Синдром астероида

       Декабрь… Пора подводить итоги уходящего года и ставить задачи на следующий.

Однако сейчас не хочу размышлять об итогах и планировать новые задачи, хочу поговорить о настоящем, текущем моменте. Да-с, беспокоит он меня смутными чувствами и некой неудовлетворённостью. Как-то незаметно подкралось тягостное ощущение, что я не понял чего-то главного. Снова, как тогда, в 1999 году, почувствовал себя астероидом. Правда, теперь не надо куда-то ездить, не надо встречаться с родственниками и знакомыми, достаточно лишь поговорить с ними по телефону, по скайпу или лицом к лицу. Во время короткого общения вдруг понимаешь, что имеет место разное восприятие настоящей действительности. Образно говоря, есть главная дорога и многочисленные, не совсем параллельные ей дорожки. А, поскольку ты сравниваешь своё миропонимание, считая его главным, с другими, то находишь немногих идущих рядом с собой. Я далёк от мысли идеализировать себя и знаю, что хуже многих других, но как маленький человек, как песчинка мироздания, сравниваю себя с близкими мне людьми и нахожу различия, которые мне совсем не по душе. Причину различий вижу лишь в мировоззрении. Ну, вот опять,- скажет читатель,- сколько можно говорить о нём, живи проще, радуйся жизни и воспринимай её такой, какая она есть. Вот в этом и вся загвоздка. Все проявления жизни, во всей совокупности тонкостей и грубостей, нам, так или иначе, приходится анализировать. Плывёт по течению лишь бревно, и оно не думает, а человек мыслящий, всё и вся сравнивает с тем эталоном мировосприятия, который он приобрёл и сформировал для себя. А оно-то очень разное: материалистическое, в проявлениях язычества и атеизма; религиозное, в Троичном Божестве или культах многобожия, когда каждый божок есть проекция падшего ангела высших иерархий. Не стоит думать, что материалистическое мировоззрение отличается от культов многобожия. Это серая зона, в которой царствует князь мира сего. Там где недостаточно Света, там Тьма или оттенки серого.

       Итак, восприятие окружающей нас действительности. Мне вспоминается притча об орле и петухе… Встретились как-то орёл и петух. Спрашивает петух орла, как он живёт, где был и что видел. Орёл летал высоко, был в далёких странах, многое видел, многое узнал. И давай всё это рассказывать петуху, который всю жизнь провёл в курятнике, копался в навозе, разыскивая червячков, топтал курочек и был главным во дворе. Петух слушал, слушал рассказ орла, и ему стало скучно. И не понял он, чем был доволен орёл и чем же интересна его жизнь. Орёл же прекрасно понимал петуха, потому как сам совсем недавно был таким же. В общем поговорили. Впрочем, оба были довольны, и каждому нравилась его жизнь.
 
       Так бывает, когда ученый говорит с неученым. Но еще тяжелее общение духовного с не духовным. Духовный – орел, а не духовный – петух. Духовный мыслит стратегически, а не духовный участвует в бесконечных тактических занятиях. Светское образование ничего не меняет. И как часто бывает, малообразованный, но воцерковленный человек, уже вышел из состояния не духовности, а солидно образованный и важный там еще не бывал. И как часто бывает, интересен первый, и занудливо скучен второй. Как хорошо понимает второго первый, и не может понять первого второй. "Ты равен тому, кого понимаешь",– заметил Гёте. Меня гнетёт нежелание большинства окружающих летать. Да, это сложно сделать, это труд и насилие над собой. Понимаю их желание жить проще, спрятав голову, закрыв глаза и уши, чтобы не видеть неправды жизни, не слышать барабанов совести и даже не начинать думать над вопросами,- для чего мы пришли в этот мир, куда мы уйдём и главное, с каким багажом? Гораздо легче жить в паутине пересудов, осуждения, занудного переливания из пустого в порожнее и встречаться для того, чтобы говорить о работе, судить и высказывать свои мнения. Ничего духовного в этом нет и не будет. Грустно и тягостно? Да. Мы вращаемся на разных орбитах и нет никакого видимого сближения, есть только столкновения. Вот и переживаешь, понимая, что ты при своей жизни не увидишь духовного роста и единения ближних и дальних. Мне, духовно слабому и несовершенному, трудно любить весь мир и болеть за его несовершенство.

      Но хватит о грустном. Верю и надеюсь, что если каждый из нас, живя по Евангелию и творя маленькие дела милосердия, можно как-то остановить этот безжалостный маховик перемалывающий всё лучшее в человеке.


26 декабря 2011 года.


Рецензии