Путешествие по Сергиевке - усадьбе Лейхтенбергских

Это моя статья в журнале "Столицы и усадьбы". опубликованная в январском номере 2011 года.
Здесь я привожу ее для тех, кто захочет прочитать"Путешествие души по старинному парку", чтобы им была понятнее история парка Сергиевка, о котором я рассказываю в этой документальной повести.   

Тайна каменной головы.

Путешествие по Сергиевке - усадьбе Лейхтенбергских.



….Померкла степь. Тропою темной
Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит...

Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
                (А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)

… Витязь на коне едет по ночному полю. Мрачно клубятся черно-синие облака. Зловещий свет луны выхватывает из мрака страшную громаду. Всадник объезжает ее и открывается  ужасное зрелище -   чудовищный холм оказывается исполинской головой в шлеме. Стая черных ворон с карканьем разлетается в стороны, когда создание  поднимает веки. Сильнейший ветер, вырывающийся из ее уст, едва не сбивает с ног богатырского коня…
Такой  предстает легендарная  «живая голова» из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» в сказочных фильмах – экранизациях,  снятых в разное время в России  Александром Птушко (1972г), Иваном Никитченко и Виктором Невежиным (1938г.)
Поэма «Руслан и Людмила», увидевшая свет в 1820 г. -  первое законченное поэтическое  произведение  крупного масштаба, написанное  великим поэтом. На создание  «богатырской» сказочной поэмы повлияли  и  французские переводы   «Неистового Роланда» Ариосто и русские литературные сказки, такие, как лубочная повесть о  Еруслане Лазаревиче,  «Бахарияна» Хераскова,  «Илья Муромец» Карамзина и «Альоша Попович»  Радищева. Важным событием стал и  выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской « Истории Государства  Российского»», откуда заимствованы многие подробности и имена всех трёх соперников  - Руслана  Рогдай,  Ратмир и Фарлаф. В поэме множество загадочных сказочных персонажей – и  злая колдунья  Наина, и  коварный  бородатый карла Черномор. Есть в поэме и волшебные сады, и  чудесная  шапка-невидимка, и меч, которому нет равных в бою.  Но  образ гигантской  живой головы, неожиданно представшей в поле перед витязем – один  из самых  удивительных и фантастических в череде  этих необычайных образов.
Художники,  среди которых были такие знаменитые мастера,  как  Иван Билибин, Михаил  Нестеров и Николай Рерих  в  своих иллюстрациях к поэме  видели его  каждый по-своему –  голова была величественной, устрашающей,  скорбной, изысканной в своем зловещем великолепии, и даже
забавной.
Но что вдохновило  самого поэта  на создание столь невероятного творения? 
За ответом на эту загадку отправляемся  ближайший пригород Санкт-Петербурга  - в парк Сергиевка,  расположенный в   окрестностях города, на границе между Старым Петергофом и  поселком Мартышкино.  Парк Сергиевка, или бывшая усадьба Лейхтенбергских является  уникальным памятником истории и культуры XIX в. и  памятником культурного и природного наследия народов мира.
Расположенный  вблизи знаменитых дворцовых комплексов Нового Петергофа и  Ораниенбаума, парк гораздо менее  известен, убранство его не столь роскошно, но все же  он  по праву может назваться  одним  из самых прекрасных,  необычных и загадочных  усадебных ансамблей.
Территория усадьбы  сложилась из нескольких петровских «приморских мест», первоначальными владельцами которых были царевич Алексей Петрович, Петр Алексеевич (будущий Петр II), А. И. Румянцев, В. Л. Долгоруков, П. А. Румянцев-Задунайский. Название «Сергиевка» усадьба  получила по имени  сына фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского, Сергея Петровича Румянцева. К 1820-м годам эти владения были собраны вместе Кириллом Александровичем Нарышкиным, обер-гофмаршалом двора Николая I, который создал здесь парк со множеством построек.  Кроме большого господского дома, здесь имелись "шведский" и "китайский" домики, несколько каменных и деревянных флигелей, ферма, баня на взморье.
В 1839 г. у наследников К. А. Нарышкина имение было приобретено в качестве свадебного подарка  дочери императора Марии Николаевне, выходящей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. По словам современников, Николай 1 стремился создать для любимой дочери  «райский уголок» земли, поэтому в обустройство  усадьбы  вкладывались немалые средства и  привлекались лучшие  мастера архитектурного и ландшафтного проектирования.      
К 1842 г. по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера, который  построил  для супругов Лейхтенбергских петербургскую резиденцию -   Мариинский дворец, был возведен  прекрасный дворец в неогреческом стиле. Сложное по объемно-пространственной композиции, но в то же время легкое и  изящное здание,  декорированное  портиками,сделанным по образцу античных,располагается на гребне берегового уступа в северо-восточной части парка  Сергиевка. С возвышения, на котором находится  дворец открывается  широкая перспектива Финского залива - полоса серебряной воды, сливающейся с таким же серебряным северным небом. На месте старых служб, к юго-востоку от дворца были  возведены  служебные корпуса - Гофмейстерский (Кавалерский), Кухонный, смотрительские дома. Южнее располагались экипажные сараи, а за ними, в лесном массиве -  сохранявшиеся от дачи Нарышкина Китайский дом с беседкой и ледником. Церковь святой Екатерины  спроектированная Штакеншнейдером в 1843 году, находилась  в южной части   зеленого луга, раскинувшегося   перед главным фасадом дворца. Кровлю ее венчала фигура ангела с крестом. Перед входом, на пъедестале, находилась статуя евангелиста Иоанна. Единственным признаком православной церкви на фасадах были надписи на церковнославянском языке, размещенные на фризе, поэтому  здание, ныне находящееся в руинах,  до сих пор ошибочно именуется "Капеллой".
В планировке парка участвовал  знаменитый садовый мастер П.И. Эрлер, один из создателей ансамбля пейзажных парков Петергофа. Уникальный природный ландшафт способствовал  строительству самых разнообразных малых парковых  форм –  многочисленных лестниц,  гротов, арочных мостов с каскадами, причудливых каменных плотин. Сложный, со значительными перепадами уровней, пересеченный глубокими живописными оврагами рельеф местности, на котором расположена усадьба, необычен для  окрестностей Петербурга. Два ручья по ложу оврагов спускаются от  прудов  вниз к Финскому заливу, сливаясь перед впадением в его воды  в общий поток к северу от пересекающего парк Ораниенбаумского шоссе. На одном  из ручьев, расположенном  ближе к дворцу, в настоящее время  можно насчитать шесть каменных мостиков-плотин разной формы, поражающих красотой и совершенством инженерной мысли. Как утверждают  исторические источники, первоначально их было значительно больше.
Благодаря звенящим ручьям,  стремящимся вниз по  замшелым камням,  и переброшенным через них  многочисленным мостикам, водопадам,  струящимся по  широким каменным  ступеням,  прудам  с причудливыми протоками, таинственно отражающим в своем зеркале роскошные кроны деревьев, парк воспринимается как необыкновенно красивое и  романтичное место, пронизанное светом даже в пасмурные дни. Дренажная же система дорожек в парке  была устроена таким образом, что в самый сильный ливень они всегда оставались сухими.
Герцог Максимилиан  Лейхтенбергский, после свадьбы получивший  от императора титул Императорского Высочества и  чин генерал-майора  русской службы,  обладал обширными познаниями в области естественных наук, занимался живописью  и покровительствовал искусствам. Его работы  составили значительный вклад в гальванопластику. А в 1845 году в Петербурге на базе  мастерских Лейхтенбергского открылось первое промышленное гальванопластическое предприятие, оборудованное при участии самого изобретателя. Называлось оно  «Санкт-Петербургским гальванопластическим и художественной бронзы заведением» и  специализировалось  в области художественной гальванопластики — изготовлении барельефов и статуй. Здесь создавалось  художественное убранство и для Исаакиевского собора. Максимилиан  Лейхтенбергский владел известнейшей в художественном мире картинной галереей в Мюнхене, и  привез в Россию крупную коллекцию произведений искусства. В 1842 году  герцог Лейхтенбергский стал почетным членом   Академии Художеств, а с  1843 года до своей кончины, последовавшей в 1852 году был ее президентом. Он позаботился о составлении устава Академии Художеств, старался ввести больший порядок и  заботился о русских художниках. Благодаря ему в Сергиевке побывали многие творческие личности. И конечно, Максимилиан  Лейхтенбергский занимался украшением парка многочисленными скульптурами из своей  богатой коллекции. К несчастью, практически ничего из них, за небольшим исключением, не сохранилось -  во время Великой Отечественной войны, когда Сергиевка оказалась на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма, дворец был сильно разрушен, серьезно пострадал и сам парк. После войны Ленинградским университетом ( С 1921 года во  дворце и постройках усадьбы Лейхтенбергских располагается Биологический научно-исследовательский институт Государственного Ленинградского Университета ) были проведены работы по благоустройству парка, в  1965 по проекту архитектора В. И. Зейдемана в основном восстановили фасады дворца, после 1969 года по проекту архитектора К. Д. Агаповой велись работы по реставрации парка. Специалисты  опровергают легенды, по которым бронзовые и мраморные статуи, укрытые от бомбежки и  по сей день находятся  в парке, сохраняемые под  толстым слоем земли.  Большинство художественных ценностей дворца погибли в его подвале, а часть – на своих постоянных местах, вследствие обстрелов, пожаров, что-то могло быть расхищено. Лишь три вещи: “Венера” Витали, “Весталка” Кановы и “Ночь” Торвальдсена воистину чудом пережили лихолетье в подвале.
Тем не менее, усадьба продолжает возвращать, казалось бы, навеки утраченные произведения искусства.   
При прокладке  на лугу  электрического кабеля  директор Биологического института Дмитрий Осипов   обнаружил голову мраморной статуи, а в 2009 году в заваленных мусором сараях на территории усадьбы  были сделаны еще две  важные находки – статуи богинь Венеры и Гебы. Скульптура Гебы работы  Торвальдсена  до 1941 года,  предположительно, украшала южный фасад здания, с противоположной стороны располагалась еще одна скульптура мастера, а в центре между ними – большая ваза. Именно  к торсу этой скульптуры и подходит ранее найденная мраморная голова.  Еще одна удивительная находка украшает сегодня интерьер дворца. Это бронзовое  изображение собаки, созданное путем гальванопластики. Когда-то  две скульптуры  таких собак стояли у восточного фасада дворца. У обоих бронзовых псов  голова была повернута  влево,  так, словно бы  они встречали своих хозяев, когда карета подъезжала ко дворцу. Во время войны скульптуры были утрачены, и  впоследствии одна из них чудом  была обнаружена на чердаке  Китайского дворца в Ораниенбауме. Стараниями директора БНИИ Дмитрия Осипова она была отреставрирована и перенесена во внутренние помещения дворца Лейхтенбергских.      
По сей день усадьба и ее окрестности  таят множество загадок, которые еще предстоит разрешить потомкам.  Это необыкновенное место всегда привлекало к себе  разных людей, среди которых было и много выдающихся личностей. Летом и осенью 1854 года Алексей Саврасов здесь  написал  две большие картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской вид в окрестностях Ораниенбаума». За них получил он высокое звание академика живописи. Эта местность помнит Шишкина, Репина, Левитана, Сомова, семью Бенуа, писателей Некрасова, Панаева, Толстого, Тургенева, Щедрина, композиторов Глинку и Рубинштейна и многих других замечательных людей. Все они составили славу и гордость культурного общества России, и через них эта слава распространилась на Ораниенбаум, Мартышкино и Петергоф. А по одной из версий, в июле 1818 года  здесь побывал  юный  Александр  Пушкин…
… Парк и по сей  день, не смотря на некоторую запущенность,  прекрасен и таинственен. Кажется, за каждым поворотом путешественника ожидает что-то необычайное. Спускаемся  по дорожке вдоль русла ручья, струящемуся  в одном из  глубоких,   выстланных  валунами оврагов, пересекающих парк по направлению к заливу. И вот старые ели раздвигаются и   взору  неожиданно открывается  необыкновенное зрелище!
Это  громадная  гранитная голова-валун с бьющим у самого ее основания родником. Она как бы вырастает из склона, ведущего  в овраг. Черты  массивного каменного лица поражают своей выразительностью – четко и  лаконично очерченные, властные, они несут в себе  печать величья и глубокой печали. 
Быть может, именно таким предстал этот памятник почти два века назад    перед Пушкиным,  и в   поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года, появился  волшебный сюжет, навеянный впечатлениями от увиденного…

Но чьим  же  изображением на самом деле является удивительная скульптура из цельного камня?
История ее окутана тайной, и существуют  разные версии ее появления.
Размеры уникального гранитного валуна  2Х2.2Х1.8 метра. Происхождение самого огромного камня связано с моренными отложениями, появившимся после таяния ледника, которое произошло около 15 тысяч лет назад. Самый известный из таких валунов -  колоссальный валун, который был использован как постамент для установки памятника Петру I в Петербурге. Этот валун под названием "Гром-камень" был найден вблизи поселка Лахта на берегу Финского залива. Длина его 13 метров, ширина - 7 метров, высота - 8 метров. Доставка «Гром-камня» в Петербург заняла два года (1769-1770). Но есть  ряд и  менее крупных валунов, также имеющих большое научное и историческое значение. Валун-скульптура в Сергиевке –  один из них. В этом же парке небольшой ручей прорезает огромную гряду, состоящую из многих сотен моренных  валунов различных размеров. У берега Финского залива в районе парка Сергиевка есть  камень- пристань –   огромный валун с высеченными в нем ступенями и каменная скамья, вырубленная из целого валуна.    В парке Ораниенбаума, близ  Китайского дворца находится огромная каменная скамья-валун, которую украшает надпись: "Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевна Собственного саду построена в 1762 года". И, наконец, в усадьбе прадеда Пушкина, Ганнибала в Суйде (Гатчинский район Ленинградской области), в парке есть валун, в котором  по приказу владельца было выдолблено огромное садовое кресло. Интересно, что в селе Петровском (Пушкинском заповеднике на Псковщине) одной из достопримечательностей центральной, самой красивой части парка также является большой камень, на котором, по преданию, будто бы любил сиживать Абрам Петрович. Для него, может быть, это был не просто отдых во время прогулок. Если Абрам Петрович действительно родился в Эфиопии и был потомком ее владык Бахар-негашей, то он, как и его предки, мог считать эти огромные камни упавшими с неба, священными.
       Есть несколько гипотез создания  самой  скульптуры, которую в разных источниках называют  "Старик",  "Голова Самсона", «Адамова голова», «Русич». Из них можно выделить две основных. По одной из них, удивительное произведение  создал около 1800 г. по велению императора Павла I архитектор. Ф. Броуэр. Большой металлический шлем витязя, не дошедший до наших дней,  крепился в отверстие на переносице. Согласно другой  - это  голова Петра I, выточенная мастером с Петергофской Гранильной фабрики, чье дитя будто бы крестил сам император…
Вероятнее всего, нам никогда не удастся узнать истинное название и первоначальное  предназначение удивительного памятника.
Доподлинно неизвестно и то, на самом  ли деле послужила таинственная каменная голова прототипом «живой головы« в поэме Пушкина, или наоборот, уже после ее выхода в свет была создана как своеобразная иллюстрация в камне.
Но можно с уверенностью утверждать, что любая из версий  уже связала   духовной нитью эти  места  с  удивительным сказочным творением Пушкина. Так же как незримой духовной нитью связаны они  и с именами  и судьбами других замечательных  сынов и дочерей России. И тех, кто основал этот чудесный парк, наполнив его  удивительными сокровищами архитектуры  и тех кто, вдохновленный его красотой,  создавал здесь настоящие  произведения   искусства, и тех, кто защищал его в годы войны, и кто работал над его  восстановлением. Тех, кто бережно сохраняет его историческое и культурное  наследие  в наши дни и тех, чьей души  просто коснулась красота и очарование этого удивительного уголка нашего отечества, и кто навсегда  полюбил его.    
                23 октября 2010 г. Ермилова Нонна.


Рецензии
Спасибо, уважаемая Нонна. С 1960 года десятки раз проехал на велосипеде и машине мимо это замечательного места и корю себя, что не нашел время остановиться и побродить по этим изумительным местам. Весной непременно буду здесь!

Виктор Кутуркин   08.01.2022 21:56     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор, большое спасибо за добрые слова о любимом мной парке! Обязательно побывайте в нем!Посмотрите заранее карту и наметьте маршрут путешествия, чтобы посмотреть все достопримечательности!Если возникнут вопросы, пишите, постараюсь ответить!

Ермилова Нонна   15.01.2022 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.