кабельном институте. Поселили нас в институтской общаге, надо было сесть в автобус на остановке Ташвокзал и выйти на остановке Таштюрьма, путь оказался недолгим. Один из видов испытаний был проверкой количества циклов перемотки. Выглядело это так: кусок кабеля подвесили на огромный ролик, а по концам установили грузы в несколько тонн и давай его мотать туда-сюда. Положено было не менее 20000 циклов перемотки сделать. Т.е. работа комиссии сводилась к тому, что утром мы собирались в цехе, где стоит эта дыба, убеждались, что циклы наматываются и весь день свободны, чтобы вечером опять собраться и убедиться, что процесс успешно продолжается.
    Заняло это дело что-то около месяца, так что за это время мы не только весь Ташкент пешком обошли, но и довольно дальние окрестности посмотрели, не забывая активно попивать дармовой спирт. В составе комиссии был один очень вредный мужичонка из Киевского НИИ гидроприборов, ко всему придирался. Как-то в одной лагманной выпивали (это аналог нашей пельменной). Там два молодых раздетых по пояс узбека готовили самсу. Выглядело это так: посередине помещения стоит огромный чан, внутри которого в центре горит костёр, полуголые узбеки "ныряли" в него и лепили заготовки самсы на внутреннюю сторону чана, по мере готовности самса отлипала и падала внутрь в специальную канавку из которой всё те же узбеки её извлекали и укладывали на блюдо. Процесс настолько ритмичный, неторопливый и завораживающий, да ещё под восточную музыку, что легко впасть в транс и начать медленно покачиваться за столом, как кобра под дудочку.
    Принесли и нам самсы, все закусывают, мерно пожёвывая в такт музыке, расплылись по волнам своей памяти по дорогим сердцу местам, кто в Питер, кто в Киев, скучают... Вдруг среди этого безмятежного безвременья раздаётся просто дикий возмущённый вопль того самого мужичонки:"Что вы нам принесли, что за начинка, здесь ОДИН лук!" В ответ на его вопль к нам медленно в такт музыке подошел потный полураздетый узбек ( надо сказать тогда была местная зима, мы сидели в пальто, а изо рта шёл пар), разломил надвое самсу, долго её изучал, отыскивая причину возмущения, наконец, собрался с мыслями и сказал: "Здесь не ОДИН лук, здесь МНОГО лука"... Вот вроде бы всё правильно и слова произносились по- русски, а говорили на разных языках. Так и замерли во взаимонепонимании. Получается, чтобы понимать друг друга знание языка условие обязательное, но очень недостаточное.

 Такая вот картинка всплыла в моей памяти дождливым питерским днём у подножья Татарской мечети на Петроградской стороне.




___________________________________________________
Картина автора "Брошенный ребёнок", картон, масло.


Рецензии
Своего рода "трудности перевода"! Богат русский язык, и никогда нас не поймут чужестранцы ( пусть даже из союзных республик), когда мы отвечаем на предложение "да нет наверное...". Понравилось!!!

Ирина Туркакын   08.05.2014 10:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.