Liebe Loise

Совершенно  разный жизненный путь, сферы  деятельности,  возраст  и пол  не стали помехой в дружбе  троицы: Елисеевича, Алексея, Нины,- выброшенных волной  демократии девяностых в водоворот перестройки. При всем их  различии , было главное объединяющее    чувство  - желание построить  общество равных возможностей.  Ритм жизни был настолько насыщен  делами надежд, что сутки пролетали  без разграничения на день и ночь. Поэтому предложение  Елисеевича, пользовавшегося у троицы особым уважением за житейскую мудрость, жажду  и разносторонность знаний , выделить выходной  для поездки с ним, вызвало  вопросы, закончившиеся  при ответе :
-Вы мне нужны, поедем в Верхние Лужки.

На противоположных берегах реки Воронка, в Ленинградской области, вниз от крепости Копорье до войны были деревни: Малые, Средние,  Верхние Лужки. Жестокие бои стерли эти села, одиноко стоит  единственная уцелевшая печная труба. В бою за Верхние Лужки, утром десятого декабря 1941года, с перебитыми ногами – Герой Советского Союза  Вересов Виктор Иванович  до последнего патрона прикрывал отход наших бойцов, последней гранатой взорвал себя и окруживших  его  немцев.
Места эти после войны были не тронуты по причине бездорожья. Добраться до бывших сел  можно было, пройдя три километра по охотничьим тропам. Территория сел поросла за все эти годы кустарником, травой,  редкими березами.
У одной из этих берез Елисеевич велел располагаться, походить по  урочищу. Сам  остался сидеть у рюкзака.
Теплый июньский месяц,  щебечущие в кустарнике птахи и тишина.

Тишина - вместо  звуков довоенной деревенской жизни – лающих собак, крика детворы плещущейся в реке,  мычащего стада требующего дойки.
 
К нашему возвращению у березки на  расстеленном  полотенце была разложена  снедь, расставлены  кружки, посередине стояла бутылка вина,  сбоку стоял    котелок   воды  из  местного родника.
-Садитесь, давайте перекусим.
-Елисеевич, мы тебе понадобились не для обеда  же на природе. Ты чем   озабочен?
-Хочу поведать  Вам одну историю. Произошла она два месяца назад, раньше не мог  сказать, думал как поступить, сейчас  я принял окончательное решение. Вы знаете,  какие суровые бои шли на этой земле, сколько погибло воинов и мирного населения. Масса захоронений  одиночных  и  групповых в местах дислокации госпиталей.В  начале каждой весны ребята энтузиасты своими силами, иногда с помощью  предприятий занимаются  сооружением памятных знаков.Так в Нижних   Лужках  прикрепили к валуну табличку с надписью.В  Средних  установили бревенчатый сруб на бетонной основе на месте расстрелянного дзота.Здесь в  Верхних - эту четырех метровую стелу.На майские праздники Дня Победы я всегда привожу в порядок одну из братских могил.В этом году решил посадить у стелы в Верхних Лужках пару кленов.

-Пойдемте со мной.

Минут через десять мы были  в мелколесье,  у зачищенного от травы небольшого участка земли,  огороженного   по периметру  частоколом из прутьев.
Елисеевич достал из карман  куртки   платочек,  молча положил его на землю.

-Посмотрите.
 
На платочке лежало колечко.

-Здесь рос молодой клен.Обкопав его со всех сторон, я стал его поднимать и тут увидел, что боковые корни сплелись вокруг  костей человеческой руки, обломанной у локтя. На  средней фаланге пальца было это кольцо.Посмотрите,там есть надпись.

«Liebe Loise»,  надпись на немецком  языке,  перевод несложный -  «Люблю Луиза».

На немецкой земле,  за сотни верст от  русской земли  Верхних Лужков, жила  влюбленная  Луиза.
Вид кольца - тоненькое,  примерно шестнадцатого размера, указывал на  юный возраст его обладателя.

-Моя мама отцу повесила на шею  свой  медальон, надеялась, любовь ее  сбережет  его.Без вести пропал.

-Все эти дни и ночи я думал, как мне поступить с кольцом.В тридцати километрах отсюда есть сельская церковь.Я хочу поехать с Вами туда, положить это кольцо к иконе.

-А на этом месте давайте помянем погибшего и выпьем за любовь,женскую любовь.

Тихо, не тревожа прихожан на вечерней службе, мы поставили свечи, молясь  о царстве небесном для всех погибших,без  разделения на нации, в надежде что где-то помолятся и за наших родных.

А за церквушкой тихо журчала река Воронка,  каждую секунду обновляя свои воды,напоминая нашу жизнь.



На фото четырехметровая стела в  бывшей деревне Верхние Лужки.


Рецензии
Уважаемая Тамара! Эти исторические места боев я объехал на велосипеде. Весь Ораниенбаумский плацдарм. Старый Петергоф, Порожки, Гостилицы, Таменгонт . Спасибо напомнили еще раз в дни снятия блокады! Успехов и удачи!

Виктор Кутуркин   26.01.2017 11:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.